ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Лымарева Ольга Александровна1, Щеголева Ирина Васильевна1
1Кубанский Государственный университет

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию многопланового понятия «информационные технологии» с точки зрения повышения эффективности управления современным предприятием. В данном исследовании выделены две группы задач по управлению организацией, а также осуществлен поиск ИТ-средств для их решения.

Ключевые слова: информационные технологии, современное предприятие


INFORMATION TECHNOLOGIES AS ONE OF THE WAYS OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF A MODERN FIRM MANAGEMENT

Lymareva Olga Aleksandrovna1, Shchegoleva Irina Vasilievna1
1Kuban State University

Abstract
This article is dedicated to the research of a very complex term – “information technologies” – from the point of increasing the effectiveness of a modern firm management. There are two groups of goal in managing the organization highlighted in this research, as well as the search of IT ways of their resolving was performed.

Библиографическая ссылка на статью:
Лымарева О.А., Щеголева И.В. Информационные технологии как средство повышения эффективности управления современным предприятием // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3388 (дата обращения: 11.03.2024).

«Многие организации испытывают переизбыток менеджмента и недостаток лидерства»

Дж.Коттер

В настоящее время информационные технологии (ИТ) приобретают огромное значение в жизни современного человека. Образование, здравоохранение, ЖКХ,  коммуникации, отдых, работа, семья – все эти сферы сегодня просто немыслимы без применения ИТ. ИТ ускоряют ритм современной жизни, делая ее намного функциональнее, эффективнее и интереснее. Однако в данной статье нами предлагается рассмотреть ИТ не с точки зрения простого обывателя, а с точки зрения экономической эффективности, с точки зрения рентабельности для современной компании и современного менеджмента.

Исходя из этой точки зрения необходимо рассматривать развитие ИТ исключительно, как способ сокращения издержек и повышения прибыли в современной фирме.  В связи с тем, что информационные технологии минимизируют расходы на обработку и хранение информации, производственная сфера, в которой задействованы ИТ, становится сегодня более рентабельной. Следовательно, и жизнеспособность, и жизнестойкость современной компании будет зависеть от степени проникновения в нее ИТ. Однако следует четко понимать разницу между инновационными товарами, порождаемыми сложностью инженерной и технологической мысли и управленческими (корпоративными) инновациями. Cегодня на первый план выходит не просто использование ИТ в производстве инновационных товаров и услуг, а применение ИТ в методах управления компанией, в новаторском профессиональном менеджменте. Важным аспектом становится сочетание данных типов инноваций, ведь продвижение инновационных товаров невозможно без инновационных способов управления.

В этих условиях лидером становится менеджер-профессионал, способный преодолеть инерционность, устоявшиеся стереотипы и овладеть методами стратегического управления. Набор компетенций и умений каждого руководителя и работника позволяет организациям более гибко и своевременно реагировать на изменения внешней среды, реально адаптироваться к инновационной экономике. Движущая сила и основной стержень инновационного развития – это образ мыслей, проникнутый предпринимательским духом, желанием делать что-то новое, готовностью выводить на рынки технологии, которых еще не существует. [1, с. 4]

В связи с этим возникает проблема в лидерах, которые способны преобразовывать свои компании, а не просто выполнять рутинные задачи менеджмента [2, с. 98]. Это новые лидеры-новаторы, которые будут способны, используя накопленный опыт, а также современные возможности ИТ, решать задачи компании с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами времени и денег. Таким образом, основными задачами, стоящими перед такими менеджерами, являются:

  1. Создание бизнес-модели предприятия (т.е. систематизация и формализация бизнес-процессов предприятия);
  2. Выявление и устранение «узких мест» в работе предприятия при помощи ИТ

Создание бизнес модели предприятия – это первая и самая сложная задача менеджера. Здесь важно отметить то, что данный процесс сложен, так как он должен, с одной стороны, давать четкое представление о том, что происходит на предприятии вообще, какова основная сфера его деятельности, каковы главные показатели его эффективности, то есть предоставлять информацию для руководителя или акционера предприятия. А с другой стороны, система должна быть описана настолько детально, чтобы каждый вновь пришедший сотрудник (узкопрофильный специалист) мог без труда разобраться с тем, что входит в его обязанности и в зону его ответственности. Для данной формализованной системы характерно следующее:

  • вся совокупность бизнес-процессов представляет собой формализованную систему предприятия;
  • система дает четкое представление о том, каким образом осуществляется тот или иной процесс на предприятии, кто отвечает за его выполнение, кто производит контроль и т.д.;
  • бизнес-процессы представлены в виде последовательной цепочки событий;
  • бизнес-процессы полностью детализированы;
  • правильно составленная система дает менеджеру предприятия полное представление о состоянии бизнес-процессов (позволяет выяснить их сильные и слабые стороны)

Бизнес-модель является не просто основой управления предприятием, она выступает в роли фактора конкурентоспособности на современном рынке. Высокая прозрачность бизнеса, простота и доступность системного описания позволяют с легкостью выявить сильные и слабые стороны компании и, сконцентрировав свое внимание на недостатках с легкостью устранить их. Существуют различные способы составления бизнес-моделей: от примитивных (ручных) до полностью автоматизированных (с применением ИТ). Одним из наиболее эффективных автоматизированных способов совершенствования системы является система применения средств ВРМ. BPM (Business Process Management, управление бизнес-процессами) – программные средства для реализации концепции процессного управления организацией (например: IDEF0, IDEF1, IDEF3, DFD, BPMN). Эта концепция рассматривает бизнес-процессы как особые ресурсы предприятия, непрерывно адаптируемые к постоянным изменениям, и полагается на такие принципы, как понятность и видимость бизнес-процессов в организации. Это достигается за счёт моделирования бизнес-процессов с использованием формальных нотаций,  применяемого программного обеспечения моделирования, симуляции, мониторинга и анализа бизнес-процессов [3]. BPM-системы предназначены для автоматизации стратегического планирования, развития бизнеса и, одновременно, для поддержки тактического управления бизнес-процессами на разных уровнях. Задача BPM-систем – помочь в реализации стратегических целей бизнеса в реальных условиях. Для этого они должны находить способы получения реально необходимой аналитической информации, а также обеспечивать пользователя нужной информацией в нужное время.

Функциональная архитектура классической BPM-системы складывается из трех составных частей: [4, c. 114]

  • хранилище данных (базис BPM-системы, в котором консолидируется оперативная информация из различных модулей всей организации);
  • набор инструментов для поддержки технологий управления предприятием (инструменты для финансового планирования, прогнозирования и т.д.);
  • аналитические средства OLAP (это класс приложений и технологий, предназначенных для оперативной аналитической обработки многомерных данных [5]

Главной особенностью BPM-систем является не принципиальная новизна технического обеспечения, а то, что они  представляют собой именно  бизнес-инновацию, которая осуществляет реализацию четырех основных этапов управления эффективностью компании. Рассмотрим их подробнее, а также объясним, каким образом возможно применить к ним ИТ, чтобы автоматизировать их работу (табл. 1)

Таким образом, можно утверждать, что BPM-системы обеспечивают целостный, процессно-ориентированный подход к принятию управленческих решений, направленный на улучшение способности компании реально оценивать свое текущее состояние и управлять эффективность своей деятельности на всех уровнях путем объединения владельцев процессов, менеджеров, персонала и внешних контрагентов в рамках общей интегрированной среды управления.

Таблица 1 – Применение бизнес-инноваций к основным этапам управления эффективностью компании
Этап управления Основная задача данного этапа Способ автоматизации посредством применения BPM-систем
Разработка стратегии планирование показателей и выбор общей стратегии использование системы сбалансированных показателей(Balanced Scorecard – BSC), которая является одной из функций BPM-систем
Тактическое планирование разработка тактических планов для осуществления целей, поставленных на первом этапе выбор функции бюджетирования различных аспектов деятельности предприятия на основе данных, полученных на первом этапе.
Мониторинг и контроль исполнения провести мониторинг и контроль производственных планов использование технологий многомерного анализа OLAP (фактические значения сравниваются с исходными, которые находятся в хранилище данных)
Анализ и регулирование корректировка планов в соответствии с реальными условиями работы использование данных, полученных на предыдущих этапах и их ручная корректировка

Составлено автором на основе Информационные системы и технологии в экономике и управлении/  Под ред. В.В. Трофимова. – М: Юрайт, 2013, с.114

Второй задачей менеджера-новатора становится задача выявления «узких мест» в работе компании, на основе данных, полученных при создании бизнес-модели. Для этого ему необходимо исследовать полученную на первом этапе схему и выяснить, какие процессы можно улучшить, какие объединить, а какие и вовсе устранить за ненадобностью. И лишь затем переходить к устранению этих «узких мест». Это может осуществляться посредствам ликвидации, объединения или автоматизации бизнес-процессов.

Автоматизация бизнес-процессов может осуществляться средствами MS EXCEL (макросы), а также MY SQL (процедуры). Написание макроса или процедуры, который будет брать на себя выполняемую прежде ручную работу позволит сократить затраты труда на данный вид работ, а следовательно, сократить материальные и трудовые затраты и увеличить прибыль.

Следовательно, сегодня основным направлением применения ИТ становится сфера управления организацией. То есть, можно сделать вывод о том, что ИТ, проникая на разные уровни управления предприятием, становятся неотъемлемым элементом жизнестойкости и жизнеспособности любой компании. Сокращая издержки и повышая прибыль, ИТ повышают также конкурентоспособность компании на рынке, а следовательно, и определяют ее эффективность. Важно также понять, что компании, не желающие сегодня использовать в своей деятельности инновации, обречены на провал.


Библиографический список
  1. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями/ Под ред. Б.З. Мильнера.-  М: ИНФРА-М, 2010
  2. И.Ф. Дедков, В.Н. Дедкова Особенности управления качеством рабочей силы – современный аспект// Terra Economicus. 2007. Т5. №4. С.98-104
  3. Интернет ресурс: Википедия http://ru.wikipedia.org
  4. Информационные системы и технологии в экономике и управлении/  Под ред. В.В. Трофимова. – М: Юрайт, 2013
  5. Интернет ресурс: http://www.itstan.ru


Все статьи автора «Ирина Щеголева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: