МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАЧЕСТВА ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДИАНА К»

Булдакова Марина Валентиновна
Поволжский государственный технологический университет
студентка 5 курса специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

Аннотация
В данной статье рассмотрена проблема толкования понятия «качество прибыли» и дана оценка качеству прибыли ООО «Диана К», занимающееся производством кондитерской продукции. В работе использованы методика диагностического анализа и авторская методика О.А. Дроздова. На завершающем этапе анализа из авторской методики был выбран показатель – устойчивость темпов прироста видов прибыли и по нему рассчитан коэффициент Спирмена. В результате проведенного исследования выявлено, что качество прибыли ООО «Диана К» низкое, следовательно выявлены причины сложившейся ситуации и намечены пути ее решения. Материалы статьи могут быть интересны сотрудникам финансовых служб предприятия.

Ключевые слова: валовая прибыль, Качество прибыли, количественные и качественные показатели, прибыль до налогообложения, прибыль от продаж, темп роста и прироста, фактическое и эталонное соотношение., чистая прибыль


METHODS OF DIAGNOSTIC ANALYSIS OF EARNINGS QUALITY ON THE EXAMPLE OF LLC «DIANA K»

Buldakova Marina Valentinovna
Volga State University of Technology
5-year student in "Accounting and Audit"

Abstract
In this paper the problem of interpretation of the term "quality of earnings" and the evaluation of the quality of earnings, LLC "Diana K" engaged in the production of confectionery products. We used the technique of diagnostic analysis and the author's method of OA Drozdov. At the final stage of the analysis of the author's method was chosen indicator - the growth rate of species sustainability of profits and it is calculated by the Spearman coefficient. The study revealed that the quality of earnings, LLC "Diana K" is low, therefore, the causes of the current situation and the ways to solve it. Article Submissions may be of interest to employees of financial services companies.

Библиографическая ссылка на статью:
Булдакова М.В. Методики диагностического анализа качества прибыли на примере ООО «Диана К» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2185 (дата обращения: 31.10.2024).

В  сложившихся современных рыночных условиях динамичное развитие производственно-хозяйственной деятельности должно базироваться на  принципе финансового самообеспечения. То есть  главная цель хозяйственной деятельности каждой коммерческой организации – это получение прибыли, и прибыли как можно большей. Следовательно, требуется обратить тщательное внимание на изучение  вопроса качества прибыли. Такое внимание к данной проблеме  безусловно важно для объективной  и качественной оценки деятельности организации с позиции всех заинтересованных сторон. К таким субъектам рыночных отношений относятся, во-первых финансовые руководители,  которым в процессе выполнения своих должностных обязанностей необходимо иметь реальную картину результатов деятельности фирмы, и менеджеры маркетинговых отделов, разрабатывающие направления продвижения продукции. Во-вторых, инвесторы и кредиторы, которые принимают решение о вложении своих средств, также  важно иметь представление о качестве прибыли фирмы. И в-третьих, это аудиторы, которые призваны «стоять на страже» интересов пользователей результатов аудита,  им также необходимо  оценить качество прибыли.

Данная оценка производится с целью, чтобы выявить те моменты в деятельности предприятия, которые позволят обеспечить даже не увеличение массы прибыли, а влияние на  обеспечение стабильности в будущих периодах. Следовательно, существенна только та информация, которая указывает на то, что у организация достигнет успеха в последующий период времени, т.е. упор делается на достоверность отчетности. Такого мнения придерживаются такие авторы, как О.В. Ефимова и М.В. Мельник. [1, c. 256]

Другие же авторы – А.Д. Шеремет и Ионова А.Ф. выдвигают мнение, что качество прибыли — это обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации. Данный подход лег в основу методики О.А. Дроздова рассмотренной ниже. Как отмечают указанные авторы, прибыль от продаж может имеет  высокое качество тогда, когда она формируется под влиянием экономических факторов, но при этом авторы также обращают внимание на вопрос достоверности бухгалтерской отчетности при оценке качества прибыли.

