Научно-технические достижения в аграрной сфере во многом зависят от инновационной инфраструктуры как посредника и инструмента, обеспечивающего взаимодействие между научным сообществом и товаропроизводителями. При создании инновационной экономики в регионе на первый план объективно выходит регулирующая роль государства. Работа по инновационному развитию обеспечит положительные результаты лишь при наличии сбалансированной стратегии развития на длительную перспективу.
В Омской области после широкого обсуждения принята Стратегия социально-экономического развития до 2025 года. [1]. Стратегия разрабатывалась со средины 2012 года компанией Strategy Partners Group (SPG). Документ прошел экспертизу со стороны, как профессиональных экспертов-экономистов, так и со стороны жителей региона. Общественное обсуждение необходимо было для того, чтобы проработать документ, представленный компанией. Благодаря общественному обсуждению были внесены существенные поправки в текст документа.
Для реализации стратегии создана специализированная структура – ОАО «Корпорация развития Омской области». Корпорация, имея проектный офис, будет решать задачи: привлечение инвестиционных программ, работа с инвесторами по реализации проектов на территории региона, сопровождение этих проектов до начала выпуска первой продукции. В этом документе определено стратегическое позиционирование региона в долгосрочной перспективе, определены пути и способы построения инновационной экономики, создания условий для раскрытия его человеческого потенциала, повышения конкурентоспособности социально-экономического комплекса территории.
Понимание конкурентоспособности по М.Портеру, применительно к региону или стране, позволяет вобрать в понятие конкурентоспособности все направления работы, связанные с созданием благоприятной среды для населения и бизнеса. «Конкурентоспособность определяется производительностью (величина на единицу затрат), с которой страна (регион или кластер) использует человеческие, капитальные и природные ресурсы. Производительность определяет уровень жизни страны (региона): размер зарплаты, прибыль на капитал, доход от природных ресурсов. Производительность зависит как от ценности товаров и услуг (например, уникальность, качество), так и от эффективности, с которой они производятся. Для благосостояния страны имеет значение не то, в каких отраслях конкурирует страна (регион), а как фирмы конкурируют в этих отраслях. Производительность страны (региона) является отражением того, что отечественные и иностранные фирмы выбрали дело (бизнес) в данном месте. Для конкурентоспособности огромное значение имеет не только производительность в торгуемых отраслях, но и производительность в «местных» отраслях. Девальвация и ревальвация не делают страну более и менее «конкурентоспособной». Страны (регионы) конкурируют в предоставлении наиболее продуктивных условий для ведения бизнеса. Государство и частный сектор играют разные, но взаимосвязанные роли в создании продуктивной экономики». [2,3,4].
Исходя из перспектив социально-экономического развития территории, определены направления работы по достижению стратегической цели, которая обозначена - «Рост конкурентоспособности региона». Среди направлений выделены: развитие приоритетных кластеров (нефтепереработка и нефтехимия, агропищевые и лесопромышленные производства – отраслей обеспечивающих высокую добавленную стоимость; производства высокотехнологичных компонентов и систем; создание транспортно-логистического кластера с целью реализации транзитного потенциала Омской области и использования потенциала рынков Казахстана, Узбекистан и других стран азиатского региона для увеличения экспорта продукции омских компаний;
В число стратегических включено развитие сектора услуг, создание доступной промышленной инфраструктуры; развитие сектора энергетического сектора (тепло, электричество); рост сектора строительства и недвижимости, транспортно-логистического сектора; развитие связи; стимулирование развития малого и среднего предпринимательства.
Стратегией развития намечено опережающее развитие системы профессионального образования, ориентированного на потребности приоритетных кластеров области. Начата работа по налаживанию партнерских связей между высшими учебными заведениями, расположенными на территории Омской области, с университетами технического профиля Европы. Формируется в сфере нефтехимии и наукоемких производств, образовательные кластеры для подготовки высококвалифицированных специалистов.
Являясь регионом с развитым сельским хозяйством и высоким удельным весом сельского населения, имеются возможности опережающего роста экономики. Однако сдерживающими факторам развития сельского хозяйства региона являются:
-наличие рисков в сельскохозяйственном производстве, что связано с зависимостью отрасли от природно-климатических условий, низкой продуктивностью в основных отраслях сельскохозяйственного производства, неравномерной доступностью пахотных угодий, недостаточной эффективностью их использования;
-низкий уровень развития транспортной и инженерной инфраструктуры;
-ограниченный доступ к основным рынкам сбыта;
-низкая доступность заемных финансовых средств;
-высокий моральный и физический износ основных фондов в сельскохозяйственном производстве и низкие темпы их обновления;
-недостаточное взаимодействие сельскохозяйственных товаропроизводителей с научно-исследовательскими организациями и учебными заведениями сельскохозяйственного направления;
- низкий уровень заработной платы в организациях агропищевого кластера, в первую очередь сельскохозяйственного производства, что ограничивает возможность привлечения квалифицированных кадров.
Учитывая это обстоятельство, в Омской области в рамках реализации основных положений кластерной политики ведется работа по созданию на базе ОмГАУ им. П.А. Столыпина и СибНИИСХ регионального центра трансфера технологий. Предполагается, что этот центр, являясь юридическим лицом с собственным бюджетом, обеспечит взаимодействие всех структур в сфере науки и образовательными учреждениями агроэкономического профиля в регионе. Основными задачами центра станут: определение приоритетных направлений развития сельского хозяйства в регионе; формирование информационного банка аграрных инноваций; разработка и реализация инновационных проектов с использованием наукоемких технологий; поддержание баланса интересов государства, разработчиков, производителей и потребителей инновационных продуктов, а также потенциальных инвесторов при их коммерциализации; развитие взаимовыгодных отношений с другими вузами и научными организациями в России и за рубежом.
Проведены работы по созданию централизованного банка инноваций во всех сферах АПК, формируется сеть информационных и консультационных центров, принимаются меры по интеграции всех звеньев инновационной инфраструктуры, лучшему использованию уже накопленного в этой сфере ресурсного потенциала. Помимо прямого эффекта от работы центра (выручка за услуги, оказанные предприятиям АПК), будет достигаться и гораздо более значимый косвенный эффект в виде повышении наукоемкости производства и улучшения маркетинга в АПК, увеличения объемов производства и регионального валового продукта, улучшения финансового состояния предприятий аграрной сферы за счет использования ими современных научных достижений.
Проектом предусмотрено повысить уровень консультационного обслуживания сельскохозяйственных производителей. Современные знания и коммерческая информация благодаря новым информационным технологиям передается потребителям в максимально удобном для применения виде. Затраты на инновации формируют издержки «зеленой корзины» по классификации ВТО
Помимо прямой поддержки региональной инновационной инфраструктуры планируется осуществить регулирующие меры институционального характера с целью активизации инновационной деятельности и процесса коммерциализации новшеств, касающихся интеллектуальной собственности и налогообложения научных организаций, расширения системы налоговых льгот и налоговых кредитов для участников инновационного процесса.
Важнейшим звеном инновационных процессов, определяющим результат, является коммерциализация и трансфер технологий.Понятие «трансфер технологий» используется в России сравнительно недавно. Это связано с переориентацией различных сфер деятельности на рыночные отношения. Часто его употребляют параллельно с другим понятием – «коммерциализация технологий», хотя их содержание не совпадает. Трансфер предполагает не только передачу информации о новшестве, но и ее освоение при активном позитивном участии: источника информации (например, автора изобретения); ее реципиента (получателя); того, кто ее продает; конечного пользователя продукта, производимого с ее помощью. Поэтому при трансфере основной акцент делается не столько на технологии как таковой, сколько на экономических субъектах – участниках данного процесса.
Термин «коммерциализация» заостряет внимание на коммерческом использовании информации (с непременным извлечением выгоды). Иногда эта выгода измеряется непосредственно, иногда опосредованно (например, через, увеличение эффективности другой технологии), но в любом случае стоимостные показатели присутствуют в расчете и являются определяющим критерием успешности инновационного процесса. В то же время вопрос о том, кто непосредственно осуществляет использование технологии, при коммерциализации не является главным. Это может быть, в частности, сам автор изобретения, носитель инновационной идеи, разработчик новой технологии – физическое лицо или организация [5]. При положительном исходе испытаний он юридически закрепляет свои авторские права и в дальнейшем извлекает прибыль, либо лично сотрудничая с бизнесом, либо передавая свои авторские права. Схематически весь процесс можно представить в виде последовательности операций и логических фильтров.
Процесс коммерциализации технологий включает – создание системы финансирования инновационной цепочки от формулировки идеи до серийного производства. На первом этапе проводится конкурс научных разработок, причем получателем бюджетных средств является научная организация. Его основная цель – доведение идеи до технического макета; здесь нужно тщательно оценить, кто будет покупателем конкретной научной разработки и какова емкость соответствующего рынка. Следующая стадия – конкурс инновационных проектов. Его победителем может стать лишь то предприятие, которое внедрит научную разработку, профинансированную на первой стадии. При этом оно обязуется, во-первых, вложить не меньше собственных средств, чем из бюджета, а во-вторых, оформить надлежащим образом отношения с разработчиком инновационной идеи.
Для эффективной реализации новшеств необходимо создание специализированных структур, привязанных ко всем стадиям инновационного процесса, таких как офисы коммерциализации разработок и бизнес-инкубаторы. Офисы коммерциализации являются структурными подразделениями вузов или НИИ; они оценивают коммерческий потенциал разработки, формируют стратегию ее продвижения на рынок и защиты интеллектуальной собственности, в сущности
- организуют выгодную продажу интеллектуального продукта и его сопровождение (заключение лицензионных соглашений, содействие в организации инновационных предприятий и т.п.).
Бизнес-инкубаторы выполняют роль своего рода «стартового модуля» для предприятий, создаваемых под инновационные проекты. Их ключевые функции
- формирование команд разработчиков, менеджеров и технологов, юридическое и бухгалтерское сопровождение новых предприятий, составление для них биз- нес-планов и обеспечение стартового финансирования, содействие в создании сети сбыта для новой продукции
Как показывает практика, в традиционном варианте трансфер технологий осуществляется в следующей последовательности: работа с клиентом (посещение компании, технологический аудит); идентификация технологических профилей (технологические запросы и предложения). Поиск технологических партнеров через веб-сайт (рассылки) или через сеть центра (конференции, семинары); помощь в организации переговоров между продавцами и покупателями технологии, содействие в переговорах; заключение договора и передача технологии.
Технологический аудит (инвентаризация имеющихся разработок и определение отправной точки движения) относится к начальной фазе рассматриваемого процесса. Схему его проведения в рамках совершенствования инновационной инфраструктуры региона можно рассматривать в последовательности «рыночный потенциал – качество продукта – осуществимость технологии – ре- сурсообеспеченность технологии». Более подробно в источнике[6].
Особенность инновационного потенциала АПК и низкий уровень внедрения разработок в отрасли делают актуальной поддержку, как со стороны научного сообщества, так и со стороны государства и бизнеса. Что касается государства, самым сложным является вопрос о выделении средств на науку и инновационные проекты (гораздо проще добиться предоставления льгот). Эффективным инструментом было бы также страхование государством инновационных рисков. Необходимо более четко сформулировать интересы власти, науки и бизнеса применительно к сферам АПК в условиях ограничений ВТО.
Полагаем, что основными видами эффекта на уровне региона являются: рост налогооблагаемой базы (а значит, и налоговых поступлений в бюджет), создание новых рабочих мест, повышении уровня жизни населения, экономия энергии и т.п. Научные учреждения при этом могли бы получать лицензионные платежи (2-8% объема производства), учредительские доходы (до 50% прибыли) и договорные платежи по НИР (до 20% прибыли). Интересы бизнеса заключаются в росте рентабельности производства, расширении производственной базы и выходе на новые рынки. При этом, в условиях вхождения России в ВТО, ресурсы, направленные на поддержку села, не увеличивают, так называемую «желтую корзину» государственной поддержки.
В Стратегии обозначены приоритеты развития агропищевого кластера[1]:
- создание кластерной ассоциации для повышения эффективности взаимодействия между участниками, привлечение инвестиций, взаимодействие с органами исполнительной власти региона и федеральными органами государственной власти;
- развитие секторов кластера в растениеводстве и животноводстве за счет внедрения углубленной специализации, современных технологий, повышение обеспеченности участников качественными семенами и племенным материалом;
- содействие продвижению и потреблению продукции местного производства, в том числе за счет создания в рамках кластера товаропроводящих цепочек, закупочно-сбытовых, логистических организаций и развития экспорта продукции кластера;
- стимулирование повышения эффективности перерабатывающих производств и содействие их технологической модернизации;
- создание благоприятных условий для ведения бизнеса и инвестиционного климата для привлечения в кластер организаций перерабатывающей промышленности, иностранных инвесторов;
- выделение новых продуктовых сегментов, подготовка концепций и программ их развития и привлечение организаций во вновь создаваемые сегменты;
- создание сети сервисных центров для оказания услуг сельскохозяйственным организациям (консультационных, технических, информационных и др.);
- содействие развитию личных подсобных хозяйств, различных форм мелкотоварного производства, производство экологически чистой продукции (молочной, мясной и овощной продукции);
- внедрение системы контроля качества и безопасности сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, производимых на территории региона;
- дальнейшее развитие системы агролизинга сельскохозяйственной техники;
- привлечение молодых специалистов в агропищевой кластер путем предоставления им мер государственной поддержки, внедрения эффективных механизмов мотивации;
- повышение квалификации кадров в сельском хозяйстве и сельскохозяйственной переработке, в том числе за счет развития дистанционных форм обучения в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
- содействие развитию учебно-производственной базы федерального образовательного учреждения “Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина”, государственных научных учреждений РАСХН, образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов для агропищевого кластера;
- обеспечение условий предоставления субсидий хозяйствующим субъектам, являющимся участниками агропищевого кластера, в соответствии с приоритетами его развития и информирование этих хозяйствующих субъектов о существующих мерах поддержки;
- содействие повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения за счет обновления мелиоративных технологий и увеличения объема внесенных удобрений, вовлечения в оборот неиспользуемых площадей;
- создание агропромышленного парка, обеспечивающего доступ участников кластера к инфраструктуре, централизованную переработку и сбыт продукции, способствующего повышению эффективности интеграционных процессов;
Предполагается, что результативные показатели агропищевого кластера обеспечат прирост показатлей:
- производство сельскохозяйственной продукции к 2025 году увеличится в 1,4 раза;
- рост производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака в 2025 году возрастет к уровню 2011 года в 2,1 раза.
Ускоренное развитие экономики Омской области имеет особое значение для реализации Стратегии. Рост производительности труда, повышение уровня оплаты труда и, как следствие, рост налогооблагаемой базы позволят сбалансировать консолидированный бюджет области и найти ресурсы для решения социальных задач развития. В первую очередь речь идет об ускоренном развитии выбранных приоритетных кластеров, во вторую очередь – о реализации общесистемных мер поддержки, включая развитие производственной, транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, привлечение инвестиций в основной капитал, поддержка малого и среднего предпринимательства.
Что касается агропищевого кластера, то перспективными направлениями для развития его потенциала, наряду с увеличение глубины переработки продукции, важен выход на новые рынки (субъекты дальневосточной части Российской Федерации, Республика Казахстан, Средняя Азия) и создание производств в новых продуктовых сегментах (создание новых продуктов, развитие новых форматов и концепций питания, продукции с этнонациональной спецификой), повышение эффективности хозяйствования участников кластера, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Развитие агропищевого кластера напрямую связано с решением проблемы обеспечения населения качественным питанием и созданием новых механизмов организации на территории региона внутренней продовольственной помощи – системы государственной социальной поддержки населения Омской области, направленной на улучшение питания и достижение его сбалансированности с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов. Формирование сырьевой базы системы внутренней продовольственной помощи является перспективным направлением развития.
Заключение. Основная причина застоя в инновационной сфере АПК состоит в том, что государственные организации и учреждения, ответственные за реализацию научно-технической политики, не имея стратегии, выполненной на проектном уровне, не ведут мониторинг инновационной деятельности в регионе. Работа в большинстве случаев носит фрагментарный, бессистемный характер, в системе нет координирующего звена, деятельность не сориентирована на конечный результат. В этом кроется одна из причин отставания российского сельского хозяйства, утраты его конкурентоспособности. По сути дела, не во всех регионах существует внятная концепция развития инноваций вообще и инновационной инфраструктуры АПК, в частности, что, безусловно, сдерживает процесс освоения достижений НТП в отрасли.
Полагаем, «Корпорация развития Омской области» и её проектный офис, созданные в соответствии со Стратегией, будут вести комплексный мониторинг инновационных проектов и проблем. Её функциями станут отбор и экспертиза инновационных проектов, обладающих коммерческим потенциалом; проведение технологического и патентного аудита инновационных разработок; установление связей с учебными и научными учреждениями (как в России, так и за рубежом); поиск инвесторов и покупателей объектов интеллектуальной собственности; охрана различных видов интеллектуальной собственности; подготовка лицензионных соглашений, контрактов, договоров об управлении интеллектуальной собственностью, о научно-техническом и производственном содружестве и т. п.; совершенствование методического обеспечения в области коммерциализации новых технологий; проведение маркетинговых исследований, составление бизнес-планов; проведение конференций и семинаров по коммерциализации новых технологий и др. Предложенные меры обеспечат положительный социально-экономический эффект.
Библиографический список
- Указ Губернатора Омской области от 24 июня 2013 г. №93 «О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года». Интернет-ресурсhttp://omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/MEC/eventOfday.html (24 июля 2013 г).
- Портер М. “Конкурентные стратегии: методики для анализа конкурентов” (“Competitive Strategy:Techiques for Analyzing Competitors”) (1980).
- Портер М. ”Конкурентное преимущество: создание и поддержание наивысшей производительности” (“Competitive Advantage: Creatingand Sustaining Superior Performance”) (1985).
- Портер М. ”Конкурентныепреимуществастран” (“CompetitiveAdvantageofNations”) (1990).
- Портер М. Конкуренция. – М., 2000.
- Залуцкая Н.М., Бартунаев Л.Р., Бадараева Р.В.Маркетинг территорий: Учебник для студентов специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление» и других управленческих и экономических специальностей и направлений очной и заочной форм обучения. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2010. –С.174-175
- Baldwin R. Economic geography and public policy.- Princeton, 2003. – 446 p.
- Стукач В.Ф. Региональная инфраструктура АПК. – М.: КолосС, 2012, С.166-178