Данные о динамике доходов федерального бюджета РФ 2008–2013 гг., свидетельствуют об умеренном росте доходов бюджета в посткризисный период 2009–2013 гг., что является положительной тенденцией для национальной экономики (рис.1.1) [1].
Рис. 1.1. Динамика доходов федерального бюджета РФ за период 2008–2013 гг., млрд. руб.
Но на рисунке 1.2 видно, что вместе с ростом доходов федерального бюджета, опережающими темпами растут его расходы, что обуславливается дефицитом бюджета практически во всех годах периода 2008–2013 гг. [3].
Рис. 1.2. Сальдо федерального бюджета за период 2008–2013 гг., млрд. руб.
Очевиден факт, что профициты бюджета 2008 и 2011 гг. объясняются благоприятной рыночной конъюнктурой на рынке энергоресурсов и, как следствие, неоправданно высокими ценами на нефть марки Urals , представленными на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Динамика среднегодовой цены нефти марки Urals за период 2008–2013гг., долл. США за барр.
Даже оптимистичный среднесрочный прогноз министерства экономического развития РФ на 2012г. (100 $/барр.) и 2013г. (97 $/барр.) не покрывает дефициты бюджета в этом периоде [4].
Не стоит упускать из виду тот факт, что ряд авторитетных мировых рейтинговых агентств, и, даже, бывший министр финансов РФ, Алексей Кудрин, прогнозируют нефть марки Urals в 2012–2013гг. на уровне 90 $/барр.
Не менее важным источником пополнения федерального бюджета Российской Федерации, считается объем таможенных платежей, доля которого последнее время составляет около 50% (рис. 1.4)
Рис. 1.4. Динамика таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет РФ, за период 2008–2011гг., млрд. руб.
Как и с доходами федерального бюджета, на рис. 1.4 прослеживается устойчивая тенденция увеличения объема таможенных платежей в посткризисный период [2]. Но, если взглянуть на долю объемов таможенных платежей в федеральном бюджете за 2008–2011 гг. на рис 1.5, то можно заметить, что в 2011 г. она резко сократилась до 41,44%, что более, чем на 20% меньше прошлого года. Конечно, стоит принимать во внимание тот факт, что цены на энергоресурсы в 2011г. занимали свои пиковые позиции и, соответственно львиную долю бюджета занимали нефтегазовые доходы. Но не стоит упускать из виду, что план Федеральной таможенной службы на 2011 г. по сбору таможенных платежей был перевыполнен всего на 0,3%.
Рис. 1.5. Доля объема таможенных платежей в федеральном бюджете за период 2008–2011 гг., %
Также нужно иметь в виду, что с 1 июля 2010 года Российская Федерация вошла в состав Таможенного союза и вопрос о балансе экономических выгод и потерь, в особенности на первых этапах функционирования единой таможенной территории ТС, остается открытым. Наибольшие опасения связаны с уменьшением поступления таможенных доходов в федеральный бюджет и низкой конкурентоспособностью ряда отраслей российской экономики. Вопросы осуществления контроля за полнотой и своевременностью уплаты таможенных пошлин, налогов являются на данном этапе актуальной задачей развития и функционирования Таможенного союза, а также формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Библиографический список
-
http://www.roskazna.ru/- официальный сайт Федерального казначейства;
-
http://http://www.customs.ru/ - сайт Федеральной таможенной службы РФ;
-
http://
http://www.minfin.ru/ - сайт Министерства финансов Российской Федерации. -
http://www.economy.gov.ru/ - сайт Министерства экономического развития Российской Федерации
Количество просмотров публикации: Please wait