РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО ИНТЕЛЛЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Богатова Анастасия Николаевна1, Горбачевская Таисия Сергеевна1
1Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Краснодарский филиал, студент 2 курса, факультет «Экономика, менеджмент и торговля»

Аннотация
В данной статье рассматривается роль эмоционального интеллекта в современном управлении, а также важность оценки и контроля межличностных навыков и эмоций в деловой культуре. Будут оглашены основные ключевые аспекты и актуальность данной темы, а также подведены итоги о значимости эмоционального интеллекта в деятельности современных руководителей.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Богатова А.Н., Горбачевская Т.С. Роль эмоционально интеллекта в деятельности современных руководителей // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/12/16805 (дата обращения: 11.03.2024).

Актуальность проблемы: происходящие сегодня перемены обусловили необходимость инновационного развития делового сообщества, а значит повышения эффективности деятельности руководителей организаций, составляющих данное сообщество. Умение руководителей устанавливать психологический контакт; владение механизмами согласования целей, действий, идей; умение убеждать людей, вести их за собой, строить бесконфликтные отношения с ними, контролировать свои эмоции- все это во многом определяют возможность достижения поставленных стратегических и тактических целей.

Задачи, которые стоят перед руководителем, предполагают определенные навыки контроля и управления своим эмоциональным фоном, поиск необходимой информации для принятия важных управленческих решений путем распознания эмоционального состояния партнера, адекватного восприятия полученной информации, а также распознания «скрытого смысла» и возможных манипуляций со стороны собеседника.

Эмоциональный интеллект (иначе известный как эмоциональный фактор или эквалайзер) – это способность понимать, использовать и управлять своими собственными эмоциями позитивным образом, чтобы снять стресс, эффективно общаться, сопереживать другим, преодолевать проблемы и разрядить конфликт. Эмоциональный интеллект помогает вам построить более прочные отношения, добиться успеха на работе, а также достичь значительного результата в своей карьере и личных целях. Это также может помочь установить контакт со своими чувствами, превратить намерение в действие и принять обоснованные решения о том, что для вас важнее всего.[2, c.30]

Почему же так важен эмоциональный интеллект? Как мы знаем, не самые умные люди являются самыми успешными или наиболее реализованными в жизни. Вы, вероятно, знаете людей, которые блестящи в учебе и все же социально неумелы и неудачливы на работе или в своих личных отношениях. Интеллектуальных способностей или вашего коэффициента интеллекта (IQ) недостаточно для достижения успеха в жизни. Да, ваш IQ может помочь вам попасть в колледж, но это не ваш эквалайзер(EQ), который поможет вам справиться со стрессом и эмоциями, когда вы столкнетесь с выпускными экзаменами. IQ и EQ существуют в тандеме и наиболее эффективны, когда они строят друг с другом.

. Навыкам, составляющим эмоциональный интеллект, можно научиться в любое время. Однако важно помнить, что есть разница между простым изучением эквалайзера и применением этого знания в своей жизни. Просто потому, что вы знаете, что должны что-то сделать, не означает, что вы это сделаете, особенно когда вы будете подавлены стрессом, который может превзойти ваши лучшие намерения. Для того чтобы постоянно изменять свое поведение так, чтобы выдерживать давление, вам нужно научиться преодолевать стресс в данный момент и в ваших отношениях, чтобы оставаться эмоционально осознанным в своих действиях. Существует четыре ключевых навыка, увеличивающих эквалайзер:

  • Самоуправление-вы можете контролировать импульсивные чувства и поведение, управлять своими эмоциями здоровым способом, проявлять инициативу, выполнять обязательства и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам
  • Самосознание-вы распознаете свои собственные эмоции и то, как они влияют на ваши мысли и поведение, знаете свои сильные и слабые стороны, обладаете уверенностью в себе
  • Социальная -осведомленность - у вас есть эмпатия. Вы можете понимать эмоции, потребности и заботы других людей, улавливать эмоциональные сигналы, чувствовать себя комфортно в обществе и распознавать динамику власти в группе или организации
  • Управление отношениями – вы знаете, как развивать и поддерживать хорошие отношения, четко общаться, вдохновлять и влиять на других, хорошо работать в команде и управлять конфликтом.

Многие предприятия понимают значимость эмоций и их влияние на рабочий процесс, так например перед уходом с работы каждый день сотрудники UbiquityRetirement + Savings нажимают кнопку в лобби. Они регистрируют свои эмоции. У них есть пять кнопок на выбор: улыбающееся лицо, если они чувствовали себя счастливыми на работе в тот день, хмурое лицо, если им грустно, и так далее.[5, c.52]

Это может звучать как HR-трюк («Видите? Менеджмент заботится о том, как вы себя чувствуете!») Или как инструмент вынужденного удовлетворения («Команда с самыми улыбающимися лицами побеждает!»). Но это не так. Ubiquity использует собираемые им данные, чтобы понять, что мотивирует сотрудников, и узнать, что заставляет их чувствовать причастность и волнение на работе. Другие организации начинают делать то же самое. Некоторые используют приложения, которые записывают, как много людей веселятся. Некоторые нанимают консультантов по технологиям, которые специализируются на ежемесячном, еженедельном, ежедневном или даже почасовом отслеживании настроений. К сожалению, эти организации находятся в меньшинстве. Большинство компаний уделяют мало внимания тому, как сотрудники должны или должны чувствовать себя. Они не понимают, насколько важны эмоции для построения правильной культуры.

Когда люди говорят о корпоративной культуре, они обычно имеют в виду когнитивную культуру: общие интеллектуальные ценности, нормы, артефакты и предположения, которые служат руководством для процветания группы. Когнитивная культура задает тон тому, как сотрудники думают и ведут себя на работе, например, насколько они ориентированы на клиента, являются инновационными, ориентированы на команду или конкурентоспособны.

Когнитивная культура, несомненно, важна для успеха организации. Но это только часть истории.[2, c.46] Другая важная часть – это то, что мы называем эмоциональной культурой группы: общие аффективные ценности, нормы, артефакты и предположения, которые определяют, какие эмоции люди испытывают и выражают на работе, а какие лучше подавлять. Хотя ключевым отличием здесь является мышление и чувство, два типа культуры также передаются по-разному: когнитивная культура часто передается в устной форме, в то время как эмоциональная культура обычно передается через невербальные сигналы, такие как язык тела и выражение лица.

Несмотря на возрождение стипендии (получившей название «аффективная революция») в отношении того, как эмоции формируют поведение людей на работе, эмоциональной культурой редко управляют так же сознательно, как познавательной культурой, а зачастую и вовсе не управляют. Компании страдают в результате. Сотрудники, которые должны проявлять сострадание (например, в сфере здравоохранения), становятся черствыми и равнодушными. Команды, которые извлекут выгоду из радости и гордости, вместо этого терпят культуру гнева. Люди, которые испытывают недостаток в большом количестве страха (скажем, в охранных фирмах или инвестиционных банках), действуют безрассудно. Последствия могут быть особенно разрушительными во время потрясений, таких как организационная реструктуризация и финансовые спады.

В  исследовании, проведенном за последнее десятилетие, специалисты обнаружили, что эмоциональная культура влияет на удовлетворенность сотрудников, выгорание, командную работу и даже жесткие меры, такие как финансовые показатели и невыходы на работу. Многочисленные эмпирические исследования показывают значительное влияние эмоций на то, как люди выполняют свои задачи, насколько они увлечены и креативны, насколько они преданы своим организациям и как они принимают решения. Положительные эмоции постоянно связаны с улучшением производительности, качества и обслуживания клиентов – это справедливо для всех ролей и отраслей, а также на различных организационных уровнях. С другой стороны (с некоторыми краткосрочными исключениями) негативные эмоции, такие как групповой гнев, грусть, страх и тому подобное, обычно приводят к негативным результатам, включая плохую работу и высокую текучесть кадров.

У каждой организации есть эмоциональная культура, даже если это культура подавления. Поэтому, когда менеджеры игнорируют эмоциональную культуру, они игнорируют важную часть того, что заставляет людей – и организации – тикать. Они могут понять его важность в теории, но все еще могут уклоняться от эмоций на работе. Руководители должны влиять на то, как люди думают и ведут себя на работе, но они могут чувствовать себя плохо подготовленными, чтобы понимать и активно управлять тем, как сотрудники чувствуют и выражают свои эмоции на работе. Или они могут считать это неуместным, не частью их работы или непрофессиональным. В интервью с руководителями и сотрудниками некоторые люди говорят, что их организациям вообще не хватает эмоций. Но у каждой организации есть эмоциональная культура, даже если это культура подавления. Не только пропуская эмоции на рабочем месте, но и понимая и осознанно формируя их, лидеры могут лучше мотивировать своих сотрудников.


Библиографический список
  1. Эмоциональная культура Сигал БарсадеОливия А. О’Нил 2016 г.
  2. Эмоциональная смелость — суперсила XXI века 2016г.
  3. Научит распознавать эмоции и управлять ими 2018г.
  4. Эмоциональный интеллект для проект-менеджеров 2017г.
  5. Обухова Людмила Филипповна Введение в профессию: психолог. Учебник и практикум для академического бакалавриата 2017г.


Все статьи автора «Богатова Анастасия Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: