Главным и единственно верным условием перехода российского государства на инновационные рельсы развития является трансформация сложившегося хозяйственного порядка, а именно доминирующие собственники предприятий должны взаимодействовать (кооперировать) в хозяйственной деятельности, к тому же стоит создавать такие условия, дабы формы поведения экономических субъектов, основанные на долгосрочных конвенциях взаимодействия, имели шансы на выживание. Для этого прежде всего следует изменить окружающую их социально-экономическую среду и перенести их деятельность в пределы иной инновационной среды.
Решению последней задачи может способствовать государственное стимулирование выхода отечественных компаний на внешние товарные и финансовые рынки, где действуют иные, более благоприятные для инноваций правила, чем внутри страны. Уже накопленный опыт свидетельствует, что активизация их участия в международной торговле дает положительный инновационный эффект. Эмпирические исследования деятельности предприятий ряда стран с переходной экономикой показали, что меры, способствующие прямым иностранным инвестициям и международной торговле, повышают отечественное благосостояние посредством большей инновационной активности отечественных фирм, а лучшие инновационные результаты показывают фирмы частной формы собственности, работающие на экспорт и имеющие доступ к внешнему финансированию.
Даже простое выполнение требований зарубежных регуляторов биржевой торговли повышает транспарентность отечественных компаний, заставляет их избавляться от непрофильных активов, улучшать структуру владения капиталом, осваивать новые модели корпоративного управления. Очевидно, однако, что по объективным причинам не все отечественные предприятия могут работать на внешних рынках. Поэтому большое значение для инноваций имеет изменение сложившегося хозяйственного порядка внутри страны. Частично эта задача решена уже самим ходом экономического развития.
Во-первых, потенциал извлечения прибыли за счет разницы товарных цен во времени и пространстве в значительной мере исчерпан: инфляция уже измеряется однозначными цифрами, ценовые разрывы между внешними и внутренними рынками существенно сократились, а, казалось бы, беспроигрышный сырьевой бизнес в условиях мирового финансово-экономического кризиса показал свою высокую волатильность и уязвимость. Налицо ситуация, когда возможности извлекать прибыль с помощью прежних товаров и видов деятельности исчерпаны и необходимо искать для производительной силы денег новые сферы применения – ситуация, знаменующая наступление фазы кризиса, реструктуризации и экономической турбулентности.
Во-вторых, вследствие многолетнего искусственного занижения цен на факторы производства для извлечения ренты нарушились условия воспроизводства ресурсов, необходимых для нормального ведения хозяйственной деятельности. Следствием низкой заработной платы стало отсутствие квалифицированной рабочей силы и инженеров, следствием низких тарифов на перевозки – кризис системы грузовых железнодорожных перевозок и проч.
В-третьих, наука и техника в мире не стоят на месте. С одной стороны, снижение физических издержек производства как результат использования инновационных технологий опережает возможности предприятий удерживать заниженные цены на ресурсы. С другой – внедрение новой техники и технологий ведет к созданию продукции с характеристиками, которые отечественная экономика не может выпускать. В результате наблюдается постепенное снижение качества «ниши» отечественной продукции и становится все более реальной угроза вытеснения ее с мировых рынков вообще. Думается, что в рамках стратегии выхода государства из современного финансово-экономического кризиса стоило заложить идею опережающего становления базисных производств нового технологического уклада и скорейшем выводе отечественной экономики на связанную с ним новую длинную кондратьевскую волну роста. Уже видны ключевые направления развития нового технологического уклада: биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Их реализация обеспечивает многократное повышение эффективности производства, снижение его энерго- и материалоемкости. Дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки. Рост атомной энергетики будет дополнен расширением сферы использования водорода и бурным ростом солнечной энергетики. Для реализации этой идеи необходима концентрация ресурсов в развитии составляющих его перспективных производственно-технологических комплексов, что требует целенаправленной работы национальной финансово-инвестиционной системы, включающей механизмы денежно-кредитной, налогово-бюджетной и валютной политики. Их необходимо ориентировать на становление ядра нового технологического уклада и достижение синергетического эффекта формирования кластеров новых производств. Необходима согласованность макроэкономической политики с приоритетами долгосрочного технико-экономического развития.
Стремление выжить в таких условиях толкает собственников предприятий на инновационный путь развития. Важно вовремя поддержать их в этом с помощью экономических стимулов и других мер.
Но и этого мало. Нужно учиться формировать длинные правила взаимодействия, преодолевая клановый эгоизм и инвестиционную близорукость. Для этого можно использовать испытанный в мировой практике механизм – индикативное планирование (национальное, региональное, местное) со встроенной системой стимулирования к достижению целевых показателей развития. Такое планирование, исходящее из представления о фундаментальном расхождении между краткосрочными стремлениями бизнеса и долгосрочными инвестиционными интересами общества, между индивидуальной и коллективной рациональностью, позволяет снизить неопределенность в экономической жизни. Но в данном случае важен не только его видимый конечный результат – долгосрочные ориентиры развития экономики, снижающие риски для хозяйствующих субъектов, но и сам коммуникативный процесс совместной выработки решений, улучшающий институциональную среду, формирующий организационную идентификацию на разных уровнях общности и повышающий доверие между контрагентами через постоянное открытое взаимодействие правительства, бизнеса и профсоюзов.
В условиях слабо развитых демократических институтов, когда государство имеет значительное политическое и административное влияние на экономику, оно выступает одним из главных факторов неопределенности, который бизнес старается взять под контроль. Поэтому в сложившихся условиях для перехода на инновационный путь развития требуется не силовое отделение бизнеса от власти (более коррумпированной, а поэтому более опасной, чем в развитых странах), противоречащее его естественному стремлению уменьшить риски хозяйственной деятельности и чреватое ослаблением рыночных позиций с дальнейшим недружественным поглощением агрессивными конкурентами, а участие в кооперативной выработке путей развития экономики через посредничество власти, сотрудничества конкурентов, вовлечение в процесс принятия решений широкого круга заинтересованных лиц, формирование атмосферы синергетического партнерства.
В сложившейся ситуации политики, чиновники в центре и на местах могут пойти на организацию такого сотрудничества и создание условий, благоприятных для инновационного роста. Последний экономический кризис уже привел к сокращению должностей, экономии на зарплатах чиновников, снижению рентных платежей от обедневших предприятий.
На региональном уровне для формирования нового хозяйственного порядка, основанного на организационной идентификации, большое значение может иметь создание инновационных кластеров – инновационных фирм, предприятий разного размера, а также научно-исследовательских организаций, способствующих инновационной деятельности посредством интенсивного взаимодействия, совместного использования оборудования, обмена знаниями и опытом. Такого рода кластеры являются одной из форм самоорганизации, которая создает конкурентные преимущества постольку, поскольку они облегчают как интенсивное соревнование, так и тесное сотрудничество. Также географическая близость облегчает обмен неявным знанием и незапланированные взаимодействия, что является ключевым для инновационного процесса.
Библиографический список
- Глазьев С. О стратегии развития //Наш современник. 2010. №1.
- Глазьев С.Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов //Вопросы экономики. 2009. №3.
- Голиченко О. Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и решения//Вопросы экономики. 2010.№8.
Количество просмотров публикации: Please wait