Понятие инновационной деятельности в настоящее время является очень актуальными. Мы живем в таком мире, где прогресс является неотъемлемой частью нашей жизни. Обострение конкуренции, усложнением хозяйственных связей, возрастающие потребности рынка, это всё является его источником. Для того чтобы существовать на рынках, предприятия должны реагировать на эти процессы внедрением инноваций. Именно инновации привлекают на рынок новый товар, улучшают качество и расширяют ассортимент товаров и услуг, также влияют на способы управления предприятием, с целью повышения эффективности
Предприятия и есть те субъекты инновации, которые дают толчок необходимым переменам, связанным с заинтересованностью общества в высокоэффективных нововведениях. Поэтому исследование механизмов эффективного управления инновационной деятельностью предприятия в современных рыночных условиях является актуальным.
Непосредственным участником инновационного процесса является государство. Хотя оно непосредственно не создает и не распространяет инновации, но решает задачи эффективного функционирования и развития научно-технологического комплекса страны. При этом можно считать, что государство является самым инициативным и активным участником инновационного процесса, так как оно вырабатывает и реализует стратегию инновационного прорыва, определяет правовое поле научно-технической и предпринимательской деятельности, осуществляет прямую (путем вложения бюджетных средств) и косвенную (путем предоставления преференций) поддержку создания и распространения инноваций, способствует организации инновационной инфраструктуры.
В России сегодня активно используются самые разнообразные (прямые и косвенные, экономические и неэкономические и др.) инструменты государственного регулирования в научно-инновационной сфере. Все они хорошо известны и подробно описаны в специальной литературе, обсуждаются в органах исполнительной власти и СМИ. Проанализируем в таблице 2 основные законодательные инициативы и решения, нацеленные на стимулирование инновационных процессов. Данные группы инструментов, принципиально разные по существу используемых методов регулирования, в полной мере отражают дуализм современной государственной инновационной политики.
Государственное управление инновационной деятельностью включает в себя множество инструментов. Одним из эффективных инструментов являются налоговые льготы. Под налоговыми льготами инновационной деятельности понимаются мероприятия, приводящие к созданию инновационного продукта лучшего качества при условии снижения прямых расходов.
Различают несколько инструментов налогового стимулирования предприятий, связанных с инновационной деятельностью.
Таблица 1 — Инструменты налогового стимулирования инновационных предприятий
Инструмент |
Правовое закрепление |
Ограничения для стимулирования инновационной деятельности |
Упрощенный учет расходов | ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» | Сверхнормативные расходы на НИОКР, в упрощенном учете расходов, можно будет учесть на общих основаниях. |
Предоставление субсидий | п. 2 ст. 262 НК РФ | Множество условий, которые должны соблюдаться единовременно для получения льготы, не позволяют большинству организаций пользоваться данными льготами. |
Единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники | ||
Создание резерва расходов на НИОКР | ФЗ «О внесении изменений в налоговый кодекс»№ 132-ФЗ от 07.06.2011
|
Создание резерва выгодно только в том случае, когда организация имеет большую степень уверенности в выгоде изобретения |
Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности | подп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ | Сложность в определении причастности объектов основных средств к научно-технической деятельности |
Пониженный тариф страховых взносов | ФЗ от 03.12.2011 №379-ФЗ, от 30.11.2011 №365-ФЗ, от 07.11.2011 №305-ФЗ | Только для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых являются научные исследования и разработки |
Освобождение от НДС | Письмо ФНС от 15.03.2006 № ММ-6-03/274 | Только для организаций при выполнении НИОКР за счет бюджетных средств институтов развития |
Уменьшение налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль | ст. 284 НК РФ | Только для организаций при выполнении НИОКР за счет бюджетных средств институтов развития |
Нулевая ставка по налогу на прибыль | п. 1.1 ст. 284 НК РФ | Только для организаций, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность, соответствующих ряду условий |
Увеличенный налоговый период при уплате налога на имущество | гл.30 «Налог на имущество организаций» II ч. НК РФ | Используют только компании, объекты которых включены в правительственный Перечень, поскольку отсутствует нормативный акт, определяющий Класс энергоэффективности офисных и производственных зданий, транспорта и заводского оборудования |
Расширение состава организаций, имеющих право на применение УСН | ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”, ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” | Только для учебных и научных организаций, использующих практические результаты НИОКР |
Таким образом, основными из методов государственного стимулирования инновационной деятельности являются налоговые льготы и субсидии. Тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что на сегодня в России не решены серьезные проблемы налогообложения государственных научных организаций, которые стали особенно актуальны с момента отмены льгот по уплате имущественного и земельного налогов. Отсутствие налоговых льгот фактически ведет к разрушению материально-технической базы этих организаций.
Множество льгот и свобода их применения имеет мнимый характер. Так, например, упрощенный учет расходов на НИОКР имеет нормативный характер. Расходы сверх нормы будут учитываться на общих основаниях. Для сравнения, в Австрии с 2005г. компании, инвестирующие в науку и технологии (даже если они сами не проводят НИОКР), получают премию в размере 25% от затрат на НИОКР (но не более 100 тыс. евро в год).
При описании льготы, связанной с уменьшением налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль при получении финансирования от институтов развития, необходимо учитывать немаловажный фактор: финансирование в виде вознаграждения не учитывается.
Также в России введен инвестиционный налоговый кредит как мера стимулирования инновационной деятельности в виде отсрочки уплаты налога на прибыль сроком до 5 лет на условиях возврата предоставленного кредита и процентов. Например, в Канаде с 2004 г. размер налогового кредита для «научных» затрат составляет 35% на первые 2 млн канад. долл. Аналогичный кредит используется в Ирландии (в размере 20%) и с 2002 г. в Мексике (30%).
Как и в любой другой сфере налогового стимулирования инновационной деятельности в России, не обходиться без отрицательных аспектов. Например, такая деятельность в предприятии не является, не является приоритетной, она также распространяется на все отрасли народного хозяйства
Как известно, в России существую особые экономические зоны – территории, которые государство наделяет особыми экономическими льготами. Минус в том, что льготы носят ограниченный и точечный характер.
Библиографический список
- Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 06.11.2011) “О науке и государственной научно-технической политике”
- “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011)
Статья 262. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки - Федеральный закон от 07.06.2011 N 132-ФЗ “О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
- “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011)
Статья 259.3. Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации - Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды”
- Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ (ред. от 04.03.2013) “О внесении изменений в Федеральный закон “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
- Федеральный закон от 07.11.2011 N 305-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства”
- Письмо ФНС РФ от 15.03.2006 N ММ-6-03/274@ “О применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении научно-исследовательских работ, выполняемых учреждениями науки”
- “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011)
Статья 284. Налоговые ставки - “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011)
Глава 30. Налог на имущество организаций - Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 06.11.2011) “О науке и государственной научно-технической политике”
- Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2012)