УДК 328.185

СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ)

Губайдуллина Эльвира Рустамовна
Финансовый университет при Правительстве РФ

Аннотация
В Статье раскрывается, какие меры составляют основу американской антикоррупционный политики и каким образом эти меры влияют на уменьшение проявлений коррупционной составляющей в стране.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Губайдуллина Э.Р. Современная мировая практика осуществления антикоррупционной деятельности (на примере Соединенных Штатов Америки) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2019/10/16706 (дата обращения: 14.10.2019).

Соединенные Штаты Америки (далее – США), являются одной из самых развитых стран в мире. Экономическое благосостояние США формировалось с начала образования этого государства. Выбрав своим приоритетом демократическое развитие США, за чуть более триста лет своего существования добилось не мало результатов и в реализации антикоррупционной деятельности.

По данным  ежегодно составляемого «Индекса восприятия коррупции»,  в 2018 году, США занимала 22 место из 180 стран, представленных в исследовании.

Индекс восприятия коррупции на 2018 год в США составляет 77 баллов. Тогда как за прошлые годы показатели на несколько баллов ниже: 2017 год – 66 баллов; 2016 год – 70 баллов; 2015 год – 70 баллов.

В целом можно отметить, что индекс уровня восприятия коррупция в США, является достаточно высоким, что говорит о том, что США входит в число стран, где коррупция является не значительным явлением и существенно не влияет, ни на общественную, ни на политическую, ни на экономическую жизнь государства и общества.

Однако, исследования различных американских социологов, которые представлены в работе Бойко А.П., говорят о том, что американское общество считает коррупцию второй проблемой в стране, после безработицы.

Итак, для того чтобы более детально разобраться в современной мировой практики осуществления антикоррупционной деятельности в США, необходимо понять, какие меры составляют основу американской антикоррупционной политики и каким образом эти меры влияют на уменьшение проявлений коррупционной составляющей в стране.

Бойко А.П., в статье «Организация борьбы с коррупцией в США как инструмент обеспечения экономической безопасности», указывает на то, что основной формой проявления коррупционных отношений в США является лоббизм.

Первая поправка в Конституции США, которая была принята 1787 году,  устанавливает гарантии права на свободу слова и возможность обращения к конгрессу. Используя данное право, закрепленное в верховном законе страны, различные крупные корпорации активно используют данный механизм для продвижения своих интересов в рамках законотворческой инициативы.

Более того, многие конгрессмены и сенаторы парламента США, не скрывают своего отношения к лоббизму и активно помогают отстаивать интересы крупных экономических и финансовых компаний.

В США приняты различные нормативные правовые акты, которые позволяют наиболее эффективно осуществлять борьбу с коррупцией. Так, еще с 1863 года до сих пор действует закон «О ложных утверждениях», положения которого позволяют гражданам подавать иски в суд на чиновников, которые были заподозрены в коррупции. В случае, если в рамках судебного разбирательства коррупционные действия чиновника будут установлены, истец может получить от 15 до 25% суммы, которая была получена чиновником, в качестве возмещения убытков.

Закон 1989 года «О гражданских инициативах», устанавливает ответственность за проявление дискриминации в отношении лиц, которые сообщили о совершении коррупционного преступления.

В 1977 году, США стали первой страной, которая приняла Закон ««О зарубежной коррупционной практике», который запрещает подкуп чиновников и подарки чиновникам от иностранных граждан, как правило, таких же чиновников, но других государств.

Следует сделать промежуточный вывод о том, что нормативная база противодействия коррупции всецело оформилось во второй половине двадцатого века, тогда как основы антикоррупционной деятельности были заложены еще в девятнадцатом веке.

Ахметшин И.И., в своей статье Западный опыт противодействия коррупционным преступлениям», указывает на то, что опыт США в сфере антикоррупционной деятельности развивался не только с учетом нормативного закрепления основной антикоррупционной политики, но и в рамках развития всех демократических институтов государства и общества.

Так, Ахметшин И.И., отмечает, что основой реализации мер антикоррупционной деятельности, является независимость судебной системы США, которая является обособленной ветвью власти в стране и осуществляет исключительно правосудие.

Без независимости и обособленности судебной системы, любая антикоррупционная деятельность, являлась бы формальной и практически не реализуемой.

С данной точкой зрения нельзя не согласиться, если учесть отечественный опыт антикоррупционной деятельности, который пока еще носит исключительно формальный характер.

Горшенков Г.Н., в своей научной статьей «Эффективность антикоррупционной политики», утверждает, что антикоррупционная деятельность в США, носит не только государственный, но и общественный характер. С учетом развития гражданского общества и общественного правосознания граждан, сами же граждане активно пытаются противостоять различным коррупционным проявлением.

Горшенков отмечает, что: «Следует работать над своим мировоззрением, своей индивидуальной методологией, уметь системно мыслить, т. е., например, не понимать коррупцию просто как сумму преступлений (предметов), а осмысливать ее как сложнейшую, можно сказать, мегасистему, ментальное явление и даже социальный институт».

Основным преимуществом антикоррупционной деятельности в США, является масштабный подход к восприятию коррупции среди граждан. Коррупция в США представляет в качестве системной проблемы, а не в качестве какого-то отдельно взятого общественно опасного деяния.

В научной статье Руденкина В.Н., «Демократическая и авторитарная модели антикоррупционной политики: общее и особенное», автор устанавливает следующие наиболее эффективные и качественные меры антикоррупционной деятельности в США:

-     развитая система демократических институтов;

-     активность и озабоченность гражданского общества существующими проблемами;

-     общественные объединения и организации, плотно контактирующие с различными государственными институтами и институтами субъектов США;

-     диалог государства и общества;

-     организация площадок реального взаимодействия государства и общества;

-     обособленность и независимость судов от иных органов государственной власти.

Указанные меры являются осуществимыми только при их комплексном применении. Подобная система должна функционировать не только в рамках отдельных её элементов, а в общем порядке.

Большинство развитых стран запада, которые приняты, считаться демократическими, идут именно по этому пути развития, пытаясь добиться работы государственных органов в рамках общей системы демократических основ. Тогда как страны авторитарные, больше склонны удовлетворять потребности политических и государственных элит, не обращая внимания на различные коррупционные явления.

Бутков А.В., в научной статье «Зарубежный опыт повышения уровня антикоррупционного правосознания граждан», рассматривает взаимосвязь общественного правосознания граждан различных государств и коррупционные проявления в таких странах.

Автор статьи делает вывод о том, что результаты антикоррупционной деятельности в различных странах на современном этапе их развития, зависит от общего уровня правосознания граждан и понимания того, что коррупция является не только проблемой всего общества, но и персональной проблемой каждого гражданина, так как существенно ограничивает их возможности.

Подобную позицию нельзя назвать не верной. На примере Российской Федерации, можно увидеть подтверждение представленного исследования. Так, при наличии различных антикоррупционных мер созданных государством, уровень коррупции в России остается высоким. Это связано прежде всего с общественным сознанием граждан России. Большинство населения нашей страны, относиться к коррупции отрицательно только тогда, когда она носит для них негативный характер и относиться положительно, когда характер коррупционных проявлений является положительным для конкретно взятого гражданина. Это уже противоречит любой адекватной практической организации антикоррупционной политики, так как коррупция, является результатом «взаимовыгодного» сотрудничества государственных чиновников и обычных граждан.

Абрамовская О.Р.,  в научной статьей «Опыт противодействия коррупции в полиции США», рассматривает опыт антикоррупционной политики США в рамках деятельности, различных органов управления полиции США.

Автор работы, указывает на то, что отсутствие единого органа управления полиции в США, и выборность некоторых должностей в правоохранительной системе США, позволяет создать систему при которой, коррупционная деятельность в рядах правоохранительных органов, по сути будет устранена, так как опять же создается система сдержек и противовесов и нет «покровительства» полицейских начальников штатов, округов, городов и иных населенных пунктов США.

Абрамовская утверждает, что любая антикоррупционная деятельность, не имеет никакого существенного смысла, когда начальник правоохранительного органа, либо органы управления, заинтересованы в прямых фактах проявления коррупции на основе материальной, либо иной заинтересованности.

Так, в России и других странах постсоветского и не только постсоветского пространства, сохранилась практика «социальной мобильности государственных служащих, с учетом роста их материальной заинтересованности и как следствие личного дохода». То есть подобные системы работает по принципу пирамиды «от младших чинов к старшим». При разграничении органов управления и создании системы конкурентной работы, подобная практика потеряет свою актуальность, хотя и не сразу.

Таким образом, следует сделать следующие выводы. Современная мировая практика осуществления антикоррупционной деятельности (на примере Соединенных Штатов Америки), осуществляется на основе:

-     существенного исторического опыта демократического развития США;

-     обширной нормативной базе;

-     независимости и обособленности судебной системы, что позволяет гражданам отстаивать свои права, как и чиновникам, которые подозреваются гражданами или организациями в коррупции;

-     высоким уровнем правосознания общества;

-     открытостью государственных органов и институтов перед всеми членами общества;

-     разделением властей, на всех уровнях;

-     реального функционирования принципа федерализма, в рамках общегосударственного администрирования;

-     диалога граждан и общества с государством;

-     реальной заинтересованностью большей частью политических элит в уменьшении уровня коррупции в стране.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Бойко А.П. Организация борьбы с коррупцией в США как инструмент обеспечения экономической безопасности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-borby-s-korruptsiey-v-ssha-kak-instrument-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti;
  2. Ахметшин И.И. Западный опыт противодействия коррупционным преступлениям // Экономические науки. 2016. № 43-2.;
  3. Горшенков Г.Н. Эффективность антикоррупционной политики // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. №1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-antikorruptsionnoy-politiki;
  4. Руденкин В.Н. Демократическая и авторитарная модели антикоррупционной политики: общее и особенное // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2018. №4 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demokraticheskaya-i-avtoritarnaya-modeli-antikorruptsionnoy-politiki-obschee-i-osobennoe;
  5. Бутков А.В. Зарубежный опыт повышения уровня антикоррупционного правосознания граждан // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-povysheniya-urovnya-antikorruptsionnogo-pravosoznaniya-grazhdan;
  6. Абрамовская О.Р. Опыт противодействия коррупции в полиции США // Вестник ЧелГУ. 2015. №4 (359). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-protivodeystviya-korruptsii-v-politsii-ssha.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Губайдуллина Эльвира Рустамовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация