В Пензенской области насчитывается 430 муниципальных образований, среди которых 3 городских округа, 27 муниципальных районов, 24 городских и 376 сельских поселений[1].
Численность населения области на 1 января 2011 года составила 1384 тыс. человек, из которых на долю сельского населения приходится 454,1 тыс. человек, из которых 57,9% в трудоспособном возрасте. Продолжается уменьшение доли численности сельского населения в общей численности, за период с 1959 по 2011 год она снизилась с 67,3% до 32,8%. Динамика занятости сельских трудовых ресурсов представлена в таблице 1.
Уровень трудоспособного населения, занятого в личном подсобном хозяйстве, за последние годы вырос, чему способствовала реализация областных целевых программ поддержки ЛПХ и К(Ф)Х.
Пензенская область в настоящее время представляет собой промышленно-аграрный регион страны. За годы аграрной реформы на селе сложилась многоукладная экономика. В сельском хозяйстве области сформировались три основные категории сельскохозяйственных товаропроизводителей: сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства населения[1].
Таблица 1- Динамика занятости сельских трудовых ресурсов Пензенской области, тыс. чел. (на начало года)
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Население в трудоспособном возрасте |
866,3 |
870,2 |
871,6 |
869,3 |
863,9 |
856,3 |
846,6 |
834,1 |
Население старше трудоспособного возраста |
342,0 |
337,7 |
334,8 |
332,5 |
333,8 |
337,5 |
340,7 |
346,0 |
Занятые в экономике |
- |
- |
667,8 |
- |
650,4 |
654,0 |
634,3 |
638,0 |
Учащиеся в трудоспособном возрасте |
||||||||
Уровень занятости сельского населения с учетом учащихся, % |
||||||||
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, занятое в личном подсобном хозяйстве |
Реформирование экономики России, составной частью которого стали реформы в Пензенской области, неизбежно повлекло за собой существенный спад в производственной деятельности. В наибольшей степени негативные стороны реформирования экономики отразились на сельскохозяйственных организациях. В результате проведенных мероприятий программы финансового оздоровления возросла доля прибыльных сельскохозяйственных организаций.
Рост производства в 2010 году к уровню 2000 года составил: зерно – 78,2%, сахарная свекла – 3 раза, подсолнечника – 48,4%, скот и птица в убойном весе – 80%, молоко – 18,5%. В то же время уменьшился показатель по производству яиц на 2,4%[2].
Глубокий кризис общественного производства в агропромышленном комплексе во многом обусловил достаточно устойчивые темпы роста объемов сельскохозяйственного производства в фермерских хозяйствах (доля в общем объеме производства 6,2%) и личных подсобных хозяйствах населения (49,5% валовой продукции).
В результате реформирования сельскохозяйственной экономики в области произошли значительные структурные изменения производительных сил, участвующих в обеспечении рынка продукцией животноводства. В настоящее время сельхозпредприятия производят 42% всей животноводческой продукции на территории области. Почти 55,7% общего объема животноводческой продукции производят хозяйства населения. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств составляет около 2,3%.
Относительный рост удельного веса хозяйств населения в структуре производства произошел в связи с резким сокращением численности сельскохозяйственных животных и производства продукции сельскохозяйственными предприятиями.
Из-за крайне тяжелого финансово-экономического состояния сельскохозяйственных предприятий на протяжении ряда лет на территории области не осуществлялось строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры в сельской местности. Ремонт и реконструкция проводились только на отдельных объектах, принадлежащих преуспевающим предприятиям. Обратимся к таблице 2.
Таблица 2- Сельский жилищный фонд Пензенской области, млн. кв. м. (на конец года)
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Общая площадь, в том числе |
11,7 |
11,7 |
11,7 |
11,8 |
11,7 |
11,5 |
11,6 |
11,7 |
11,7 |
11,8 |
12,0 |
государственный |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
муниципальный |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
частный |
11,0 |
11,1 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,1 |
11,1 |
11,3 |
11,3 |
11,5 |
11,6 |
другой |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
По формам собственности на жилье в сельской местности преобладает частный сектор, так называемые индивидуально-определенные здания. В 2010 году, по сравнению с 2000, рост количества частных жилых домов на селе составил 3,7%, в то время как доля государственного жилья сократилась практически в три раза. Часть населения, имеющая невысокие доходы и работающие в бюджетных учреждениях по-прежнему пользуются муниципальным жильем, общая площадь которого в сельской местности немного выросла.
Основной проблемой сельского жилищного фонда остается ветхость и аварийность. Особенно высока доля индивидуального жилья, не отвечающего требованиям жизнеобеспечения – 3,8%. За период 2005 – 2006 годы наблюдается динамика роста ветхого и аварийного жилья как в многоквартирных, так и в индивидуальных жилых домах[2].
Заметно отставание сельских жителей от городских и по уровню доходов, который составил в среднем за 2008 год 3878 рублей, что ниже величины прожиточного минимума по Пензенской области на 448 рублей.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной инфраструктуре препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий и агропромышленного комплекса.
Рыночные преобразования все же слабо затронули жилищно-коммунальную сферу, за исключением приватизации жилья, в результате которой государство практически сняло с себя ответственность за состояние инженерных сооружений. Хотя, несмотря на это, сегодня отрасль все еще держится на бюджетных вливаниях. В 2008 году в среднем по муниципальным образованиям Пензенской области расходы на ЖКХ составляли свыше 23 млн. руб. или 30% местных бюджетов.
Все это показывает, что ЖКХ муниципальных образований относится к сложным экономическим объектам, для управления которыми необходима разработка и использование адаптивных информационных принципов управления, а в силу неопределенности условий его функционирования в основе таких принципов должны лежать программные процедуры, опирающиеся на накопленный опыт и служащие для поддержки принятия управленческих решений.
Производственная структура жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время интегрирует более 30 видов деятельности, ведущие из которых: жилищное хозяйство, теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, озеленение населенных пунктов, летняя и зимняя уборка улиц, ремонт и содержание дорог, сбор и вывоз бытовых отходов, банное хозяйство, прачечное хозяйство, ритуальные услуги, техническая инвентаризация.
На конец 2010 года наиболее обеспеченными по общей площади жилых помещений в расчете на одного жителя выступают следующие районы: Вадинский (33,3 кв. м. на чел.), Земетчинский (32,4 кв. м. на чел.), Никольский (31,1 кв. м. на чел.), Пачелмский (29,4 кв. м. на чел.), Сосновоборский (29,3 кв. м. на чел).
Больше половины сельских жителей имеют уровень доходов ниже прожиточного минимума, в связи с чем в ряде районов Пензенской области более 50% граждан пользуются социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг: Никольский – 86,1% (9446 чел.), Сердобский – 63,8% (14341 чел.), Пачелмский – 50,7% (4750 чел.), Спасский – 52,6% (3157 чел.), Иссинский – 53,0 (3500 чел.), Каменский – 59,7% (14310 чел.), Нижнеломовский – 48,9% (10299 чел.) районы.
Основной проблемой жилищно-коммунальной отрасли остается ветхость жилищного фонда муниципальных образований Пензенской области. На конец 2010 года общая площадь жилых помещений в ветхих и аварийных жилых домах составляла 929,1 тыс. кв. м, или 2,8% от общего объема жилищного фонда. Ежегодно ремонтируются лишь 0,3 – 0,5% жилищного фонда при нормативе 4 – 5%.
Общий уровень благоустройства жилищного фонда в сельской местности относительно невысок: водопровод – 49%, канализация – 39%, центральное отопление – 74%, газоснабжение – 97%[2].
Решающим фактором для жителей сельской местности является наличие лечебных учреждений. Восстановление физического и психологического здоровья выступает в качестве основной ценности для любого человека.
В последние годы здравоохранение Пензенской области стало одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Созданы условия для широкого применения современных инновационных технологий, развития первичной медико-санитарной помощи, совершенствования экстренной неотложной и высокотехнологичной медицинской помощи, внедрения современных медицинских информационных технологий.
Развитие рыночной экономики способствует интенсивному развитию малого бизнеса на селе, особенно в сфере распределения и обмена. Такой сектор социальной инфраструктуры как бытовое обслуживание, торговля и общественное питание в наибольшей степени формируется за счет участия жителей территории в их создании. За последнее время в большинстве районов региона наблюдается значительный рост количества объектов торговли. Жителям отдаленных сел уже не приходится ехать в районный центр за продуктами первой необходимости. Анализ статистических данных за 2008 год показал, что 7 районов имеют обеспеченность точками торговли, бытового обслуживания и общепита свыше 30 объектов на тысячу жителей.
Несмотря на сокращение численности населения, поскольку смертность в регионе по-прежнему превышает рождаемость, область все еще располагает крупным трудовым потенциалом в сельской местности. Предотвращение депопуляции требует повышения уровня как экономического, так и социального развития. Низкий уровень развития социальной инфраструктуры и ее концентрация преимущественно в пригородной зоне и при одновременной сложной транспортной доступности сочетается с низкими доходами населения.
Выход социальной инфраструктуры сельских территорий Пензенской области из кризиса, усугубленного дефицитностью собственного бюджета и недостатком федеральных трансфертов, просматривается за счет преимущественной мобилизации разнообразных собственных, внутриобластных резервов экономического (благоприятное транспортно-географическое положение региона, природный потенциал) и социального развития на основе использования программно-целевого подхода.
Библиографический список
- Правительство Пензенской области - http://www.penza.ru/.
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области - http://pnz.gks.ru/.