ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калугина Ирина Игоревна
Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права
студент

Аннотация
Данная статья посвящена выявлению сильных и слабых сторон инвестиционного климата России, а также потенциальных возможностей и угроз для дальнейшего развития привлекательности страны при помощи проведения SWOT-анализа. Данный анализ позволил разработать рекомендации по совершенствованию инвестиционного климата.

Ключевые слова: дорожные карты, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал


PROBLEMS OF THE INVESTMENT CLIMATE FORMATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Kalugina Irina Igorevna
Tyumen state academy of world economy, management and law
student

Abstract
This article describes strengths, weaknesses, opportunities and threats of investment climate development in the Russian Federation using the SWOT-analysis. It allowed to work out recommendations to improve the investment climate.

Keywords: investment climate, investment potential, roadmaps, SWOT-analysis, SWOT-анализ


Библиографическая ссылка на статью:
Калугина И.И. Проблемы формирования инвестиционного климата в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3593 (дата обращения: 15.10.2024).

Инвестиционный климат — совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска [1].

Для того чтобы успешно конкурировать с другими странами в привлечении иностранных инвестиций, сперва необходимо определить, какие сильные и слабые стороны инвестиционного климата существуют в России.

Для этого целесообразно использовать SWOT-анализ, т. е. метод, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды, которые в нашем случае могут повлиять на инвестиционную привлекательность России. Факторы подразделяются на четыре категории: сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы (Threats).

Выделим сильные и слабые стороны, а также сделаем предположение о том, какие существуют потенциальные возможности и что представляет собой угрозу для дальнейшего развития привлекательности страны (см. табл. 1).

Таблица 1 – SWOT-анализ повышения инвестиционной привлекательности России

Сильные стороны (S):

Макроэкономическая среда

Размер рынка

Выгодное экономико-географическое положение.

Наличие природных ресурсов

Наличие квалифицированных специалистов

Слабые стороны (W):

Финансовая система

Инновационный потенциал

Уровень коррупции в стране.

Защита инвесторов

Налогообложение

Сложность ведения бизнеса

Инфраструктура

Экология

Потенциальные возможности (O):

Присутствие в топ-20 рейтингов инвестиционной привлекательности;

Активная пропаганда инвестиционной привлекательности страны и отдельных регионов

Пути решения:

- Для снижения сырьевой ориентации российской экономики следует изменить потребительское отношение к ресурсному потенциалу страны, направить инвестиции в обрабатывающий сектор и высокотехнологичные отрасли, увеличить долю готовой продукции.

- Выгодное географическое положение поможет России воспользоваться увеличением международного спроса на продукты питания, воду землю и последующим ростом цен на международном рынке.

- Модернизация финансовой системы РФ, т.е. переход от сырьевой, спекулятивной и волатильной модели к качественно новой финансовой системе, которая активно содействует экономическому росту; стимулирует модернизацию российской экономики и усиление в ней инновационной составляющей.

- Для построения инновационной экономики России необходимо вводить в систему образования элементы бизнес-образования.

- Финансирование и развитие необходимой инфраструктуры для поддержания стартапов

- Для снижения коррупции необходимо эффективно выполнять планы, разработанные Правительством РФ

- Реализация в полном объеме средств, выделенных на инфраструктуру в связи с предстоящими событиями (Олимпиадой в Сочи и ЧМ по футболу 2018), а также привлечение частного капитала к строительству, эксплуатации и финансированию инфраструктурных объектов [2]

- Реализация «дорожных карт» для снижения административных барьеров, стимулирования предпринимательской активности и упрощения ведения бизнеса.

Потенциальные угрозы (T):

Зависимость состояния финансового сектора от энергетического рынка;

Неверно выбранные приоритеты инвестиционной политики могут отрицательно отразиться на развитии страны;

Большая часть капиталовложений иностранных инвесторов приходятся на сырьевые отрасли;

Снижение инвестиционного потенциала страны.

Источник: составлено автором.

Уровень развития финансовой системы России в настоящее время является крайне низким. Согласно опросу Фонда общественного мнения (ФОМ), опыт работы на финансовых рынках имеют только 0,6% населения, и менее 20% имеют представление о том, что такое финансовая система, менее 1% населения РФ являются частными инвесторами на финансовых рынках. По большей мере денежные потоки приходятся на кредиты и облигационные выплаты, тогда как на фондовый рынок приходится менее 5% от структуры выручки банковского сектора России, что подтверждает низкий уровень развития финансового рынка страны [10]. Также исследование показало, что большая часть опрошенных (59%) считают обстановку в стране неблагоприятной для инвестирования [6].

Для определения развитости финансовой системы Всемирный экономический форум (ВЭФ) рассчитывает индекс финансового развития (Financial Development Index). Он оценивает широту, глубину и эффективность 62 мировых финансовых систем и рынков капитала по 7 секторам: экономико-правовая среда, бизнес-среда, финансовая стабильность, банковские финансовые услуги, небанковские финансовые услуги, финансовые рынки и доступ к финансам [13]. В 2012 году в рейтинге по финансовому развитию Россия занимала 39 место.

Если смотреть индекс финансового развития по секторам (см. рис. 1), то по экономико-правовой среде, включающей в себя либерализацию финансового сектора, корпоративное управление, правовое регулирование и исполнение договорных обязательств, Россия обосновалась почти в самом конце списка – 59 место. Не намного лучше дела обстоят и с другими направлениями: банковские финансовые услуги – 58 место, финансовая стабильность – 41 место, финансовые рынки – 35. Россия по-прежнему очень сильна в секторе небанковских услуг – 8 место.

 

Рисунок 1 – Индекс финансового развития по секторам

Источник: составлено автором на основе [13]

При более подробном рассмотрении сектора «Бизнес-среда», можно увидеть, что по налогообложению Россия занимает лишь 48 место из 62.

 

Рисунок 2 – Сектор «Бизнес-среда»

Источник: составлено автором на основе [13]

На сегодняшний день проблемы в сфере образования и науки являются одной из важных причин инновационных неудач в России. Способность экономики к инновациям определяется имеющимися в ее распоряжении квалифицированными кадрами. Россия обладает достаточно мощным научно-техническим потенциалом, однако недостаток финансирования, утечка специалистов за рубеж не позволяют стране развивать его в таких высоких темпах, как развитые страны.

Для измерения уровня инноваций в стране был разработан глобальный инновационный индекс. Международная бизнес-школа INSEAD, Корнельский университет (Cornell University) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) представляют результаты в аналитический докладах «Глобальный индекс инноваций». Исследование охватывает 142 страны, которые в совокупности производят 99,5% мирового ВВП и в которых проживает 95% населения планеты [3]. В 2013 году Россия заняла 62 место в списке из 142 стран, потеряв 11 позиций по сравнению с предыдущим годом. В общем рейтинге она находится между Иорданией и Мексикой. Среди стран БРИК Россия занимает второе место после Китая (35 место), однако Бразилия и Индия могут вытеснить Россию при дальнейшем сохранении понижательной тенденции [14]. Как отмечается в докладе, сильные стороны России связаны с качеством человеческого капитала (подъем с 43 в 2012 на 33 место), развитием знаний (48) и инфраструктурой (с 54 на 49). Мешают развитию инноваций несовершенные институты (87 место), низкие показатели развития внутреннего рынка (74) и результаты творческой деятельности (101) [15].

Высокий уровень коррупции является одной из «больных» тем в России. Одной из основных причин коррупции является бюрократизм – осложнение канцелярских процедур, отнимающих у инвесторов много времени. Кроме того, в России отсутствует прозрачная судебная система, которая позволила бы гарантировать абсолютную защиту прав собственности.

Международная организация Transparency International составляет индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index) в государственном секторе различных стран на основе данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах [7].

В 2013 году Россия занимает 127 место (из 177) с оценкой в 28 баллов из 100. Россия прочно закрепилась в нижней части списка, что отрицательно сказывается как на перспективах экономического роста и повышении инвестиционной привлекательности нашей страны, так и на общем доверии граждан к серьёзности усилий власти по противодействию коррупции.

 

Рисунок 3 – Индекс восприятия коррупции российских институтов, по мнению общественности

Источник: составлено автором на основе [7]

При этом существует множество постановлений правительства о мерах противодействия коррупции, Федеральных законов и иных официальных документов, направленных на регламентирование антикоррупционных мер. Например, «Указ президента российской федерации о национальном плане противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты президента российской федерации по вопросам противодействия коррупции» от 13.03.2012 г [8].

Государством предпринимаются разработки в направлении снижения уровня коррупции внутри страны, в том числе на уровне органов государственного управления.

По мнению автора, угрозой для российской экономики является зависимость (в значительной степени) от экспорта природных ресурсов, особенно нефти и природного газа, причем правительство страны фактически оставляет добывающие отрасли в приоритете. Несмотря на относительно высокие темпы экономического роста последних лет, которые были достигнуты в основном за счет экспорта углеводородов, перспективы устойчивого долгосрочного роста остаются призрачными, так как чрезмерная зависимость от энергетического сектора серьезно затрудняет полноценное экономическое развитие, повышает нестабильность и резко снижает конкурентоспособность страны [13].

Рассмотрим товарную структуру экспорта РФ за 2012 г. (см. рис. 3.4)

 

Рисунок 3.4 – Товарная структура экспорта РФ за 2012 г.

Источник: [12]

Таким образом, из данных следует, что структура экспорта РФ сохраняет сырьевую направленность, что подтверждает угрозу превращения страны в мировой сырьевой придаток.

Одним из основных показателей, характеризующих экологическую устойчивость, является индекс экологических достижений (EPI), который измеряет достижения страны с точки зрения состояния экологии и управления природными ресурсами на основе 22 показателей в 10 категориях. Эти категории отражают различные аспекты состояния окружающей природной среды и жизнеспособности ее экологических систем, сохранение биологического разнообразия, противодействие изменению климата, состояние здоровья населения, практику экономической деятельности и степень ее нагрузки на окружающую среду, а также эффективность государственной политики в области экологии [4].

Эффективность государственной экологической политики в России низкая, страна не имеет необходимой нормативно-правовой базы для экологически обоснованного развития и управления. Таким образом, в экономике России наблюдаются тенденции антиустойчивого развития.

В последние годы в Российской Федерации приняты важные документы, во многом определяющие социально-экономическое развитие страны, в том числе ее государственную экологическую политику: Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» [11].

Инфраструктура была также выделена как слабая сторона в SWOT-анализе. Развитие инфраструктуры происходит в России медленнее, чем в других странах с быстрорастущей экономикой. Согласно докладу «Глобальная конкурентоспособность 2012-2013годы» (ВЭФ), она занимает 101 место (из 144) стран по качеству инфраструктуры, т. е. имеет значительно более низкий рейтинг, чем Китай (69 место) и Индия (87 место). По качеству дорог Россия опустилась в этом году на 136-е место (со 130), на котором она находилась в 2011-2012 гг. По оценкам, российская экономика ежегодно теряет 3% ВВП из-за низкого уровня развития дорожной инфраструктуры и неиспользования транзитного потенциала. Железнодорожная инфраструктура значительно лучше — по этому показателю в докладе «Глобальная конкурентоспособность» России отведено 30 место. Ожидается, что расходы на инфраструктуру вырастут в преддверии Олимпийских игр 2014 года и чемпионата мира по футболу 2018 года [2].

В последние годы в России предпринимается множество попыток улучшения инвестиционного климата. В 2011 году в России было создано Агентство стратегических инициатив (АСИ), задачей которого является продвижение проектов и инициатив малого и среднего бизнеса [6].

В феврале 2012 г. наблюдательный совет АСИ утвердил перечень проектов, входящих в национальную предпринимательскую инициативу (НПИ) по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. Основной задачей НПИ является снижение административных барьеров в экономике, а также создание благоприятного инвестиционного климата за счет объединения усилий делового, экспертного сообществ и чиновников.

АСИ координирует деятельность по созданию «дорожных карт», которые представляют собой предложенные предпринимателями планы мероприятий по упрощению, удешевлению и ускорению действующих на территории Российской Федерации процедур, связанных с ведением бизнеса [12].

В качестве критериев эффективности «дорожных карт» используется места России в международных рейтингах, включая рейтинг Doing Business. В докладе «Doing Business 2014» Россия занимает 92-е место. Целью осуществления «дорожных карт» является вхождение России в двадцатку стран-лидеров по инвестиционному климату к 2018 году.

Несмотря на работу, которую проводит АСИ и власти регионов России, автор считает их недостаточными. Для устранения выявленных проблем инвестиционного климата Российской Федерации и привлечения большего объема ПИИ автором были предложены следующие рекомендации совершенствования инвестиционного климата:

  • Реализация «дорожных карт» для снижения административных барьеров и стимулирования предпринимательской активности как главного двигателя инновационной экономики. Это позволит России подняться в рейтинге Doing Business.
  • Стимулирование конкуренции между российскими регионами в сфере привлечения иностранного капитала.
  • Определение приоритетных отраслей промышленности. Поддержка высокотехнологичных отраслей, науки и образования, а не только нефтегазовых отраслей.
  • Оказание поддержки развитию фундаментальной науки, языкового и бизнес-образования для поддержания высокого уровня квалификации кадровых ресурсов.
  • Активная пропаганда инвестиционной привлекательности страны и отдельных регионов, а также повышение информированности населения в области инвестирования.
  • Обеспечение экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития.
  • Модернизация финансовой системы РФ, которая активно содействует экономическому росту, стимулирует модернизацию российской экономики и усиление в ней инновационной составляющей.
  • Для построения инновационной экономики России необходимо вводить в систему образования элементы бизнес-образования.
  • Финансирование и развитие необходимой инфраструктуры для поддержания стартапов.
  • Для снижения коррупции необходимо эффективно выполнять планы, разработанные Правительством РФ
  • Привлечение инвестиций к строительству, эксплуатации и финансированию инфраструктурных объектов [2]

Таким образом, на сегодняшний день можно выявить большое количество проблем, связанных с развитием инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов. Однако в последние годы Правительство страны все больше направляет свою деятельность на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, тем самым обеспечивая ее привлекательность со стороны иностранных инвесторов.

 


Библиографический список
  1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. – 479 с.
  2. Исследование инвестиционной привлекательности России 2013 год: Формируя будущее России [Электронный ресурс] // «Эрнст энд Янг» URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Ras2013-rus/$FILE/Ras2013-rus.pdf
  3. Исследование INSEAD: глобальный индекс инноваций 2013 года [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL:http://gtmarket.ru/news/2013/07/01/6051
  4. Руденко Д.Ю. Место России в глобальных рейтингах экологической устойчивости развития [Электронный ресурс] / Д.Ю. Руденко, В.И. Комош, В.В. Сегой // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/111-10324 (дата обращения: 14.10.2013).
  5. The Heritage Foundation: Рейтинг экономической свободы стран мира 2013 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/01/10/5277
  6. Трансперенси Интернешнл – Россия [электронный ресурс] // Центр антикоррупционных исследований и инициатив. URL: http://www.transparency.org/
  7. Фонд Общественное Мнение. Готовы ли россияне вкладывать деньги в акции? [Электронный ресурс] // ФОМ URL: http://fin.fom.ru/Ekonomika/10861
  8. Форум: 100 шагов к благоприятному инвестиционному климату [Электронный ресурс] // Ведомости – 2012. – Режим доступа: http://www.asi.ru/upload_docs/100steps-121225015714-phpapp02.pdf
  9. Указ о Национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 годы [Электронный ресурс] // Сайта Президента России. Режим доступа:http://www.kremlin.ru/news/14765
  10. Эксперт. О финансовом регуляторе в России [Электронный ресурс] // Эксперт. URL: http://expert.ru/2013/09/5/o-finansovom-megaregulyatore-v-rossii/?ny
  11. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.asi.ru/about_agency/
  12. Официальный сайт Комитета государственной статистики РФ  [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru
  13. Financial Development Report 2012 [Электронный ресурс] // URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_FinancialDevelopmentReport_2012.pdf
  14. The Global Innovation Index Report [Электронный ресурс] // URL: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=gii-full-report-2013#pdfopener


Все статьи автора «Калугина Ирина Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: