УДК 338.1

ИННОВАЦИИ КАК СТИМУЛЯТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Хмызова Анна Юрьевна
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
студент 1 курса бакалавриата

Аннотация
Целью данной статьи является формирование представления, что можно назвать инновациями, рассматривается их значение и роль в экономике, указываются наиболее эффективные инновации современности, их характеристика и систематизация при производстве и управлении. В работе показано, почему они занимают одно из превалирующих положений как средство для достижения экономического роста компаний в нынешнем XXI веке. На протяжении всей статьи демонстрируется сравнительная характеристика роли инноваций в более ранние исторические периоды с их нынешним положением в экономических процессах. Кроме того, проводится анализ взаимосвязи различных технологий между собой, признается необходимость их интеграции для успешной реализации всего потенциала компании. Делается вывод, касающийся значимости внедрения инноваций в производство, детально рассматривается их влияние на каждый субъект экономических отношений.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Хмызова А.Ю. Инновации как стимулятор экономического роста // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2019/05/16531 (дата обращения: 26.05.2019).

Научный руководитель: Филонич Валентин Васильевич,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория»

 

В настоящее время конкуренция между компаниями значительно отличается от той, которая была несколько десятилетий назад. Фирмы используют различные маркетинговые тонкости, которые не так заметны для потребителей, но очень эффективны и результативны для производителей. Компании пытаются достичь конкурентного преимущества, чтобы получить лучшее и стабильное положение на рынке. Один из современных и гарантированных способов для обхождения фирм-соперников – введение инноваций в процесс деятельности компании.

Такие термины как инновация, изобретение, творчество ошибочно считаются эквивалентными. Ведь они имеют значимые различия между собой, которые дают каждому понятию конкретный смысл. Изобретение является новым, ранее не производимым продуктом или процессом, в то время как инновация – это перенос изобретения на практику, налаживание его функционирования для получения экономической выгоды. Творчество – способность разрабатывать новые идеи и способы решения проблем, в то время как инновация – это способность создавать творческие решения для улучшения жизни людей. Следовательно, фирмы могут стать успешными, если они конструируют новые изобретения, легко внедряемые в процесс производства и рассчитанные на перспективу, или если они совершенствуют  уже существующие разработки.

Австрийский и американский экономист Джозеф Шумпетер (1883-1950) определяет инновации как деятельность, которая ведет к новой производственной функции и продукту.

Если в более старых экономических моделях (африканская, латиноамериканская) инновации рассматриваются как самостоятельный и обособленный механизм, то в современной экономике инновации становятся центральным принципом, который должен поощряться государственной политикой и способствовать подкреплению знаниями, технологиями и предпринимательством на официальном уровне. Поддержка этих направлений должна быть главной целью экономической политики, наряду с развитием эффективных партнерских связей между государственным и частным секторами, которые стимулируют рост инноваций и производительности.

Инновации в экономике выдвигают главным критерием не экономию, ориентированную на производство и распространение необходимых товаров из дефицитных ресурсов, а повышение качества жизни для всех потребителей при помощи расширения разработок новых бизнес-моделей, продуктов и услуг.  [1]

Выделяют 4 ключевые технологии, которые, действуя совместно, стимулируют развитие и внедрение инноваций:

1) Социальные сети

Социальные сети создали и организовали бизнес-процесс инноваций и полностью изменили правила сотрудничества между потребителем и производителем. Интернет позволяет синхронизировать их между собой. Например,  связывание аккаунта Instagram с аккаунтом Вконтакте. Так, производитель может поместить изображение товара или услуги в Instagram и поделиться размещенным снимком во Вконтакте. Это позволяет снижать затраты на рекламу или практически приравнивать к нулю. В социальных сетях клиенты могут комментировать товар и услуги, тем самым привлекая еще большее количество покупателей. Компании также могут использовать творческие идеи миллионов клиентов, которые оставляют отзывы по улучшению товаров и услуг. Подобный уровень сотрудничества и взаимодействия был немыслим в период, когда отсутствовали социальные сети.

В результате происходят фундаментальные сдвиги, которые не только способствуют упрощению взаимодействий между компанией и покупателями, но и создают совершенно иной набор требований для бизнеса:

  • ожидания клиентов переместились с их личного опыта в социальные сети. Теперь покупатели считают, что компании будут более открыты к предложениям с их стороны и готовы решить возникшие проблемы;
  • ожидания сотрудников (особенно представителей молодых поколений) также изменились из-за участия в деятельности фирмы в нерабочее время, т.е. размещение информации о товаре или услуге, которые производит фирма, в своих аккаунтах. Работники хотят большей прозрачности, открытости от руководства в связи с активным участием в деятельности компании;
  • возможности совместного создания решений на рынке изменились, и теперь каждый может решать проблемы компании и принимать участие в разработке новых товаров, услуг и корректировке уже существующей продукции.

2) Мобильные вычисления

Сегодняшнее мобильное устройство – не просто телефон. Это может быть планшет, устройство для автомобиля (зарядное устройство для зарядки аккумулятора машины и телефона в салоне автомобиля), биометрическое устройство на руке или одно из множества других мобильных устройств.

Мобильное устройство превратилось из простого цифрового информационного менеджера в полноценного цифрового помощника. Это

способствовало изменению ведения бизнеса. Сотрудники могут работать в любом месте и связываться с коллегами и руководителями в любой время. Инструмент, который они используют для взаимодействия, позволяет экономить время для создания и воплощения инноваций. А также, предоставляя сотрудникам мобильное устройство, которое соответствует привычкам отдельных пользователей, налаживает комфортную зону для деятельности и тому, каким образом они хотят участвовать в совместной работе (электронная почта, SMS, мессенджеры). Происходит адаптация к индивидуальному стилю каждого сотрудника, что позволяет  компании улучшить сотрудничество и обеспечить творческий потенциал сотрудников для создания инноваций.

3) Аналитика

Сегодня предприятия обладают огромными объемами данных –  бизнес-системы или новые источники для получения информации, такие как социальные сети, мобильные устройства и облачные вычисления.

Проблема большого объема данных связана с экспоненциальным ростом постоянно возникающей информацией в источниках. В настоящее время сочетание более доступных данных, более быстрых и менее дорогостоящих вычислений, а также нового программного обеспечения и улучшенных пользовательских интерфейсов позволяет использовать аналитику в крупных компаниях для принятия решений с беспрецедентной точностью. Большой объем информации оцифровывается и анализируется. При правильной структуре аналитики, компании могут воспользоваться нужными данными и развить уровень производственного процесса.

Новые аналитические технологии, такие как обработка в памяти, которая  сокращает время отклика и расширяет охват бизнес-аналитики с использованием ОЗУ в отличие от более медленного дискового хранилища, и инструменты для анализа как структурированных, так и неструктурированные данные (данные социальных сетей), а также более интуитивные пользовательские интерфейсы позволяют сотрудникам получать доступ к данным более целенаправленным образом, позволяя бизнес-аналитикам на предприятии за счет новых источников информации лучше понимать своих клиентов и конкурентов.

Задача IT заключается в том, чтобы создавать новые типы данных для различных методов и инструментов, в отличие от традиционных корпоративных данных.

Большие объемы данных и высокая скорость их увеличения предъявляют больше требований к производительности системы, особенно когда гигантское количество информации должно быстро анализироваться. Вместо того чтобы собирать разрозненные данные в многочисленных источниках, необходимо интегрировать различные типы данных. Рациональный подход к анализу имеющейся информации сможет повысить эффективность деятельности и сократить время и усилия, связанные со сбором необходимых данных, освобождая ресурсы для сосредоточения на инновациях.

4) Облачные вычисления

Облако все чаще содержит больше информации и приложений, которые используют люди. Мобильные устройства дают доступ к нему, социальные сети помогают сотрудничать и общаться друг с другом в облаке и аналитика помогает понять, какие данные собрали через него.

Чтобы внедрять инновации, компаниям необходимо приближаться к своим клиентам, находить новые способы их привлечения, а также изучать и анализировать конъюнктуру рынка. Как указывалось ранее, потребители на настоящий момент времени требуют более высокого уровня сотрудничества с компанией, у которой они приобретают товар или услугу, предприятиям необходимо внедрять инновации, создавая новую продукцию или запуская новые бизнес-модели. Облачные вычисления позволяют реализовать данные нововведения, помогая  также фирмам оптимизировать их при помощи:

  • трансформации IT. Благодаря упрощению информационных технологий облачные вычисления освобождают время и ресурсы, чтобы уделить большее внимание на инновации. Компании могут значительно снизить стоимость и сложность инфраструктуры за счет использования ресурсов по требованию (таких как IaaS или Logging as a service), которые позволяют наращивать или снижать емкость по требованию, а также организовывать различные возможности. Использование облачных инфраструктурных ресурсов также помогает снизить риск сбоя системы и простоев;
  • преобразование бизнес-процессов – поиск бизнес-процессов в облаке упрощает и ускоряет внутренние операции;
  • инновации в новых продуктах и ​​услугах. Благодаря платформе для облачных вычислений, компании лучше позиционируются для инноваций и предлагают новые продукты и услуги для получения дополнительных источников дохода.

Многие облачные вычисления первого поколения не способны освободить IT от повседневной работы, связанной с интеграцией и настройкой систем, и одновременным сокращением эксплуатационных расходов. Поскольку сегодняшние облака предлагают ограниченную функциональность, IT-инфраструктура объединяет эти точечные решения вместе для экономии затрат и максимизации инновационного роста. Однако управление безопасностью в облачных хранилищах затруднено, поскольку каждый из них имеет собственную идентификацию и управление доступом. Кроме того, облака первого поколения, построенные с использованием многопользовательской архитектуры, объединяют данные разных предприятий. Именно поэтому облачные вычисления второго поколения более практичны для использования, ведь они позволяют регулировать всю экосистему информационных, программных, а также вычислительных ресурсов.  [2]

Помимо перечисленных технологий можно также обратить внимание на безналичный расчет и блокчейн, но их еще рано относить к числу основных рычагов для развития инноваций. Эти 2 вида технологий можно исследовать, опираясь на теорию диффузии инноваций, разработанную Э.М.Роджером (1931-2004), выдающимся американским теоретиком и социологом в области коммуникаций. Согласно ей, принятие новой идеи, поведения или продукта (различные инновации) не происходит одновременно в социальной системе. Это скорее процесс, при котором некоторые люди более склонны принимать инновации, чем другие. Исследователи обнаружили, что люди, которые впервые внедряют инновации, имеют иные черты характера или взгляды, чем люди, которые готовые принять инновацию гораздо позже. При продвижении инноваций всему населению важно понимать характеристики целевой группы населения, которые помогут или затруднят принятие инноваций.

Прежде чем анализировать положение современных технологий, а именно безналичного расчета и блокчейна, можно упомянуть примеры из истории. Самолет впервые взлетел в воздух в 1903 году. И лишь в конце 1930-х годов они стали строиться в большом масштабе, т.е. потребовалось более 30 лет, поскольку потребовалось множество усовершенствований конструкции, прежде чем самолеты стали достаточно безопасными и надежными, чтобы использоваться в широких массах.

Ситуация с мобильными телефонами в 1983 году была очень аналогичной. Они были примитивными, тяжелыми и громоздкими, что вряд ли их можно было назвать «мобильными». Качество передачи голоса было крайне низким. Помимо этого, мобильные телефоны 1983 года были проданы по цене около 3 000 долларов США, по сравнению с сегодняшней ценой менее 100 долларов в США.

Что касается безналичного расчета, то на современном этапе он имеет значимые недостатки, из-за которых уменьшает количество людей, готовых перейти к новому виду оплаты:

  • этот вид расчета может быть подвержен мошенничеству и неправильному использованию данных держателей карт в зависимости от их системы аутентификации;
  • такая оплата не требует немедленного урегулирования фидуциарного обязательства. Например, платежный цикл может занять до трех дней, от разрешения до урегулирования (особенно если плательщик не имеет учетной записи в том же банке, что и продавец), подвергая получателя к рискам;
  • при использовании карты требуются годовые абонентские сборы, существуют проценты на платежи, оплата за иностранные транзакции, пошлины за обмен.

Однако, несмотря на перечисленные недостатки, безналичный расчет уже связан с ключевыми технологиями. С помощью мобильных устройств, имеющих NFC, можно расплачиваться самим телефоном. Также безналичный расчет используется в социальных сетях. Facebook, Вконтакте, Instagram позволяют приобретать необходимый товар на просторах своей сети между пользователями.  [3]

Более неоднозначную позицию занимает блокчейн:

  • отсутствуют как доверенные третьи лица, так и бухгалтерские отчеты, позволяющие отследить движение криптовалюты, что позволяет мошенникам использовать этот механизм;
  • отсутствие юридической неопределенности со статусом «деньги». Криптовалюты не имеют возможности применения принципа lex monetae к платежу. Без его ясности, на законных основаниях невозможно определить характеристику криптовалюты, в которой выражены обязательства, стороны сделки урегулированы и последствия безопасны для сторон;
  • анонимность блокчейна также вызывает определенные трудности. Децентрализованные платежные системы не имеют надзорного органа, ПО AML для отслеживания подозрительных транзакций;
  • майнинг криптовалют, по мнению ученых, приведет через 22 года к общемировому повышению температуры на 2° С. [4]

Помимо этого, Агентство США по международному развитию (USAID), проведя исследование, сделало вывод, что все блокчейн системы, рассматриваемые ими, показали нулевой коэффициент эффективности. Авторы писали, что нашли много документов, в которых указывались запланированные задачи, но не нашли отчетов, заключений о достижении поставленных целей. [5]

Таким образом,  важность инноваций можно объяснить несколькими позициями. С точки зрения клиентов, они означают продукты с улучшенным качеством и предоставлением усовершенствованных услуг, которые вместе подразумевают создание необходимого уровня жизни. Относительно бизнеса, инновации способствуют устойчивому росту и развитию компании, получению большей прибыли. Для сотрудников понимаются как новая и более интересная работа, которая потребует дополнительных умственных способностей, а они в свою очередь приведут к повышению заработной платы. Рассматривая влияние на всю экономику в целом, инновации могут привести к высокой производительности труда и способствовать улучшению благосостояния населения. Политика правительства может поддерживать их последующее развитие путем постоянного реформирования и обновления нормативно-правовой базы, в рамках которой оно действует, помимо этого осуществлять инвестиции в науку и фундаментальные исследования для систематического появления и дальнейшего внедрения инноваций.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. The Impact of Innovation into the Economic Growth [Электронный ресурс] – https://mpra.ub.uni-muenchen.de/22270/1/MPRA_paper_22270.pdf
  2. Tee, Hock-Han; Ong, Hway-Boon : Cashless payment and economic growth, Financial Innovation, ISSN 2199-4730, Springer, Heidelberg, Vol. 2, Iss. 4, pp. 1-9 – 2016.
  3. ECB Legal Working Paper Series//Impact of digital innovation on the processing of electronic payments and contracting: an overview of legal risks/ No 16 / October 2017.
  4. Bitcoin can push global warming above 2 degrees C in a couple decades [Электронный ресурс] – https://www.sciencedaily.com/releases/2018/10/181029130951.htm
  5. Paul Nelson/Primer on blockchain. How to assess the relevance of distributed ledger technology to international development/USAID – 2018.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Хмызова Анна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация