Как показывает рыночная практика в условиях финансового и экономического кризиса возрастает востребованность в создании инновационных моделей имиджа фирмы, которые могли бы в системном виде
прогнозировать все возможные флуктуации имиджа фирмы в восприятии ее основных целевых групп. Одной из таких моделей может служить синергетическая модель имиджа фирмы. Синергетика является – междисциплинарным направлением в современной науке, исследующим самоорганизующиеся открытые нестационарные системы.
В условиях финансового и экономического кризиса, когда резко возрастает конкуренция между фирмами за рынки сбыта своих товаров и услуг, система имиджа фирмы находится в неравновесном состоянии. Она функционирует в режиме обострения, претерпевая за очень короткий период самые существенные изменения.
Опираясь на синергетический подход, мы предлагаем рассматривать имидж фирмы в социально-этическом маркетинге как открытую неравновесную самоорганизующуюся систему. Как самоорганизующаяся система имидж фирмы формируется на основе синергетического эффекта, возникающего от взаимодействия создаваемых самой фирмой имиджевых параметров и множественных локальных образов фирмы, представлений и мнений о ней, продуцируемых у представителей различных целевых групп при получении какой-либо информации о фирме, ее товарах (услугах) или при непосредственном потреблении товаров (услуг) фирмы. Возникающий при этом взаимодействии синергетический эффект будет определять парадигму нестационарности и неравновесности эволюции имиджа фирмы, его кризисные периоды во время прохождения точки бифуркации, а также ценностную направленность формирующегося после прохождения точки бифуркации аттрактора — доминантного вектора эволюции имиджа фирмы.
Имидж фирмы как неравновесная и самоорганизующаяся система, эволюционирует от своего базового исходного состояния «А», заданного начальными условиями существования фирмы и ее исходными имиджевыми характеристиками, конструируемыми самой фирмой. К ним можно отнести: корпоративную культуру фирмы, ее фирменный стиль, бренд товара, его товарную марку, логотип, слоган, потребительские качества товара, послепродажное обслуживание, сервис, дизайн и интерьеры фирмы (в особенности, если она производит услуги), информационные и коммуникативные технологии фирмы.
Эволюция имиджа фирмы от его заданного начального состояния происходит с включением флуктуаций, поскольку имидж является неравновесной системой. Амплитуды флуктуаций (колебаний) имиджа фирмы (А1, А2, A3, А4, А5.. • АN) происходят вблизи ценностной оси АВ, характеризующей базовые ценностные характеристики социально-этического маркетинга, такие как: признание ценности личности каждого потребителя и каждого работника фирмы; осознание фирмой корпоративной социальной ответственности (КСО), полезности и значимости своей деятельности для общества; соблюдение фирмой технологической, экологической и информационной безопасности: при производстве товаров или услуг; получение фирмой только законной прибыли; участие фирмы в социальных программах и проектах.
Важно отметить при этом, что этическая составляющая СЭМ должна двигаться по всей маркетинговой цепочке 4Р (от товара к цене и далее, к распределению и продвижению), включаясь органически в качестве необходимого звена в ценностную ось СЭМ, около которой идут флуктуаций имиджа фирмы.
Таким образом, первое условие построения синергетической модели имиджа фирмы – это рассмотрение имиджа как нелинейной и нестационарной системы, в которой нелинейность проявляется в виде взаимодействия множества имиджевых параметров фирмы, таких как:- целевое качество ее товара; -цена товара и система скидок; – бренд товара и известность торговой марки фирмы; – логотип и слоган фирмы;- надежность и престижность фирмы среди партнеров и инвесторов; – соблюдение фирмой экологических стандартов и так далее.
По существу все эти имиджевые параметры фирмы представляют собой структурные компоненты ее важнейших составляющих имиджей — экономического имиджа, бизнес-имиджа, медиаимиджа, социального имиджа и внутрифирменного имиджа.
Второе необходимое условие построения синергетической модели имиджа фирмы — это учет динамики психических процессов, которые лежат в основе восприятия имиджевых параметров представителями различных целевых групп.
Синергетический эффект взаимодействия рассмотренных выше имиджевых параметров фирмы и психических процессов, протекающих в восприятии этих параметров представителями целевых групп может проявиться только вблизи точки бифуркации, когда находящаяся в наиболее неравновесном состоянии система имиджа фирмы приобретает возможности поиска вариативных путей своего развития и возникновения среди этих вариантов аттрактора – наиболее вероятностного и притягивающего к себе варианта эволюции имиджа фирмы.
Синергетический подход к рассмотрению имиджа фирмы позволяет несколько иначе, чем это принято в рамках других подходов, трактовать содержание и соотношение понятий «имидж фирмы» и «репутация фирмы» в маркетинговых технологиях. Представляется целесообразным введение в рамках синергетического подхода нового понятия, связанного с формированием имиджа фирмы у представителей целевых групп и, прежде всего, у потребителей.
Можно отметить в заключении, что актуальность и востребованность синергетической модели имиджа фирмы в маркетинговой практике состоит в том, что на этой модели можно отработать и просчитать заранее наиболее возможные варианты эволюции имиджа фирмы и тем самым смягчить деструктивное воздействие кризисных условий на функционирование деятельности фирмы.
Количество просмотров публикации: Please wait