ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гурьянов Павел Алексеевич
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
к.э.н., ассистент кафедры экономической теории

Аннотация
Operation of enterprises in a competitive market environment implies an increase in the company. In this paper, a technique to improve the efficiency dismantled.

Ключевые слова: конкуренция, малый и средний бизнес, мебельный рынок, потребительские предпочтения, эффективность


INCREASING THE EFFICIENCY OF THE FURNITURE INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Gurianov Pavel Alekseevich
National mineral resources University «Mountain»
Ph.D. assistant of the Department of economic theory

Abstract
Функционирование предприятий в конкурентных рыночных условиях предполагает повышение эффективности компании. В работе разобрана методика совершенствования эффективности.

Библиографическая ссылка на статью:
Гурьянов П.А. Повышение эффективности предприятий мебельной промышленности в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/11/3337 (дата обращения: 15.03.2024).

Современный мировой, как и российский рынки мебели развивается динамично. В ходе последних 10-15 лет он претерпел определенные качественные изменения. Сближение национальных рынков, все более сильная интернационализация мебельного производства определяют на современном этапе существенные сдвиги как в динамике, так и в структуре международной торговли данным продуктом. [1, c. 68] Величину мирового рынка мебели по одним исследованиям можно оценить в 230 миллиардов евро в ценах производителей, другие источники, такие как Центр промышленных исследований CSIL Milano утверждает, что объёмы мирового производства мебели за 2009 год оцениваются в 376 млрд. долл. в текущих ценах. Доля российского рынка мебели в мировом составляет ничтожный 1%, особенно парадоксально это цифра выглядит с тем фактом, что в Российской Федерации сосредоточено почти четверть всей мировой древесины. [2, с. 19-20]

С 2002 по 2012 гг. по экспертным оценкам стоимостные объемы международной торговли мебельной продукцией выросли более чем в 2 раза. Также экспертами обнаружено, что спрос развивается в новых направлениях. Основными критериями потребительских предпочтений в настоящее время являются функциональность, эргономичность и экологическая безопасность мебели. Все более заметен больший «поворот» рынка лицом к потребителю, что достигается с помощью применения в отрасли передового (инновационного) дизайна. [1, c. 69]

По данным отдела департамента промышленности Министерства промышленности и торговли РФ в России мебель производят 5770 фирм различных форм собственности с численностью перссонала в размере около 160 тыс. человек. Основными производителями мебели в РФ являются «Электрогорскмебель», «Миасс-Мебель», фабрики «Шатура», «Графская кухня», «Первая мебельная фабрика» и другие. Возросла доля малых организаций в общем объеме производства, и за четыре года она выросла почти в два раза. [3]

Мебельная отрасль имеет долю в размере чуть более 10% от всей продукции лесопромышленного комплекса. На рынке существуют 2820 производственных предприятий и организаций, из них 536 крупных и средних. Количество занятых в отрасли составляет 116,4 тыс. человек, из них 20% – специалисты и 80% – производственные работники [2].

Обычно, весь ассортимент продаваемой на рынке мебели подразделяют на несколько больших групп: бытовая, специальная и офисная мебель. [2]

«На рынке бытовой мебели преобладает мягкая и корпусная мебель, обеспечивающая около 60% оборота промышленной мебельной отрасли. Порядка 30% составляет кухонная мебель и спальни. Мебель для прихожих оценивается как 3-4% товарооборота рынка. Распределение товарной структуры сильно зависит от ценовой категории. Так, мебель для спален и детская мебель практически отсутствуют в низшей ценовой группе, мебель для ванных комнат актуальна только в высшей ценовой группе и т.д. Весьма динамично растет спрос на встроенную мебель, отнимая большую часть у традиционных шкафов и «стенок». Поэтому производители вынуждены снижать цены или переориентировать производство: «стенки» становятся более разнообразными и демократичными. В последние годы быстрыми темпами происходил рост рынка офисной и специальной мебели. Его доля в общем объеме мебельного производства России постоянно увеличивается: с 12-15% в начале 90-х до 30-35% на данный момент». [2, с. 22-23]

Мировой кризис не прошел для российского мебельного рынка бесследно. Он за 2009г. снизился аж на 23%. [4] Рано или поздно, так или иначе, после стадии спада начинается стадия роста. «По оценке Департамента консалтинга РБК, темпы прироста потребления мебели, выраженные в количественном выражении, составили в 2010г. около 7-8 %, а в денежном – порядка 20-22 %. Однако существенный прирост потребления в денежном выражении будет достигнут, преимущественно, за счет увеличения розничных цен на бытовую мебель». [4, с. 243]

В первом полугодии 2011г. показатель прироста производств обрабатывающих древесину и производящих изделия из дерева составил 107,1%,
по целлюлозному и бумажному производству – 101%, в том числе по производству целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них – 105,1%. [5]

Очевидно, что для дальнейшего повышения конкурентоспособности нашим предприятиям надо повышать свою эффективность и расширять рынок сбыта в зарубежных странах. Сейчас в экономической науки существует «недостаточная разработанность проблемы содержания анализа финансово-хозяйственной деятельности» [6;7]

Системная группа показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий производящих мебель, построена группой талантливых ученых (Безрукова Т.Л., Шанин И.И. и др.) на основании различных принципов, должна включать в себя следующие показатели [6, с. 108]:

1) «обобщающие показатели эффективности экономической деятельности;

2) показатели эффективности использования труда (персонала);

3) показатели эффективности использования основных и оборотных производственных фондов;

4) показатели эффективности использования финансовых средств, таких как

оборотные средства и инвестиции».

Каждая из этих групп показателей включает определенное количество конкретных (абсолютных или относительных), которые характеризуют общую эффективность ведения хозяйства или эффективность использования отдельных видов ресурсов. Расчеты общей эффективности необходимо проводить в процессе планирования хозяйства для характеристики эффекта, который должен быть получен в результате выделяемых при рассмотрении плана капитальных вложений, а также для оценки фактической экономической эффективности уже выполненных затрат, т.е. по мнению авторов методики необходимо рассчитать сравнительную экономическую эффективность затрат и не только. [6]

«Предложенная авторами (Безрукова Т.Л., Шанин И.И. и др.) система оценки эффективности экономической деятельности предприятия базируется на показателях, рассмотренных в общей системе оценки эффективности экономической деятельности предприятия. При оценке повышения эффективности реализуется основной принцип оценки результатов по показателям, а именно рассчитывается относительное изменение показателей. Но наиболее полную информацию будет давать расчет относительного изменения интегрального показателя эффективности экономической деятельности предприятия. Формула расчета относительного изменения показателей оценки эффективности экономической деятельности предприятия будет выглядеть следующим образом»: [6]

 (1)

«Соответственно общая оценка повышения эффективности экономической деятельности предприятия на основе факторной модели эффективности экономической деятельности предприятия будет считаться по формуле»: [4]

 (2)

Мы считаем данную методику оптимальной. В развитии мебельного отрасли важную роль может сыграть и государство, ведь большинство компаний рассматриваемого сегмента – малые предприятия. Для их развития, мы не раз уже писали, что надо создание комплекса мер поддержки. [8;9] Не надо забывать, и про средний бизнес, который фактически почти полностью отсутствует в российской экономике как класс. [10]

В заключении, отметим, что многое, прежде всего, зависит от менеджмента ( оперативная деятельность) и верно выбранной долгосрочной стратегии развития предприятия.


Библиографический список
  1. Кривокоченко Л.В. Мировой рынок мебели и позиции на нем России в свете присоединения к ВТО // Российский внешнеэкономический вестник, 2012 № 8 С. 68-78
  2. Мосиенко О.А. Мониторинг состояния и развития мебельного производства // Современная экономика: проблемы, тенденции и перспективы, 2011 № 4 С. 19-25
  3. Безрукова Т.Л., Петров П.А. Мебельная промышленность современной России: состояние, тенденции и перспективы развития // Корпоративное управление и инновационное развитие севера, 2012 № 2
  4. Яковлева Е.А, Мамонтов В.Д. Совершенствование системы оперативного бизнес-планирования как инструмент развития предприятий мебельной промышленности // Социально-экономические явления и процессы, 2011 № 10 С. 243-245
  5. Шанин И.И. Методические основы оценки эффективности деятельности мебельного предприятия // Современные исследования социальных проблем, 2012 № 4
  6. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Формирование и основные элементы механизма повышения эффективности экономической деятельности предприятий мебельной промышленности // Лесотехнический журнал, 2012 № 1 С. 107-122
  7. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций // Общество: политика, экономика, право, 2013 № 1
  8. Гурьянов П.А. Кредитование малого и среднего бизнеса в России // Вестник Инжэкона, 2009 № 2 С. 418-421
  9. Гурьянов П.А. Проблемы становления малого бизнеса и государства // Современные аспекты экономики, 2011 № 2 С. 15-20
  10. Гурьянов П.А. Малый и средний бизнес в РФ: состояние и стратегия развития в будущем // Арктика: общество и экономика, 2012 № 8 С. 80-82


Все статьи автора «Гурьянов Павел Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: