Исследование ценностей особенно актуально для России, особенностями которой в настоящий момент являются глобальные изменения в экономической, политической, социальной сферах, что не может не влиять на систему ценностей, которая сформирована у русского этноса и выполняет функцию регуляции поведения людей.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время происходит деградация традиционных ценностей, и молодежь не имеет этических ориентиров. Кроме того, на российских предприятиях почти не используют системы управления по ценностям. В то время как в Европе, США, Японии и других развитых странах владельцы предприятий прилагают очень большие усилия для привлечения квалифицированных талантливых людей, вкладывают огромнейшие деньги и материальные ресурсы для создания условий, отвечающих требованиям работников и способствующих повышению производительности.
Система ценностей определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношения к окружающему миру, к другим людям, к самой себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни.
К настоящему времени известно множество концепций, технологий и подходов, которые применяют компании для того, чтобы менеджмент фокусировался непосредственно на достижении целей и добивался наилучшего результата с помощью доступных ресурсов. Наиболее популярным подходами являются «Management by Objectives» и «Management-by-Value», которая основывается на трех ценностных категориях: экономико-прагматичной, этико-социальной, эмоциально-развивающей. Ядро этой концепции – интеллект и знания сотрудников, их ценности [1, c.95].
С целью выявления ценностных предпочтений молодежи, в частности студентов ВлГУ, и проблем их реализации была тщательно проработана методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Она основана на прямом ранжировании списков ценностей двух классов: терминальных и инструментальных. Объектом исследования ценностных ориентаций молодежи была учебная группа студентов 5-го курса ВлГУ в количестве 15 человек. Среди них 46% – юношей, и 54% – девушек. Возрастной состав испытуемых: 21 год – 67%, 22 года – 27%, 24 года – 6%.
В результате исследования были достигнуты следующие результаты: честность, независимость, образованность, любовь и эффективность в делах явились ключевыми ценностями у современной молодежи. Выбирая ценности, молодые люди предпочли те, которые требуют более полного использования своих возможностей, способностей, интересной, творческой деятельности, уважения товарищей по работе.
На основании проведенного анализа, можно также сказать, что происходящие изменения в системе ценностей, а соответственно, и стратегии жизненных целей молодежи, в выборе средств их достижения проявляются, в основном, в отношении к личному здоровью, материальному богатству и способах его добывания, а также к активной профессиональной деятельности и росту.
Молодежи всегда свойственен динамизм, смена ценностных ориентиров и ролей. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности [2, c. 25]. Именно поэтому анализ показал стремление современной молодежи к независимости и самостоятельности.
Организации, принимающей на работу молодого специалиста, необходимо четко понять, что самореализация личности работника должна происходить в специальных условиях, которые, прежде всего, необходимо приводить в соответствие с его ожиданиями, ценностями и жизненными установками. Готовить такие условия целесообразно заранее.
Молодой человек, переступая порог университета или института, становится студентом, у которого уже сформировался определенный набор ценностных ориентаций. Именно им студенты желают следовать, так как именно они отражают их внутренний мир. Не реализуя их, молодые люди не получают морального удовлетворения. Такое развитие событий обычно не приводит к достижению желаемых результатов. Поэтому каждому молодому человеку просто необходимо предоставить почву для развития и реализации собственной системы ценностей.
Наилучшим вариантом подготовки такой почвы является создание молодежной студенческой организации, а именно «Центр досуга» в форме органа общественной самодеятельности [3]. Начальное звено объединения – инициативная группа, которая может состоять из студентов, преподавателей, участников студенческого совета, проректора по воспитательной работе не только ВлГУ, но и других вузов и сузов Владимира. Основная задача инициативной группы – привлечь как можно больше людей к участию в деятельности организации. Команда студенческой организации изначально может состоять из лидера, ответственного за работу по программам деятельности, ответственного за привлечение ресурсов в организацию, ответственного за работу по привлечению участников, ответственного за формирование организационной культуры, ответственного за формирование имиджа и контролирующего органа.
Одним из инструментов для эффективного функционирования организации является механизм вовлечения молодых людей в реальную социально-значимую деятельность. Основными направлениями деятельности молодежной организации с учетом реального окружения и обстановки Владимира и Владимирской области, могут быть: организация клубов по интересам; развитие интеллектуальных и творческих способностей молодых людей; исследование истории своего края, организация краеведческих экспедиций, изучение национальной и отечественной культуры, истории России, формирование у молодых россиян патриотических чувств, любви к своей Родине.
«Центр досуга» может функционировать, имея свою организационную культуру и принципы, к которым можно отнести самодеятельность, самоуправление, самореализация личности. Перечисленные принципы могут выражаться в уважении к интересам, достоинству, мнению каждого члена студенческой организации ВлГУ; коллективности в работе, коллегиальности в принятии решений.
Для обеспечения функционирования Центра Досуга, необходимо учесть, что такая деятельность связана с издержками. Предполагается, что в первый месяц создания Центра Досуга могут быть учтены следующие статьи расходов: организационные расходы (платежи по регистрации, открытие счета в банке), хозяйственные расходы (аренда, канцелярские товары, телефонные счета, затраты на электроэнергию и другие), затраты на оплату труда.
Можно сказать, что создание системы управления по ценностям в рамках формирования единого Центра Досуга молодежи процесс трудоемкий, однако он несет в себе большую практическую значимость. Центр Досуга – это главный механизм реализации основных ценностей современной молодежи.
Библиографический список
- David, Grainger, Esposito, Fabiana and Watson, Noshua. Fortune’s 100 Faster-Growing Companies. Fortune, – 2001, pp. 95-110;
- Радов, А. Теория и практика ценностного ориентирования./А. Радов – М.: Юнити, 2005;
- ФЗ “Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ.