Сегодня очень актуальна тема либерализации, на путь которой направлены самые развитые экономики стран мира. На их примере был сделан вывод, что политика либерализации в долгосрочном плане предполагает экономические выгоды.
Россия с 1993 года стремилась вступить в ВТО. Настолько ли это важно было экономически как политически, остаётся вопросом, который до сих пор является одним из самых обсуждаемых.
Россия 22 августа 2012 года, спустя многолетние переговоры, вступила в ВТО. [1]
При вступлении она взяла на себя обязательства:
-
снижение ставок по импортным квотам и импортным пошлинам;
-
допуск иностранных компаний к отечественным рынкам и снятие с них административных барьеров;
-
сокращение экспортных пошлин;
-
реформирование системы государственного управления законодательства. [7]
До этого времени в отношении России действовало огромное количество ограничительных мер, из-за которых бюджет страны ежегодно терял больше 2 млрд. долларов. И даже несмотря на сокращение этих потерь, существует мнение, что экономических выгод наша страна не понесла никаких, в силу того что доходная часть бюджета РФ формируется за счёт экспорта нефти и газа. А если брать зависимость от Запада, который ввозит готовую продукцию первой необходимости, то Россия действует по системе таможенных пошлин аналогичных ВТО с конца 2000 года. [4] К тому же вступление в ВТО отменило лишь пять из всех существующих ограничительных мер в отношении российских производителей, что свидетельствует о не полной возможности использования преимуществ ВТО. [2]
Не может пройти без определенных последствий переориентация факторов производства и ресурсов. Как правило, в результате перехода возникает безработица и падение производства, когда должна закрыться часть неэффективных предприятий.
Наиболее важной причиной вступления в ВТО можно считать возможность модернизации экономики страны, а среди основных плюсов, которые получила Россия от вступления стала средневзвешенная ставка пошлин на импорт товаров в Россию (см. Таблицу 1).
Таблица 1 – Динамика средневзвешенной ставки пошлин на импорт в Россию
Год |
Ставка |
1 |
2 |
2011 |
9,60% |
2012 |
9,50% |
2013 |
7,40% |
прогноз 2014 |
6,90% |
прогноз 2015 |
5,90% |
прогноз на 2019 |
5-5,3% |
Источник: составлена автором по данным unctad.org
По прогнозам, в долгосрочной перспективе, к 2019 году
средневзвешенная ставка пошлин на импорт в Россию составит 5% – 5,3%, значения которой значительно отличаются от 2011 года, когда Россия ещё не была в составе ВТО, на тот момент ставка составляла 9,6%.
В настоящее время у РФ также есть возможность довести ряд пошлин до уровня, разрешенного обязательствами России в ВТО (см. Таблицу 2).
Таблица 2 – Динамика импортной пошлины на продукцию РФ
Показатель |
До вступления в ВТО |
После вступления в ВТО |
А |
1 |
2 |
Сельскохозяйственная продукция |
13,2% |
10,8% |
Промышленные товары |
9,5% |
7,3% |
Молочные продукты |
19,8% |
14,9% |
Зерновые культуры |
15,1% |
10% |
Автомобили |
15,5% |
12% |
Товары из древесины и бумаги |
13,4% |
8% |
Электрические машины |
8,4% |
6,2% |
Источник: составлена автором по данным unctad.org
Высокие пошлины на автомобили будут действовать только лишь до 2018 года, пока существуют заключенные договоры о промышленной сборке с автопроизводителями. Вступление в ВТО также оказало положительное влияние на политику и развитие авиакомпаний. Снижение пошлин, безусловно, оказывает положительное влияние на экономику страны, но что касается продовольствия, то здесь данное понижение не открывает серьезно внутренний рынок.
Вступление в ВТО также не позволит решить ни одну из проблем инвестиционного климата РФ, который характеризуется внутренней нормой прибыли. Следовательно, новые инвестиционные проекты могли бы значительно пополнить бюджет государства. [3]
По уровню развития институциональной среды наша страна находится на 128 месте, а по емкости рынка на восьмом. Также был составлен рейтинг барьеров для ведения бизнеса в РФ (см. Рисунке 1). [1]
Рисунок 1 Барьеры для ведения бизнеса в РФ
По результатам оценки показателей основными барьерами к привлечению иностранных инвестиций остаются коррупция, бюрократия и уровень налогов.
Одним из основных минусов, которые получила Россия от вступления в ВТО, стала высокая конкуренция товаров сельскохозяйственного производства. Крупные производители смогут защититься и сохранить конкурентоспособность своей продукции на должном уровне, а вот малый и средний бизнес претерпят серьезные изменения.
Экономика нашей страны сегодня ориентирована на заниженный валютный курс, благодаря которому товары смогут выйти на мировой рынок и удовлетворить его спрос. [5]
Вступая в ВТО, Россия имела приемлемые ставки для защиты национальной экономики, однако после завершения переговоров степень тарифной защиты имеет сравнительно низкий уровень.
Сегодня банки и отрасли реальной экономики очень сильно зависят от внешних кредитов, и Россия не сможет воспользоваться стратегией девальвации рубля для защиты отечественного производителя, поскольку общий внешний долг страны составляет 538 млрд. долларов, при собственном госдолге в 36 млрд. долларов. [1]
Экономическая безопасность РФ также является не последней проблемой страны. Ей угрожает сокращение численности населения трудоспособного возраста, износ основных средств который приводит к утере производственного потенциала, увеличение задолженности в частном секторе, невысокая конкурентоспособность продукции и др. [10]
Для того чтобы определить увеличился ли внешнеторговый оборот, один из показателей экономического благополучия страны, от вступления в ВТО были произведены расчеты оборота, динамика которых представлена на Рисунке 2.
(в млрд. долларов США)
Рисунок 2 Внешнеторговый оборот РФ
На рисунке 2, ещё до вступления в ВТО, прослеживается постепенный рост внешнеторгового оборота РФ после кризиса 2008 года, который сказался на экономике нашей страны лишь в 2009 году. Со вступлением в ВТО и проведением еще большей политики либерализации внешнеторговых отношений увеличение темпов роста значительно замедлилось. По данным Росстата на первое полугодие 2013 года, экономика страны находится в состоянии стагнации в результате отсутствия объемов экспорта, то есть его снижение на 2,5% и незначительного увеличения импорта на 4%. Что говорит о падении внешнеторгового оборота в начале 2013 года на 0,1%. [6]
На основании ряда анализов была выявлена прямая закономерность степени развития внешней торговли и уровня либерализации. Поскольку степень влияния ВТО на Россию выявить невозможно, то для разработки рекомендаций по повышению уровня социально-экономического развития автор основывался на опыте других стран мира проводящих политику либерализации (см. Таблицу 3).
Таблица 3 – Рекомендации по повышению степени развития экономики
Рекомендации |
Меры достижения |
А |
Б |
Повышение уровня конкурентоспособности слабых национальных производителей | - стимулирование производителя на проектной основе; - применение мер скрытого протекционизма; - введение инноваций на уровне предприятий; - улучшение качества менеджмента |
Улучшение инвестиционного климата | - борьба с коррупцией и бюрократией; - повышение уровня безопасности; - совершенствование политики налогообложения; - поддержка стратегических инвесторов |
Занятие большей части мирового рынка | - поиск новых продуктов конкурирующих на старом рынке; - выход на новые рынки; - усовершенствование технологий |
Выведение секторов экономики на новый уровень | - выработка новой государственной направленной на развитие экономики; - формирование стратегии по развитию отраслей; - изменение инструментов воздействия на экономику; - интеграция отраслей в систему международных стандартов; - использование государственно-частного партнерства; - повышение уровня рентабельности производства |
Источник: составлена автором
Вступление России в ВТО создают новые возможности для многих крупных компаний страны, а интеграция приводит к росту конкуренции за ресурсы и потребителя. Сегодня решения ключевых основных задач развития необходимо выработать такую государственную политику, которая бы определяла национальные цели и приоритеты, сформировать стратегии по развитию отраслей и инструменты их реализации. Все это окажет мультипликационный эффект на различные отрасли хозяйства, результатом чего станет расширение инновационной деятельности и повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке. [5] [9]
В настоящее время нельзя готовить о глобальных изменениях в какой то из сфер социально-экономической деятельности, поскольку прошло не так много времени с момента вступления в ВТО, и даже если рассмотреть показатели в динамике за последние несколько лет, то существенных изменений не будет замечено. Поэтому существует ли польза от вступления в ВТО, пока нельзя утверждать с уверенностью, поскольку есть огромное количество минусов, которые негативно сказываются на экономике страны.
Библиографический список
-
Бабкин К.А., Кузнецов А.В., Корчевой Е.А., Пронин В.В., Самохвалов В.А. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации // «ВТО-информ» [Электронный ресурс] – Аналитический центр – 2012 – Режим доступа: http://wto-inform.ru
-
Бизин С.С., Феоктистов Д.В. Оценка последствий участия России в ВТО // Экономический вестник. – 2013, №3. С. 5-13.
-
Герасимова В.В., Бокова Д.М. Реализация соглашения о разделе продукции как фактов развития инфраструктурного комплекса региона (на примере проекта «Сахалин-1») // Экономический вестник. – 2012, №3 (21). С. 13-23.
-
Гусев А. А. Вступление России в ВТО: реальные последствия / А. А. Гусев // Научно-аналитический журнал «Обозреватель – Observer». – 2012. – Т. 273, № 10. – С. 26-39.
-
Диденко Н.И., Скрипнюк Д.Ф., Киккас К.Н. Внешнеэкономическая стратегия региона в условиях глобализации // Экономический вестник. – 2011, №2. С. 67-74.
-
Коряков, А.П. Год в ВТО // Завтра. – 2013. – Сентябрь (№39). – С.10.
-
Официальный сайт ВТО – Режим доступа: http:// wto.org
-
Официальный сайт Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) – Режим доступа: http:// http://www.unctad.org
-
Официальный сайт Минпромторг России – Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru
-
Радион М.А., Рудакова Н.Ю. Внешнеторговый аспект экономической безопасности региона // Экономический вестник. – 2008, №4. С. 58-60.