ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Насруллина Эльвира Айратовна
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
магистрант Института экономики и финансов программы «Аудит и финансовый менеджмент (АССА)»

Аннотация
Статья посвящена обзору взглядов современных ученых на систему внутрикорпоративного контроля и аудита в коммерческих предприятиях. На основании предложенной статьи можно сделать вывод о необходимости более четкой формализации процессов внутреннего контроля для повышения эффективности его организации и получения более полных и информативных результатов.

Ключевые слова: аутсорсинг, аутсорсинг процессов, внутренний аудит, внутренний контроль, внутренняя отчетность, информация, корпоративная информация, принципы контроля, эффективность системы контроля


ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL AND AUDIT DEPARTMENT IN BUSINESS ENTITIES

Nasrullina Elvira Airatovna
Kazan Federal University
Master’s program Student (“Audit and financial management (ACCA)”)

Abstract
The article is about different authors’ views on problems of internal control’ organization. On the basis of the article it is possible to make conclusion about necessity of control and audit processes’ formalization for its efficiency and completeness of internal reports.

Keywords: corporate information, efficiency of control’s system, information, internal audit, internal control, internal reports, principals of control, processes’ outsourcing


Библиографическая ссылка на статью:
Насруллина Э.А. Организация службы внутреннего контроля и аудита в коммерческих организациях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2102 (дата обращения: 28.03.2024).

В современной научной литературе уделяется много внимания вопросам формирования служб и методик внутреннего контроля и аудита в коммерческих организациях. Прежде всего, данный факт связан с интеграцией России в мировую экономику и возрастающим интересом иностранных инвесторов к российским хозяйствующим субъектам.

Решение об организации службы внутреннего контроля должно быть тщательно взвешено и экономически обосновано. Между тем результативная и эффективная система внутреннего контроля позволит предприятию привлекать новых инвесторов и реализовываться на финансовых рынках. Связано это с увеличением надежности информации, формируемой для субъектов рыночных отношений.

Службу контроля и аудита можно организовать несколькими способами. Во-первых, организация способна внедрить собственное подразделение внутреннего контроля и аудита. Во-вторых, можно воспользоваться аутсорсингом данной функции. Третий метод – ко-сорсинг. По нашему мнению, третий метод является наименее эффективным, так как рассредоточение информации приведет к замедлению процессов контроля и аудита и увеличению затрат на взаимодействие.

Можно выделить некоторые фазы внедрения службы внутреннего аудита в структуру предприятия [4, с. 12]:

а) принятие решения о внедрении системы контроля;

б) формирование внутренней правовой базы;

в) фаза «вживания» внутреннего аудита в систему управления (2-3 года);

г) фаза «занятие прочных позиций».

Кроме того, все фазы будут сопровождаться постоянным мониторингом систем контроля для своевременного реагирования руководства компании к изменившимся условиям.

Возможную структуру и подфункции данного отдела можно описать следующим образом [3, с. 32]:

а) система наблюдений объектов аудита;

б) система проверки объектов аудита и сбора информации;

в) система интерпретации информации;

г) система консультирования специалистов и документирования результатов внутреннего аудита;

д) система проектирования управленческих решений и предоставления их управленческому персоналу.

Согласно Федеральному Закону №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при проведении аудиторских проверок должен быть соблюден принцип независимости аудитора. Независимость внутреннего аудитора на предприятии ограничена. Но для того, чтобы сохранить эту независимость, необходимо обособлять отдел внутреннего контроля и аудита от бухгалтерских и финансовых служб предприятия. По нашему мнению, отдел внутреннего контроля и аудита должен напрямую подчиняться собственникам компании. Кроме того, данный отдел может существовать не на общих основаниях, а по договору на оказание услуг, заключенному напрямую с собственниками организации, для того, чтобы минимизировать взаимодействие системы внутреннего контроля с остальными службами по вопросам, отличным от их функционального предназначения.

По мнению многих авторов, служба внутреннего контроля и аудита должна иметь линейную иерархию для четкого разграничения функций специалистов. Если компания имеет обширную сеть филиалов, контроль должен осуществляться шире, а результаты рекомендуется отражать в единой электронной базе [2, с. 9]. Однако не все согласны с этим утверждением, так как существует система факторов, влияющих на структуру службы внутреннего аудита. Среди них выделяют тип модели корпоративного контроля (частное предприятие, коллективная собственность и другие) и масштабы деятельности предприятия.

Большое значение имеет не только грамотное внедрение системы внутреннего контроля, но и подбор персонала. Сотрудники службы внутреннего контроля и аудита должны хорошо знать специфику сферы деятельности предприятия, организационную структуру, а так же объекты управления. Внутренние аудиторы должны быть осведомлены обо всех нормативно-правовых актах, относящихся к их сфере деятельности, так же они в совершенстве должны знать технику и методику проведения такого рода проверок. Важным качеством сотрудников данной службы предприятия так же являются консультационные способности, умение обобщать и анализировать информацию. Кроме того, по нашему мнению, сотрудники данного отдела должны постоянно проходить обучение, касающееся технических вопросов организации производственных и других процессов на предприятии для большей осведомленности о его функционировании.

Для определения оптимальной численности персонала некоторые авторы предлагают использовать инструменты корреляционно-регрессионного анализа. В качестве факторов в анализе могут выступать такие показатели как объем валовой продукции, стоимость внеоборотных активов, среднегодовая численность персонала предприятия и другие [3, с. 34].

Для того, чтобы система контроля на предприятии бесперебойно служила владельцам компании необходимо соблюдать следующие принципы [3, с. 35]:

а) систематичность процесса;

б) оперативность сбора информации;

в) комплексность выполнения контрольных работ;

г) пропорциональность обеспечения информацией;

д) специализация и кооперация при выполнении контрольно-аудиторских процедур.

Другие авторы дополняют этот ряд такими принципами, как независимость систем контроля, ответственность контролеров, глобальность в рамках хозяйствующего субъекта, обязательность.

На российских и зарубежных предприятиях для ускорения процессов контроля и аудита, а так же для большей точности проводится автоматизация данных процессов. Для этого используются такие программные продукты, как «ИНЭК-аналитик», «1С:Предприятие (Аудиторская выборка)», «AuditModern», «Fox Manager ISO», «ИНТАЛЕВ: Корпоративная аналитика» и другие.

По нашему мнению, на средних и крупных предприятиях подобная организация информационных потоков является не самой эффективной, так как внимание сотрудников рассредоточено на множестве других подразделений, что снизит качество системы внутреннего контроля. Мы считаем, что на хозяйствующих субъектах необходимо организовывать центр сбора внутренней информации, сотрудники которого будут заниматься исключительно кумуляцией необходимой для контролеров и аудиторов информации. В этом случае разделение полномочий позволит службе контроля и аудита сосредоточиться на контрольных процедурах, что повысит эффективность данной структуры, а также снизит риск возникновения ошибок.

На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать вывод, что существует множество работ и интересных взглядов на организацию служб финансового контроля в организации. Однако многие вопросы остаются дискуссионными. Внутренний аудит и контроль требует большей формализации процессов, а также законодательного регулирования, чего в современной России на данном этапе развития недостаточно.


Библиографический список
  1. Gumb B., C. Noel CEOs’ Reports about Internal Control: A Content Analysis // Accounting in Europe. 2009.
  2. Козюра Т.В. Внутренний финансовый контроль как фактор эффективного управления предприятием: автореф. дисс. … канд. эконом. наук. Москва. 2003.
  3. Остлев Г.Я., Концевая С.Р., Галлямова Т.Р. Формирование и стандартизация внутреннего аудита в коммерческих организациях // Международный бухгалтерский учет. 2012. №45.
  4. Федотова Е.С. Внутренний аудит как инструмент эффективного управления предприятием: автореф. дисс. … канд. эконом. наук. Саратов. 2005.
  5. Федотова Е.С. Внутренний аудит как инструмент эффективного управления предприятием: дисс. канд. эконом. наук. Саратов. 2005.


Все статьи автора «enasrullina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: