Автомобильный рынок представляет собой совокупность отношений экономического характера, по средствам которых происходит взаимодействие субъектов и обмен готовыми автомобилями на денежные средства или их эквиваленты.
В настоящее время российский рынок автомобилей состоит как из автомобилей отечественного производства, как и импортируемых автотранспортных средств. Автомобильный рынок в России сегодня имеет большой потенциал для роста. Потенциал рынка определяется покупательской способностью и также количеством автомобилей на 1000 человек. На данный момент этот показатель в России составляет около 300 автомобилей. Это значительно меньше, чем в Западной Европе и США.
Российский рынок автомобилей находится в постоянном развитии и после кризисного года показывает непрерывный рост. Если характеризовать рост российского рынка автомобилей в денежном выражении, то в 2012 году он вырос на 21%, до 71 млрд. $. Продажи в количественном выражении возросли на 10%, до 2,76 млн. машин. (данные исследования PricewaterhouseCoopers (PwC),).
С увеличением объемов продаж автомобилей, удельный вес иномарок российской сборки на нем увеличилась до 44%, больше всего денег по-прежнему приносят продажи импортных автомобилей. На Российском рынке также наблюдается рост средневзвешенной цены автомобиля. Величина данного показателя за год увеличилась на 6,5% до 27 330 долларов США (в 2011 году данный показатель составлял 25 650 USD). Достигнутый результат является рекордным за предшествующие пять лет, в течение которых средневзвешенная цена увеличилась на 20% (с 22 320$ в 2008 году).
Что касается деления автомобилей по ценовому сегменту, то в этой области дело обстоит так: самыми дорогими на российском рынке второй год подряд являются легковые автомобили марки Mercedes-Benz. Средняя цена машин этого бренда по итогам 2012 года составила 109,8 тыс. $. При этом за год данный показатель вырос на $1000. Средневзвешенные цены легковых автомобилей других марок находится ниже отметки в 100 тысяч USD. Наименьшую из них имеет марка Daewoo – 9,5 тысячи долларов. Данному бренду единственному удается удерживать этот показатель в диапазоне до 10 тысяч долларов. Даже отечественная LADA перешагнула данный рубеж еще в 2011 году, и теперь ее показатель составляет 10,8 тысячи USD. [2]
По результатам продаж 2012 года в России наибольшей выручки удалось добиться автомобильной марке Toyota, показатель которой составил 7,24 млрд. долларов США. Японский производитель за год улучшил собственный результат на четверть (5,77 млрд. долларов США в 2011 году). За ним следует отечественный АВТОВАЗ. На продаже легковых автомобилей LADA заработала 5,8 млрд. USD – на 2% меньше, чем годом ранее. Третьим в рейтинге стала еще одна японская марка – Nissan, которая выручила 5,17 млрд. долларов (+8%). Пятерку лидеров замкнули немецкий Volkswagen (5,11 млрд. USD; +36%) и корейская KIA (4,77 млрд. USD; +23%). В ТОР-10 в России также входят такие марки автомобилей, как: Hyundai ($4,28 млрд.; +14%), Mercedes-Benz ($4,11 млрд.; +30%), Chevrolet ($3,98 млрд.; +23%), Renault ($3,14 млрд.; +31%) и Ford ($3,09 млрд.; +18%).[1]
Вступление России в ВТО стало важным событием для всей российской экономики, и для автобизнеса в частности. Многие автолюбители ожидали, что после вступления страны в ВТО цены на автомобили снизятся по причине уменьшения таможенных пошлин. Но данного события в ближайшее время ожидать не стоит. Цена на автомобиль определяется не только размером пошлины, но целым рядом факторов – стоимостью производства, сырья и комплектующих, затратами на логистику, кросс-курсами валют и др.
После вступления страны в ВТО, ставки таможенных пошлин на новые машины для юридических лиц снизились всего на пять процентов (с 30 до 25 процентов от таможенной стоимости автомобиля). Для физических лиц размер ставок не изменился.[3]
А также, с целью защиты российского автопроизводителя, российские власти в сентябре 2012 года ввели утилизационный сбор в размере 5% на ввозимые в страну и произведенные на российской территории транспортные средства, который оплачивается при импорте машин, как новых, так и подержанных. Российским автопроизводителям дана возможность вместо уплаты утилизационного сбора предоставить властям гарантию безопасной утилизации автотранспортного средства в будущем. Следовательно, иностранные автоконцерны, организовавшие в России свое производство, автоматически получили пятипроцентный бонус.
Что касается планов на будущее, то сейчас все производители автомобилей прогнозируют минимальный рост цен на 2013 год, и никто не ожидает снижения, но, если цены будут выше, это точно отразится на продажах, в связи с этим основная масса производителей на ключевые, объемообразующие модели роста цен не планирует.
Библиографический список
- http://www.autostat.ru/news/view/12597/
- http://auto.amic.ru/news2/5333/
- http://www.tverlife.ru/news/61903.html