ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА

Енина Елена Александровна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Енина Е.А. Гендерные особенности персонала как фактор развития мотивации труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2012/05/968 (дата обращения: 14.03.2024).

Рассматривая мотивацию персонала нужно учитывать различные факторы такие как:пол,возраст,личностные особенности.

В связи с тем что персонал разделяется не только по полу,возрасту,личностным особенностям но еще и по гендерным особенностям.Мы хотим рассмотреть подробней про пол и гендер.

Однако различия в поведении мужчин и женщин следует искать не только во влиянии психологических и социальных установок общества, но и в биологических различиях, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических. Как бы ни влияло общество на формирование поведения людей разного пола, первоистоки этих различий надо искать в биологической предназначенности мужчин и женщин [1,с.8].

Слово «пол» следует использовать для описания демографических категорий. Однако когда речь идет о природе мужественности или женственности, следует применять слово гендер [2,с.13].

Пол – это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения. В то же время гендер – это социальный пол, социальный конструкт пола, надстраиваемый обществом над физиологической реальностью [3,с.348].

В одном случае понятие «гендер» означает только системы ожиданий общества в отношении маскулинных и фемининных ролей, т. е. рассматривается как социальная характеристика мужчин и женщин. В других случаях гендер понимается как различные комбинации между окружающей средой и биологией, а понятие «пол» связывается только с анатомическими различиями между мужчинами и женщинами [2,с.14]

По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие “типичные” различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать.

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о “типично мужском” или “типично женском”: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское.

Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные нам генднрные роли.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все “мужское/маскулинное” (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все “женское/фемининное” определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное.

Гендерная система – это социально сконструированная система неравенства по полу. [4,с.134 ].Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.[5,с.2]

Объектом воздействия гендерной системы человек становиться с момента своего рождения – в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом.

Проведенные исследования показывают, что с новорожденными девочками больше разговаривают, зато мальчиков больше кормят. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть “настоящий мужчина” и какой должна быть “настоящая женщина”. Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ .Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования.

Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными [6,с.116].

Одно из наиболее ярких явлений в научной жизни двадцатого столетия является появление гендерных исследований как принципиально нового методологического подхода к исследованию не только мужчин и женщин, но и всей жизнедеятельности общества в целом .

Гендерная теория рассматривает проблему дифференциации мужского и женского в обществе с принципиально иных позиций. Ее основой является представление о том, что почти все традиционно считающиеся “естественными” различия между полами имеют не биологические, а социальные основания. [7,с.123].


Библиографический список
  1. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. СПб.  Питер, 2008.
  2. Ильин ЕюП.Пол и гендер.С-Пб.:Питер,2010.
  3. Воронцов Д.В. Гендеоная психология общения / Д. В. Воронцов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008.
  4. Кадровик. Кадровый менеджмент, 2007, N 1.
  5. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах развития человека. – В кн. Человек в системе наук. М., 2005.
  6. Клецина И.С.Практикум по гендерной психологии.-Спб.:Питер,2003
  7. Берн Ш. Гендерная психология. / Берн Ш. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.


Все статьи автора «Helen Enina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: