МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Бондаренко Д.Ф.

Ключевые слова:


Библиографическая ссылка на статью:
Бондаренко Д.Ф. Механизм принятия управленческих решений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2012/03/515 (дата обращения: 19.03.2024).

Рассматривая процесс принятия решений, следует учитывать два момента. Первый заключается в том, что принимать решения, как правило, сравнительно легко, трудно принять хорошее решение. Второй момент состоит в том, что принятие решения – это психологический процесс. Часто способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируют от спонтанных до высокологичных. Далее мы рассмотрим влияние некоторых поведенческих факторов на процесс принятия управленческих решений.

Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Фактическое число этапов определяется самой проблемой (рис. 1.). М. Мескон предложил пять этапов процесса решения проблемы [1, с. 143]:

Рис 1

Рис. 1. Этапы рационального решения проблем

 

Согласно рисунку 2, процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает.

Рис. 2. Реализация и оценка, фазы, следующией за принятием решения

 

Шансы на эффективную реализацию решения значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают. Поэтому хороший способ завоевать признание решения состоит в привлечении других людей к процессу его принятия. Тем не менее, участие работников в принятии решений, подобно любому другому методу управления, будет эффективным далеко не в каждой ситуации. Полное осуществление решений требует приведения в действие всего процесса управления, в особенности его организующей и мотивационной функций.

Фатхутдинов Р.А. рассматривал ход управленческого решения как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения [2]. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Содержание основных фаз принятия и реализации решения

Фаза Содержание фазы
Сбор информации о возможных проблемах Наблюдение за внутренней средой организацииНаблюдение за внешней средой
Выявление и определение причин возникновения проблемы Описание проблемной ситуацииВыявление организационного звена, где возникла проблемаФормулировка проблемыОценка ее важности

Выявление причин возникновения проблемы

Формулирование целей решения проблемы Определение целей организацииФормулировка целей решения проблемы
Обоснование стратегии решения проблемы Детальное описание объектаОпределение области изменения переменных факторовОпределение требований к решениюОпределение критериев эффективности решения

Определение ограничений

Разработка вариантов решения Расчленение задачи на подзадачиПоиски идей решения по каждой подзадачеПостроение моделей и проведение расчетовОпределение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме

Обобщение результатов по каждой подзадаче

Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче

Разработка вариантов решения всей задачи

Выбор лучшего варианта Анализ эффективности вариантов решенияОценка влияния неуправляемых параметров
Корректировка и согласование решения Проработка решения с исполнителямиСогласование решения с функционально взаимодействующими службамиУтверждение решения
Реализация решения Подготовка рабочего плана реализацииЕго реализацияВнесение изменений в решение в ходе реализацииОценка эффективности принятого и реализованного решения

Технология управления принятием управленческих решений имеет следующий механизм [3, с. 43]:

- общее руководство принятия решений;

- правила принятия решений;

- планы в принятии решений;

- принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия;

- целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях);

- матричный тип взаимодействия.

Общее руководство принятием решений предполагает, что процесс принятия решений находится в руках одного линейного (общего) руководителя, который подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Общий руководитель до принятия решения принимает предложения и выслушивает мнение не только непосредственных подчиненных, но и отдельных работников, которые высказывают его при заключении коллективных договоров, в которых интересы работников представляют профсоюзы.

Правила принятия решений или нормативы, разрабатываются и издаются самими организациями. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Эти правила имеют целью осуществление координации между различными подразделениями и делятся на: оперативные, стратегические, организационные.

Оперативные правила обычно формируются в среднем управляющем звене в виде различных инструкций.

Стратегические правила обычно формируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений.

Организационные правила основываются на местном или государственном законодательстве. Эти правила устанавливают права и ответственность сотрудников организации, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов и т.д.

Планы являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. Планы охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимися условиям.

Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия осуществляется без согласования со своими общими руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в принятии решений в рамках утвержденных правил и планов. Для целей координации довольно часто выделяются специальные лица в находящихся на одном уровне управленческой структуры производственных отделениях. В некоторых организациях функции координатора выполняет руководитель проекта, отвечающий за осуществление конкретного комплекса работ и получающий полномочия принятия соответствующих решений.

Целевые группы действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей. Целевые группы могут создаваться на временной или на постоянной основе и иметь в своем составе представителей разных функциональных подразделений и специализированных производственных отделений. Вместе с тем члены группы продолжают находиться в подчинении у своего руководителя.

В матричных структурах, в отличие от горизонтальных механизмов, руководителю проекта предоставляются линейные права, аналогичные тем, которые даются руководителям функциональных подразделений. Возникает сетевая структура, позволяющая принимать решения во все более усложняющихся условиях, касающихся все более сложных проблем.

Таким образом, управленческое решение – это творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системой и анализе управленческой информации об её состоянии, направленное на достижение поставленных целей. Знание и использование классификационных признаков управленческих решений позволяет провести структуризацию стоящей перед руководителем задачи. Это позволяет более четко формулировать и решать задачи управления и способствует концентрации усилий и более эффективному расходованию средств и времени при разработке решений. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия, сопоставляя их друг с другом. Для этого необходимо располагать стандартом, относительно которого можно измерить вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы, что влияет на эффективность реализации управленческого решения. Шансы на эффективную реализацию управленческого решения так же значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают.


Библиографический список
  1. Мескон M.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Л.И. Евенко. – М.: Дело, 1992, 1994.
  2. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. – М.: Интел-синтез, 2001.
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.


Все статьи автора «Du_sha ...»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: