ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ

Мельникова Ольга Сергеевна
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
студентка экономического факультета

Библиографическая ссылка на статью:
Мельникова О.С. Инновационные методы управления в регионах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/01/1514 (дата обращения: 07.11.2024).

Научный руководитель: проф. Денисенко В.И.

Время, в котором мы и живем сейчас, стремительно летит вперед, заставляя меняться условия нашего окружения с непреодолимой скоростью. Для того, чтобы не остаться за бортом современного развития каждый объект, в том числе  и предприятия, вынужден быстро приспосабливаться к новым условиям труда и жизни. Сегодняшняя активно развивающаяся экономика диктует фирмам и организациям такие условия, в которых, чтобы не стать аутсайдером прогресса и бизнеса, они должны постоянно эволюционировать.

Развитие новых технологий и компьютеризации не обходит стороной такой важнейший процесс, как управление. Ранее изученные и активно применяемые методы начинают устаревать, а некоторые и вообще перестают действовать. В результате системы начинают функционировать неэффективно. Особенно это накладывает отпечаток на деятельность регионов. Появляется необходимость поиска и внедрения усовершенствованных, инновационных методов управления, с помощью которых может произойти улучшение самого аппарата управления в региональных системах и повышение показателей их деятельности. Этим обуславливается актуальность данной исследовательской работы.

Цель работы: выявить и проанализировать инновационные методы управления, применимые к региональным системам РФ.

Задачи работы:

  • Анализ сущности инновационных методов управления, выявление их роли  и необходимости внедрения;
  • Анализ регионов, их специфики, как объекта внедрения инновационных методов;
  • Выявление особенностей инновационного управления инновационными системами.

1. Сущность инновационных методов управления

1.1 Инновационные методы управления: понятие  и роль

В настоящее время – во время смены эпох, во время перехода от традиционного общества к обществу информационному – значительно возрастает роль инноваций, инновационных методов в управлении крупными промышленными коллективами.

Как общеупотребительный термин «инновация» не имеет определенного содержания. Инновации (нововведения) основываются на изобретениях, открытиях, заменяя старое воззрение новым, приводя, таким образом, к развитию общества и прогресса в целом. В менее широком понимании инновации трактуются как внедрение новых технологий, продуктов и форм материального производства. Непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Часто инновации рассматривается как сложная и диверсифицированная деятельность со многими взаимодействующими компонентами. Определение состава инновации затруднено тем, что большинство продуктов и создающих процессов являются сложными системами. Инновации определяют изменения свойств продукта и его компонентов, которые повышают его эффективность, включая характер услуг, которые он обеспечивает.[1]

Непосредственно сам процесс изменения свойств того или иного продукта называется инновационным процессом. Инновационные процессы  представляют собой постоянный и непрерывный поток превращения конкретных технических и технологических идей в новые технологии, методы, и доведения их до освоения непосредственно в производстве с целью получения качественно новой продукции. В данном понимании под «качественно новой продукцией» понимают не только продукт, который имеет материально-вещественную форму, но и любую услугу, то есть то, чем дорожит любая производственная система.[2]

Говоря о производственной системе, мы имеем в виду предприятие, организацию и любое другое учреждение. Цель каждой коммерческой организации – максимизация прибыли, которая может быть достигнута лишь производством и предоставлением потребителю качественного продукта. В случае, если продукция получает признание в сознании покупателей, предприятие получает конкурентное преимущество. Организация, которая активно развивает свою инновационную деятельность и выводит на рынок качественно новый продукт, делает шаг вперед, оставляя своих конкурентов позади. Это есть не что иное, как успех.

Однако понятие система не ограничивается предприятием. Рассматривая в качестве системы, например, регион, мы представляем, прежде всего, его успешное развитие  и функционирование. А, это, в свою очередь, напрямую зависит от системы управления в них и управления самими регионами.

Управление – понятие гибкое. Не существует общего сценария управления региональными системами. Управление зависит от специфики региона, его масштабов и других влияющих на него факторов. Именно поэтому для управления региональными системами должны применяться различные инновационные методы.

Понятие инновационного метода вытекает из общего определения метода. Так, метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей. Исходя из определения, можно сделать умозаключение, что инновационные методы управления – это методы управления целостной структурой системы с использованием нововведений в основных функциях управления (организационная структура, развитие, мотивация), которые позволяют системам эффективно реализовывать собственную стратегию, повышать конкурентоспособность, сохранять и развивать устойчивость. Специфика использования инновационных методов управления в крупных компаниях или региональных системах заключается в директивном способе внедрения управленческих инноваций. Экономическая эффективность управленческих инноваций может превосходить эффективность технологических инноваций при условии планомерного и целенаправленного их внедрения менеджментом компании.[3]

Роль инновационных методов управления в совокупной системе управления крупными и мелкими системами достаточно велика. Это объясняется тем, что инновационный метод, внедренный в управление, призван не просто укрепить, но и кардинально изменить существующее положение системы. Кроме того, роль принципиально нового метода вполне сопоставима с ролью любой инновации. Другими словами, это можно объяснить так: инновации выполняют как экономическую, так и социальную функцию, охватывают все стороны жизни общества, затрагивают личностные вопросы. В долгосрочной перспективе без инновационной деятельности невозможен дальнейший экономический и культурный рост по интенсивному пути развития. [4]

Грамотно применяя те или иные инновационные методы в соответствии со спецификой системы, можно добиться следующих результатов:

- повышение уровня конкурентоспособности системы;

- оптимизация уровня потребления ресурсов;

- уменьшение издержек: экономических и издержек человеческого потенциала;

- повышение эффективности функционирования системы;

- переход на более прогрессивную ступень развития.

Следует также отметить, что внедрение инновационных методов управления призвано искоренить или отодвинуть на второй план те методы управления, которые идут в разрез с быстроменяющимися условиями окружения. Таким образом, инновационные методы выполняют функцию санации глобальной системы управления, что в свою очередь способствует возрастанию роли инновационных подходов.

Однако возникает вполне очевидный вопрос: когда следует применять инновационные методы? Естественно, существуют некие границы, которые и служат точкой перехода от стандартных методов управления системами к инновационным. Любой метод управления имеет так называемый жизненный цикл. На этапе зарождения метод еще неизвестен, и поэтому обладает свойством новизны. Когда он становится известным и широко применяемым, эта новизна исчезает, и метод переходит в разряд стандартных. Системе приходится пересекать границы инновационности. Первая граница – это граница, связанная с накопленным опытом, знаниями, научными открытиями. Человек – ядро организации. В течение определенного жизненного периода руководитель как личность получает новые знания, обретает новые умения, изобретает что-то новое. Это дает возможность отступить от стандартных, до боли знакомых методов в управлении и внести в организацию инновационные методы.

Стандартные методы управления – это методы, прочно укрепившиеся в организационной системе. Функционируя  и развиваясь, система может расширять свои границы. Так, например, предприятие, выходя на новые рынки, завоевывая неохваченные сегменты, вынуждено отступать от приевшихся методов в управлении и находить принципиально новые. Это и есть вторая граница инновационности – граница, связанная с  эффективностью. Другими словами, методы приобретают статус инновационных в тех ситуациях, когда старые методы, привычные схемы уже не работают. Сюда можно отнести также кризисные состояния систем.

1.2. Необходимость инновационных методов управления  и их классификация

Все многообразие методов управления системами принято условно делить на 3 больших группы: экономические, административные, социально-психологические. Экономические предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. К ним относятся планирование, стимулирование, хозрасчет и другие экономические рычаги, применяемые на макро- и микроуровнях управления.

Административные (организационно-распорядительные) методы управления базируются на властной мотивации, основанной на подчинение закону, правопорядку, старшему по должности. Несоблюдение этих отношений подчиненным влечет за собой применение санкций.

Для достижения максимальной эффективности управления необходимы духовные мотивации, на которые опираются социально-психологические методы управления. С помощью этих методов воздействуют на сознание работников, на социальные, этнические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности. [5]

Зачастую на практике использование определенного набора стандартных методов управления организационными системами приводит к тому, что предприятие, учреждение или иная крупная система функционирует, но неэффективно, развивается, но не динамично, при этом в некоторых случаях наблюдается некоторое противоречие постоянно меняющемуся технологическому, социальному и природному окружению. Именно поэтому  каждой системе необходимо предусмотреть и оценить возможности внедрения инновационных методов управления. Инновационные методы, как правило, основываются на взаимодействии со многими процессами в технической, экономической, социальной и природной сфере, создают преимущества отдельным предприятиям, регионам и странам. Им принадлежит ключевая роль в реализации основного императива устойчивого развития – гармоничного сочетания экономического роста с сохранением природной среды и социального прогресса.

Рассматривая методы управления и сопоставляя их с признаками инновационности, к общеизвестной классификации можно добавить совершенно нестандартные методы. Они и будут дифференцироваться по признаку инновационности. К ним можно относить следующие методы:

- самоорганизация, или самоуправление;

- полная или частичная автоматизация управленческих процессов;

- кластерный подход;

- оптимизация управляемых единиц;

Необходимо еще раз сделать акцент на том, что перечисленные методы могут изменяться в соответствии с развитием окружающей управленческой среды. Производные от них – это способ приспособиться к определенным ситуациям, например, кризисным.

Эффективное использование инновационных методов как части инноваций в целом, позволяет преодолевать количественную ограниченность природно-естественных и людских ресурсов и создавать условия для обеспечения долговременной положительной динамики экономического развития. В мировом масштабе позиции стран определяются новыми условиями конкуренции, их способностью к непрерывному превращению научных знаний в инновационные продукты, реализуемые на рынке. Страны, в которых отлажен механизм финансирования и экономического стимулирования инновационной деятельности, выходят в лидеры и сохраняют свои позиции в международных рейтингах конкурентоспособности даже в условиях кризиса.[6]

В 2000-х годах управление знаниями стало важным инструментом повышения эффективности деятельности организационных систем. Характерной чертой современности является взаимопроникновение стратегического и инновационного управления.  Внедрение новой технологии, предложение новых товаров и услуг, формирование новых рынков или введение новых организационных форм позволяет организации увеличить итоговую ценность для потребителей. Новые виды бизнеса дают возможность организации создать дополнительные источники денежного потока и, следовательно, увеличить стоимость акций, а также осуществлять последующие капиталовложения в дальнейшую разработку товаров, услуг и процессов. Такой кругооборот является основой роста и развития организации. Это позволяет организации сохранять свою конкурентоспособность на рынке.[7]

Учеными неоднократно доказано, что инновации находятся в сердцевине экономического прогресса. Этот тезис в полной мере применим как к малой системе, так и системе в более широком понимании. В связи с этим актуализируется вопрос о необходимости внедрения инновационных форм и методов в управлении предприятиями, регионами и страной. [8]

Инновационная активность предприятия может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержания и расширения рыночной ниши. Для более крупной системы инновации – это способ выхода на положительные показатели. Поэтому, преодолевая экономические трудности, каждой системе нужно начать повышать инновационную активность, вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций. Внедрение инноваций на промышленных предприятиях все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности.[9]

Опираясь на то, что в настоящее время с неизмеримой скоростью движется информационный, научно-технический прогресс, разрабатываются новые технологии производства, можно предполагать, что через пару десятилетий каждая система, которая выделяется как автономная структура в окружающем мире, должна будет применять уже новые, непохожие на стандартные, методы управления. Поэтому о их реализации нужно задуматься уже сейчас.

Динамика развития инновационной деятельности представлена в таблице 1.

Таблица 1. Динамика инновационной активности России на 2010-2020 годы.

Показатель 2010 2016 2020
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10000 населения) 1,95 (2008) 3 4
Число созданных передовых производственных технологий 854 (2008) 1500 2500
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг, % 7,0 (2008) 12 15
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации 8,0 (2008) 15 25

Данная таблица подтверждает скорость научно-технического и инновационного прогресса, которая охватит страну в будущем. Так, по сравнению с 2010 годом, через 4 года Россия достигнет увеличения коэффициента изобретательской активности чуть меньше, чем в 2 раза. Это говорит о том, что интерес к инновациям появится у большинства людей, что приведет к увеличению инновационных разработок (854 в 2008 году и 1500 к 2016 году). Это в свою очередь приведет в увеличению доли инноваций.[10]

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие инновационного метода берет свое начало из определения обычного метода  и представляет собой метод управления целостной структурой системы с использованием нововведений в основных функциях управления, которые позволяют системам сохранять свою устойчивость и преуспевать в развитии в долгосрочной перспективе. Инновационным метод становится тогда, когда система, в которой применяется тот или иной метод пересекает некоторые границы инновационности. Первая связана с накопленным опытом, знаниями, научными открытиями, вторая – с эффективностью, то есть когда привычные методы управления уже не работают. Современному миру, и, соответственно, всем системам, функционирующим в нем, требуется внедрять такие методы, поскольку это обуславливается огромной ролью их применения, которая в свою очередь описывается  улучшением внутренних факторов и искоренением неэффективных методов управления в глобальной системе. Необходимость внедрения инноваций в систему управления очевидна. Инновации находятся в сердцевине экономического прогресса. Им принадлежит ключевая роль в реализации основного императива устойчивого развития – гармоничного сочетания экономического роста с сохранением природной среды и социального прогресса. Необходимость внедрения инновационных методов управления сочетается с их ролью. Инновационная активность предприятия может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержания и расширения рыночной ниши. Для более крупной системы инновации – это способ выхода на положительные показатели.

2. Регионы как объект внедрения инновационных методов

2.1 Специфика инновационного развития региональных систем

В предыдущей главе было упомянуто о необходимости внедрения инновационных методов управления в различные системы. Более мелкие системы, как правило, ограничиваются рамками одной организации. Управлению в этом случае подвержены все составляющие: информация, производство, НИОКР, персонал, финансовые потоки и другие. Однако процесс управления не обходит стороной  и более крупные системы, которые называют региональными.

В настоящее время известно огромное количество трактовок понятия «регион». Экономический словарь дает региону три главных определения. Регион - это область, район, территория, часть страны, отличающиеся совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий и национального состава населения. Регионом также может называться группа близлежащих стран, представляющая собой отдельный экономико-географический район, обладающая общими признаками, отличающими этот район от других районов. Кроме этого, регион  – это неотъемлемый субъект Федерации. [11]

Учитывая то, что каждый отдельно существующий регион имеет свою структуру, отличную от других, целесообразно будет называть их региональными системами. В условиях глобализации и международной конкуренции инновационный вариант развития российской экономики является фактически безальтернативным. Актуальность инновационного развития регионов продиктована не только внешними вызовами, но и внутренними проблемами, а именно, необходимостью обеспечения экономически сбалансированного развития территории страны. Сохраняющийся высоким уровень дифференциации социально-экономического развития субъектов РФ ведет к ежегодным потерям в 2-3% ВВП. Кроме того, именно от инновационной активности и инновационной восприимчивости региональных экономик и отраслей зависит стратегическая конкурентоспособность России в мировой экономике.[12]

Необходимо понимать, что от того, насколько результативно осуществляются инновационные преобразования, зависит эффективность функционирования, как национальной экономической системы, так и ее регионов. В то же время именно от того, насколько успешно преобразовываются региональные системы с точки зрения инновационных процессов, так и будет складываться общая картина по стране. Целесообразно было бы добавить, что инновационное развитие региона — это социально-экономический процесс, в основе которого лежит формирование региональной инновационной системы в широком смысле этого слова. Она должна быть способна к увеличению инновационного потенциала региона и его реализации путём организации высокотехнологичных производств, основанных на использовании интеллектуального труда и продуктов, создающих высокую добавленную стоимость. Инновационный потенциал региона составляет совокупность факторов и условий, характеризующих способность региона к инновационному развитию. Инновационный потенциал — это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу.[13]

Главная особенность развития инновационных процессов региональных систем состоит, в первую очередь, в ориентации на профильные отрасли региона, приоритеты его развития, на максимальное использование тех или иных преимуществ региона.  Успешное развитие инновационной деятельности в большинстве стран связано с системой государственной поддержки научно-инновационной сферы в экономике. Если государство не даст так называемый старт, то реализация инновационной активности региональных систем рано или поздно сведется к минимуму.

В настоящее время основным инструментом реализации инновационной политики являются региональные инновационные программы. Такая программа может предусматривать пути инновационного изменения в систему управления внутри региональной системы. Как правило, подобные программы имеют юридически оформленную форму в виде документа. Его принятию предшествует огромная работа, состоящая из нескольких этапов. Это и постановка целей, задач, их согласование, и определение проблемного поля в области инновационной деятельности региональной системы, и пути разрешения этих проблем. При этом нужно помнить, что проблемы в крупных и малых системах могут иметь как положительную, так  и отрицательную направленность. Далее согласуются издержки на осуществление мероприятий программы. И, наконец, мероприятия воплощаются в информационный носитель – инновационную программу.

Каждый регион имеет свою специфическую, воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать, прежде всего, на собственные силы и ресурсы, а так же, как отмечалось ранее, на государственную поддержку в технологическом преобразовании регионов, в  развитии инновационной инфраструктуры, подготовку кадров и совершенствовании системы управления. [14]

Еще одним специфическим элементом инновационного развития в управлении региональных систем является потребность в контроле. Для многих регионов контроль – это механизм своевременного обнаружения проблем при внедрении той или иной инновации. Если проблема приобретет крайне серьезный характер, то есть вероятность, что нововведение отрицательно скажется на деятельности региона, что затронет абсолютно все элементы системы. Кроме того, контроль – это дополнительный стимул для эффективных преобразований. При этом необходимо понимать, что в этом случае контроль включает  в себя не только технологическую и техническую составляющую, но и финансовый контроль за распределением денежных средств, выделенных из бюджета государства или самого региона и направленных на реализацию инновационной деятельности.

Большое влияние на инновационные преобразования в регионе, в том числе в системе их управление, оказывает кластерная политика. Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами – участниками кластера, в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижения трансакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера. Кластерный подход напрямую связан с повышением конкурентоспособности территории не только потому, что он одновременно воздействует на производительность и занятость, но и потому, что снимает противоречия между ними. Уровень производительности труда в кластере растет за счет специализации, а уровень занятости – за счет привлечения и формирования новых субъектов экономической деятельности в родственных и поддерживающих отраслях. Именно это специфику развития региональных систем необходимо учитывать при внедрении инноваций в управление.[15]

2.2 Классификация региональных систем

Каждая региональная система, существующая в современном мире, обладает отличительными свойствами, спецификой, структурой, своим аппаратом управления, что делает регион уникальным. Определенный набор параметров региональных систем дает начало введению классификаций регионов.

На настоящий момент времени уже существует ряд классификаций. Чаще всего в основу классификации кладутся следующие критерии: уровень экономического развития, темпы экономического развития регионов, тип территориальной структуры хозяйства (узловой и гомогенный регионы) и другие.

Обычно принято выделять следующие виды регионов:

  • депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;
  • стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;
  • пионерные регионы или регионы нового освоения;
  • микрорегионы или первичные экономические регионы, при дальнейшем дроблении которых их признаки теряются;
  • экономические регионы первого порядка (или генеральные), то есть регионы высшего порядка, образующие схемы регионального макроделения страны;
  • программные (плановые) регионы – регионы, на которые распространяются целевые программы развития и контуры которого не совпадают по территории с регионами единой сетки;
  • уникальные (проблемные и проектные) регионы, выделяемые также в развивающихся странах, и связанные с реализацией крупных новостроек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные) и другие.[16]

Еще одним важным классификационным признаком является отдача и получение денежных средств в бюджет страны. Так, выделяют регионы, которые являются «донорами», и регионы, получившие условное название «реципиенты». Как правило, к донорам можно отнести такие региональные образования, которые отдают в бюджет больше, чем получают из него. Если же такой тенденции не наблюдается, и регион получает  дотации на выравнивание бюджета из фонда финансовой поддержки регионов, то такой регион записывают в реципиенты.[17]

В условиях неопределенности среды и развития информационных систем целесообразно было бы выделить еще один классификационный признак – замкнутость региональной системы. В связи с этим регионы можно смело разделять на замкнутые и незамкнутые, то есть открытые. Понять сущность таких систем очень просто. Открытая региональная система – это система, активно взаимодействующая с основными государственными центрами посредством обмена информации, поступления денежных потоков, беспрепятственного ввоза и вывоза сырья и протекания экономических, технологических и инновационных процессов. Такой системой относительно легко управлять, поскольку регион полностью доступен для управленческого воздействия  и контроля. Кроме того, это менее затратный механизм, нежели управление замкнутыми системами.

Замкнутая региональная система – это такая система, которая обособлена от федерального центра посредством ряда объективных причин. Однако такие системы все же не полностью экономически отрезаны от него, что не дает им атрофироваться от целостной государственной системы. Именно поэтому внутри структурных единиц региона устанавливаются прямые связи, а между регионом и федеральным центром – обратная связь.

Определяя региональную систему как замкнутую, необходимо уделить внимание причинам, которые, так или иначе, повлияли на ее замкнутость. Первой и самой главной причиной является удаленность региона от центра государственного ядра. В связи с этим, регионы можно классифицировать как удаленные и близлежащие. К близлежащим региональным системам можно относить все регионы центральной части (Рязанская, Тульская, Свердловская  и другие области), а также регионы, которые слегка удаленны от территории: Ханты-Мансийский автономный округ, Красноярский край, Омская и Тюменская области и другие.

Удаленный регион – это регион, который отделился от центра многими тысячами километров. Как правило, такие системы находятся у границ РФ. Это Магаданская область, Хабаровский край, Приморский край, Чукотский автономный округ, Корякский автономный округ, Камчатская область и другие.

В свою очередь, удаленные регионы можно классифицировать по типу территории: материковые региональные системы, островные, полуостровные. Большой потенциал имеют именно островные регионы. Они отстраивают себя вне зависимости от ситуации в регионе и в России за счёт эксплуатации имеющихся ресурсов (например, Якутия – алмазы, Сахалин – нефть) и в связи с этим выходят напрямую на внешний рынок. Здесь также необходимо отметить, что статус «островного региона» отделяет систему от прямых конкурентов, а значит, делает ее более независимой. Таким регионам можно не подстраиваться по рыночные механизмы управления ценой на производимую продукцию и ресурсы, они имеют прочные связи с потребителями.[18]

К этой же категории можно отнести и Калининградскую область, которая отделена от основной территории РФ, от территорий других государств и имеет прямой выход к морю. Эта область является интересным объектом для инновационного управления.

Рассмотрим вторую причину, которая позволяет региональным системам принять статус замкнутых. Это направленность развития. Каждый регион так или иначе делает определенный акцент в своем развитии на том, чем он богат или чем значим для функционирования всей государственной системы. Сейчас актуальным в России остается вопрос военного и оборонно-промышленного комплекса. Поэтому некоторые регионы специализируются непосредственно на этом направлении. К таким регионам можно отнести, например, Оренбургскую область, которая в последние годы активно поддерживает активизацию инновационного развития производственных возможностей ОПК, Рязанскую область, которая на базе Рязанского государственного радиотехнического университета готовит специалистов для промышленности, в частности оборонно-промышленного комплекса, Архангельскую область, которая рассматривает оборонный комплекс как вектор развития региона. Именно поэтому «оборонка» является главном стержнем экономики области. В эту группу также частично попадает Владимирская область во главе с городом Ковров, деятельность которого сводится к предприятию КМЗ, производящее военную технику и вооружение.

Помимо ОПК к направлению деятельности и развития региона можно выделить атомную и ядерную промышленность. Так сюда, безусловно, необходимо отнести город Озерск Челябинской области, важнейший центр атомной промышленности в РФ, Саратовскую область, в которой расположена Балаковская АЭС – крупнейший производитель атомной энергии, и другие регионы.

Актуальное направление в РФ получило развитие инновационных центров. Именно этот аспект дает право классифицировать регионы по инновационной направленности. Сюда можно отнести Сколково, представляющий собой современный научно-технологический инновационный комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, первый в постсоветское время в России строящийся “с нуля” наукоград. Также это и Свердловская область, поскольку именно там функционирует инновационный центр малого и среднего предпринимательства, созданный для поддержки, развития и коммерциализации инновационных проектов.

Таким образом, можно сказать, что регион – это область, район, территория, часть страны, отличающиеся совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий и национального состава населения. Регион является особенным объектом внедрения инноваций, в том числе и в систему управления как внутри него, так и вне. При внедрении инновационной системы управления в региональную структуру необходимо огромное внимание уделять специфике процессов инновационного развития, протекающих в регионе. Наиболее важными элементами специфики являются ориентации на профильные отрасли региона, особенности ресурсного обеспечения  и мощи, необходимость государственной поддержки инновационной активности, реализация инновационных программ региона, потребность в непрерывном контроле и процесс кластеризации, который протекает с огромной скоростью и приобретает все более значительные масштабы.  Стандартные общепризнанные классификации региональных систем – это не единственное разделение регионов. Существует ряд признаков, по которым регионы могут объединяться  и классифицироваться. В условиях стремительного развития окружающей среды  и условиях неопределенности значимым фактором региональных систем является их замкнутость. Другими словами, тот или иной регион можно определить как замкнутый  и незамкнутый, то есть открытый. Основа такого классификационного признака – обособленность от федерального центра. Определяя региональную систему как замкнутую, можно выделить еще один классификационный признак – удаленность. И, следовательно, имеет место быть разделение систем на близлежащие  и, непосредственно, удаленные, материковые, островные и полуостровные.

Не менее важным признаком в настоящее время становится направленность развития региона. В связи с этим можно выделить региональные системы, направленные на инновационное развитие (Сколково), на ОПК (Рязанская область, Архангельская область), на атомную промышленность (Саратовская область) и другие. В свою очередь каждый регион может быть отнесен  к той или иной инновационной классификации.

3. Особенности инновационного управления региональными системами

3.1 Управление региональными системами в соответствии с классификацией

Наделяя ту или иную региональную систему классификационным признаком и относя ее к определенной классификации соответственно, необходимо понимать, что это требует совершенно новых подходов к управлению.

Для управления открытыми и замкнутыми региональными системами важным механизмом является кластерный подход, или кластерное управление. Такой механизм уже используют многие регионы, однако его нельзя назвать стандартным, поскольку все стороны кластерного метода еще недостаточно изучены  и применяются не активно. Для замкнутых систем образование кластеров – это способ повышения его конкурентоспособности, стимулирования активного развития регионального потенциала, развития инновационности и улучшения условий жизни в регионе в целом. Однако кластеризация не накладывает свои ограничения на открытые регионы. Прочная связь с федеральным центром – это дополнительный источник финансирования новообразованных кластеров с целью эффективной реализации национальной политики в области производства.

Предпосылок к созданию кластеров в регионах огромное множество. Так, например, во Владимирской области действует 4 крупных предприятия по выпуску светотехнических изделий, электрооборудования и приборов для автомобилестроения. В производстве задействовано порядка 7 тысяч человек. Другими словами потенциал для проведения кластерной политики есть. Создание кластера в этой области будет способствовать координации объемов выпуска и ассортиментных позиций, контролю их качества, вести учет, мониторингу,  организации информационной базу автокомпонентного рынка России.

В качестве примера молодого, но уже существующего кластера во Владимирской области, можно привести биоэнергетический кластер, в состав которого входят предприятия по переработке торфа, инжиниринговые подразделения по разработке и производству специализированного теплового оборудования, компания, осуществляющая эксплуатацию и модернизацию угольных и мазутных котельных путем их перевода на торф.
Запуск торфяных котельных позволит в ближайшей перспективе повысить качество теплоэнергии и надежность систем теплоснабжения, снизить зависимость региона от привозного топлива, сократить убытки муниципалитетов при производстве тепла на морально и физически устаревших угольных котельных.[19]

Рассмотрим метод управления относительно материковых, островных и полуостровных регионов. Поскольку материковые региональные системы находятся в непосредственной близости друг с другом, граничат с двумя, тремя и более подобными системами, обладают достаточным потенциалом для обновления ресурсов, установления связей между собой, то наряду с обычными методами управления, можно активно развивать кластерный подход, о котором говорилось выше.  Сложнее дело обстоит с управлением островными и полуостровными регионами. Например, Калининградская область, полуостров Камчатка, значительно отделены от ядра государственной системы. Такие системы обособлены и от остальных регионов. Снабжать такие регионы ресурсами, сырьем для федерального центра затратно, да  и управлять – дело не из простых В связи с этим становится вопрос о переориентации экономических связей регионов и предприятий. Это, прежде всего, предполагает переход на самостоятельное существование: предприятия внутри региона сами ищут поставщиков, новые рынки сбыта, в том числе рассматривая  и заграницу. Следовательно, сам регион ориентируется на развитие производства всего необходимого на месте и торговлю с соседними странами, открывая для себя все новые и новые возможности. Речь идет о таком методе управления, как самоорганизация регионов.

Однако в самоорганизующихся регионах есть одно допущение, которое нельзя оставлять без внимания. Каждый регион, пусть даже и островной, – это часть государственной системы, а, следовательно, не может оставаться без вмешательства в те или иные процессы. Поэтому в такой системе должна существовать некая иерархия. В самоорганизующейся региональной системе все же должно оставаться верхнее звено управления (администрация, мэрия) с целью устранения хаоса и дезорганизации системы. Управление, конечно, ограничивает разнообразие поведения региональных элементов, но тем самым ускоряет достижение цели. Именно поэтому самоорганизация должна грамотно сочетаться с самоуправлением.

Применение данного инновационного метода на практике предполагает создание на базе островных и полуостровных регионов мини-государств со своим аппаратом управления. В данных регионах будет функционировать так называемые региональные банки, выполняющие функции кредитно-денежного характера, а также свой бюджет, которым региональная система будет самостоятельно распоряжаться. Возможны допущения в части законодательной базы. Но все же такие регионы останутся подотчетны власти федерального центра, который должен будет контролировать возникновение противоречий между развитием всей страны  и отдельного региона.

 

Рисунок 1. Региональный бюджет и его связь с элементами региональной системы

Из рисунка видно, что регион как самостоятельная единица обладает обособленным бюджетом, которым распоряжается администрация региональной системы, взаимодействуя с населением в рамках территории.

Самоорганизация как инновационный метод управления может быть интересен для регионов с направленностью развития атомной энергетики и ОПК, поскольку позволит абстрагироваться и сконцентрироваться на достижении целей в своей области развития.

Для регионов, обладающих инновационной направленностью, то есть тех, которые в приоритет ставят развитие науки и инноватики, приемлемо применять такой метод управления как частичная или полная автоматизация. Инновации – продукт дорогой, поэтому важным аспектом для таких регионов является снижение издержек развития. Переход на автоматизацию, в свою очередь, поможет сократить производственные, кадровые, информационные и другие затраты.

Данный метод применим  и для регионов, в которых активно функционируют градообразующие предприятия с нефтегазовой, металлургической  и горнодобывающей направленностью. То есть в основу региональной инновационной инфраструктуры должны быть положены автоматизированные высокие технологии и компьютеризированные системы. Весь процесс производства должен быть автоматизирован, что позволит протекать непрерывно. Это сократит и скорость, и часть затрат. Трудовой потенциал должен преимущественно использоваться с целью получения необходимой информации и тенденциях среды, мирового окружения, зарубежной обстановки. Для этого необходимо наладить систему эффективного мониторинга. Однако не всегда текущий мониторинг может соответствовать реальному положению дел, поскольку все в мире развивается стремительно. Здесь на помощь приходит автоматизация информационного мониторинга. Сущность его заключается в создании автоматизированного банка данных о текущих и стратегических преобразованиях в регионе. Это позволит сохранить и поддерживать новизну информации, за счет постоянного обновления, что в свою очередь, приведет к высоким показателям региона, поможет решить задачи, повысить конкурентоспособность функционирующих предприятий и всей системы. В дальнейшем же для укрепления мощи всей государственной системы, необходимо создавать и налаживать связи между такими информационно-иновационными банками, которые будут нести информацию об опыте использования того или иного подхода в управлении регионом.

Однако необходимо понимать, что автоматизация не должна заканчиваться мониторингом систем. Автоматизацию можно рассматривать с позиции внедрения робототехники в основное производство. То есть машина сможет взять а себя часть основных и вспомогательных функций, например на опасных или вредных производствах (химическая промышленность, работа в шахтах, добыча полезных ископаемых). Таким образом, автоматизация как метод управления в регионе дает следующие преимущества:

- повышение точности выполнения технологических операций и, как следствие, улучшение качества;

- возможность использования технологического оборудования в три смены, 365 дней в году;

-рациональность использования производственных помещений;

- исключение влияния человеческого фактора на поточных производствах, а также при проведении монотонных работ, требующих высокой точности;

- исключение воздействия вредных факторов на персонал на производствах с повышенной опасностью; [20]

Вышеперечисленные методы, в основном, затрагивают внутреннюю структуру региональной системы. Конечно, автоматизация может быть применима как инновационный метод управления всеми регионами федеральным центром. Однако наладить такую систему было бы достаточно проблематично. Для эффективного управления региональными системами необходимо создавать более мобильную структуру государства  и управления в нем. Сделать это можно с помощью оптимизации управляемых единиц. С точки зрения поддержания и развития национальной обстановки и экономического положения страны такой вариант экономически целесообразен, так как поможет снизить темп роста конкуренции между регионами. Объединение границ повлечет за собой и объединения объемов ресурсов и доступ на новые, еще неизведанные рынки. И, в конечном итоге, это улучшение экономики региона в целом, увеличение его значимости и мощи. Оптимизация управляемых единиц (регионов) поможет искоренить деления на бедные и богатые регионы. В зависимости от количества управляемых единиц исчезнет замкнутость некоторых региональных систем. Это положительная тенденция, если такой регион не может самоорганизоваться. Он полностью станет подотчетным федеральному центру власти.

2.2 Инновационные стратегии региональных систем

Внедрение инновационных методов управления в региональную систему определенным образом приведет к некоторым последствиям. Они могут носить отрицательный  и положительный характер. Возможно, это будет мгновенное улучшение деятельности региона, повышение текнико-экономических и социальных показателей. Но не исключено и то, что региональная система не сможет оперативно подстроиться под новые тенденции управления, что приведет к торможению функционирования системы. Именно поэтому одновременно с внедрением инновационного метода управления, в регионе должна быть сформирована инновационная стратегия, в соответствии с которой региональная система должна двигаться вперед.

Особенность инновационной региональной стратегии состоит в том, что любой процесс, зарождающийся в регионе (технологический, производственный, управленческий) имеет территориальную обособленность и локализацию. Кроме этого, такая стратегия должна быть связана с новшеством, внедренным в систему. В данном контексте в качестве инновации выступают методы управления.

В связи с этим целесообразно было бы выделить следующие инновационные региональные стратегии:

- стратегия активизация кластерной политики;

- стратегия самообеспечения;

- стратегия информационного и технического совершенствования;

- стратегия мобилизации усилий;

Рассмотрим эти стратегии применительно к региональным системам.

1)Стратегия активизации кластерной политики. Данная стратегия может быть применима в тех региональных системах, которые начали или, по крайней мере, планируют использовать в своем управлении кластерный подход. Значение развития кластера в регионе очень велико и вполне объяснимо. Именно поэтому акцент данной стратегии делается на увеличение числа кластеров в регионе. Для этого системе необходим постоянный мониторинг действующих предприятий на территории области или края. Целесообразно было проводить оценку существующего положения фирм, сравнивать деятельность производств идентичной направленности, определять вероятности объединения таких компаний в кластеры. Движущей силой образования кластеров являются крупные предприятия, которые четко понимают выгоды от такого союза. Они вправе скупать, поглощать более мелкие компании с целью переориентации автономного производства на кластеризацию.

В качестве примера можно привести компанию Фармстандарт, которая планирует приобрести ЗАО “Фармацевтическая фирма “Лекко”. Завод компании расположен во Владимирской области, где “Фармстандарт” создает фармацевтический кластер. Это приобретение приведет к расширению ассортимента “Фармстандарта” и укрепит его позиции в новом фармацевтическом кластере. Благодаря этой сделке может увеличиться доля компании в быстро растущих сегментах рецептурных лекарств и государственных закупок.[21]

2)Стратегия самообеспечения. Название стратегии говорит само за себя: региональной системе необходимо изменить структуру рыночных связей и ориентироваться на снижение своей зависимости от продукции и интеллектуальных услуг из других регионов. Другими словами региону нужно научиться производить часть продукции на месте, становясь при этом поставщиком в другие регионы и страны. Это позволит увеличить доход от такой деятельности и покрыть часть издержек на развитие отдельных отраслей, в частности, если такой регион имеет направленность на ОПК, атомную и энергетическую промышленность. В этом случае прослеживается принцип самостоятельного бюджета (полный контроль над расходной и доходной частью).

Стратегия самообеспечения полностью находит свое отражение в самоуправляемых системах, поскольку не идет в разрез и не противоречит принципам внедрения такого метода управления, как самоорганизация систем.

3)Стратегия информационного и технического совершенствования. Данную инновационную стратегию целесообразно реализовывать регионам, которые стремятся перейти на полную или частичную автоматизацию. Основа стратегии – концентрация усилий по разработке и производству особенных технологий и продуктов. Прежде всего, речь идет о создании робототехники и других механизмов, которые могли бы перенять часть функций. Реализация стратегии – это ввод такой техники в «региональный быт».

Необходимо  также понимать, что ни одна технология не может быть усовершенствована, если нет соответствующей информационной базы  и компьютерного обеспечения. Поэтому частью мероприятий по реализации стратегии информационного и технического совершенствования является стимулирования развития IT-технологий и пополнение базы данных соответствующими знаниями и информацией.

4)Стратегия мобилизации усилий. Данная стратегия является наиболее широкой в применении. Она включает, прежде всего, привлечение ресурсов, концентрацию знаний и мобилизацию инновационного, человеческого, технического и технологического потенциала. Стратегия может быть реализована как в регионах, проводящих кластерную политику, так  и в регионах, придерживающихся автоматизированных методов. Ведь, чем больше потенциал региона, тем эффективнее будет функционирующий кластер. Что касается региональных систем с полной или частичной автоматизацией, то мобилизация усилий  и ресурсов является для них движущей силой в проведении такой политики.

Для регионов с инновационной  и научной направленность стратегия концентрации усилий – это способ избегания ошибок. Обмен опытом между научными центрами различных регионов дает возможность усовершенствовать и во время изменить инновационные разработки. А за счет реализации совместных проектов  регионами одной направленности можно добиться повышения интеллектуально уровня как каждой системы в отдельности, так  и государства в целом.

Стратегия мобилизации усилий – эффективная стратегия, которой следует придерживаться регионам, в отношении которых был применен инновационный метод – оптимизация управляемых единиц. Сокращение и объединение всего числа регионов до нескольких экономических зон может привести к противоречиям в отношении разделения власти, ресурсов и потенциала. Целесообразно было бы сделать акцент на значимости такого объединения, чтобы каждый элемент, входящий в состав экономической зоны, выделил бы для себя преимущества и положительные эффекты от мобилизации ресурсов  и усилий.

В рамках реализации данной стратегии можно предложить следующие направления:

- усиление государственной поддержки тем, регионам, которые до объединения в экономическую зону считались слаборазвитыми с целью выравнивания ресурсного обеспечения всей зоны;

- стимулирование регионов-лидеров поделиться накопленным потенциалом с менее развитыми регионами. Главным стимулом в этом случае может выступать усиление позиций власти в рамках одной экономической зоны;

- преодоление административных барьеров между элементами экономической зоны.

Таким образом, можно сказать, что классификация регионов в соответствии с реальной окружающей обстановкой дает возможность внедрить в общепризнанное управление инновационные методы. Так, самым широко применимым методом является кластерный подход. Он может внедряться в региональную систему как закрытого, так  и открытого типа. Для удаленных регионов, в частности полуостровных и островных, актуальным является создание самоорганизующейся структуры в сочетании с самоуправлением, которое, в свою очередь, исключит появление хаоса в такой системе. Самоорганизация распространяется также на регионы со специфической направленностью с целью концентрации усилий. Автоматизация как инновационный метод управления применим, в основном для инновационно направленных регионов, а также таких систем, которые в своей структуре имеют градообразующие предприятия горнодобывающей и металлургической промышленности. Своевременный автоматизированный мониторинг и создание обширного банка знаний поможет приспосабливаться к меняющимся условиям среды в максимально короткие сроки, а также повышать конкурентоспособность региона в целом. И, наконец, рассматривая региональные системы как управляемые объекты, можно сказать, что для эффективного управления ими можно внедрять метод оптимизации структурных управляемых единиц. Это позволит сократить и объединить ряд систем с целью повышения мобильности всей структуры управления в РФ. Внедрение инновационных методов управления в региональную систему должно быть неразрывно связано с формированием  и реализацией инновационной стратегии региона. Помимо следования стандартным стратегиям менеджмента, каждая область государства, которая переходит на инновационные методы, должна реализовывать особенную стратегию, учитывающую все принципы внедрения инновационных механизмов в систему управления. Так, целесообразно было бы выделить четыре инновационных стратегии: стратегия активизация кластерной политики, стратегия самообеспечения, стратегия информационного и технического совершенствования, стратегия мобилизации усилий. Первая стратегия хорошо подходит к реализации, если регион перешел или переходит на кластерное управление. В рамках данной стратегии необходимо проводить мониторинг предприятий, оценку существующего положения фирм, сравнивать деятельность производств идентичной направленности, определять вероятности объединения таких компаний в кластеры. Вторая стратегия связана с переходом региональной системы на самоуправление  и самоорганизацию. Суть стратегии: изменение структуры рыночных связей и ориентирование на снижение зависимости региона от продукции и интеллектуальных услуг из других регионов. Третью стратегию целесообразно реализовать в регионах, переходящих на полную или частичную автоматизацию. В рамках этой стратегии происходит это ввод автоматизированной техники в «региональный быт», а также  стимулирование развития IT-технологий и пополнение базы данных соответствующими знаниями и информацией. И, наконец, стратегия концентрации усилий, которая имеет более широкое распространение, подходит для реализации как регионах, использующих кластерный  и автоматизированный подход в управлении, так и в экономических зонах, возникшие в результате оптимизации управляемых единиц.

Значимость перечисленных инновационных стратегий состоит в том, что они не противоречат принципам инновационного управления региональными системами.

Заключение

В заключении целесообразно выделить основные выводы, полученные в результате исследовательской работы:

- понятие инновационного метода берет свое начало из определения обычного метода  и представляет собой метод управления целостной структурой системы с использованием нововведений в основных функциях управления, которые позволяют системам сохранять свою устойчивость и преуспевать в развитии в долгосрочной перспективе.

- инновационным метод становится тогда, когда система, в которой применяется тот или иной метод пересекает некоторые границы инновационности. Первая связана с накопленным опытом, знаниями, научными открытиями, вторая – с эффективностью, то есть когда привычные методы управления уже не работают.

- необходимость внедрения инноваций в систему управления очевидна. Инновации находятся в сердцевине экономического прогресса. Им принадлежит ключевая роль в реализации основного императива устойчивого развития – гармоничного сочетания экономического роста с сохранением природной среды и социального прогресса. Необходимость внедрения инновационных методов управления сочетается с их ролью.          Инновационная активность предприятия может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержания и расширения рыночной ниши. Для более крупной системы инновации – это способ выхода на положительные показатели.

- регион – это область, район, территория, часть страны, отличающиеся совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий и национального состава населения. Регион является особенным объектом внедрения инноваций, в том числе и в систему управления как внутри него, так и вне.

- при внедрении инновационной системы управления в региональную структуру необходимо огромное внимание уделять специфике процессов инновационного развития, протекающих в регионе. Наиболее важными элементами специфики являются ориентации на профильные отрасли региона, особенности ресурсного обеспечения  и мощи, необходимость государственной поддержки инновационной активности, реализация инновационных программ региона, потребность в непрерывном контроле и процесс кластеризации, который протекает с огромной скоростью и приобретает все более значительные масштабы.

- существует ряд признаков, по которым регионы могут объединяться  и классифицироваться. В условиях стремительного развития окружающей среды  и условиях неопределенности значимым фактором региональных систем является их замкнутость. Другими словами, тот или иной регион можно определить как замкнутый  и незамкнутый, то есть открытый. Основа такого классификационного признака – обособленность от федерального центра.

- определяя региональную систему как замкнутую, можно выделить еще один классификационный признак – удаленность. И, следовательно, имеет место быть разделение систем на близлежащие  и, непосредственно, удаленные, материковые, островные и полуостровные.

- не менее важным признаком в настоящее время становится направленность развития региона. В связи с этим можно выделить региональные системы, направленные на инновационное развитие (Сколково), на ОПК (Рязанская область, Архангельская область), на атомную промышленность (Саратовская область) и другие. В свою очередь каждый регион может быть отнесен  к той или иной инновационной классификации.

- классификация регионов в соответствии с реальной окружающей обстановкой дает возможность внедрить в общепризнанное управление инновационные методы. Так, самым широко применимым методом является кластерный подход. Он может внедряться в региональную систему как закрытого, так  и открытого типа. Для удаленных регионов, в частности полуостровных и островных, актуальным является создание самоорганизующейся структуры в сочетании с самоуправлением, которое, в свою очередь, исключит появление хаоса в такой системе. Самоорганизация распространяется также на регионы со специфической направленностью с целью концентрации усилий. Автоматизация как инновационный метод управления применим, в основном для инновационно направленных регионов, а также таких систем, которые в своей структуре имеют градообразующие предприятия горнодобывающей и металлургической промышленности. Своевременный автоматизированный мониторинг и создание обширного банка знаний поможет приспосабливаться к меняющимся условиям среды в максимально короткие сроки, а также повышать конкурентоспособность региона в целом.

- рассматривая региональные системы как управляемые объекты, можно сказать, что для эффективного управления ими можно внедрять метод оптимизации структурных управляемых единиц. Это позволит сократить и объединить ряд систем с целью повышения мобильности всей структуры управления в РФ. Внедрение инновационных методов управления в региональную систему должно быть неразрывно связано с формированием  и реализацией инновационной стратегии региона.

- помимо следования стандартным стратегиям менеджмента, каждая область государства, которая переходит на инновационные методы, должна реализовывать особенную стратегию, учитывающую все принципы внедрения инновационных механизмов в систему управления. Так, целесообразно было бы выделить четыре инновационных стратегии: стратегия активизация кластерной политики, стратегия самообеспечения, стратегия информационного и технического совершенствования, стратегия мобилизации усилий. Первая стратегия хорошо подходит к реализации, если регион перешел или переходит на кластерное управление. В рамках данной стратегии необходимо проводить мониторинг предприятий, оценку существующего положения фирм, сравнивать деятельность производств идентичной направленности, определять вероятности объединения таких компаний в кластеры. Вторая стратегия связана с переходом региональной системы на самоуправление  и самоорганизацию. Суть стратегии: изменение структуры рыночных связей и ориентирование на снижение зависимости региона от продукции и интеллектуальных услуг из других регионов. Третью стратегию целесообразно реализовать в регионах, переходящих на полную или частичную автоматизацию. В рамках этой стратегии происходит это ввод автоматизированной техники в «региональный быт», а также  стимулирование развития IT-технологий и пополнение базы данных соответствующими знаниями и информацией. И, наконец, стратегия концентрации усилий, которая имеет более широкое распространение, подходит для реализации как регионах, использующих кластерный  и автоматизированный подход в управлении, так и в экономических зонах, возникшие в результате оптимизации управляемых единиц. Значимость перечисленных инновационных стратегий состоит в том, что они не противоречат принципам инновационного управления региональными системами.


[1] Винокуров, В. Основные термины и определения в сфере инноваций / В.Винокуров. -  М:Юнити, 2005. – с. 6-22

[2] Винокуров, В. Основные термины и определения в сфере инноваций / В.Винокуров. -  М:Юнити, 2005. – с. 6-22

[3] Забродин, А. Ю. Стратегии и принципы инновационного управления компаниями инвестиционно-строительной сферы / А. Ю. Забродин. – М: Молодой ученый, 2011. – с. 130-132

[4] Маркин, А. Стратегии  и принципы инновационного управления компанией [Электронный ресурс] / А. Маркин. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/10/783/

[5] Жданова, О.А. Роль инноваций в современной экономике [Электронный ресурс] / О.А Жданова. –Режим доступа: http://allsummary.ru/857-suschnost-i-klassifikaciya-metodov-upravleniya.html

[6] Куриленко, А.А. Методы управления [Электронный ресурс] / А.А. Куриленко. –Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/031209/24.html

[7] Галов, И.  Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления./И.Галов.-СПб.: Институт бизнеса и права, 2009, -с.35

[8] Фомченкова, Л.В. Формирование и реализация инновационного потенциала промышленного предприятия [Электронный ресурс]/Л.В. Фомченкова. – Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/library/prd727.php

[9] Мокеева, А.Е. Проблемы современной экономики [Электронный ресурс] /А.Е. Мокеева.-Режим доступа: http://www.projects.innovbusiness.ru/content/document_r_3F2EA70B-28B5-45F9-9288-BE47EEE102B8.html

[10] Проект Инновационная россия – 2020. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

[11] Райзберг, Б.А.. Современный экономический словарь /Б.АРайзберг, Л.Ш Лозовский, Е.Б Стародубцев. – М.: ИНФРА-М, 2006. — с.495

[12] Гусев,А.Б. Рейтинги инновационного развития регионов России

[Электронный ресурс]/А.Б.Гусев. – Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/2574

[13] Кравченко, С.И. Исследование сущности инновационного потенциала /С.И.Кравченко.- Донецк, ДонНТУ, 2003

[14] Житенко, Е.Д. Эффективность стимулирования инноваций /Е.Д Житенко.-М.:Юнити, 2004- с.65

[15] Комарова, О.М. Экономические проблемы регионов  и отраслевых комплексов [Электронный ресурс] / О.М.Комарова.-Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3150

[16] Бушин, Е. Терминирование регионов [Электронный ресурс]/Е.Бушин.- Режим доступа: http://allendy.ru/regecon/84-termin-reg.html

[17] Осипов, С. Кто в России кого кормит [Электронный ресурс]/С.Осипов. – Режим доступа: http://www.aif.ru/money/article/47340

[18] Пугина, Е.Н. Дальневосточный регион России [Электронный ресурс]/Е.Н.Пугина. –Режим доступа: http://www.povestka.ru/projects/shkr/vlad/an/sta2.htm

[19] Зырянов, С. Котельные Владимирской области переводят на торф [Электронный ресурс]/С.Зырянов. –Режим доступа: http://www.vlad.aif.ru/society/news/53868/2

[20] Гулиев А.А. Промышленные роботы осваивают российский рынок [Электронный ресурс]/А.А.Гулиев. – Режим доступа: http://www.bestrobots.ru/

[21] Департамент аналитической информации РБК. Фармстандарт развивает владимирский кластер [Электронный ресурс]/Департамент аналитической информации РБК. – Режим доступа:http://quote.rbc.ru/topnews/2012/07/13/33711845.html


Библиографический список
  1. Бушин, Е. Терминирование регионов [Электронный ресурс]/Е.Бушин.- Режим доступа: http://allendy.ru/regecon/84-termin-reg.html
  2. Винокуров, В. Основные термины и определения в сфере инноваций / В.Винокуров. -  М:Юнити, 2005. – с. 6-22
  3. Галов, И.  Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления./И.Галов.-СПб.: Институт бизнеса и права, 2009, -с.35
  4. Гулиев А.А. Промышленные роботы осваивают российский рынок [Электронный ресурс]/А.А.Гулиев. – Режим доступа:http://www.bestrobots.ru/
  5. Гусев,А.Б. Рейтинги инновационного развития регионов России [Электронный ресурс]/А.Б.Гусев. – Режим доступа:http://www.kapital-rus.ru/articles/article/2574
  6. Департамент аналитической информации РБК. Фармстандарт развивает владимирский кластер [Электронный ресурс]/Департамент аналитической информации РБК. – Режим доступа:http://quote.rbc.ru/topnews/2012/07/13/33711845.html
  7. Жданова, О.А. Роль инноваций в современной экономике [Электронный ресурс] / О.А Жданова. –Режим доступа: http://allsummary.ru/857-suschnost-i-klassifikaciya-metodov-upravleniya.html
  8. Житенко, Е.Д. Эффективность стимулирования инноваций /Е.Д Житенко.-М.:Юнити, 2004- с.65
  9. Забродин, А. Ю. Стратегии и принципы инновационного управления компаниями инвестиционно-строительной сферы / А. Ю. Забродин. – М: Молодой ученый, 2011. – с. 130-132
  10. Зырянов, С. Котельные Владимирской области переводят на торф [Электронный ресурс]/С.Зырянов. –Режим доступа:http://www.vlad.aif.ru/society/news/53868/2
  11. Комарова, О.М. Экономические проблемы регионов  и отраслевых комплексов [Электронный ресурс] / О.М.Комарова.-Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3150
  12. Куриленко, А.А. Методы управления [Электронный ресурс] / А.А. Куриленко. –Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/031209/24.html
  13. Кравченко, С.И. Исследование сущности инновационного потенциала /С.И.Кравченко.- Донецк, ДонНТУ, 2003
  14. Маркин, А. Стратегии  и принципы инновационного управления компанией [Электронный ресурс] / А. Маркин. – Режим доступа:http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/10/783/
  15. Мокеева, А.Е. Проблемы современной экономики [Электронный ресурс] /А.Е. Мокеева.-Режим доступа:http://www.projects.innovbusiness.ru/content/document_r_3F2EA70B-28B5-45F9-9288-BE47EEE102B8.html
  16. Осипов, С. Кто в России кого кормит [Электронный ресурс]/С.Осипов. – Режим доступа: http://www.aif.ru/money/article/47340
    1. Проект Инновационная россия – 2020. Стратегия инновационного развития Российской Федерации  на период до 2020 года
    2. Пугина, Е.Н. Дальневосточный регион России [Электронный ресурс]/Е.Н.Пугина. –Режим доступа:http://www.povestka.ru/projects/shkr/vlad/an/sta2.htm
    3. Райзберг, Б.А.. Современный экономический словарь /Б.АРайзберг, Л.Ш Лозовский, Е.Б Стародубцев. - М.: ИНФРА-М, 2006. — с.495
    4. Фомченкова, Л.В. Формирование и реализация инновационного потенциала промышленного предприятия [Электронный ресурс]/Л.В. Фомченкова. – Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/library/prd727.php


Все статьи автора «Ольга Мельникова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: