«Многие организации испытывают переизбыток менеджмента и недостаток лидерства»
Дж.Коттер
В настоящее время информационные технологии (ИТ) приобретают огромное значение в жизни современного человека. Образование, здравоохранение, ЖКХ, коммуникации, отдых, работа, семья – все эти сферы сегодня просто немыслимы без применения ИТ. ИТ ускоряют ритм современной жизни, делая ее намного функциональнее, эффективнее и интереснее. Однако в данной статье нами предлагается рассмотреть ИТ не с точки зрения простого обывателя, а с точки зрения экономической эффективности, с точки зрения рентабельности для современной компании и современного менеджмента.
Исходя из этой точки зрения необходимо рассматривать развитие ИТ исключительно, как способ сокращения издержек и повышения прибыли в современной фирме. В связи с тем, что информационные технологии минимизируют расходы на обработку и хранение информации, производственная сфера, в которой задействованы ИТ, становится сегодня более рентабельной. Следовательно, и жизнеспособность, и жизнестойкость современной компании будет зависеть от степени проникновения в нее ИТ. Однако следует четко понимать разницу между инновационными товарами, порождаемыми сложностью инженерной и технологической мысли и управленческими (корпоративными) инновациями. Cегодня на первый план выходит не просто использование ИТ в производстве инновационных товаров и услуг, а применение ИТ в методах управления компанией, в новаторском профессиональном менеджменте. Важным аспектом становится сочетание данных типов инноваций, ведь продвижение инновационных товаров невозможно без инновационных способов управления.
В этих условиях лидером становится менеджер-профессионал, способный преодолеть инерционность, устоявшиеся стереотипы и овладеть методами стратегического управления. Набор компетенций и умений каждого руководителя и работника позволяет организациям более гибко и своевременно реагировать на изменения внешней среды, реально адаптироваться к инновационной экономике. Движущая сила и основной стержень инновационного развития – это образ мыслей, проникнутый предпринимательским духом, желанием делать что-то новое, готовностью выводить на рынки технологии, которых еще не существует. [1, с. 4]
В связи с этим возникает проблема в лидерах, которые способны преобразовывать свои компании, а не просто выполнять рутинные задачи менеджмента [2, с. 98]. Это новые лидеры-новаторы, которые будут способны, используя накопленный опыт, а также современные возможности ИТ, решать задачи компании с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами времени и денег. Таким образом, основными задачами, стоящими перед такими менеджерами, являются:
- Создание бизнес-модели предприятия (т.е. систематизация и формализация бизнес-процессов предприятия);
- Выявление и устранение «узких мест» в работе предприятия при помощи ИТ
Создание бизнес модели предприятия – это первая и самая сложная задача менеджера. Здесь важно отметить то, что данный процесс сложен, так как он должен, с одной стороны, давать четкое представление о том, что происходит на предприятии вообще, какова основная сфера его деятельности, каковы главные показатели его эффективности, то есть предоставлять информацию для руководителя или акционера предприятия. А с другой стороны, система должна быть описана настолько детально, чтобы каждый вновь пришедший сотрудник (узкопрофильный специалист) мог без труда разобраться с тем, что входит в его обязанности и в зону его ответственности. Для данной формализованной системы характерно следующее:
- вся совокупность бизнес-процессов представляет собой формализованную систему предприятия;
- система дает четкое представление о том, каким образом осуществляется тот или иной процесс на предприятии, кто отвечает за его выполнение, кто производит контроль и т.д.;
- бизнес-процессы представлены в виде последовательной цепочки событий;
- бизнес-процессы полностью детализированы;
- правильно составленная система дает менеджеру предприятия полное представление о состоянии бизнес-процессов (позволяет выяснить их сильные и слабые стороны)
Бизнес-модель является не просто основой управления предприятием, она выступает в роли фактора конкурентоспособности на современном рынке. Высокая прозрачность бизнеса, простота и доступность системного описания позволяют с легкостью выявить сильные и слабые стороны компании и, сконцентрировав свое внимание на недостатках с легкостью устранить их. Существуют различные способы составления бизнес-моделей: от примитивных (ручных) до полностью автоматизированных (с применением ИТ). Одним из наиболее эффективных автоматизированных способов совершенствования системы является система применения средств ВРМ. BPM (Business Process Management, управление бизнес-процессами) – программные средства для реализации концепции процессного управления организацией (например: IDEF0, IDEF1, IDEF3, DFD, BPMN). Эта концепция рассматривает бизнес-процессы как особые ресурсы предприятия, непрерывно адаптируемые к постоянным изменениям, и полагается на такие принципы, как понятность и видимость бизнес-процессов в организации. Это достигается за счёт моделирования бизнес-процессов с использованием формальных нотаций, применяемого программного обеспечения моделирования, симуляции, мониторинга и анализа бизнес-процессов [3]. BPM-системы предназначены для автоматизации стратегического планирования, развития бизнеса и, одновременно, для поддержки тактического управления бизнес-процессами на разных уровнях. Задача BPM-систем – помочь в реализации стратегических целей бизнеса в реальных условиях. Для этого они должны находить способы получения реально необходимой аналитической информации, а также обеспечивать пользователя нужной информацией в нужное время.
Функциональная архитектура классической BPM-системы складывается из трех составных частей: [4, c. 114]
- хранилище данных (базис BPM-системы, в котором консолидируется оперативная информация из различных модулей всей организации);
- набор инструментов для поддержки технологий управления предприятием (инструменты для финансового планирования, прогнозирования и т.д.);
- аналитические средства OLAP (это класс приложений и технологий, предназначенных для оперативной аналитической обработки многомерных данных [5]
Главной особенностью BPM-систем является не принципиальная новизна технического обеспечения, а то, что они представляют собой именно бизнес-инновацию, которая осуществляет реализацию четырех основных этапов управления эффективностью компании. Рассмотрим их подробнее, а также объясним, каким образом возможно применить к ним ИТ, чтобы автоматизировать их работу (табл. 1)
Таким образом, можно утверждать, что BPM-системы обеспечивают целостный, процессно-ориентированный подход к принятию управленческих решений, направленный на улучшение способности компании реально оценивать свое текущее состояние и управлять эффективность своей деятельности на всех уровнях путем объединения владельцев процессов, менеджеров, персонала и внешних контрагентов в рамках общей интегрированной среды управления.
Таблица 1 – Применение бизнес-инноваций к основным этапам управления эффективностью компании | ||
Этап управления | Основная задача данного этапа | Способ автоматизации посредством применения BPM-систем |
Разработка стратегии | планирование показателей и выбор общей стратегии | использование системы сбалансированных показателей(Balanced Scorecard – BSC), которая является одной из функций BPM-систем |
Тактическое планирование | разработка тактических планов для осуществления целей, поставленных на первом этапе | выбор функции бюджетирования различных аспектов деятельности предприятия на основе данных, полученных на первом этапе. |
Мониторинг и контроль исполнения | провести мониторинг и контроль производственных планов | использование технологий многомерного анализа OLAP (фактические значения сравниваются с исходными, которые находятся в хранилище данных) |
Анализ и регулирование | корректировка планов в соответствии с реальными условиями работы | использование данных, полученных на предыдущих этапах и их ручная корректировка |
Составлено автором на основе Информационные системы и технологии в экономике и управлении/ Под ред. В.В. Трофимова. – М: Юрайт, 2013, с.114
Второй задачей менеджера-новатора становится задача выявления «узких мест» в работе компании, на основе данных, полученных при создании бизнес-модели. Для этого ему необходимо исследовать полученную на первом этапе схему и выяснить, какие процессы можно улучшить, какие объединить, а какие и вовсе устранить за ненадобностью. И лишь затем переходить к устранению этих «узких мест». Это может осуществляться посредствам ликвидации, объединения или автоматизации бизнес-процессов.
Автоматизация бизнес-процессов может осуществляться средствами MS EXCEL (макросы), а также MY SQL (процедуры). Написание макроса или процедуры, который будет брать на себя выполняемую прежде ручную работу позволит сократить затраты труда на данный вид работ, а следовательно, сократить материальные и трудовые затраты и увеличить прибыль.
Следовательно, сегодня основным направлением применения ИТ становится сфера управления организацией. То есть, можно сделать вывод о том, что ИТ, проникая на разные уровни управления предприятием, становятся неотъемлемым элементом жизнестойкости и жизнеспособности любой компании. Сокращая издержки и повышая прибыль, ИТ повышают также конкурентоспособность компании на рынке, а следовательно, и определяют ее эффективность. Важно также понять, что компании, не желающие сегодня использовать в своей деятельности инновации, обречены на провал.
Библиографический список
- Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями/ Под ред. Б.З. Мильнера.- М: ИНФРА-М, 2010
- И.Ф. Дедков, В.Н. Дедкова Особенности управления качеством рабочей силы – современный аспект// Terra Economicus. 2007. Т5. №4. С.98-104
- Интернет ресурс: Википедия http://ru.wikipedia.org
- Информационные системы и технологии в экономике и управлении/ Под ред. В.В. Трофимова. – М: Юрайт, 2013
- Интернет ресурс: http://www.itstan.ru