Эффективная государственная миграционная политика России на современном этапе необходима для экономического роста страны, а также для решения демографической проблемы и стабилизации численности населения России.
Принципы и основные направления деятельности государства в сфере миграции определены в «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [1] (далее – Концепция).
В Концепции определены стратегические ориентиры миграционной политики на фоне ожидаемого экономического, социального и демографического развития страны, ее внешней политики и интеграционных процессов со странами СНГ, Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Концепцией определены основные виды миграции в России: академическая мобильность; временная миграция; долгосрочная миграция; квотирование привлечения иностранной рабочей силы; краткосрочная миграция; миграция на постоянное место жительства; незаконная миграция; образовательная (учебная) миграция; организованное привлечение иностранной рабочей силы (иностранных работников); сезонная трудовая миграция; трудовая миграция. Трудовая миграция бывает внутренней и международной. Миграция рабочей силы делится на легальную и нелегальную. России присущи все виды миграции рабочей силы, но проблемной является нелегальная трудовая миграция.
Согласно Концепции в страну будут привлекаться трудовые мигранты не только для выполнения низкоквалифицированных и строительных работ, но и образованные иностранцы, обладающие востребованной на российском рынке труда профессией, специальностью и квалификацией.
Понятие «высококвалифицированный специалист» введено законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ [2], которым учрежден регламент трудовой деятельности данной категории иностранных граждан в России. Для них установлен ряд преференций, предусматривающих выдачу вне квот разрешений на работу на срок до трех лет с возможностью продления, а также привлечение их к трудовой деятельности без получения работодателем соответствующего разрешения. Перечень квалифицированных специалистов иностранных граждан установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1653н [3]. С 15 февраля 2011 г. вступили в силу изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [4], которые позволяют нанимать высококвалифицированных научных и педагогических работников с порогом заработной платы до 1 млн. рублей, а специалистов, участвующих в создании и обеспечении функционирования инновационного центра «Сколково», — без ограничения размера заработной платы [5]. Россия становится более привлекательной страной для иностранных высококвалифицированных специалистов.
В числе трудовых мигрантов высока доля людей, имеющих высшее и среднетехническое образование, которое в настоящее время не востребовано. При благоприятных условиях трудовые мигранты могут трудоустроится, например, врачами и учителями. Россия получит готовых специалистов, не затратив на их обучение средств и усилий. Человеческий капитал трудовых мигрантов пополнит активы трудовых организаций страны.
Целью миграционной политики России является «использование» интеллектуального и трудового потенциала трудовых мигрантов, применение человеческого капитала трудовых мигрантов в интересах инновационного и экономического развития России.
Ежегодно в Россию к родственникам, на лечение, учебу, по личным делам приезжают 10-12 миллионов иностранных граждан, 70-80 % – из СНГ. Часть из них уезжает из Российской Федерации в положенные сроки, часть получает разрешение на работу, а остальные «растворяются» на территории России, и ФМС РФ их причисляет к нелегальными мигрантам [6]. Ежегодно в стране работает 3 – 5 миллионов нелегальных трудовых мигрантов [7].
Существующее законодательство РФ в сфере трудовой миграции ориентировано на привлечение временных работников и не способствует их адаптации и интеграции.
Россия уступает развитым странам, особенно США, по привлечению квалифицированных трудовых мигрантов. Миграционная политика США направлена на привлечение в страну высококвалифицированных специалистов, перспективных студентов, предпринимателей, художников и ученых из разных стран мира [8]. Миграция населения, особенно миграция трудовых ресурсов, становится все более конкурентной сферой мировой политики и экономики. Миграционная привлекательность России по сравнению с другими государствами невысока и распространяется, преимущественно, на граждан государств – участников Содружества Независимых Государств. Трудовая миграция это важный ресурс экономического развития России на фоне демографического спада.
Трудовая миграция это перераспределение человеческого капитала из бедных стран в более богатые, мощный ресурс развития экономики, имеющий ключевое значение не только для уверенного экономического роста, но и для обеспечения социальной динамики, укрепления позиций России в мире, повышения уровня и качества жизни граждан России.
В России создана уникальная миграционная ситуация: границы открыты в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства с несколькими государствами, не впускать мигрантов нельзя, проконтролировать каждого невозможно, и ни один сценарий, известный миру, для России не подойдет. Значительная часть накопленного человеческого капитала бывших республик СССР функционально обесценивается с учетом новых потребностей национальных рынков, а поэтому ищет новые рынки сбыта вне границ своего государства. Миграционный потенциал центральноазиатских республик является для России основным трудовым миграционным капиталом в общем и человеческого капитала в частности. Основными странами поставщиками человеческого капитала на российской рынок труда являются Узбекистан, Таджикистан, Украина. Высокий уровень наличия трудовых мигрантов наблюдается в экономически развитых регионах страны: города Москва и Санкт-Петербург, Московская область.
При этом трудовые мигранты нового поколения из СНГ имеют более низкий уровнь образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки, чем их предшественники. Присутствие в России многочисленных групп мигрантов, которые не владеют государственным языком, не знакомы с культурными традициями страны пребывания, нормами поведения в ней, может вызывать недовольство коренного населения, а это способствует развитию экстремистских настроений. Знание трудовыми мигрантами русского языка — объективная необходимость, поэтому для трудовых мигрантов введен обязательный экзамен по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации [9]. Россия планирует введение в школах специальных программ обучения детей трудовых мигрантов русскому языку, что обусловлено возрастающим числом приезжих и необходимостью их интеграции в российскую культурную среду. В России создаются условия для обучения трудовых мигрантов русскому языку: открываются курсы, центры, школы изучения русского языка для мигрантов и членов их семей. В Киргизии при помощи посольства России в 2012 году открылся Центр поддержки русского языка и культурного наследия, в котором обучают русскому языку мигрантов, намеревающихся отправиться в Российскую Федерацию на работу или учебу [10]. Курсы по изучению русского языка для мигрантов в 2012 году при содействии ФМС России открыты в Ставропольском крае, Екатеринбурге, Новосибирске, Ярославле и других городах страны.
Экзамен по русскому языку в 2013 году станет обязательным для мигрантов, которые хотят жить и работать в России.
Знание русского языка для российского рынка труда является основным фактором для интеграции человеческого капитала трудовых мигрантов в экономику страны. Таким образом, Россия осуществляет инвестиции в человеческий капитал трудовых мигрантов и членов их семей через программы по обучению русскому языку.
Понятие «рынок труда» в настоящее время замещается понятием «рынок рабочей силы». Российский рынок рабочей силы переполнен трудовыми мигрантами из стран СНГ. Основными сферами использования иностранной рабочей силы в России являются: строительство; промышленность; транспорт; сельское и лесное хозяйство.
Трудовые мигранты в России заняты в сфере обслуживания, строительстве, с работой, на которую трудно найти желающих из числа коренного населения страны.
Трудовые мигранты, замещая вакансии коренного населения России, создают проблему по трудоустройству для граждан России, снижают общий уровень жизни в стране. Ценовая конкуренция человеческого капитала трудовых мигрантов и коренного населения приводит к обесцениванию человеческого капитала местного населения, понижению доходов последних. Неравенство доходов при определенных условиях выступает стимулом для крупных инвестиций в человеческий капитал с тем, чтобы сделать его адекватным изменившейся структуре спроса.
Трудовые мигранты, работающие легально в России, не имеют социальных гарантий, пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности, права на пенсию. Миграция трудовых ресурсов сопровождается перераспределением доходов наемных работников, изменением требований к человеческому капиталу трудовых мигрантов.
Сокращение миграции в России приведет к снижению экономического роста и жизненного уровня населения, может вызвать социальные взрывы.
Трудовая миграция смягчает демографический кризис на российском рынке труда и является одним из факторов экономического роста России.
Современная миграционная политика государства создает комфортные условия для трудовой миграции по привлечению специалистов высокой квалификации.
В современных условиях трудовая миграция высококвалифицированных работников является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего благосостояние и экономический рост в России. Конкуренция за привлечение специалистов высокой квалификации имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач государства это создание условий и механизмов для привлечения в Россию востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.
Библиографический список
- Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/acts/15635 (дата обращения: 18.10.2012).
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3032
- Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1653н (ред. от 18.04.2012) «Об утверждении Перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2012 год» // «Российская газета», N 26, 08.02.2012.
- Федеральный закон от 23.12.2010 N 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 27.12.2010, N 52 (ч. 1), ст. 7000
- Н. Гуринович ФМС: содействие социокультурной адаптации мигрантов // «Человек и труд», № 10/2011 [Электронный ресурс]. URL: http://chelt.ru/new/?p=421 (дата обращения: 18.10.2012).
- М. Грицук ФМС посчитала нелегалов // «Российская газета». 15.10.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/10/15/fms-site.html (дата обращения: 18.10.2012).
- К. Латухина Красный свет для нелегала // «Российская газета». Федеральный выпуск № 5806. 14 июля 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/06/14/romadonovskiy.html (дата обращения: 18.10.2012).
- Носкова К.А. «Человеческий капитал» США: проблемы иммиграции. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Октябрь, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/10/1334 (дата обращения: 18.10.2012).
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 «Об обеспечении межнационального согласия» // «Российская газета». Федеральный выпуск № 5775. 9 мая 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/nacio-dok.html (дата обращения: 18.10.2012).
- А. Орешкин Язык до Москвы доведет. У мигрантов появилась возможность подготовиться к «экзамену гастарбайтера» // «Российская газета-Неделя» – Киргизия №5902 (229) от 4 октября 2012 г.