ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ В УСЛОВИЯХ УЧАСТИЯ В ВТО

Ямова Ирина Игоревна
Тюменская государственная академия мировой экономики управления и права
студентка

Аннотация
В статье исследуются экономические вопросы присоединения России к ВТО, рассматриваются преимущества, ограничения и обязательства, полученные Россией в результате. Несомненно, это очень важный шаг для страны; тем не менее, его последствия неоднозначны. Разработаны рекомендации по улучшению уровня социально-экономического положения страны.

Ключевые слова: ВТО, либерализация, социально-экономическое развитие


FOREIGN TRADE ACTIVITY`S LIBERALIZATION IN THE CONDETIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION PARTICIPATION TO THE WTO

Yamova Irina Igorevna
Tyumen State Academy of World Economy, Management and Law
student

Abstract
In the article are investigated the economic problems of Russian accession to the WTO, described the advantages, restrictions and obligations received by Russia as a result of its joining to the WTO. Undoubtedly, this is the very important step for the country; however, its effects are mixed. Recommendations were developed to improve the level of socio-economic situation of the country.

Keywords: liberalization, socio-economic development, WTO


Библиографическая ссылка на статью:
Ямова И.И. Либерализация внешнеторговой деятельности РФ в условиях участия в ВТО // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3573 (дата обращения: 27.09.2024).

Сегодня очень актуальна тема либерализации, на путь которой направлены самые развитые экономики стран мира. На их примере был сделан вывод, что политика либерализации в долгосрочном плане предполагает экономические выгоды.

Россия с 1993 года стремилась вступить в ВТО. Настолько ли это важно было экономически как политически, остаётся вопросом, который до сих пор является одним из самых обсуждаемых.

Россия 22 августа 2012 года, спустя многолетние переговоры, вступила в ВТО. [1]

При вступлении она взяла на себя обязательства:

  • снижение ставок по импортным квотам и импортным пошлинам;
  • допуск иностранных компаний к отечественным рынкам и снятие с них административных барьеров;
  • сокращение экспортных пошлин;
  • реформирование системы государственного управления законодательства. [7]

До этого времени в отношении России действовало огромное количество ограничительных мер, из-за которых бюджет страны ежегодно терял больше 2 млрд. долларов. И даже несмотря на сокращение этих потерь, существует мнение, что экономических выгод наша страна не понесла никаких, в силу того что доходная часть бюджета РФ формируется за счёт экспорта нефти и газа. А если брать зависимость от Запада, который ввозит готовую продукцию первой необходимости, то Россия действует по системе таможенных пошлин аналогичных ВТО с конца 2000 года. [4] К тому же вступление в ВТО отменило лишь пять из всех существующих ограничительных мер в отношении российских производителей, что свидетельствует о не полной возможности использования преимуществ ВТО. [2]

Не может пройти без определенных последствий переориентация факторов производства и ресурсов. Как правило, в результате перехода возникает безработица и падение производства, когда должна закрыться часть неэффективных предприятий.

Наиболее важной причиной вступления в ВТО можно считать возможность модернизации экономики страны, а среди основных плюсов, которые получила Россия от вступления стала средневзвешенная ставка пошлин на импорт товаров в Россию (см. Таблицу 1).

Таблица 1 – Динамика средневзвешенной ставки пошлин на импорт в Россию

Год

Ставка

1

2

2011

9,60%

2012

9,50%

2013

7,40%

прогноз 2014

6,90%

прогноз 2015

5,90%

прогноз на 2019

5-5,3%

Источник: составлена автором по данным unctad.org

По прогнозам, в долгосрочной перспективе, к 2019 году
средневзвешенная ставка пошлин на импорт в Россию составит 5% – 5,3%, значения которой значительно отличаются от 2011 года, когда Россия ещё не была в составе ВТО, на тот момент ставка составляла 9,6%.

В настоящее время у РФ также есть возможность довести ряд пошлин до уровня, разрешенного обязательствами России в ВТО (см. Таблицу 2).

Таблица 2 – Динамика импортной пошлины на продукцию РФ

Показатель

До вступления в ВТО

После вступления в ВТО

А

1

2

Сельскохозяйственная продукция

13,2%

10,8%

Промышленные товары

9,5%

7,3%

Молочные продукты

19,8%

14,9%

Зерновые культуры

15,1%

10%

Автомобили

15,5%

12%

Товары из древесины и бумаги

13,4%

8%

Электрические машины

8,4%

6,2%

Источник: составлена автором по данным unctad.org

Высокие пошлины на автомобили будут действовать только лишь до 2018 года, пока существуют заключенные договоры о промышленной сборке с автопроизводителями. Вступление в ВТО также оказало положительное влияние на политику и развитие авиакомпаний. Снижение пошлин, безусловно, оказывает положительное влияние на экономику страны, но что касается продовольствия, то здесь данное понижение не открывает серьезно внутренний рынок.

Вступление в ВТО также не позволит решить ни одну из проблем инвестиционного климата РФ, который характеризуется внутренней нормой прибыли. Следовательно, новые инвестиционные проекты могли бы значительно пополнить бюджет государства. [3]

По уровню развития институциональной среды наша страна находится на 128 месте, а по емкости рынка на восьмом. Также был составлен рейтинг барьеров для ведения бизнеса в РФ (см. Рисунке 1). [1]


Рисунок 1 Барьеры для ведения бизнеса в РФ

По результатам оценки показателей основными барьерами к привлечению иностранных инвестиций остаются коррупция, бюрократия и уровень налогов.

Одним из основных минусов, которые получила Россия от вступления в ВТО, стала высокая конкуренция товаров сельскохозяйственного производства. Крупные производители смогут защититься и сохранить конкурентоспособность своей продукции на должном уровне, а вот малый и средний бизнес претерпят серьезные изменения.

Экономика нашей страны сегодня ориентирована на заниженный валютный курс, благодаря которому товары смогут выйти на мировой рынок и удовлетворить его спрос. [5]

Вступая в ВТО, Россия имела приемлемые ставки для защиты национальной экономики, однако после завершения переговоров степень тарифной защиты имеет сравнительно низкий уровень.

Сегодня банки и отрасли реальной экономики очень сильно зависят от внешних кредитов, и Россия не сможет воспользоваться стратегией девальвации рубля для защиты отечественного производителя, поскольку общий внешний долг страны составляет 538 млрд. долларов, при собственном госдолге в 36 млрд. долларов. [1]

Экономическая безопасность РФ также является не последней проблемой страны. Ей угрожает сокращение численности населения трудоспособного возраста, износ основных средств который приводит к утере производственного потенциала, увеличение задолженности в частном секторе, невысокая конкурентоспособность продукции и др. [10]

Для того чтобы определить увеличился ли внешнеторговый оборот, один из показателей экономического благополучия страны, от вступления в ВТО были произведены расчеты оборота, динамика которых представлена на Рисунке 2.

(в млрд. долларов США)


Рисунок 2 Внешнеторговый оборот РФ

На рисунке 2, ещё до вступления в ВТО, прослеживается постепенный рост внешнеторгового оборота РФ после кризиса 2008 года, который сказался на экономике нашей страны лишь в 2009 году. Со вступлением в ВТО и проведением еще большей политики либерализации внешнеторговых отношений увеличение темпов роста значительно замедлилось. По данным Росстата на первое полугодие 2013 года, экономика страны находится в состоянии стагнации в результате отсутствия объемов экспорта, то есть его снижение на 2,5% и незначительного увеличения импорта на 4%. Что говорит о падении внешнеторгового оборота в начале 2013 года на 0,1%. [6]

На основании ряда анализов была выявлена прямая закономерность степени развития внешней торговли и уровня либерализации. Поскольку степень влияния ВТО на Россию выявить невозможно, то для разработки рекомендаций по повышению уровня социально-экономического развития автор основывался на опыте других стран мира проводящих политику либерализации (см. Таблицу 3).

Таблица 3 – Рекомендации по повышению степени развития экономики

Рекомендации

Меры достижения

А

Б

Повышение уровня конкурентоспособности слабых национальных производителей - стимулирование производителя на проектной основе;
- применение мер скрытого протекционизма;
- введение инноваций на уровне предприятий;

- улучшение качества менеджмента

Улучшение инвестиционного климата - борьба с коррупцией и бюрократией;
- повышение уровня безопасности;
- совершенствование политики налогообложения;

- поддержка стратегических инвесторов

Занятие большей части мирового рынка - поиск новых продуктов конкурирующих на старом рынке;
- выход на новые рынки;
- усовершенствование технологий
Выведение секторов экономики на новый уровень - выработка новой государственной направленной на развитие экономики;
- формирование стратегии по развитию отраслей;
- изменение инструментов воздействия на экономику;

- интеграция отраслей в систему международных стандартов;

- использование государственно-частного партнерства;

- повышение уровня рентабельности производства

Источник: составлена автором

Вступление России в ВТО создают новые возможности для многих крупных компаний страны, а интеграция приводит к росту конкуренции за ресурсы и потребителя. Сегодня решения ключевых основных задач развития необходимо выработать такую государственную политику, которая бы определяла национальные цели и приоритеты, сформировать стратегии по развитию отраслей и инструменты их реализации. Все это окажет мультипликационный эффект на различные отрасли хозяйства, результатом чего станет расширение инновационной деятельности и повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке. [5] [9]

В настоящее время нельзя готовить о глобальных изменениях в какой то из сфер социально-экономической деятельности, поскольку прошло не так много времени с момента вступления в ВТО, и даже если рассмотреть показатели в динамике за последние несколько лет, то существенных изменений не будет замечено. Поэтому существует ли польза от вступления в ВТО, пока нельзя утверждать с уверенностью, поскольку есть огромное количество минусов, которые негативно сказываются на экономике страны.


Библиографический список
  1. Бабкин К.А., Кузнецов А.В., Корчевой Е.А., Пронин В.В., Самохвалов В.А. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации // «ВТО-информ» [Электронный ресурс] – Аналитический центр – 2012 – Режим доступа: http://wto-inform.ru
  2. Бизин С.С., Феоктистов Д.В. Оценка последствий участия России в ВТО // Экономический вестник. – 2013, №3. С. 5-13.
  3. Герасимова В.В., Бокова Д.М. Реализация соглашения о разделе продукции как фактов развития инфраструктурного комплекса региона (на примере проекта «Сахалин-1») // Экономический вестник. – 2012, №3 (21). С. 13-23.
  4. Гусев А. А. Вступление России в ВТО: реальные последствия / А. А. Гусев // Научно-аналитический журнал «Обозреватель – Observer». – 2012. – Т. 273, № 10. – С. 26-39.
  5. Диденко Н.И., Скрипнюк Д.Ф., Киккас К.Н. Внешнеэкономическая стратегия региона в условиях глобализации // Экономический вестник. – 2011, №2. С. 67-74.
  6. Коряков, А.П. Год в ВТО // Завтра. – 2013. – Сентябрь (№39). – С.10.
  7. Официальный сайт ВТО – Режим доступа: http:// wto.org
  8. Официальный сайт Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) – Режим доступа: http:// http://www.unctad.org
  9. Официальный сайт Минпромторг России – Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru
  10. Радион М.А., Рудакова Н.Ю. Внешнеторговый аспект экономической безопасности региона // Экономический вестник. – 2008, №4. С. 58-60.


Все статьи автора «Irina3110»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: