ПЕРЕХОД К ИННОВАЦИОННОМУ СПОСОБУ РАЗВИТИЯ

Шарипов М.А.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Шарипов М.А. Переход к инновационному способу развития // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2012/03/600 (дата обращения: 13.03.2024).

Главным и единственно верным условием перехода российского государства на инновационные рельсы развития является трансформация сложившегося хозяйственного порядка, а именно доминирующие собственники предприятий должны взаимодействовать (кооперировать) в хозяйственной деятельности, к тому же стоит создавать такие условия, дабы формы поведения экономических субъектов, основанные на долгосрочных конвенциях взаимодействия, имели шансы на выживание. Для этого прежде всего следует изменить окружающую их социаль­но-экономическую среду и перенести их деятельность в пределы иной  инновационной среды.

Решению последней задачи может способствовать государственное стимулирование выхода отечественных компаний на внешние товарные и финан­совые рынки, где действуют иные, более благоприятные для инноваций правила, чем внутри страны. Уже накопленный опыт свидетельствует, что активизация их участия в международной торговле дает положитель­ный инновационный эффект. Эмпирические исследования деятельности предприятий ряда стран с переходной экономикой показали, что меры, способствующие прямым иностранным инвестициям и международной торговле, повышают отечественное благосостояние посредством большей инновационной активности отечественных фирм, а лучшие инновацион­ные результаты показывают фирмы частной формы собственности, ра­ботающие на экспорт и имеющие доступ к внешнему финансированию.

Даже простое выполнение требований зарубежных регуляторов биржевой торговли повышает транспарентность отечественных компа­ний, заставляет их избавляться от непрофильных активов, улучшать структуру владения капиталом, осваивать новые модели корпоративного управления. Очевидно, однако, что по объективным причинам не все отечест­венные предприятия могут работать на внешних рынках. Поэтому большое значение для инноваций имеет изменение сложившегося хо­зяйственного порядка внутри страны. Частично эта задача решена уже самим ходом экономического развития.

Во-первых, потенциал извлече­ния прибыли за счет разницы товарных цен во времени и пространстве в значительной мере исчерпан: инфляция уже измеряется однознач­ными цифрами, ценовые разрывы между внешними и внутренними рынками существенно сократились, а, казалось бы, беспроигрышный сырьевой бизнес в условиях мирового финансово-экономического кризиса показал свою высокую волатильность и уязвимость. Налицо ситуация, когда возможности извлекать прибыль с помощью прежних товаров и видов деятельности исчерпаны и необходимо искать для производительной силы денег новые сферы применения – ситуация, знаменующая наступление фазы кризиса, реструктуризации и эконо­мической турбулентности.

Во-вторых, вследствие многолетнего искусственного занижения цен на факторы производства для извлечения ренты нарушились усло­вия воспроизводства ресурсов, необходимых для нормального ведения хозяйственной деятельности. Следствием низкой заработной платы стало отсутствие квалифицированной рабочей силы и инженеров, следствием низких тарифов на перевозки – кризис системы грузовых железнодорожных перевозок и проч.

В-третьих, наука и техника в мире не стоят на месте. С одной стороны, снижение физических издержек производства как результат использования инновационных технологий опережает возможности предприятий удерживать заниженные цены на ресурсы. С другой – внедрение новой техники и технологий ведет к созданию продукции с характеристиками, которые отечественная экономика не может выпускать. В результате наблюдается постепенное снижение качества «ниши» отечественной продукции и становится все более реальной угроза вытеснения ее с мировых рынков вообще. Думается, что в рамках стратегии выхода государства из современного финансово-экономического кризиса стоило заложить идею опережающего становления базисных производств нового технологического уклада и скорейшем выводе отечественной экономики на связанную с ним новую длинную кондратьевскую волну роста. Уже видны ключевые направления развития нового технологического уклада: биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Их реализация обеспечивает многократное повышение эффективности производства, снижение его энерго- и материалоемкости. Дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки. Рост атомной энергетики будет дополнен расширением сферы использования водорода и бурным ростом солнечной энергетики. Для реализации этой идеи необходима концентрация ресурсов в развитии составляющих его перспективных производственно-технологических  комплексов, что требует целенаправленной работы национальной финансово-инвестиционной системы, включающей механизмы денежно-кредитной, налогово-бюджетной и валютной политики. Их необходимо ориентировать на становление ядра нового технологического уклада и достижение синергетического эффекта формирования кластеров новых производств. Необходима согласованность макроэкономической политики с приоритетами долгосрочного технико-экономического развития.

Стремление выжить в таких условиях толкает собственников предприятий на инновационный путь развития. Важно вовремя под­держать их в этом с помощью экономических стимулов и других мер.

Но и этого мало. Нужно учиться формировать длинные правила взаимодействия, преодолевая клановый эгоизм и инвестицион­ную близорукость. Для этого можно использовать испытанный в миро­вой практике механизм – индикативное планирование (национальное, региональное, местное) со встроенной системой стимулирования к достижению целевых показателей развития. Такое планирование, исходящее из представления о фундаментальном расхождении между краткосрочными стремлениями бизнеса и долгосрочными инвестицион­ными интересами общества, между индивидуальной и коллективной рациональностью, позволяет снизить неопределенность в экономи­ческой жизни. Но в данном случае важен не только его видимый конечный результат – долгосрочные ориентиры развития экономики, снижающие риски для хозяйствующих субъектов, но и сам комму­никативный процесс совместной выработки решений, улучшающий институциональную среду, формирующий организационную иденти­фикацию на разных уровнях общности и повышающий доверие между контрагентами через постоянное открытое взаимодействие правитель­ства, бизнеса и профсоюзов.

В условиях слабо развитых демократических институтов, когда государство имеет значительное политическое и административное влияние на экономику, оно выступает одним из главных факторов неопределенности, который бизнес старается взять под контроль. Поэтому в сложившихся условиях для перехода на инновационный путь развития требуется не силовое отделение бизнеса от власти (более коррумпированной, а поэтому более опасной, чем в развитых странах), противоречащее его естественному стремлению уменьшить риски хозяйственной деятельности и чреватое ослаблением рыночных позиций с дальнейшим недружественным поглощением агрессивными конкурентами, а участие в кооперативной выработке путей развития экономики через посредничество власти, сотрудничества конкурен­тов, вовлечение в процесс принятия решений широкого круга заинтересованных лиц, формирование атмосферы синергетического партнерства.

В сложившейся ситуации политики, чиновники в центре и на местах могут пойти на организацию такого сотрудничества и создание условий, благоприятных для инновационного роста. Последний эко­номический кризис уже привел к сокращению должностей, экономии на зарплатах чиновников, снижению рентных платежей от обедневших предприятий.

На региональном уровне для формирования нового хозяйствен­ного порядка, основанного на организационной идентификации, большое значение может иметь создание инновационных кластеров – инновационных фирм, предприятий разного размера, а также научно-исследовательских организаций, способствующих инновационной деятельности посредством интенсивного взаимодействия, совместного использования оборудования, обмена знаниями и опытом. Такого рода кластеры  являются одной из форм самоорганизации, которая создает конкурентные преимущества постольку, поскольку они облегчают как интенсивное соревнование,  так и тесное сотрудничество. Также географическая близость  облегчает обмен неявным знанием и незапланированные взаимодействия, что  является ключевым для инновационного процесса.


Библиографический список
  1. Глазьев С. О стратегии развития //Наш современник. 2010. №1.
  2. Глазьев С.Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов //Вопросы экономики.  2009. №3.
  3. Голиченко О.  Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и решения//Вопросы экономики.  2010.№8.


Все статьи автора «Марсель Шарипов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: