Принятие управленческих решений в процессе функционирования организации – главный вид управленческой деятельности, выполняемой на всех уровнях иерархии управления организацией. Процесс принятия решений является неотъемлемым элементом выполнения функций управления. Качество управленческих решений непосредственно связано с эффективностью функционирования организации в целом и ее отдельных частей. Чем выше уровень управления, тем весомее значимость принятых и реализованных решений как с точки зрения технико-экономических показателей функционирования организации, так и социально-психологических, поведенческих аспектов работы ее персонала. Однако система управления в любой организации не является абсолютно эффективной. Любая организация имеет свои «узкие места» и проблемы. Любая организация является открытой экономической системой и сталкивается с влиянием внутренних и внешних факторов. Эффективное управление организацией в современных условиях не возможно без анализа их воздействия.
Противоречия между теоретическими разработками в области принятия управленческих решений и специфика данной деятельности в организациях приводит к снижению общей эффективности работы системы управления, которое сказывается на общем положении организации, как социально психологическом, так и финансово-экономическом.
С другой стороны несоответствие между теорией принятия решений и практикой реализации процесса в организации можно рассматривать, как резерв совершенствования системы управления, обеспечивающий развитие всей организации.
При исследовании процесса принятия управленческих решений объектом должна выступать система управления, в которой необходимо выявить основные факторы эффективности ее функционирования.
Инструментом организационного исследования является диагностика. Проведение диагностики – позволяет выявить проблемы организации, определяет состояние предполагаемого объекта управления. Диагностика – это процесс оценки деятельности предприятия или подразделения, направленный на раскрытие проблем и обозначение областей их возможного решения.
Таким образом, эффективность функционирования системы принятия управленческих решений можно оценивать по показателям эффективности системы управления.
Проводя диагностику организации, и выявляя ее проблемы и «узкие места», мы выявляем те области управления, в которых принятые управленческие решения неэффективны.
Совершенствование процесса принятия управленческих решений именно в выявленных «узких местах» позволяет повысить эффективность системы принятия управленческих решений и системы управления в целом. Для организации это означает дальнейшее развитие, что положительно отражается на жизнедеятельности организации и увеличении сумм полученной прибыли.
Организационная диагностика – это совокупность общих специальных методов, применяемых в исследовании предприятия: интервьюирование, анкетирование, анализ структуры, эффективности и осуществляемости управленческих решений, определяемую степенью эффективности системы управления организацией, метод инвентаризации узких мест, метод крестовины, метод метафоры, диагностирование организационные патологии, анализ документов (приказов, распоряжений, стандартов предприятия, положений, протоколов заседаний и совещаний). Проведенный анализ документов позволяет измерить степень осуществляемости управленческих решений, а, следовательно, сделать вывод об эффективности системы принятия управленческих решений.
Кроме того эффективность принимаемых управленческих решений зависит и от социально психологических качеств руководителей организации. Для выявления качеств необходимо провести тестирование. Тестирование руководителей организации предполагает выявление ведущего стиля принятия управленческих решений, для чего применима методика Алана Роувье. А так же, определялся уровень коммуникабельности, по методике Ряховского В.Ф. Результаты тестирования должны выявить влияние личных качеств руководителей на принятие ими управленческих решений.
При рассмотрении эффективности системы принятия управленческих решений с экономической точки зрения, необходимо выявить соотношение между результатами финансово-хозяйственной деятельности, характеризующимися как правило прибылью, и затратами, вызвавшими получение этой прибыли.
Эффективность определяется на основании соответствующих показателей финансово-хозяйственной деятельности. В качестве таковых использовались, прибыль, прирост прибыли, среднегодовая стоимость основных и оборотных средств, затраты на обновление основных средств, содержание и обеспечение аппарата управления и т.п.
В качестве критериев эффективности можно рассматривать и такие показатели как показатели, как прирост прибыли, объемов производства и реализации продукции, повышение оборачиваемости оборотных средств, прирост экономической рентабельности, сокращение затрат на содержание управленческого аппарата и т.п.
Необходимо вычислить показатели финансовой устойчивости организации, такие как рентабельности, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент финансовой независимости и ликвидности.
В общем плане под эффективностью управления предприятием понимают результативность управления деятельностью предприятия, которая является следствием способности менеджеров разрабатывать эффективные управленческие решения и добиваться достижения поставленных целей.
Уровень экономической эффективности является важнейшей характеристикой системы управления и качества принимаемых управленческих решений.
При оценке качества и эффективности управленческих решений необходимо было обратить внимание на взаимосвязь экономических и социальных аспектов управления. Задача диагностики – отобрать наиболее важные проблемы для данного конкретного предприятия и распределить их по взаимной обостряемости.
Если в организации не будет выявлено крупных внутренних проблем, в этом случае диагностика должна быть ориентирована на развитие, оптимизацию, повышение эффективности деятельности организации. Отправной точкой данного предположения является представление о том, что оценка текущего функционирования предприятия открывает возможности для его дальнейшего развития.
В процессе проведения диагностики необходимо выявить проблемное поле. При определении проблемного поля организации необходимо выявить его границы и структуру. Проблемное поле выявляется при проведении инвентаризации узких мест организации, опроса различных позиционных групп (руководители и специалисты). Выявляются характер взаимосвязи причинно-следственные зависимости. После получения результатов ставится диагноз или оценка. После завершения стадии оценивания и выявления проблем и возможностей их решения, применяются методы оптимизации.
Многие описанные методы используются в комбинации. Использование нескольких методик сбора информации позволяет понять причины организационных проблем.
Однако, разработка управленческих решений, ориентированных на разрешение проблемных ситуаций в сфере управления, подразумевает не только сбор информации о состоянии объекта управления, неизбежным является процесс выработки решений на основе полученной информации.
Можно рекомендовать примерный план проведения диагностического исследования организации, направленный на оценку эффективности системы управления и процесса принимаемых управленческих решений, приведенный в таблице 1.
Таблица 1. План проведения диагностики.
№ | Название этапа диагностического процесса. | Содержание этапа диагностического процесса | Применяемые методы. Методика проведения |
Этап1 Первичная диагностика | |||
1 |
(Проводится с руководителем.) |
1)Получении исходной информации об организации (профиль организации, клиентура, численность работающих, история, заработная плата, оборудование и т.д.2) Инвентаризация бизнес-процесса «Принятия управленческих решений в организации | 1) Список вопросов для интервью.2)Инвентаризационная ведомость бизнес-процесса «Принятия управленческих решений |
2 |
|
1)Выявление патологий в развитии организации.2) Описание текущего состояния организации, Выявление видения развития организации собственниками общества. | 1)Анкета «Диагностика организационных патологий.2) Анкета «Экспресс-диагностика организации». |
3 |
|
1)Выявление основных проблем организации, их ранжирование, вычленение главной проблемы и определение причинно-следственных связей. Рассмотрение предложений руководителей по их решению.2)Анализ внешних угроз и возможностей, сильных и слабых сторон организации | 1)Метод «Инвентаризация узких мест»2)Метод «Метафора»3)Метод «Крестовина»4) составление . SWOT-анализа. |
Этап 2. Анализ управленческих решений | |||
4 | Изучение документов организации. | 1)Изучение документов организации (Устава, коллективного договора, должностных инструкций, приказов, распоряжений, протоколов проведения заседаний в организации2)Анализ соответствия управленческих решений стратегическим целям компании | Метод сравнения. |
5 | 2) Экономический анализ основных показателей эффективности организации.3) Анкетирование и оценка эффективности системы управления. | 1)Определение эффективности принимаемых управленческих решений, по результатам анализа основных показателей экономической эффективности работы организации2) Анализ системы управления, выступающей в качестве системы принятия управленческих решений.3) Анализ осуществляемости управленческих решений.4) Измерение уровня управляемости организации | 1)Проведение экономического анализа с применением диалектического метода (Метод сравнения. Фактические результаты сравниваются с результатами прошлых лет.)2) Анкетирование. Экспресс диагностика системы управления. |
6 |
|
1)Определение доминирующего стиля принятия решений у руководителя2)Оценка уровня коммуникабельности | 1)Методика. Алана Роувье2) Тест Ряховского В.Ф. |
Этап 3. Составление отчета о проведенной диагностике | |||
6 | Составление отчета о проведенной диагностике, описание корневых проблем организации, а также причинно-следственных связей | ||
Этап 4. Составление рекомендаций по развитию системы принятия управленческих решений | |||
7 | Составление программы развития системы управления через увеличение эффективности принятия и реализации принятия управленческих решений. |
Библиографический список
- Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: Издательство “Дело и сервис”. – 2010. – 256 с.
- Батрик Р. С. Техника принятия управленческих решений. 2-е изд. пер с англ. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
- Вертакова Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 352 с.
- Кокорева Т.А. Системный анализ процедур принятия решения. – М.: Лесная промышленность, 2009. – 290с.
- Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учеб. – 3-е изд. – М.: Дело, 2011. – 288с.
- Маслов Д.В., Ватсон П., Чилиши Н. Диагностическая самооценка системы управления по критериям функциональной модели. //Качество. Инновации образование. №3, – 2005 г.