УДК 338.314

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РОСТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Землянская Светлана Владимировна
Государственный университет управления
магистрант

Аннотация
Данная статья посвящена актуальной проблеме рентабельности деятельности предприятия. В данной работе охарактеризованы функции рентабельности в деятельности предприятий в современных условиях хозяйствования. Также уделено внимание методам повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Землянская С.В. Пути повышения роста рентабельности предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2020. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2020/03/16989 (дата обращения: 20.03.2020).

В современных условиях повышение эффективности работы предприятий является довольно сложной и вместе с тем важной задачей. Много предприятий работает не рентабельно, они не прибыльные или их рентабельность слишком низкая. Именно по данной причине увеличение уровня рентабельности, а так же пути ее увеличения имеет особую важность и актуальность в современных условиях.

Под современными условиями в первую очередь стоит понимать условия рыночной экономики, приводящие к необходимости повышения эффективности работы для извлечения максимально возможной прибыли при условии снижения расходов на производственную деятельность, на повышение конкурентоспособности готовой продукции или оказываемых услуг, основанных на принципах достижений научно-технического прогресса. Эффективность использования собственного капитала, имеет большое значение при определении финансовых результатов деятельности предприятия.

Под рентабельностью стоит понимать один из главных стоимостных показателей эффективности деятельности предприятия, который характеризует уровень отдачи активов, а также степень использования собственного капитала в производственных процессах. Уровень соотношения прибыли с текущими затратами или авансированной стоимостью обосновывает понятие рентабельность. В любом понимании она является характеристикой, выражающей прибыльность от реализации товаров или оказания услуг, а также общую доходность конкретного предприятия как субъекта хозяйственной деятельности.

Стоит отметить, что показатели рентабельности определяются в коэффициентах, в процентном выражении, и показывают долю прибыли в конкретной денежной единице расходов; также они отражают долю выпущенной  продукции в ее себестоимости [1].

Показатели рентабельности на практике применяются в целях:

- оценки результатов деятельности организации или предприятия либо отдельных структурных подразделений;

- оценки ценообразования и инвестиционной деятельности;

- исследования сравнения родственных организаций и предприятий, занятых производством схожей продукции;

- выбора способов формирования ассортимента и структуры производимых товаров или оказываемых услуг;

- исследования степени рациональности деятельности.

Проблема заключается в ограниченности ресурсов предприятия или организации, а следовательно возникает вопрос, касающийся создания таких условий деятельности, при которых с минимальными затратами можно было бы получить большую прибыль. Различные предприятия могут получать одинаковую прибыль, однако способы ее получения, как правило, разнятся. Данный факт является основной причиной для активного использования показателей рентабельности, поскольку их роль в оценивании субъекта экономики огромна. Это обусловлено тем, что показатели рентабельности не ограничиваются и не зависят от специфики и сферы деятельности предприятий и организаций.

Стоит также подчеркнуть, что возможные способы реализации внутренних и внешних условий, направленных на повышение эффективности деятельности, характеризуются различиями по степени действия, возможности использования, а также контроля. По данной причине для руководства и системы менеджмента предприятий важно непрерывно изучать и анализировать масштабы работы, формы контроля и методы повышения эффективности деятельности на всех этапах осуществления деятельности предприятия.

Также ясно, что предприятия могут и должны непрерывно контролировать характер расхода ресурсов через разработку, внедрение программ по повышению эффективности деятельности. Особенно важно учитывать характер воздействия внешних факторов, таких как экономическая и социальная политика государственной власти, деятельность организаций развития инфраструктуры и общественные структурные изменения.

На рентабельность могут оказывать влияние всевозможные факторы. Одни из них напрямую связаны с работой конкретных подразделений, продуктивности использования ресурсной базы, методов и факта внедрения достижений научно-технического прогресса.

При этом изменение уровня какого-либо показателя рентабельности находится в зависимости от экономических и организационных, а также технических аспектов производства и реализации продукции или оказания услуг. По данной причине в процессе анализа рентабельности важно определение факторов, больше всего влияющих на увеличение или снижения прибыльности, а также разработка необходимых мер, соответствующих той или иной ситуации [2].

Любые направления и методы применения факторов, способных увеличить рентабельность, а также эффективность деятельности предприятия, можно условно представить в виде совокупности действий:

1. Повышение технического оснащения производства.

Данный этап заключается во внедрении новейших технологий, а также в автоматизации всех процессов. При этом к повышению технического оснащения можно отнести также внедрение новых видов сырья и используемых материалов, изменения структуры ассортимента и других характеристик выпускаемой продукции, а также иные факторы, которые могут повысить технический уровень предприятия.

2. Совершенствование организации производственных и трудовых процессов.

Снизить издержки, увеличив прибыль, можно путем осуществления реформ в организации производственных процессов, форм и методов деятельности при условии расширения специализации производства. Например, путем улучшения управления процессами, путями снижения затрат, оптимизацией использования оборотных средств, снижением транспортных расходов и прочими методами, которые смогли бы повысить качественные показатели организации производства.

3. Изменения количества и структуры продукции.

Такие перемены, если они будут обоснованными, оправданными и позитивными, позволят добиться сокращения условно-постоянных затрат, относительно уменьшить амортизацию и изменить номенклатуру продукции, ее ассортимент, а также повысить качество.

4. Повышение эффективности при продаже продукции.

Особого внимания заслуживают такие показатели, как скорость перемещения оборотных средств, сокращение запасов любых типов в целях повышения скорости движения товаров к потребителям. Конечно, такой подход требует совершенно другого способа контроля качества продукции и организации поставок.

5. Повышение заинтересованности работников в положительных результатах труда.

Производительность труда сотрудников во многом зависит от техники, методов и личных навыков, знаний по выполнению определенных видов работ. Особенно деловые качества могут проявиться при условии наличия на предприятии или в организации гибкого механизма мотивации, основанного как на моральном, так и на материальном поощрении.

Исходя, из изложенного можно сделать вывод, что такой показатель как рентабельность, способствует оценке результатов принятия тех или иных управленческих решений. При этом руководителям необходимо применять любые возможные пути по повышению рентабельности и прибыльности деятельности предприятия, поскольку именно они являются определяющими для финансовых результатов эффективности работы предприятий и организаций.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Волков, О. И. Экономика предприятия. Курс лекций / О.И. Волков. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 280с.
  2. Калашник, И.А. Эффективность работы и рентабельность / И.А. Калашник // Экономист. – 2018. – №1. – С. 21-25.
  3. Колчина, Н.В. Финансы организаций / Н.В. Колчина. – М.: Юрайт, 2013. – 640 с.
  4. Панюшкин, С.С. Опыт оценки рентабельности на предприятиях / С.С. Панюшкин // Российское предпринимательство. – 2017. – № 8.  – С. 17-23.
  5. Федотова, М.Ю. Анализ и оценка эффективности финансовой политики организации / М.Ю. Федотова // Аудит и финансовый анализ. – 2017.  – №4. – С. 32-35.
  6. Якименко, М.В. Экономический анализ прибыли в условиях рискориентированного управления / М.В. Якименко // Путь науки. – 2017. – №4.  – С. 98-99.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Землянская Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация