УДК 65.013

МЕНЕДЖМЕНТ И МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ. ЧЕМ ОНИ СХОЖИ И ЕСТЬ ЛИ У НИХ ОТЛИЧИЯ?

Зайдинова Юлия Хамитовна
Уфимский государственный авиационный технический университет

Аннотация
В этой статье поднимается тема менеджмента в образовании, и сравнение её с менеджментом в целом. Что бы выделить похожие составляющие, и найти чем они не похожи и отличаются.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Зайдинова Ю.Х. Менеджмент и менеджмент в образовании. Чем они схожи и есть ли у них отличия? // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2019/10/16730 (дата обращения: 31.10.2019).

Менеджмент – это искусство, тактически верного управления работниками, персоналом, да и вообще людьми, для достижения поставленных целей.  Правильное и эффективное управление людьми, обеспечивается руководителем, багажом его практических знай и искусного применения их. В условиях рыночной экономики, справедливо будет отметить применимость менеджмента в образовательной сфере, ведь образование – сам по себе это тоже процесс. Процесс воспитания, подготовки, управления и социализации индивидов в различных сферах.

Но, необходимо учитывать, что сфера преподавания, педагогическая сфера она специфична, в плане того что, образовательный менеджмент изучает вопросы как подачи образования, так и способы и процессы подачи образования.

Образовательный менеджмент и менеджмент в целом, их функции похожи. Рассмотрим и функции для начало по-отдельности.

Функции менеджмента:

  • содержанию процесса управления;
  • принадлежности к сферам производственно-хозяйственной деятельности;
  • содержанию выполняемых работ и операций внутри функции управления (общее руководство, специализированная деятельность, техническое обслуживание);
  • принадлежности к различным видам управленческого труда (производственной, экономической, технологической, организационной и т.д.).

Прежде чем перейдем к функциям образовательного менеджмента, логично будет дать для начала ему определение. Образовательный  менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. В рамках данного определения можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления)

Применительно к образовательному менеджменту, функции менеджмента имеют  специфические особенности и подфункции П.И. Третьяков в книге «Управление школой по результатам»  выделяет следующие функции управления:

  • информационно – аналитическую;
  • мотивационно – целевую;
  • планово – прогностическую;
  • организационно – исполнительскую;
  • контрольно – диагностическую;
  • регулятивно – коррекционную функции.

Контроль, планирование, организация являются общими функциями в данных видах менеджмента. В образовательном менеджменте можно выделить менеджмент управления образованием. К образовательным учреждениям относятся дошкольные учреждения (детские сады), школы, колледжи, университеты, высшего профессионального и дополнительного образования. Менеджмент в образовании нацелен на взаимодействие с учащимися и их родителями. То есть для образовательного менеджмента важен человеческий фактор. Поэтому и метод воздействия здесь должен быть подобран особенно точно. На мой взгляд, как нельзя лучше подходит социально-психологический метод.

Социального-психологический метод – этот метод базируется на формирование в коллективе благоприятного климата, что поможет в дальнейшем в решении организационных, воспитательных вопросов. Другими слова, как было уже замечено выше, сыграет человеческий фактор, как самый важный из критериев эффективности и качества. Основным средством воздействия на человека, в данном случае на коллектив , является  – убеждение. Используя убеждение, руководитель должен учитывать природу человека, его убеждения, взгляды, природу  человеческих отношений. Понимание руководителем этих важных факторов, не имеет значение обычная ли это организация, или образовательное учреждение,  помогут ему подобрать самые эффективные пути решения поставленных задач, привести к сплочению и активизации коллектива.

Системная сложность самого образовательного процесса, заметно усложняет управление, и делает менеджмент в образование весьма трудоемкой работой. Вот и получается что, для того чтобы избежать противоречий между высшими органами управления и контроля, преподаванием, обществом, личностью в конце концов представляется осуществим только, если реализация образовательного менеджмента будет производиться на всех уровнях системы. Что позволит не только провести четкую границу между образовательным и организационным процессом, структурировать их, что  позволит в свою очередь удовлетворить потребности всех сторон.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Менеджмент в образовании. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Марина Владиславовна Жарова. – М.: Юрайт, 2016. - 977 c.
  2. Дополнительное образование. Менеджмент образовательных услуг. Учебник для бакалавриата / А.П. Панфилова. – М.: Проспект, 2018. - 872 c.
  3. Менеджмент в образовании / Г.Г. Корзникова. – М.: ИНФРА-М, 2018. - 258 c


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Зайдинова Юлия Хамитовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация