«Самое главное, муниципалитеты должны стать в полном смысле состоятельными, и прежде всего в финансовом плане» [1] – такую задачу озвучил Владимир Путин на встрече с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований 8-го ноября этого года.
Решение столь назревшей проблемы требует изменения не только бюджетного законодательства по закреплению источников доходов местных бюджетов, но и расширение полномочий органов местного самоуправления по управлению элементами налогов, направляемых в муниципалитеты.
Предусмотренная действующим законодательством порядок распределения налоговых доходов можно рассматривать как ограничивающий экономическую активность публично-правовых образований [2].
Земельный налог – один из важнейших источников формирования доходов местных бюджетов. Все средства, собираемые с данного налога, направляются в бюджет того муниципального образования, на территории которого находится земельный участок.
Земельный налог, в сравнении с другим местным налогом – налогом на имущество физических лиц приносит в бюджеты муниципальных образований на % больше (по данным на 2011 г.)
Территориальные подразделения Федеральной налоговой службы ежегодно до 01 февраля года, являющегося налоговым периодом, получают от органов местного самоуправление информацию о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, в соответствии со ст. 389 НК РФ. Обязанность предоставлять данные сведения возложена на муниципальные власть п. 9.2 ст. 85 НК РФ.
Таблица №1. Количество земельных участков, учтенных в базе налоговых органов 2009-2011гг.
2009,
ед. |
Темп прироста, % | 2010,
ед |
Темп прироста, % | 2011,
ед. |
Темп прироста, % | |
Юридические лица | 1 258 786 | 111,802 | 1 450 175 | 115,2043 | 1 592 035 | 109,7822677 |
Физические лица | 24 350 087 | 103,0879 | 25 750 236 | 105,7501 | 27 488 495 | 106,7504585 |
Физические и юридические лица | 25 608 873 | 103,4843 | 27 200 411 | 106,2148 | 29 080 530 | 106,9120978 |
Показатель «Темп прироста» показывает % изменение количеств земельных участков базового года по отношению к предшествующему.
По данным Таблицы №1 наблюдается увеличение количества объектов налогообложения по земельному налогу – с 2009 по 2011 годы количество земельных участков, учтенных налоговыми органами увеличилось на 13,6%. Количество земельных участков организаций с 2009 по 2011 гг. увеличилось на 26,5 %, а физических лиц увеличилось всего на 12,9%.
Не смотря на то, что количестве земельных участков организаций в общем объеме объектов налогообложения земельного налога достаточно не значительно – их процентное отношение в общем объеме участков растет (в 2009 – 4,9%, 2010 – 5,3%, 2011 – 5.5 %). Увеличение количества земельных участков в базах данных налоговых органов связано не только с их фактическим увеличением, но и постановкой на учет ранее использованных, но должным образом не зарегистрированных земельных участков. В целях повышения эффективности налогового администрирования местных налогов, необходимо развивать механизмы, предусмотренные Федеральном законом Российской Федерации от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», вступившего в силу 1 сентября 2006 года.
Таблица № 2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджеты муниципальных образований
2009, тыс.руб | Темп прироста, % | 2010, тыс.руб | Темп прироста, % | 2011, тыс.руб | Темп прироста, % | |
Юридические лица | 92 628 916 | 122,1042 | 116 238 038 | 125,4879 | 123 160 545 | 105,9555 |
Физические лица | 11 656 631 | 142,6234 | 15 974 008 | 137,0379 | 19 451 377 | 121,7689 |
Физические и юридические лица | 104 285 547 | 124,0998 | 132 212 046 | 126,7789 | 142 611 922 | 107,8661 |
Показатель «Темп прироста» показывает % изменение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет базового года по отношению к предшествующему.
С 2009 по 2011г. сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет увеличилась на 36.8%. За тот же период рост суммы налога по юридическим лицам вырос на 33 %, а по физическим – на 66,9 %. Стоит отметить, что не смотря на невысокий процент количества земельных участков организаций, учтенных налоговыми органами, сумма, подлежащая уплате с юридических лиц по земельному налогу в отношении к общей сумме составляло в 2009 – 88,8%, в 2010- 87,9%, в 2011 – 86,3 %. Снижение процентов связано с опережающим темпом роста суммы, подлежащей уплате физическими лицами.
Таблица № 3. Усредненная процентная ставка по земельному налогу в 2011г.
Кадастровая ст-ть объектов, тыс. руб. | Сумма налога подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб. | Усредненная % ставка земельного налога | |
Юридические лица | 20 531 803 664* | 123 160 545 | 0,599852536 |
Физические лица | 9 618 770 890 | 19 451 377 | 0,202223103 |
Физические и юридическикие лица | 30 150 574 554 | 142 611 922 | 0,472999019 |
*- кадастровая стоимость участков юридических лиц взята с учетом льгот.
По данным таблицы №3 видно, что сумма земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами меньше не только в связи с тем, что кадастровая стоимость участков физических лиц составляет 31,9 % от общей кадастровой стоимости по земельному налогу, но и со значительно более низкой процентной ставкой земельного налога.
В целях рассмотрения эффективности работы в 2011г. налоговых органов, которые предъявляют к уплате земельный налог физическим лицам с эффективностью бухгалтерских отделов организаций рассмотрим таблицу №4.
Таблица 4. Количество земельных участков, в отношении которых в 2011г. исчислен (предъявлен к уплате) земельный налог.
1. | 2. | 3. | |
Юридические лица | 1 592 035 | 1 321 117 | 82,98291181 |
Физические лица | 27 488 495 | 24 978 067 | 90,86735014 |
Физические и юридические лица | 29 080 530 | 26 299 184 | 90,43571077 |
- Количество земельных участков, учтенных в базах данных налоговых органов, ед.
- Количество земельных участков, в отношении которых земельный налог исчислен (предъявлен к уплате), ед.
- Отношение 2 к 1, %
В соответствии со ст. 396 НК РФ организации исчисляют земельный налог самостоятельно, а за физических лиц данное действие выполняет территориальное подразделение Федеральной налоговой службы. Эффективность исчисления земельного налога на 7,9 % выше у налоговых органов. Общая нагрузка на бизнес достигла высокого уровня, и она вынуждает налогоплательщиков активно изыскивать пути уклонения от налогообложения [3]. В связи с этим Инспекциям ФНС России необходимо обратить особое внимание на исчисления земельного налога предприятиями, показывающими низкие финансовые результаты своей деятельности.
Необходимо разрешить проблемы в обеспечении учета земельных участков и передаче информации о них в органы ФНС. В настоящее время наблюдается ситуация, когда налоговые органы с целью получения сведений для исчисления имущественных налогов заключают соглашения с Управлениями записи актов гражданского состояния и иными исполнительными органами власти субъектов РФ. Необходимо обеспечить предоставление полной и исчерпывающей информации необходимых для исчисления налога муниципальными властями, что уже предусмотрено п. 9.2 ст. 85 НК РФ.
За счет привлечения к налогообложению земельных участков, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о кадастровой стоимости вследствие отсутствия сведений о разрешенном использовании, и категории данных земельных участков и земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества территориальные органы ФНС при поддержке ОМСУ смогут повысить эффективность администрирования земельного налога и обеспечить увеличение доходной части бюджетов муниципальных образований.
Библиографический список
- URL: http://kremlin.ru/news/19585
- Васянина Е.Л. Некоторые проблемы регулирования межбюджетных отношений по законодательству Российской Федерации и в практике российских судов / Налоги, 2012. № 6.
- Осипова Е.С. Анализ практики формирования налогового и бюджетного потенциалов Российской Федерации / Налоги, 2012. №1.
Количество просмотров публикации: Please wait