Инвестиционный климат — совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска [1].
Для того чтобы успешно конкурировать с другими странами в привлечении иностранных инвестиций, сперва необходимо определить, какие сильные и слабые стороны инвестиционного климата существуют в России.
Для этого целесообразно использовать SWOT-анализ, т. е. метод, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды, которые в нашем случае могут повлиять на инвестиционную привлекательность России. Факторы подразделяются на четыре категории: сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы (Threats).
Выделим сильные и слабые стороны, а также сделаем предположение о том, какие существуют потенциальные возможности и что представляет собой угрозу для дальнейшего развития привлекательности страны (см. табл. 1).
Таблица 1 – SWOT-анализ повышения инвестиционной привлекательности России
Сильные стороны (S):
Макроэкономическая среда Размер рынка Выгодное экономико-географическое положение. Наличие природных ресурсов Наличие квалифицированных специалистов |
Слабые стороны (W):
Финансовая система Инновационный потенциал Уровень коррупции в стране. Защита инвесторов Налогообложение Сложность ведения бизнеса Инфраструктура Экология |
|
Потенциальные возможности (O):
Присутствие в топ-20 рейтингов инвестиционной привлекательности; Активная пропаганда инвестиционной привлекательности страны и отдельных регионов |
Пути решения:
- Для снижения сырьевой ориентации российской экономики следует изменить потребительское отношение к ресурсному потенциалу страны, направить инвестиции в обрабатывающий сектор и высокотехнологичные отрасли, увеличить долю готовой продукции. - Выгодное географическое положение поможет России воспользоваться увеличением международного спроса на продукты питания, воду землю и последующим ростом цен на международном рынке. - Модернизация финансовой системы РФ, т.е. переход от сырьевой, спекулятивной и волатильной модели к качественно новой финансовой системе, которая активно содействует экономическому росту; стимулирует модернизацию российской экономики и усиление в ней инновационной составляющей. - Для построения инновационной экономики России необходимо вводить в систему образования элементы бизнес-образования. - Финансирование и развитие необходимой инфраструктуры для поддержания стартапов - Для снижения коррупции необходимо эффективно выполнять планы, разработанные Правительством РФ - Реализация в полном объеме средств, выделенных на инфраструктуру в связи с предстоящими событиями (Олимпиадой в Сочи и ЧМ по футболу 2018), а также привлечение частного капитала к строительству, эксплуатации и финансированию инфраструктурных объектов [2] - Реализация «дорожных карт» для снижения административных барьеров, стимулирования предпринимательской активности и упрощения ведения бизнеса. |
|
Потенциальные угрозы (T):
Зависимость состояния финансового сектора от энергетического рынка; Неверно выбранные приоритеты инвестиционной политики могут отрицательно отразиться на развитии страны; Большая часть капиталовложений иностранных инвесторов приходятся на сырьевые отрасли; Снижение инвестиционного потенциала страны. |
Источник: составлено автором.
Уровень развития финансовой системы России в настоящее время является крайне низким. Согласно опросу Фонда общественного мнения (ФОМ), опыт работы на финансовых рынках имеют только 0,6% населения, и менее 20% имеют представление о том, что такое финансовая система, менее 1% населения РФ являются частными инвесторами на финансовых рынках. По большей мере денежные потоки приходятся на кредиты и облигационные выплаты, тогда как на фондовый рынок приходится менее 5% от структуры выручки банковского сектора России, что подтверждает низкий уровень развития финансового рынка страны [10]. Также исследование показало, что большая часть опрошенных (59%) считают обстановку в стране неблагоприятной для инвестирования [6].
Для определения развитости финансовой системы Всемирный экономический форум (ВЭФ) рассчитывает индекс финансового развития (Financial Development Index). Он оценивает широту, глубину и эффективность 62 мировых финансовых систем и рынков капитала по 7 секторам: экономико-правовая среда, бизнес-среда, финансовая стабильность, банковские финансовые услуги, небанковские финансовые услуги, финансовые рынки и доступ к финансам [13]. В 2012 году в рейтинге по финансовому развитию Россия занимала 39 место.
Если смотреть индекс финансового развития по секторам (см. рис. 1), то по экономико-правовой среде, включающей в себя либерализацию финансового сектора, корпоративное управление, правовое регулирование и исполнение договорных обязательств, Россия обосновалась почти в самом конце списка – 59 место. Не намного лучше дела обстоят и с другими направлениями: банковские финансовые услуги – 58 место, финансовая стабильность – 41 место, финансовые рынки – 35. Россия по-прежнему очень сильна в секторе небанковских услуг – 8 место.
Рисунок 1 – Индекс финансового развития по секторам
Источник: составлено автором на основе [13]
При более подробном рассмотрении сектора «Бизнес-среда», можно увидеть, что по налогообложению Россия занимает лишь 48 место из 62.
Рисунок 2 – Сектор «Бизнес-среда»
Источник: составлено автором на основе [13]
На сегодняшний день проблемы в сфере образования и науки являются одной из важных причин инновационных неудач в России. Способность экономики к инновациям определяется имеющимися в ее распоряжении квалифицированными кадрами. Россия обладает достаточно мощным научно-техническим потенциалом, однако недостаток финансирования, утечка специалистов за рубеж не позволяют стране развивать его в таких высоких темпах, как развитые страны.
Для измерения уровня инноваций в стране был разработан глобальный инновационный индекс. Международная бизнес-школа INSEAD, Корнельский университет (Cornell University) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) представляют результаты в аналитический докладах «Глобальный индекс инноваций». Исследование охватывает 142 страны, которые в совокупности производят 99,5% мирового ВВП и в которых проживает 95% населения планеты [3]. В 2013 году Россия заняла 62 место в списке из 142 стран, потеряв 11 позиций по сравнению с предыдущим годом. В общем рейтинге она находится между Иорданией и Мексикой. Среди стран БРИК Россия занимает второе место после Китая (35 место), однако Бразилия и Индия могут вытеснить Россию при дальнейшем сохранении понижательной тенденции [14]. Как отмечается в докладе, сильные стороны России связаны с качеством человеческого капитала (подъем с 43 в 2012 на 33 место), развитием знаний (48) и инфраструктурой (с 54 на 49). Мешают развитию инноваций несовершенные институты (87 место), низкие показатели развития внутреннего рынка (74) и результаты творческой деятельности (101) [15].
Высокий уровень коррупции является одной из «больных» тем в России. Одной из основных причин коррупции является бюрократизм – осложнение канцелярских процедур, отнимающих у инвесторов много времени. Кроме того, в России отсутствует прозрачная судебная система, которая позволила бы гарантировать абсолютную защиту прав собственности.
Международная организация Transparency International составляет индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index) в государственном секторе различных стран на основе данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах [7].
В 2013 году Россия занимает 127 место (из 177) с оценкой в 28 баллов из 100. Россия прочно закрепилась в нижней части списка, что отрицательно сказывается как на перспективах экономического роста и повышении инвестиционной привлекательности нашей страны, так и на общем доверии граждан к серьёзности усилий власти по противодействию коррупции.
Рисунок 3 – Индекс восприятия коррупции российских институтов, по мнению общественности
Источник: составлено автором на основе [7]
При этом существует множество постановлений правительства о мерах противодействия коррупции, Федеральных законов и иных официальных документов, направленных на регламентирование антикоррупционных мер. Например, «Указ президента российской федерации о национальном плане противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты президента российской федерации по вопросам противодействия коррупции» от 13.03.2012 г [8].
Государством предпринимаются разработки в направлении снижения уровня коррупции внутри страны, в том числе на уровне органов государственного управления.
По мнению автора, угрозой для российской экономики является зависимость (в значительной степени) от экспорта природных ресурсов, особенно нефти и природного газа, причем правительство страны фактически оставляет добывающие отрасли в приоритете. Несмотря на относительно высокие темпы экономического роста последних лет, которые были достигнуты в основном за счет экспорта углеводородов, перспективы устойчивого долгосрочного роста остаются призрачными, так как чрезмерная зависимость от энергетического сектора серьезно затрудняет полноценное экономическое развитие, повышает нестабильность и резко снижает конкурентоспособность страны [13].
Рассмотрим товарную структуру экспорта РФ за 2012 г. (см. рис. 3.4)
Рисунок 3.4 – Товарная структура экспорта РФ за 2012 г.
Источник: [12]
Таким образом, из данных следует, что структура экспорта РФ сохраняет сырьевую направленность, что подтверждает угрозу превращения страны в мировой сырьевой придаток.
Одним из основных показателей, характеризующих экологическую устойчивость, является индекс экологических достижений (EPI), который измеряет достижения страны с точки зрения состояния экологии и управления природными ресурсами на основе 22 показателей в 10 категориях. Эти категории отражают различные аспекты состояния окружающей природной среды и жизнеспособности ее экологических систем, сохранение биологического разнообразия, противодействие изменению климата, состояние здоровья населения, практику экономической деятельности и степень ее нагрузки на окружающую среду, а также эффективность государственной политики в области экологии [4].
Эффективность государственной экологической политики в России низкая, страна не имеет необходимой нормативно-правовой базы для экологически обоснованного развития и управления. Таким образом, в экономике России наблюдаются тенденции антиустойчивого развития.
В последние годы в Российской Федерации приняты важные документы, во многом определяющие социально-экономическое развитие страны, в том числе ее государственную экологическую политику: Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» [11].
Инфраструктура была также выделена как слабая сторона в SWOT-анализе. Развитие инфраструктуры происходит в России медленнее, чем в других странах с быстрорастущей экономикой. Согласно докладу «Глобальная конкурентоспособность 2012-2013годы» (ВЭФ), она занимает 101 место (из 144) стран по качеству инфраструктуры, т. е. имеет значительно более низкий рейтинг, чем Китай (69 место) и Индия (87 место). По качеству дорог Россия опустилась в этом году на 136-е место (со 130), на котором она находилась в 2011-2012 гг. По оценкам, российская экономика ежегодно теряет 3% ВВП из-за низкого уровня развития дорожной инфраструктуры и неиспользования транзитного потенциала. Железнодорожная инфраструктура значительно лучше — по этому показателю в докладе «Глобальная конкурентоспособность» России отведено 30 место. Ожидается, что расходы на инфраструктуру вырастут в преддверии Олимпийских игр 2014 года и чемпионата мира по футболу 2018 года [2].
В последние годы в России предпринимается множество попыток улучшения инвестиционного климата. В 2011 году в России было создано Агентство стратегических инициатив (АСИ), задачей которого является продвижение проектов и инициатив малого и среднего бизнеса [6].
В феврале 2012 г. наблюдательный совет АСИ утвердил перечень проектов, входящих в национальную предпринимательскую инициативу (НПИ) по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. Основной задачей НПИ является снижение административных барьеров в экономике, а также создание благоприятного инвестиционного климата за счет объединения усилий делового, экспертного сообществ и чиновников.
АСИ координирует деятельность по созданию «дорожных карт», которые представляют собой предложенные предпринимателями планы мероприятий по упрощению, удешевлению и ускорению действующих на территории Российской Федерации процедур, связанных с ведением бизнеса [12].
В качестве критериев эффективности «дорожных карт» используется места России в международных рейтингах, включая рейтинг Doing Business. В докладе «Doing Business 2014» Россия занимает 92-е место. Целью осуществления «дорожных карт» является вхождение России в двадцатку стран-лидеров по инвестиционному климату к 2018 году.
Несмотря на работу, которую проводит АСИ и власти регионов России, автор считает их недостаточными. Для устранения выявленных проблем инвестиционного климата Российской Федерации и привлечения большего объема ПИИ автором были предложены следующие рекомендации совершенствования инвестиционного климата:
- Реализация «дорожных карт» для снижения административных барьеров и стимулирования предпринимательской активности как главного двигателя инновационной экономики. Это позволит России подняться в рейтинге Doing Business.
- Стимулирование конкуренции между российскими регионами в сфере привлечения иностранного капитала.
- Определение приоритетных отраслей промышленности. Поддержка высокотехнологичных отраслей, науки и образования, а не только нефтегазовых отраслей.
- Оказание поддержки развитию фундаментальной науки, языкового и бизнес-образования для поддержания высокого уровня квалификации кадровых ресурсов.
- Активная пропаганда инвестиционной привлекательности страны и отдельных регионов, а также повышение информированности населения в области инвестирования.
- Обеспечение экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития.
- Модернизация финансовой системы РФ, которая активно содействует экономическому росту, стимулирует модернизацию российской экономики и усиление в ней инновационной составляющей.
- Для построения инновационной экономики России необходимо вводить в систему образования элементы бизнес-образования.
- Финансирование и развитие необходимой инфраструктуры для поддержания стартапов.
- Для снижения коррупции необходимо эффективно выполнять планы, разработанные Правительством РФ
- Привлечение инвестиций к строительству, эксплуатации и финансированию инфраструктурных объектов [2]
Таким образом, на сегодняшний день можно выявить большое количество проблем, связанных с развитием инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов. Однако в последние годы Правительство страны все больше направляет свою деятельность на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, тем самым обеспечивая ее привлекательность со стороны иностранных инвесторов.
Библиографический список
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. – 479 с.
- Исследование инвестиционной привлекательности России 2013 год: Формируя будущее России [Электронный ресурс] // «Эрнст энд Янг» URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Ras2013-rus/$FILE/Ras2013-rus.pdf
- Исследование INSEAD: глобальный индекс инноваций 2013 года [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL:http://gtmarket.ru/news/2013/07/01/6051
- Руденко Д.Ю. Место России в глобальных рейтингах экологической устойчивости развития [Электронный ресурс] / Д.Ю. Руденко, В.И. Комош, В.В. Сегой // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/111-10324 (дата обращения: 14.10.2013).
- The Heritage Foundation: Рейтинг экономической свободы стран мира 2013 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/01/10/5277
- Трансперенси Интернешнл – Россия [электронный ресурс] // Центр антикоррупционных исследований и инициатив. URL: http://www.transparency.org/
- Фонд Общественное Мнение. Готовы ли россияне вкладывать деньги в акции? [Электронный ресурс] // ФОМ URL: http://fin.fom.ru/Ekonomika/10861
- Форум: 100 шагов к благоприятному инвестиционному климату [Электронный ресурс] // Ведомости – 2012. – Режим доступа: http://www.asi.ru/upload_docs/100steps-121225015714-phpapp02.pdf
- Указ о Национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 годы [Электронный ресурс] // Сайта Президента России. Режим доступа:http://www.kremlin.ru/news/14765
- Эксперт. О финансовом регуляторе в России [Электронный ресурс] // Эксперт. URL: http://expert.ru/2013/09/5/o-finansovom-megaregulyatore-v-rossii/?ny
- Официальный сайт Агентства стратегических инициатив [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.asi.ru/about_agency/
- Официальный сайт Комитета государственной статистики РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru
- Financial Development Report 2012 [Электронный ресурс] // URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_FinancialDevelopmentReport_2012.pdf
- The Global Innovation Index Report [Электронный ресурс] // URL: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=gii-full-report-2013#pdfopener