Существует еще одно мнение  авторы, которого отмечают, что качество прибыли указывает на стабильность достигнутого уровня  прибыли, а также на сколько используются хозяйственные резервы для его достижения. [2]

Термин «качество прибыли»  широко представлен в научной литературе по анализу, но единогласия специалистов не наблюдается даже в отношении сущности качества прибыли.

Одни ученые при исследовании качества прибыли уделяют внимание анализу прибыли от продаж, другие – указывают на необходимость изучения показателей финансовых результатов. Если одни специалисты делают акцент на количественные показатели качества прибыли, то другие полагают, что качество прибыли — «это характеристика факторов формирования показателей финансовых результатов, имеющих и не имеющих количественного измерения». [1, c.257] Все то, что не имеет количественного изменения на это организация в силах повлиять таким образам, чтобы качество прибыли стало выше. Например, чем процентная ставка по кредитам ниже, тем выше качество прибыли. В отношении состояния расчетов с кредиторами, чем меньше доля  просроченной кредиторской задолженности в общей сумме данной задолженности, тем качество прибыли выше. Также немаловажную роль играет учетная политика, которая с помощью бухгалтерских методов  формирует  финансовый результат и др. Т.е. объектом анализа качества прибыли могут быть все финансовые результаты и все стадии их формирования.

Исходя из вышесказанного, приходим к заключению, что данный вопрос актуален как никогда для российских  предприятий, в том числе для предприятия ООО «Диана К». Данная организация занимается производством кондитерских изделий, в частности тортов (в т.ч. заказных), пирожных и печенья. Фирма «Диана К» давно существует на рынке Республики Марий Эл, ее продукция известна и востребована, как внутри республики, так и за ее пределами.

В данной работе будут использованы два подхода к оценке  качества прибыли, основанные именно на количественных показателях.  Одна из них основана на методике диагностического анализа, когда необходимо дать быструю оценку состояния деятельности предприятия. А вторая – авторская методика О.А. Дроздова, в ней качество прибыли характеризуется стабильностью (устойчивостью) темпов прироста суммы различных видов прибыли и направленностью изменений структуры источников формирования финансовых результатов.

Диагностический анализ предусматривает оптимальное соотношение показателей в следующем виде:

Тр (конечных) > Тр (промежуточных) > Тр (начальных)

где,   Тр – темп роста

Таблица 1 – Расчет фактических темпов роста за 2010-2012 гг.

 

Год

Темпы роста, %

Вид прибыли, тыс.руб.

2010

2011

2012

2011 к 2010 гг.

2012 к 2011 гг.

2012 к 2010 гг.

Валовая прибыль

50757

59235

67104

116,70

113,28

132,21

Прибыль от продаж

14139

7967

3495

56,35

43,87

24,72

Прибыль до налогообложения

11646

4590

1597

39,41

34,79

13,71

Чистая прибыль

8182

2024

22

24,74

1,09

0,27

Данные таблицы 1 говорят нам о том, что валовая прибыль год от года увеличивалась в абсолютном выражении, но темпы роста были хоть и существенны по отношению к другим видам прибыли, но все равно претерпели снижение, т.к. рост валовой прибыли в 2011 году по сравнению с 2010 годом (117%)  был выше, чем в 2012 году по сравнению с 2011 годом (113%). Прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистая прибыль на протяжении 2010-2012 гг. сокращались, как в абсолютных, так и в относительных величинах.

Таблица  2 – Сравнение эталонного и фактического соотношения темпов роста прибылей за 2010-2012  гг.

Темпы роста, %

Эталонное соотношение

прибыль чистая

прибыль до н/о

прибыль от продаж

валовая прибыль

Фактическое соотношение

2011 к 2010

24,74

<

39,41

<

56,35

<

116,70

2012 к 2011

1,09

<

34,79

<

43,87

<

113,28

2012 к 2010

0,27

<

13,71

<

24,72

<

132,21

Как видно из данных табл. 2 фактическое соотношение полностью противоположно эталонному ряду. Валовая прибыль растет быстрее, чем прибыль от продаж это связано с ростом коммерческих и управленческих расходов. Прибыль от продаж увеличивается  быстрее, чем прибыль до налогообложения это связано с ростом прочих расходов и как следствие убытком полученным от прочей деятельности. Прирост прибыли до налогообложения происходит быстрее, чем чистой прибыли это связано не с ростом суммы налога на прибыль, а со значительным ростом общехозяйственных и коммерческих расходов, которые «проедают» значительно сокращают прибыль от продаж, которая является основой для расчета остальных видов прибыли, что наглядно видно в табл. 1.
Вторая методика  – Методика О.А. Дроздова [3] подразумевает оценку каждого вида прибыли отдельно. Применение  данной  методики  возможно  только  в  том  случае,  если  предприятие получает прибыль, в противном случае расчет всех коэффициентов не имеет смысла. Реалистичность оценки значительно возрастет при увеличении количества исследуемых отчетных периодов, поэтому в расчете показателей использованы данные за 4 года с 2009-2012 гг.

Результаты расчетов по предприятию ООО «Диана К» и основные оценки приведены в табл. 3. Характеристика и оценка показателей в таблице 3 приведена в соответствии с  авторской методикой.

Таблица 3 – Количественные показатели качества прибыли ООО «»Диана К в 2009-2012  гг.

Показатель

Значение показателя, оценка

Качество валовой прибыли Качество валовой прибыли на протяжении 2009-2012 гг.  низкое.
Устойчивость коэффициента (нормы) валовой прибыли 0,368 (2012 г.)>0,326 (2011 г.)<0,332 (2010 г.)<0,343 (2009 г.)

Данный коэффициент за весь рассматриваемый период находился на одном и том же уровне. Рост объемов продаж сократился. Прирост выручки от реализации достигается за счет повышения цен на продукцию. Изменения себестоимости происходили волнообразно. Структура элементов, формирующих валовую прибыль, улучшилась, но высока вероятность ее ухудшения в следующем периоде. Качество валовой прибыли низкое.

Индикатор качества валовой прибыли 56,67<8,5> -6,53; 8.5>-22.64 (2009 г.)

17,6<21,57<23,65; 21.57>20.04 (2010 г.)

16,7<18,85<19,91; 18.85>3.39 (2011 г.)

13,28>0,47>-5,72; 0.47>-8.72 (2012 г.)

В 2012 г. качество валовой прибыли улучшилось, по сравнению с 2009-2011 гг. Темпы прироста валовой прибыли  покрыли темпы прироста цен. Превышение темпов прироста валовой прибыли над темпами прироста выручки от реализации продукции свидетельствует об улучшении качества валовой прибыли предприятия в 2012 г.

Устойчивость темпов прироста валовой прибыли 13,28 (2012 г.)<16,7 (2011 г.)<17,6 (2010 г.)<56,67 (2009 г.)>0

C 2010 г. темпы прироста валовой прибыли резко сократились и наметилась тенденция к постепенному их снижению. Качество валовой прибыли низкое.

Качество прибыли от продаж Темпы прироста прибыли от продаж  устойчиво сокращаются. Качество прибыли от продаж  в период 2009-2012 гг.отсутствует.
Устойчивость показателя соотношения прибыли от продаж и валовой прибыли 0,05 (2012 г.)<0,13 (2011 г.)<0,28 (2010 г.)<0,36 (2009 г.)

На протяжении рассматриваемого периода неравенство не выполняется из-за снижения прибыли от продаж, которое произошло за счет роста коммерческих и управленческих расходов. Качество прибыли от продаж отсутствует.

Индикатор качества прибыли от продаж 42,06>8,5>-6,53 (2009 г.)

-9,71<21,57<23,65 (2010 г.)

-43,65<18,85<19,91 (2011 г.)

-56,13<0,47>-5,72 (2012 г.)

Темпы прироста прибыли от продаж  устойчиво сокращаются. Резко сокращение произошло в 2011 г. Качество прибыли от продаж отсутствует.

Устойчивость темпов прироста прибыли от продаж -56,13 (2012 г.)<-43,65 (2011 г.)<-9,1 (2010 г.)<42,06 (2009 г.)

Темпы прироста прибыли от продаж устойчиво снижаются, в трех отчетных периодах имеют отрицательные значения, из которых самый резкий спад в 2012 г. Качество прибыли от продаж  отсутствует.

Качество прибыли до налогообложения Качество прибыли до налогообложения на протяжении 2009-2012 гг. очень низкое. Темпы прироста прибыли до налогообложения принимали отрицательное значение, т.к. прибыль от основной деятельности направлялась на покрытие отрицательного сальдо прочих доходов и расходов.
Показатель соотношения прибыли от продаж и прибыли до налогообложения 1<1,11>0,51 (2009 г.)

1<1,21>0,51 (2010 г.)

1<1,74>0,51 (2011 г.)

1<2,19>0,51 (2012 г.)

В всех 4 периодах данный показатель превышает 1 это значит, что прибыль от основной деятельности направлялась на покрытие отрицательного сальдо прочих доходов и расходов. В 2012 г. показатель составил 2, что говорит о значительных  размерах такого покрытия.

Устойчивость темпов прироста прибыли до налогообложения -65,21 (2012 г.)<-60,59 (2011 г.)<-17,19 (2010 г.)<52,29 (2009 г.)

Темпы прироста прибыли до налогообложения неустойчивы, в трех отчетных периодах имеют отрицательные значения, из которых самый резкий спад пришелся на 2012 г.

Качество чистой прибыли Качество чистой прибыли на протяжении 2009—2012 гг. очень низкое, несмотря на то что в период 2010-2011 гг. произошло кратковременное улучшение качества прибыли.
Устойчивость коэффициента чистой прибыльности 0,0001 (2012 г.)<0,01 (2011 г.)<0,05 (2010 г.)< 0,08 (2009 г.)>0

Доля чистой прибыли в выручке ежегодно сокращается. Качество чистой прибыли на протяжении 2009—2012 гг. очень низкое.

Устойчивость показателя соотношения чистой прибыли и прибыли до налогообложения 0,01 (2012 г.)<0,44 (2011 г.)<0,70 (2010 г.)<0,73 (2009 г.)>0

Показатель соотношения чистой прибыли и прибыли до налогообложения предприятия  устойчиво снижается в течение ряда лет. Качество чистой прибыли  отсутствует.

Устойчивость темпов прироста чистой прибыли -98,91 (2012 г.)>-75,26 (2011 г.)<-19,77 (2010 г.)<41,77 (2009 г.)>0

Темпы прироста чистой прибыли предприятия крайне неустойчивы, в 2010 и в 2012 гг.принимают отрицательные значения. В период 2010-2011 гг. произошло кратковременное улучшение качества прибыли. Качество чистой прибыли низкое.

Примечание:  вместо показателя «темп прироста цен в экономике» использован показатель «темп прироста  цен  пищевой промышленности в Республике Марий Эл».

Для более удобной и понятной интерпретации данной таблицы выделим показатель – устойчивость темпов прироста прибыли. Для данного показателя определим тесноту и направление связи между эталонным и фактическим рядом, используя коэффициент Спирмена. Применение этого коэффициента целесообразно в данной методике, т.к. в расчет взят небольшой отрезок времени – 4 года.

Коэффициент Спирмена рассчитывается по следующей формуле:

где, - сумма квадратов разностей рангов;

n – число парных наблюдений.

Таблица 4 – Ранжирование устойчивости темпов прироста видов прибылей

Темпы прироста валовой прибыли

Эталонное

соотношение

2012

>

2011

>

2010

>

2009

Ранги

1

 

2

 

3

 

4

Фактическое соотношение

13,28

<

16,7

<

17,6

<

56,67

Ранги

4

 

3

 

2

 

1

Разность рангов (эталон-факт)

-3

-1

1

3

Итого

Сумма квадратов разностей рангов

9

1

1

9

20

Темпы прироста прибыли от продаж

Эталонное

соотношение

2012

>

2011

>

2010

>

2009

Ранги

1

 

2

 

3

 

4

Фактическое соотношение

-56,13

<

-43,65

<

-9,1

<

42,06

Ранги

4

 

3

 

2

 

1

Разность рангов (эталон-факт)

-3

-1

1

3

Итого

Сумма квадратов разностей рангов

9

1

1

9

20

Темпы прироста прибыли до налогообложения

Эталонное

соотношение

2012

>

2011

>

2010

>

2009

Ранги

1

 

2

 

3

 

4

Фактическое соотношение

-65,21

<

-60,59

<

-17,19

<

52,29

Ранги

4

 

3

 

2

 

1

Разность рангов (эталон-факт)

-3

-1

1

3

Итого

Сумма квадратов разностей рангов

9

1

1

9

20

Темпы прироста чистой прибыли

Эталонное

соотношение

2012

>

2011

>

2010

>

2009

Ранги

1

 

2

 

3

 

4

Фактическое соотношение

-98,91

<

-75,26

<

-19,77

<

41,77

Ранги

4

 

3

 

2

 

1

Разность рангов (эталон-факт)

-3

-1

1

3

Итого

Сумма квадратов разностей рангов

9

1

1

9

20

Таблица  5 – Коэффициент Спирмена по устойчивости темпов прироста видов прибыли за период 2009-2012 гг.

Валовая прибыль

Прибыль от продаж

          Прибыль до налогообложения

Чистая прибыль

-1

-1

-1

-1

Коэффициент корреляции по устойчивости всех темпов прироста прибылей по модулю равен 1, это говорит о  высоком уровне связи между эталонным и фактическим рядом, но связи обратной. Из таблицы 5 следует вывод, что фактический  ряд обратно пропорционален эталонному ряду, т.е. увеличение  эталонного ряда соответствует уменьшению фактического. Иными словами валовая прибыль все виды прибыли сокращаются на протяжении 2009-2012 гг.

Основываясь на двух методиках, можно сделать вывод о том, что качество прибыли в ООО «Диана К» низкое. Для повышения качества прибыли необходимо обратить внимание на такой аспект,  как источники формирования прибыли. Для повышения качества прибыли от продаж сделать акцент на пересмотр учетной политики в части формирования себестоимости – это во-первых. Во-вторых, ввести нормативное калькулирование себестоимости и ежемесячный контроль за отклонениями от норм и нормативов расхода сырья, а также своевременный их пересмотр. Важно при этом вести раздельное калькулирование по видам выпускаемой продукции.  Также необходимо стремиться к минимизации всех видов брака на предприятии, в основном это относится к производственному и экспедиционному, т.к. на транспортный брак который зависит от состояния дорожного полотна повлиять в масштабах предприятия невозможно. Предприятию кроме  сокращения брака и выявления его причин необходимо наиболее рационально использовать возвратные отходы. В-третьих следует уделить внимание сокращению коммерческих расходов и расходов на управление. Для повышения качества прибыли до налогообложения целесообразно обратить внимание на убыточную прочую деятельность. В основном она возникает из-за продажи бракованной продукции на корм скоту, это продукции, которая не  используется как возвратные отходы, т.е. возникает проблема рационального использования вторичного сырья. Для повышения чистой прибыли необходимо обратить внимание на источники формирования других «вышестоящих» видов прибылей. Следовательно в процессе хозяйственной деятельности необходимо вести мониторинг за всеми составляющими финансовых результатов, для обеспечения качества всех видов прибыли и соответствия их эталонному соотношению.


Библиографический список
  1. Анализ финансовой отчетности / под ред. О. В. Ефимовой, М. В. Мельник – М.: Омега-Л, 2006. – 451 с.
  2. Баканов М. И., Мелетьева В. В. Оценка качества прибыли торгового предприятия // Аудит и финансовый анализ, 2002. № 4.
  3. Дроздов, О.А. Система количественных показателей качества прибыли предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 17(182). – с. 22-28.
  4. Поздеев,  В.Л. Теория экономического анализа / В.Л. Поздеев . – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2009. -  212 с.
  5. Шеремет, А. Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ / А.Д. Шеремет, Ионова А. Ф, Н.Н. Селезнева- М.: ИНФРА-М, 2006. – 704 с.


Все статьи автора «Булдакова Марина Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: