УДК 65.01

ФОРМАЛЬНАЯ И НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Уза Виктория Эдуардовна1, Куликова Виктория Викторовна2
1Дальневосточный федеральный университет, Филиал в г. Находка, студент, направление «Нефтегазовое дело», 4 курс
2Дальневосточный федеральный университет, Филиал в г. Находка, кандидат географических наук, доцент, доцент

Аннотация
В данной работе представлены направления и методы управленческого взаимодействия, пути решения имеющихся противоречий между формальными и неформальными организациями.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Уза В.Э., Куликова В.В. Формальная и неформальная организации: основные проблемы и пути решения имеющихся противоречий // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2019/09/16732 (дата обращения: 05.11.2019).

Каждая формальная организация создается человеком сознательно для достижения конкретной цели. Но в любой такой организации люди взаимодействуют между собой, неосознанно создавая некие объединения, которые, как ни странно, оказывают большое влияние на всю дальнейшую работу: на качество, организацию и эффективность деятельности и др. В данном положении и заключается актуальность работы.

Цель статьи – рассмотреть направления и методы управленческого взаимодействия в формальных и неформальных организациях. Объектом работы являются формальные и неформальные организации, а предметом – пути решения имеющихся противоречий между данными организациями.

Любой руководитель стремится к тому, чтобы созданная им организация представляла собой устойчивую систему работников, совместно взаимодействующих и ориентированных на достижение поставленной цели. Поэтому руководитель должен разбираться в особенностях возникновения, развития и управления формальными и неформальными организациями, находить пути решения возникающих противоречий между ними. Для достижения данной цели современному руководителю, прежде всего, необходимо осознать важность существования неформальных организаций и их лидеров. Именно неформальный лидер может существенно повлиять на успех компании, стать связующим звеном между формальным руководителем и подчиненными, он должен обеспечивать и контролировать связь между формальными и неформальными объединениями, формировать отношение сотрудников к руководству и труду в целом.

Главной причиной возникновения неформальных групп в формальной организации является неизбежная ограниченность формальной организации, которая  не может урегулировать и охватить процессы функционирования социальной группы. Так как человеку по своей натуре необходимо иметь социальные контакты, они неумышленно стремятся обрести принадлежность к неформальной организации. Также работникам необходима помощь, советы, консультации со стороны руководителя. Но так как это не всегда происходит, зачастую работники прибегают к помощи своих коллег, причем такая связь выгодна обеим сторонам. Тот, кто обратился за помощью,  приобрел руководство к действию и  ту самую принадлежность к группе. Кто оказал – получил репутацию эксперта, самоуважение. Таким образом, следующая причина появления неформальных организаций – взаимопомощь. Смежной причиной является взаимозащита. Члены неформальных групп защищают общие интересы групп. К примеру, защищают друг друга от несправедливых решений, плохих условий труда, увольнения и т.д. [2].

Чтобы подойти к вопросу рассмотрения противоречий, укажем данные понятия.

Формальная организация – умышленно созданная группа людей, чьи действия координируются для достижения общей цели.

Неформальная организация – спонтанно возникшая группа людей, регулярно вступающая во взаимоотношения друг с другом.

Почему же возникают противоречия между формальными и неформальными организациями? Чтобы разобраться в данном вопросе, рассмотрим отличия между системами, которые приведены в таблице 1.

Чтобы найти пути решения имеющихся противоречий между формальными и неформальными организациями, научиться управлять неформальными группами, руководителю необходимо признать существование неформальной группы. Ведь зачастую руководители либо имеют невысокое мнение о данной организации, либо, вовсе, стремятся уничтожить её, что в корне неверно.

Таблица 1 – Отличительные черты формальных и неформальных групп [1]

Сравниваемый параметр

Формальная группа

Неформальная группа

Цели деятельности Официально предписаны Определяются самими членами
Взаимоотношения между членами группы Официальные Неофициальные
Характер (структура) отношений Вертикальное соподчинение Отношения равноправные, дружеские, хотя и выделяется лидер
Организационная основа взаимодействия Права и обязанности Власть и политика
Основное внимание уделяется Должности Человеку как личности
Возглавляет Руководитель (формальный лидер) Неформальный лидер
Источник власти лидера Делегируется руководством Личностный, исходит от группы
Регулятор поведения в группе Правила Нормы
Способы приведения поведения членов группы в соответствие с нормами и правилами Вознаграждения и штрафы Санкции

Неформальные организации могут нести как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность формальной организации. Яркий пример отрицательного влияния – распространение ложных слухов, которые могут привести к возникновению отрицательного отношения к руководству. Следовательно, продуктивность формальной организации станет существенно ниже, чем социальной [3].

Неформальная сеть может, как работать на компанию, так и против неё. Для того чтобы добиться первого, нужно определить неформальных лидеров и разработать механизмы управления ими, а также повлиять на ситуацию так, чтобы цели неформальных групп совпали с главной задачей организации в целом. Хорошему управляющему следует научиться использовать качества неформального лидера для достижения определенных целей, так как неформальные группы непрерывно взаимодействуют с формальными, и оказывают влияние на качество выполнения работы, а также на отношение работников к начальству и труду в целом. Корректное взаимодействие с неформальными лидерами упрощает задачу. Руководитель формальной организации может создавать комиссии, комитеты, которые у всех на виду, официальны и легальны. Следующая его задача – обучить людей взаимодействовать в рамках такой структуры [1]. Если удастся добиться того, что все задействованные в организации лица научатся строить отношения с окружающими, это поможет сгладить негативное влияние неформальных групп и применить их на пользу главной цели.

Перед тем, как предпринять какие-либо действия, нужно просчитать их возможное воздействие на неформальную организацию. Любое действие, предпринятое руководителем, может вызвать у сотрудников определенные эмоции в отношении начальства, что повлияет на то, как работники будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать. К примеру, руководитель может встретить сопротивление переменам со стороны неформальных организаций. Зачастую члены групп видят угрозу дальнейшему существованию своей группы как таковой, удовлетворению социальных нужд, общим интересам. Руководство может ослабить это сопротивление, разрешая и поощряя подчиненных участвовать в принятии решений.

Управление группой имеет большое значение в современном менеджменте. Практическая значимость данной работы состоит в возможности применения рассмотренных направлений решения конфликтных ситуаций в любой конкретной организации.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Баженов Ю.К., Пронько В.А. Менеджмент организации: учебное пособие/ Ю.К. Баженов, В.А. Пронько. – СПб.: «Дашков и К», 2014. – 162 с.
  2. Воскобойник С.К. Неформальное общение персонала/ С.К. Воскобойник. – М.: Кадровик, 2014. – 121 с. – Режим доступа: https://businessman.ru/neformalnyie-organizatsii-ponyatie-tipyi-funktsii-primeryi.html (дата обращения: 06.10. 2019)
  3. Ермаков В.В. Менеджмент организации: учебное пособие/ В.В. Ермаков. –  М.: МПСИ, 2015. – 189 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Куликова Виктория Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация