Организационная структура в контексте повышения качества подготовки специалистов различного уровня должна базироваться на принципе сохранения структурной децентрализации, которая признана максимизировать как финансовую, так и академическую эффективность вуза для его функционирования и устойчивого развития в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг.[1] С другой стороны, структура должна оставаться хорошо управляемой, что предопределяют новые требования ко всей системе организации управления вузом.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) управление образовательной организацией осуществляется на сочетании принципов единоначалия и коллегиальности, что предполагает формирование коллегиальных органов управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реализация коллегиальных принципов управления вузом повышает качество и легитимность управленческих решений и распространяется, соответственно, на сферы деятельности вуза, что должно обеспечиваться преимущественно через профессиональное или экспертное представительство. Коллегиальность непосредственно встраивается в процесс принятия управленческих решений, в отличие от самоуправления, которое реализуется посредством функций на всех этапах управленческого цикла, начиная с планирования и заканчивая контролем.
Ученый совет реализует принципы коллегиальной модели управления вузом, которая рассматривалась в исследованиях по университетскому управлению одной из первых. В трудах Дж. Милета [5] и П. Гудмана [4] подробно освещены вопросы коллегиального способа принятия решений в университете, при котором преподаватели регулируют деятельность университета, вырабатывая решения путем длительных переговоров, что предполагает отсутствие жесткой иерархии. Основные характеристики коллегиальной модели управления представлены на рис. 1.
Рис. 1 –– Основные характеристики коллегиальной модели управления [2]
Чисто коллегиальная модель управления была характерна для средневековых университетов. В современных реалиях под коллегиальной моделью подразумевают такую модель, в которой преподаватели, административно-управленческий персонал, студенческое сообщество принимают участие в процессе управления и имеют значимые права, а сам процесс принятия управленческих решений коллегиальный характер.
С 2012 года все вузы, имеющие государственную аккредитацию должны иметь попечительские советы. Наиболее в полном объеме современная коллегиальная модель реализуется в федеральных автономных образовательных учреждениях. Реализуя согласно законодательству принципы единоначалия и коллегиальности, федеральные государственные автономные образовательные учреждения системы высшего профессионального образования должны иметь следующие элементы в организационной структуре управления:
- ректор;
- ученый совет;
- попечительский совет;
- наблюдательный совет.
Также в управление данным учреждением могут быть введены методический совет, научно-методический совет, совет по качеству, совет студенческого самоуправления и т.д. Коллегиальные органы управления для регулирования внутривузовских отношений вырабатывают локальные нормативные акты по направлениям деятельности вуза.
Коллегиальные органы управления вузом могут быть постоянными и временными, иметь неодинаковый статус, уровень предоставляемых полномочий и выполнять разные задачи в вузе. Коллегиальные органы управления можно разделить на коллегиальные органы информационного характера, совещательного, уполномоченные принимать решения и осуществляющие контроль. Коллегиальные органы управления вырабатывают локальные нормативные акты высшего учебного заведения.
Локальный акт высшего учебного заведения представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления вуза для регулирования внутривузовских отношений. Локальные нормативные акты действуют в пределах конкретного вуза и не могут регулировать отношения, складывающие вне образовательного учреждения.
Функцией локального нормативного акта является, прежде всего, детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, законодательной (в широком смысле) правовой нормы применительно к условиям данного вуза, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса в данном учреждении, иных условий существования коллектива вуза. К основным локальным нормативным актам относятся устав вуза, приказы, постановления, решения, положения, инструкции, правила и т.д.
Принятие субъектами локального нормотворчества вуза качественных актов, способных эффективно воздействовать на различные сферы деятельности университета, в значительной степени зависит от информационного обеспечения процесса нормотворчества, учета предшествующего нормотворческого опыта и направлено на сбалансированное упорядочивание корпоративных отношений организации.
Библиографический список
- Мартыненко О.О., Черная И.П., Антонов А.Г. Инновационные решения в организации образовательного процесса в вузе // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – №2. – С. 24-34.
- Панова А.А. О структуре управления и принятии решений в российских вузах / Препринт WP10/2006/05. — М.: ГУ ВШЭ, 2006
- Привалова И.Н. Роль концепций деятельности высшего учебного заведения и моделей управления вузом в формировании вуза будущего // Электронный ресурс. Режим доступа [http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_osnovnoy/Privalova%20I.N..pdf]. Дата обращения 18.11.2013 г.
- Goodman P. The Community of Scholars. N. Y.: Random House, 1962
- Millett J.D. The Academic Community. N. Y.: MC Graw-Hill, 1962.