ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Липатникова Ирина Андреевна
ФГБОУ ВПО Тюменский Государственный университет
Магистрант Финансово-экономического Института

Аннотация
В статье рассматривается финансирование муниципальных программ социально-экономического развития как важнейшей составляющей механизма реализации программы. Выявлена и обоснована важность увязки процессов разработки и принятия программ с формированием и проведением бюджетной политики. Также в статье изложены особенности финансирования программ социально-экономического развития на муниципальном уровне.

Ключевые слова: бюджетная политика, бюджетные ассигнования, бюджетные источники финансирования, внебюджетные источники финансирования, механизм финансирования, муниципальная целевая программа, софинансирование, финансирование муниципальных целевых программ


FINANCING OF SOCIO - ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY

Lipatnikova Irina Andreevna
FGBOU VPO Tyumen State University
master student of Finance and Economics Institute

Abstract
The article deals with the financing of municipal programs of socio- economic development as an essential component of the mechanism for the implementation of the program. The importance of the linkage between the development and adoption programs is identified and justified with the formation and conduct of budget policy. Besides, the peculiarities of the financing of programs of socio- economic development at the municipal level are considered in the article.

Keywords: budget policy, budget sources of financing, budgetary allocations, co- financing, extra-budgetary sources of financing, financing of municipal target programs, municipal target program, the financial mechanism


Библиографическая ссылка на статью:
Липатникова И.А. Финансирование программ социально-экономического развития муниципального образования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/11/3331 (дата обращения: 11.03.2024).

Важнейшей составляющей механизма реализации программы и одним из важнейших условий жизнеспособности любой программы социально-экономического развития является ее финансовое обеспечение.

Финансирование муниципальных целевых программ определяется на стадии их разработки, рассмотрения и утверждения органами местного самоуправления.

В зависимости от типа программы,  источниками ее финансового обеспечения могут быть:

- средства федерального и регионального бюджетов;

- средства бюджета муниципального образования;

- собственные средства предприятий и организаций (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал, работы, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т.п.);

- средства из различных внебюджетных фондов;

- средства частных отечественных и зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий);

- банковские кредиты;

- заемные средства (распространение акций, ценных бумаг и т.д.);

- другие внебюджетные источники финансирования.

Принципиальное значение имеет увязка процессов разработки и принятия  программ с формированием и проведением бюджетной политики [2, с. 88]

Основой построения структуры программы социально-экономического развития муниципального образования, формирования механизмов ее реализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование и прогнозирование развития, поскольку:

1) именно анализ состояния муниципального бюджетного процесса позволяет выделить программы (в том числе и инвестиционные), развитие которых и должны являться приоритетными для администрации, должны обеспечиваться бюджетной поддержкой (в том числе федеральной и региональной);

2) планирование и прогнозирование муниципального бюджетного процесса дает необходимую базу для формирования социальных программ и планирования их ресурсной обеспеченности.

Таким образом, изначально в части финансового обеспечения программа должна быть в полной мере согласована с бюджетом. По сути, это составляющая бюджета, обоснование бюджетных расходов с точки зрения результатов.

Муниципальные целевые программы финансируются в соответствии с утвержденными объемами по перечню муниципальных целевых программ, принятых к реализации в пределах расходов местного бюджета.

Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным нормативным правовым актом местной администрации муниципального образования.

За период с момента ввода в действие постановления о реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 26 июня 1995 г. N 594 существенно расширена правовая база финансирования. Анализ программ показывает, что с течением времени множественность источников финансирования программ возрастает. В настоящее время данному процессу благоприятствует принятие федеральных законов «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ, «О лизинге» от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ, «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ, а также блока федеральных законов по конкретным соглашениям о разделе продукции, принятых в 1997-1999 годах [3, с. 23].

Механизм финансирования программ социально-экономического развития страны в целом довольно прост. Основная масса средств, направляемых на их развитие, выделяется из федерального бюджета. Однако, помимо такого распределения средств, в каждом субъекте Российской федерации проводится реализация региональных целевых программ, которые направлены на развитие федеральных целевых программ в рамках приоритетных национальных проектов (например, национальный проект «Доступное жилье»).

Из-за низкой нормы прибыли в муниципальных образованиях с особо сложными (критическими) социально-экономическими и экологическими проблемами, например, в зоне Севера, большое значение придается созданию федеральными органами специальных фондов регионального развития, политике дотаций (субвенций), ассигнований, грантов, а так же межбюджетных трансфертов.

Таким образом, в связи с недостаточностью своих собственных финансовых средств, определяющее значение приобретает взаимодействие с федеральными и региональными органами власти. Муниципалитеты, как правило, «встроены» в их программы социально-экономического развития. Значительную долю в муниципальной целевой программе составляют федеральные и региональные мероприятия, проводимые ими в муниципальных образованиях. Здесь федеральные и региональные органы власти участвуют организационно или в порядке софинансирования.

Важность взаимодействия с федеральными и региональными органами определяется и тем, что все  три субъекта действуют на одной и той же территории. Условия взаимодействия сторон, учет взаимных интересов и их согласование не проработаны и определяются сложившейся практикой, когда вышестоящие уровни занимают доминирующее положение по финансовым ресурсам, что заставляет муниципальные образования подстраивать к ним свои мероприятия.

В своих программах муниципалитеты базируются в основном на использовании региональных и местных бюджетных ресурсов. Но поскольку бюджетные средства не всегда могут обеспечить потребности социально-экономической системы территории, то при реализации целевых программ органы власти активно могут взаимодействовать с субъектами системы негосударственных финансовых институтов, например, в форме привлечения частных капиталов, предоставления государственных гарантий целевых кредитов коммерческих банков под конкретные объекты. Таким образом, утвержденные целевые программы могут реализоваться и за счет средств внебюджетных источников финансирования.

Конкретную структуру источников финансирования следует определять при формировании бюджета целевой программы с учетом специфики соответствующей программы и инвестиционных проектов.


Библиографический список
  1. “Бюджетный кодекс Российской Федерации” от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ от 03.08.1998 г., N 31, ст. 3823 – Режим доступа: [Консультант плюс]
  2. Видяпин В.И. Региональная экономика: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В.Степанова. М.: ИНФРА-М, 2007. 666 с.
  3. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / В.Я. Любовный [и др.] // Сборник  Московского Общественного Научного Фонда Института макроэкономических исследований (ГУ ИМЭИ при Минэкономики России). – М., 2000. 75с.


Все статьи автора «Липатникова Ирина Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: