Глобализация не является случайным процессом.
Все люди живут на одном территориальном пространстве и нельзя игнорировать тот факт, что все, так или иначе, заинтересованы в стабильности общемирового развития.
Однако необходимо помнить, что в действительности развитие, как экономическое, так и политическое, у различных государств находится на разном уровне. И в некоторой степени данный факт определяется этническими особенностями государства, его традициями и обычаями.
В связи с этим существует важный вопрос – каким образом может проходить процесс интеграции отдельного народа в глобализированное сообщество? И безопасен ли такой процесс для сохранения этнической специфики.
Вряд ли имеет смысл доказывать, что необходимо максимально детально подходить к вопросу трактовки понятия «глобализация», чтобы последовательно определить ее временные рамки и этапы развития, формы проявления, степень воздействия на каждого конкретного человека на планете.
Впервые понятие «глобальный» было использовано в 1944 году. Однако до 90-х годов XX века в словарях не было приведено ни одного толкования термина «глобализация».
Советский энциклопедический словарь 1987 года содержит трактовку понятия глобальные проблемы «это современные проблемы человечества в целом, от решения которых зависит его дальнейший социальный прогресс – предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, преодоление разрыва в уровне экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты, неграмотности, предотвращение стремительного роста в развивающихся странах, предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, обеспечение человечества необходимыми ресурсами – продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии, предотвращение отрицательных последствий НТР». Круг проблем, обозначенных в статье словаря как глобальные (общемировые) и сегодня являются актуальными. И тем более важно отметить, что несмотря на то, что с момента выхода СЭС прошло уже более 20 лет, а проблемы эти не только не решены, но стали еще более масштабными.
В 90-е годы XX века появилась терминология глобалистика, глобализм, глобализация.
В самом общем случае под глобализацией принято понимать образование и развитие единой системы экономических отношений, охватывающей все мировое хозяйственное пространство[1]. То есть в первую очередь глобализация проявляется во всеобщей экономической интеграции.
В. Андреф выделяет 4 глобальных экономических тенденции:
1) обеспечение своего производства иностранным сырьем
2) закрепление на иностранных рынках сбыта через создание там своих филиалов
3) рационализация производства путем его перемещения в страны, где издержки производства меньше, чем на национальной территории
4) ориентация на технико-финансовую стратегию, состоящую в том, чтобы использовать свои зарубежные инвестиции для создания различных форм закрепления на иностранных рынках[2].
Как отмечает Н.В. Осокина «глобализация – это процесс формирования и последующего развития единого общемирового финансово – экономического пространства на базе новых преимущественно компьютерных технологий»[3].
Однако справедливо отметить, что не только экономическая интеграция является проявлением глобализации. Нельзя ограничиваться анализом только какой-либо одной стороны жизнедеятельности человека, т.к. в процессе развития видоизменяются все сферы.
Экс-генеральный Секретарь ООН К.Аннан отмечал, что «глобализация – взаимодействие групп и отдельных индивидуумов, связанных напрямую друг с другом через границы, без обязательного, как это было в прошлом, участия в этом процессе государства…»[4]. То есть совершенно очевидно, что глобализация, кроме экономического объединения, включает в себя и коммуникативный аспект.
Глобализация – процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную деятельность в отдельных странах.
Уткин А.И. определяет глобализацию как «слияние национальных экономик в единую общемировую систему, основную на легкости перемещения капитала, на новой информационной открытости мира, на технологической революции, на приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала, на основе коммуникационного сближения, планетарной научной революции, межнациональных социальных движений, новых видов транспорта, развития информационных технологий, интернационального образования»[5].
При этом понятно, что процесс всеобщего объединения несет в себе как положительные, так и отрицательные особенности.
Глобальные проблемы современности порождены резко возросшими масштабами воздействия деятельности человека на окружающий мир и в значительной мере связаны со стихийностью общественного развития, неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития в развитых и развивающихся странах, наследием колониализма и эксплуатации стран Азии, Африки, Латинской Америки.
Проблемы неравномерности экономического и политического развития существующих государств наиболее справедливо рассматриваются в рамках мир-системного подхода, основоположником которого является И. Валлерстайн. В рамках данного подхода все страны мира предложено разделить на страны центра (ядра), периферии и полупериферии. Принадлежность к той или иной группе определяется положением страны в мировом сообществе, степенью экономического развития, уровнем политического влияния. Такой раздел мирового пространства позволяет странам центра извлекать монопольную прибыль, эксплуатируя ресурсы (как сырьевые, так и человеческие), расположенные вне их территорий.
По мнению И. Валлерстайна, современное состояние слаборазвитых стран является последствием их вовлечения в мирэкономику в качестве периферийных, сырьевых зон, и ошибочно принимать его за ранние стадии в переходе к индустриализации.
Эта теория подтверждается В.Д. Фетисовым, который определяет глобализацию как «обеспечение абсолютной власти на том или ином уровне незначительного числа избранных (олигархов) для образования и эффективного функционирования глобального перераспределительного механизма ценностей одних в пользу других»[6].
Справедливо замечает Л.А. Зеленов – важным в современном капиталистическом движении является его капиталистическая сущность: прибыль, сверхприбыль, мультиприбыль….глобализация по своей сути – это капитализация общества. Этот процесс уже охватил экономику, управление, науку, искусство, экологию, медицину, физкультуру, образование.
А также И.Я. Фрояновым «Исторический опыт показывает, что глобализация есть формирование нового мирового порядка, характеризуемого слиянием, как правило, принудительно и насильственно в единую экономическую систему, уничтожением национальных государственных правительств, а значит и государственных границ. Глобализация означает формирование вселенской цивилизации, носителем которой является глобальное сверхобщество, управляемое мировым правительством»[7]. В данном определении четко выражены 3 аспекта глобальных мировых процессов: экономический, политический и территориальный.
Возникает вопрос, а насколько стихийно в современном мире происходят процессы формирования сверхобщества? В качестве ответа на данный вопрос можно максимально четко привести цитату А.А. Зиновьева – «происходящий процесс объединения человечества в единой целое является в реальности покорением всего человечества западным миром, как единым целым…» То есть происходит процесс западнитизации. А так как гегемоном современного мира общепризнанно считаются США, то «этот процесс можно назвать американизацией человечества»[8]
Происходит навязывание западных, а особенно явно американских стандартов жизни.
Сегодняшние процессы глобализации сопровождаются масштабной космополитизацией человечества, игнорированием этнических, национальных, государственных, политических, культурных и иных основ и традиций.
В.К. Спицин «такие атрибуты государства, как границы, валюта, право, промышленная и социальная политика, рынки производства, рабочей силы, капитала и другие или уже утратили, или утрачивают национально-государственный характер»[9]
Таким образом, совершенно очевидно, что процессы глобализации являются главной чертой развития современного общества.
Причем глобализация происходит не только в сфере экономики, но также в сфере политики, культуры и других сторон человеческой жизнедеятельности.
Существуют положительные и отрицательные стороны глобализации. На фоне роста взаимодействия народов между собой с целью обмена не следует забывать, что во многом данный обмен носит не вполне равноценный характер. Сложившаяся современная мир-система дает максимальные преимущества для развития богатых стан за счет эксплуатации сырьевых регионов. И для стабилизации общемирового развития необходимо появление альтернативы существующему сейчас деструктивному «проамериканскому» варианту развития.
Библиографический список
- Борисов, Е.Ф. Экономика: учебник и практикум для вузов / Е. Ф. Борисов. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 596 с.
- Пруель, Н.А. Глобализм как историческая ступень и современная фаза развития экономического империализма // Ленинская теория империализма и современная глобализация. Кн.2. СПб.: ПАНИ, 2003. С.45
- Осокина Н.В. К вопросу о теоретических основах анализа особенностей современного этапа мировой экономики // Россия в контексте реалий глобальной экономики: сб. науч. Тр. Вып. 2. / Кузбасс. гос. техн. ун-т. – Кемерово, 2005. – 121 с.
- Россия и проблемы глобализации / Н.Новгород: НКИ, 2002. С.48
- Уткин, А.И. Мировой порядок XXI века / А. И. Уткин. – М.: Алгоритм, 2001. – С.29
- Зеленов, А.А. Современная глобализация: состояние и перспективы / А.А. Зеленов, А.А. Владимиров, Е.И. Степанов. – М.: ЛЕНАНД, 2010. – 304 с.
- Фроянов, И.Я. Глобализм и судьба России //Ленинская теория империализма и современная глобализация. Кн.2. СПб.: ПАНИ, 2003. С.276
- Зиновьев, А.А. Великий эволюционный перелом: становление глобального сверхобщества, триединство западнизации, американизации и глобализации // Ленинская теория империализма и современная глобализация. Кн.2. СПб.: ПАНИ, 2003. С.289
- Зеленов, А.А. Современная глобализация: состояние и перспективы / А.А. Зеленов, А.А. Владимиров, Е.И. Степанов. – М.: ЛЕНАНД, 2010. – 304 с.