Главное таможенное управление /ГТУ/ Монголии в своей деятельности придерживается “Направление деятельности, которыми руководствуются мировые таможенные организации в 21-ом веке”, с целью реализации комплекса стандартов Всемирной Таможенной Организации стремится создать соответствующие условия для таможенного контроля, развития сотрудничества между таможенной службой и бизнесом, управления рисками и облегчения внешней торговли.
Таможенная политика – это реализуемый государством единый комплекс социально-экономических мер, направленных на поддержку развития и защиту национальной экономики, интеграцию ее в мировую экономику и формирование госбюджета.[1]
Одним из важных факторов реализации таможенной политики является развитие исследований таможенного дела /Таможеноведение/. В 2011 году Главное таможенное управление проводит свою деятельность с целью утверждения и реализации программы по развитию “Таможеноведения”, в том числе устанавливает основные направления и разрабатывает методологию проведения исследований таможни.
Одним из приоритетных направлений является вопрос стратегии таможенного контроля, основанного на системе управления рисками. В статье 268.1.3 “Закона о таможне” при указании на полномочия Главного управления таможни сказано, что оно “определяет и реализует стратегию таможенного контроля, основанную на системе управления рисками”. Основанную на системе управления рисками стратегию таможенного контроля можно определить следующим образом. Традиционные методы таможенного контроля, при которых 100 процентно досматривались все пассажиры, товары и транспортные средства, делают невозможным развитие современного таможенного контроля всё более увеличивающегося внешнеторгового товарооборота.
В связи с этим время настоятельно требует от нас изучения и внедрения новых принципов и методов современного таможенного контроля, успешно реализованных иностранными таможенными службами и отражённых в Киотской конвенции, к которой присоединилась и Монголия.
В настоящее время главным принципом, которого придерживаются на международном уровне притаможенном контроле.является принцип, при котором равномерно осущеетвляются упрощение таможенных процедур и облегчение условии для внешней торговли. При таком принципе необходимо наряду с максимальным облегчением условий для международной торговли ограничить таможенный контроль минимумом, необходимым для достижения основных целей.
Такое равенство можно обеспечить путём применения методов управления рисками. К тому система управления рисками стала основной философией современного таможенного контроля, её реализация даёт возможность путём предоставления льгот тем. кто ведёт торговлю в рамках закона, и наоснове выборочное™ и при максимально возможном применении методов управления рисками выявления незаконных торговцев, тем самым эффективно использовать ограниченные ресурсы таможенной организации. Управление рисками предоставляет таможенному органу много преимуществ.
Для осуществления управления рисками при таможенном контроле и обеспечения взаимосвязи проводимых работ возникает необходимость рассмотрения нового содержания понятия о таможенном контроле.
В статье 3,1.11 ‘”Закона о таможне”" – “Таможенный контроль” определяется как комплекс мер, принимаемых Таможенной организацией с целью соблюдения и обеспечения выполнения таможенного законодательства на территории Монголии .Под ком плексом мер понимаются прямые и косвенные меры для осуществления таможенных процедур, и сюда относится, в основном, вся деятельность Таможенной организаций. К прямым мерам относятся таможенное оформление и декларирование, таможенные правонарушения, таможенная лаборатория, кинология /служебная собака/, оборудование и др. функции управленческой единицы. К таможенному контролю и процедурам относятся также человеческие ресурсы, финансы, инвестиции, экономические вопросы, информационные технологии, обучение, научные исследования. Так как таможенный контроль является непрерывным процессом, то необходимо, чтобы контроль после таможенного оформления осуществлялся по новому содержанию, со знанием таможенного дела и на профессиональном уровне.
Таким образом, можно прийти к выводу, что к таможенному контролю относится вся деятельность Таможенной организации. Поэтому необходимо считать, что вопрос реализации управления рисками при таможенном контроле относится не только к деятельности таможенного контроля, но и ко всей деятельности Таможенной организации.
Хотя управление рисками на первый взгляд кажется простым, но при углубленном рассмотрении оно оказывается не таким уж простым делом. Оно является сложной системой, основанной на теории вероятности и логике.
Для успешного осуществления управления рисками важно участие каждой единицы и каждого работника таможенной организации. Общей задачей организационных единиц Главного таможенного управления, таможенных органов, комитетов, их внутренних подразделений является обеспечение системы управления рисками информационной технологией по соответствующим направлениям. Основываясь на результатах реализации системы управления рисками необходимо разрабатывать стратегию и тактику своей деятельности, планировать работу, правильно распределять имеющиеся ресурсы. Внедрение системы управления рисками даст возможность осуществления таможенного контроля в соответствии с современными принципами. Но одним только внедрением системы управления рисками таможенный контроль не станет оперативным.
Важно все большее развитие и совершенствование современной прогрессивной техники и информационной технологии, использование таможенной лаборатории, служебных собаков и других необходимых способов и средств в соответствии с методом управления рисками.
Вместе с тем, только следуя принципу организации на международном уровне деятельности таможенных посредников, станет эффективным таможенный контроль, основанный на системе управления рисками.
Другим важным принципом для реализации при таможенном контроле является оказание
доверия хозяйственным единицам, создание для них условий для добровольного соблюдения
законодательства, самостоятельного определения таможенной цены, выбора таможенного1
режима, оформления. проведения расчетов и оплаты налогов. Открытость и гласность таможенной
организации должны создать условия участникам таможенных отношений для оперативного
доступа к любой информации правильного понимания найденной информации, наведения
справки, получение консультации. Данный принцип отражён в главе 3 вновь отредактированного
Закона о таможне Монголии 2008 года.
Таможенная организация Монголии провела в последние годы разнообразную работу по обеспечению открытости и гласности и добилась определенных результатов. Хотя в законе отражены принципы самостоятельной оценки и таможенного оформления, но в реальности не всегда соблюдаются, на что необходимо обратить внимание и стремиться полностью реализовать эти принципы.
Одной из проблем, которая оставалась на протяжении многих лет при таможенном контроле и оформлении, является привычка неправильного применения принципа определения таможенной иены. Несмотря нато, что в правовых актах чёткоуказывалось на методы определен ия таможенной стоимости, таможенники придумали неправильное понятие “базовая цена – основанная на внешнеторговых контрактов”, и, ссылаясь на низкую договорную цену и не признавая её, диктовали бизнесменам абстрактную “базовую цену”, тем самым создавая отрицательную атмосферу в отношениях между таможней и бизнесом. Вес это указывает на необходимость исправления ошибок, правильного проведения работы по определению таможенной стоимости, оценки, классификации товаров в соответствии с новыми основными принципами таможенного контроля. Если документально подтверждается договорная цена, то мы должны сё признать, ну а если имеются определённые подозрения, то есть возможность после декларирования начать проверку. В ст. 6,4 Генерального приложения к Киотской конвенции об упрощении И гармонизации таможенных процедур говорится, что с целью поддержки управления рисками таможенная организация определяет и осуществляет стратегию оценки степени соблюдения законодател ьства,
Для успешной и эффективной реализации управления рисками на всех этапах необходимо постоянно проводить контрольные исследования и оценку. Одним из методов оценки является использование оценки уровня.соблюдения правопорядка. Таможенная организация публикует статистические данные двух видов, показывающих внешнюю торговлю и внутреннюю деятельность.
Появились новые возможности для проведения переговоров и обмена информацией с таможенными службами двух соседних государств.
Также стали правильно и упорядоченно обрабатывать и использовать статистические данные. Появилась возможность использования статистических данных в таможенных целях, наведения справок, проведения сопоставительного и сравнительного изучения, подготовки оперативной информации.
По данным таможенного статистика Монголии объём внешнеторгового товарооборота между Монголией и Россией за 2010 год достиг 1 129 443,1 тысячи долларов США, что больше объёма товарооборота за 2009 год на 288 423.1 тыс, долларов США , в том числе экспорт увеличился на 14 543.2 тыс. дол.США, импорт – на 273 879.9 тыс. дол.США. В 2010 году доля РФ в экспорте Монголии составила 2.8 %. в импорте – 32.7 %.[2] Монголия экспортирует в Россию замороженную говядину и конину, плавиковый шпат, лейцит, нефелин, сиенит и другие товары, а также импортирует нефтепродукты и другие товары, Из них 62 % импорта занимают только нефтепродукты. Из этого видно, что дефицит внешней торговли Монголии с РФ в 2010 году составил 963 947.37 тыс, долларов США, По мнению специалистов потребности нашей страны в импорте нефтепродуктов тесно взаимосвязаны с ростом мировых рыночных цен, объёмы дефицита имеют тенденцию к ускоренному росту Поэтому становится важным поиск мер но уравновешиванию внешней торговли с РФ путём увеличения экспорта, уменьшения рисков во взаиморасчётах.
За проводимую модернизацию Таможенной организации и активное участие в многостороннем сотрудничестве Монголия была высоко оценена в 2009 году и награждена Серебряной медалью Всемирной Таможенной Организации, в 2010 году назначена членом Комитета по финансовой политике ВТО, В международном сотрудничестве будут использоваться не только такие традиционные виды, как обучение и подготовка кадров, обмен опытом, но и предполагаются развитие “Таможеноведения” проведение совместных исследований, создание юридического обоснования и системы для обмена информацией, необходимых для оперативной реализации системы управления рисками, взаимное признание доверенного экономического оператора и сотрудничество в других направлениях, способных давать прямые эффекты таможенной службе и бизнес-сообществу. Активное участие в многостороннем сотрудничестве даст возможность использования механизма многостороннего сотрудничества в укреплении потенциала Таможенной организации, а также имеет большое значение в приобретении знаний и опыта работы таможенниками.
Удалось поднять на новый уровень сотрудничество с соседними странами. Восстановлены традиционные дружественные отношения с Таможенной службой РФ, с которой были успешно проведены многосторонние переговоры и начата реализация программы сотрудничества, в том числе проводятся обмен информацией в электронном виде, совместная борьба с таможенными нарушениями, укрепление сотрудничества пограничных таможенных органов, устранение возникающих на границе сложных проблем, обучение наших таможенников в Таможенной Академии и других ВУЗ-ах РФ.
2011 год был объявлен Главным Таможенным Управлением Монголии “Годом доведения таможенного обслуживания до международного уровня”". В широком смысле всё это означает, что для доведения таможенного обслуживания до международного уровня важное значение имеет человеческие ресурсы и для того, чтобы они были на уровне сегодняшних потребностей и удовлетворяли спросу, необходимо со стороны организации и самой личности формирование квалифицированных таможенников с высоким уровнем профессионального мастерства и этикой.
Также в доведении таможенного обслуживания до международного уровня важное значение имеют дальнейшее продолжение и укрепление уже проведенной работы, реализованной инициативы, достигнутых успехов в направлении поднятия на новую ступень сотрудничества между таможенной службой и бизнесом.
Одним из важных показателей, влияющих на доведение таможенного обслуживания до международного уровня является то. что Главное Таможенное Управление Монголии сумело стать голосом зональных стран-членов, определяющим политику на уровне ВТО, и поставить начало активного участия в многостороннем сотрудничестве. Концентрация внимания на автоматизации таможенного оформления внешней торговли, полном обеспечении крупных таможенных постов, работающих с большой нагрузкой, рентгеновским оборудованием и современными компьютерами, обновлении сетевых программ для проведения таможенных процедур, открытости и гласности деятельности таможенной службы, рациональной организации контроля заслуживает со стороны общественности положительной оценки.
Уделяется внимание участникам внешней торговли и пассажирам для обеспечения знаниями и информацией о деятельности таможенной службы, встречного обслуживания их, формирования культуры обслуживания,
В “Законе о таможенных тарифах и таможенных пошлинах” о функциях таможенной организации говорится, что “она регулирует отношения, связанные с определением таможенных тарифов, установлением и опяатойтаможенных пошлинов и других налогов”/Закон ©таможенных тарифах и таможенных пошлинах. Ст. 1.1.1/.
Из исследования формирования доходов госбюджета за последние три года видно, что Таможенная организация сконцентрировала в госбюджет в 2008 году 587.5 млрд., в 2009 г. – 515.4 млрд.. в 2010 г. 873.0 млрд тугриков, что составляет 37 %[3] от налоговых доходов госбюджета. Необходимо отметить, что формирование бюджета проводится в области тарифного регулирования. Внештатный совет по таможенным тарифам, призванный делать выводы, разрабатывать предложения но вопросам формирования соответствующей системы таможенных налогов и тарифов, рационального установления процентных ставок таможенных налогов, работая на требуемом уровне, увеличивает доходы бюджета путём тарифного и нетарифного регулирования.
Также важным фактором в реализации таможенной политики являются “формирование умелых, квалифицированных таможенников, уважающих профессиональную Этику, и обеспечение их социальных гарантий”. С целью проведения круглосуточного 24-х часового контроля нормальной работы единой информационной сети и системы их мониторинга были изучены и начато использование для контроля работы сети программы по контролю и мониторингу
По инициативе ГТУ и совместно с Торгово-промышленной палатой Монголии проводится работа по созданию сервисного обслуживания через “Одно электронное окно” с целые облегчения внешней торговли.
Проводится подготовительная работа для создания комплексного центра по Онлайновому обучению. Центральная таможенная лаборатория отказалась от традиционного метода по привлечению к обязательной экспертизе и стала концентрировать главное внимание на работе, основанной на рискованной экспертизе. Также в рамках проекта Азиатского Банка Развития созданы 4 лаборатории, стоимостью 730 тысяч долларов США. полностью решены вопросы по оборудованию, помещениям и кадрам.
Увеличился потенциал Главного Таможенного Управления Монголии в направлении по пресечению нарушений таможенного законодательства, произошли качественные сдвиги и принципиальные изменения в работе по их предупреждению, по раскрытию преступлений и нарушении, сиосооных повлиять на национальную безопасность.
Способность Главного таможенного управления Монголии оказывать соответствующее международному уровню открытое, гласное, уважающее профессиональную этику, интеллектуальное умелое, быстрое и оперативное обслуживание прямо зависит от работы всех таможенников. Поэтому таможенники глубоко осознают свой долг быть этичными, квалифицированными в таможенном деле, умеющими работать на профессиональном уровне, относящимися к своей работе не двоякомысленно. У них также появилось взаимное доверие для работы с одной целью в одной команде.
Библиографический список
- Д.Цэвээнжав Гаалийн байгуллага эрс шинэчлэл хийхээр зорьж байна..- Өглөөний сонин. 2010 оны 2 дугаар сарын 19.
- Гаалийн Ервнхий Газар. Гаддад худалдааны барааны статистик мэдээлэл. 2010. У Б. 21 дугээр нуур
- ГЕГ-ып дарга Д.Цэвээнжав Гаалийи байгууллагын удирдах ажштны зөвлвлгөөн дээр тавьсан илтгэл – Гаалийн байгууллагын удирдах ажштны зөвлөлгөөн, семинар. У Б. 2011. 3 дугаар нуур