Финансовый анализ является важной составной частью для формирования эффективной финансовой политики компании как в краткосрочном периоде, так и на долгосрочную перспективу.
Финансовый анализ позволяет выявить недостатки финансовой политики компании, принять соответствующие меры по своевременному устранению этих недостатков, найти резервы улучшения финансового состояния и платежеспособности компании и выработать рекомендации, направленные на улучшение финансового состояния компании через совершенствование финансовой политики компании. Благодаря грамотно проведенному финансовому анализу деятельности компании можно скорректировать налоговую политику, учетную политики, кредитную политику, изменить дивидендную политику в целях улучшения инвестиционной привлекательности компании.
Финансовая политика компании – это ее финансовая идеология, система взглядов, целевых установок и способов адаптации и развития финансов компании для достижения ее целей.
К основным направлениям финансовой политики относятся:
-
Инвестиционная политика компании;
-
Ценовая политика компании;
-
Налоговая политика компании;
-
Политика управления оборотными активами;
-
Политика управлениям кредиторской задолженностью;
-
Дивидендная политика компании
-
Учетная политика компании.
Основными целями финансовой политики компании являются:
1) максимизация прибыли и повышение уровня капитализации (своевременно проведенный финансовый анализ деятельности компании позволяет выявить резервы роста прибыли):
2) оптимизация структуры капитала компании и обеспечение финансовой устойчивости (финансовый анализ показывает, по каким конкретным направлением надо вести работу по улучшению основных показателей деятельности компании, позволяет выявить наиболее важные аспекты и “критические” точки в финансовом состоянии компании);
3) повышение конкурентоспособности и усиление позиций компании на рынке (благодаря грамотно проведенном финансовому анализу деятельности компании, принимаются меры по устранению недостатков в деятельности компании с целью повышения его устойчивости и платежеспособности);
4) достижение информационной прозрачности финансово-экономического состояния компании для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;
5) обеспечение инвестиционной привлекательности компании (оптимизация дивидендной политики через анализ основных показателей (дивиденд на одну акцию, коэффициент соотношения цены и дохода по акции, дивидендная доходность, коэффициент дивидендных выплат) оказывает существенное влияние на повышение инвестиционной привлекательности компании);
6) создание эффективного механизма управления компанией на основе проведенного финансового анализа деятельности компании;
7) выбор стратегических целей деятельности компании, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.
Значение и роль финансового анализа трудно переоценить, так как именно он является той базой, на которой строится разработка эффективной финансовой политики компании. Качество проводимого финансового анализа зависит от применяемой компанией методики, достоверности данных ее бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лиц, ответственных за принятие управленческих решений в области финансовой политики.
Результаты проведения комплексного финансового анализа компании должны позволить практически в реальном масштабе времени принимать решения по устранению отрицательного воздействия как внешних, так и внутренних факторов. Именно с помощью систематического и регулярного финансово-экономического анализа можно перейти к разработке эффективной системы планирования и прогнозирования, рейтинговой оценке финансового состояния и инвестиционной привлекательности компании, что является ключевой основой антикризисного управления.
На основе данных итогового финансового анализа осуществляется выработка ключевых направлений финансовой политики компании, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений.
Таким образом, можно сказать, что финансовый анализ является одним из главных инструментов построения и оценки финансовой политики компании, выявления тенденций, измерения пропорций, планирования, прогнозирования, определения ключевых факторов деятельности компании, исчисления их влияния на результат, выявления неиспользованных резервов.
На основе финансового анализа делают экономически обоснованные выводы и разрабатывают рекомендации по совершенствованию финансовой политики компании.
Библиографический список
-
Кириллова Л.Н., Кондратьева Е.А., Нестеренко Ю.Н. Финансовая политика фирмы: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2011. – 238 с.
-
Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В. Финансовый анализ: учебное пособие. – М.: Проспект.- 2008. – 344 с.
-
Абрютина М.С., Грачёв А.В. Анализ финансово – экономической деятельности компании: Уч. – практ. пособие. – 2-е изд., перераб. и испр. – М.: Изд – во “Дело и сервис”, 2007. – 256 с.
-
Слепов В.А., Громова Е.И., Кери И.Т. Финансовая политика компании: Учебное пособие. – M.: Экономистъ, 2008. – 283 с.