УДК 33

АНАЛИЗ И МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ

Горбатов Сергей Андреевич
Обнинский институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ
магистр, студент

Аннотация
Современный экономический анализ это система специальных знаний, которые в свою очередь направлены на диагностику и учет прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности организации. Результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия это получение прибыли при наименьших затратах.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Горбатов С.А. Анализ и методы ценообразующих факторов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2019/06/16587 (дата обращения: 11.06.2019).

Существует множество различных стратегий ценообразования, в некоторых случаях стоит попробовать поэкспериментировать с ценообразованиями и выбрать более удачную политику образования цен.

Стоимость продукта и рентабельность.

Прежде чем определять, какую стратегию розничного ценообразования использовать при определении правильной цены  для продуктов, необходимо рассмотреть прямые затраты на продукт и другие связанные с этим расходы. Эти два ключевых элемента общей стоимости продукта называются  стоимостью товаров и эксплуатационными расходами [1].

Стоимость товара включает сумму, уплаченную за товар, плюс любые расходы по доставке или обработке. Если компания производит продукт, стоимость товара также включает в себя стоимость любого прямого труда для его производства. Расходы, связанные с управлением предприятием, известные как операционные расходы, включают накладные расходы, такие как реклама, заработная плата, маркетинг, аренда здания и канцелярские товары. Независимо от используемой стратегии ценообразования розничная цена продукта должна более чем покрывать расходы на покупку и производство товаров, и расходы, связанные с ведением бизнеса [2]. Если продавать продукцию ниже себестоимости, то не получится никакой прибыли, и бизнес не будет успешным.

Факторы производства могут быть определены как ресурсы, используемые для производства товаров или услуг с целью получения экономической прибыли.

В экономике существует четыре основных фактора производства: земля, труд, капитал и предпринимательство. Цена, которую предприниматель платит за использование услуг этих факторов, называется ценой факторов.

Предприниматель платит арендную плату, заработную плату, проценты и прибыль за использование услуг земли, труда, капитала и предприятия соответственно. Теория факторного ценообразования имеет дело с определением цены различных факторов производства.

Определение факторных цен всегда предполагается аналогичным определению цен на продукцию. Это связано с тем, что в обоих случаях цены определяются с помощью сил спроса и предложения. Тем не менее, есть два основных различия в отношении предложения факторов производства и продукции. На товарном рынке предложение товара определяется его предельными издержками производства. С другой стороны, на рынке факторов невозможно определить предложение факторов на основе предельных издержек [3].

Например, трудно определить точную стоимость производства для таких факторов, как земля и капитал. Предложение факторов производства не может быть легко скорректировано, как в случае продуктов. Например, если спрос на землю увеличивается, то невозможно сразу увеличить ее предложение.

Фактор ценообразования связан с ценами, которые предприниматель платит, чтобы воспользоваться услугами, оказываемыми факторами производства. Например, предприниматель должен платить заработную плату за труд, арендную плату за использование земли и проценты за капитал, чтобы он мог получать максимальную прибыль. Эти факторы производства напрямую влияют на производственный процесс организации.

В контексте экономики эти четыре фактора производства, объединенные вместе, образуют совокупный чистый продукт, который называется национальным доходом. Поэтому важно определить цены этих четырех факторов производства. Теория факторного ценообразования имеет дело с определением цены акций четырех факторов производства, а именно: земли, рабочей силы, капитала и предпринимательства.

Другими словами, теория ценообразования факторов касается принципов, в соответствии с которыми определяется и распределяется цена каждого фактора производства. Поэтому теория факторного ценообразования также известна как теория распределения.

Есть два аспекта каждого фактора производства, которые заключаются в следующем:

I. Ценовой аспект:

Относится к аспекту, в котором организация платит определенную сумму, чтобы воспользоваться услугами факторов производства. Например, заработная плата, арендная плата и интересы составляют цену факторов производства.

II. Доходный аспект:

Относится к другому аспекту, в котором определенное количество получено фактором производства. Например, арендная плата, полученная арендодателем, и заработная плата, получаемая трудом, составляют доход, полученный от факторов производства.

Обычно предполагается, что теория ценообразования на факторы производства аналогична теории ценообразования на продукцию. Однако между этими двумя теориями есть определенные различия. Обе теории предполагают определение цен взаимодействием двух рыночных сил, а именно спроса и предложения [4].

Однако существуют различия в характере спроса и предложения факторов производства по отношению к продуктам. Спрос на факторы производства является производным спросом, тогда как спрос на продукцию является прямым спросом. Более того, спрос на факторы производства является совместным спросом.

Это потому, что продукт не может быть произведен с использованием одного фактора производства. С другой стороны, поставка продукции тесно связана с затратами на производство, тогда как стоимость производства не зависит от факторов. Например, нет затрат на производство земли, рабочей силы и капитала. Таким образом, фактор цены отделен от цены продукта.

Психологическое ценообразование – это метод установления цен на определенном уровне, при котором потребитель воспринимает цену как справедливую, выгодную цену или цену продажи. Наиболее распространенным методом является нечетная цена, которая использует цифры, которые заканчиваются на 5, 7 или 9 [5].

Многократное ценообразование. Такой метод подразумевает продажу товара по одной цене (например: магазин «Fix-Price»). Эта стратегия хороша не только для уценок или продаж, но и для розничных продавцов, которые используют различные стратегии ценообразования.

Ценообразование со скидкой – естественная частью розничной торговли. Также в него входит купоны, ценовые скидки и т.д.

Теория ценообразования факторов связана с принципами, согласно которым цена каждого фактора производства определяется и распределяется. Распределение факторов производства может быть двух типов, а именно личных и функциональных. Личное распределение связано с распределением доходов между разными людьми.

Это связано с суммой дохода, полученного не с источником дохода. Например, человек зарабатывает 60000 в месяц; этот доход может быть получен им за счет заработной платы, арендной платы или дивидендов. С другой стороны, функциональное распределение связано с распределением доходов между различными факторами производства по их функциям.

Он связан с источником дохода, таким как заработная плата, арендная плата, проценты и прибыль. Что касается распределения факторов производства, то существует две теории: теория предельной производительности и теория ценообразования.

Рыночная цена зависит от множества факторов,  которыми определяется состояние рынка. Для нужного ценообразования предприятия нужно выбрать  ценообразующие факторы. Ценообразующие факторы – это причины, которые влияют на формирование цены [6].

Главная причина ценообразования – это спрос. Спрос это обратная зависимость между ценной и количеством товара которое покупают. От Спроса зависит и уровень цены. Чем больше спрос тем больше цена. Так же увеличение цены также может негативно влиять на спрос, чем больше цена тем меньше будет становить спрос на товар или услугу. Важно отметить, что падение спроса зависит не только от цены, а и от того что покупателю каждая покупка  приносит меньше радости, удовольствия и т.д. (на товар который пользуется спросом) [7].

Другой вид ценообразования это – конкурентное ценообразование. Конкурентное ценообразование – это процесс выбора стратегических ценовых точек, чтобы наилучшим образом воспользоваться преимуществами рынка товаров или услуг по сравнению с конкурентами. Этот метод ценообразования чаще используется предприятиями, продающими аналогичные продукты, поскольку услуги могут варьироваться от бизнеса к бизнесу, в то время как атрибуты продукта остаются схожими [8].

У компаний есть три варианта при установлении цены на товар или услугу: установить ее ниже конкуренции, на конкуренции или выше конкуренции. Компания может установить цену ниже рыночной и, возможно, понести убытки, если компания считает, что покупатель приобретет дополнительные продукты из своего бизнеса, как только клиент столкнется с другими предложениями.

Когда компания не может предвидеть изменения цен конкурента или не имеет возможности своевременно вносить соответствующие изменения, розничный продавец может предложить сопоставить рекламируемые цены конкурентов. Это позволяет розничному продавцу поддерживать конкурентоспособную цену для тех, кто узнает о предложении конкурента, без необходимости официально изменять цену в системе торговых точек продавца.     Стратегические цели  политики содержат в себе договорные мероприятия по установлению и изменению цен. Эти мероприятия направлены на регулирование деятельности всей производственной и товаропроизводящей сети фирмы и на поддержание конкурентоспособности производимых товаров и услуг в соответствии с целями и задачами общей стратегии фирмы. Тактические аспекты ценовой политики включают в себя мероприятия краткосрочного и разового характера. Они направлены на устранение деформации, которая возникает в деятельности производственных подразделений и товаропроизводящей сети вследствие непредвиденных изменений цен на рынке и (или) поведения конкурентов, ошибок управленческого персонала, и могут иногда идти вразрез со стратегическими целями фирмы.

Проведение фирмой правильной ценовой политики в условиях перехода к рынку предполагает осуществление трехуровневого экономического анализа – анализа на уровне экономики в целом, на уровне отрасли и на уровне предприятия (фирмы). Такой анализ дает возможность руководителям предприятия правильно ориентироваться в рыночной конъюнктуре пространственно и во времени.

Избираемые фирмой стратегические формы ценовой политики и варианты ее осуществления непосредственно вытекают из проводимой ею рыночной стратегии. Основной инструмент конкуренции – скидки.

Особую роль в ценообразовании играет государство. При условиях не совершенствования рынка появляется цена, которая не способствует стабильности  и состоянию в обществе. В такой ситуации приходит на помощь государство. Государство создает условия равновесия. При этом учитываются следующие факторы:

-  цена, установленная государством, не может быстро меняться, поэтому возникает дефицит или избыток товара.

-  при отказе  от вмешательства в ценообразование, государство  лишает возможности обществу способствовать воздействию на рост цен цен предприятий – монополистов, и способствует лишению социальной поддержки, в точности и малообеспеченных его слоев [9].

Правительством Российской Федерации принимаются решения о утверждает перечня продукции, цены которой на внутреннем рынке подлежат регулированию [10].

Выделяют прямое и косвенное влияние государства на цену.

Прямое вмешательство – участие государства в формировании ценообразования.

Отмечают такие формы вмешательства:

-   замораживание цен;

-   фиксирование цен и тарифов;

-   ограничивают рост (падения) цены.

Методы косвенного регулирования:

-   льготного налогообложения;

-   применение акцизов;

-   льготное кредитование;

-   помощь из бюджета и другие [9].

Конкурентное ценообразование – это процесс выбора стратегических ценовых точек, чтобы наилучшим образом воспользоваться преимуществами рынка товаров или услуг по сравнению с конкурентами. Этот метод ценообразования чаще используется предприятиями, продающими аналогичные продукты, поскольку услуги могут варьироваться от бизнеса к бизнесу, в то время как атрибуты продукта остаются схожими.

У компаний есть три варианта при установлении цены на товар или услугу: установить ее ниже конкуренции, на конкуренции или выше конкуренции. Компания может установить цену ниже рыночной и, возможно, понести убытки, если компания считает, что покупатель приобретет дополнительные продукты из своего бизнеса, как только клиент столкнется с другими предложениями.

Подводя общий итог исследованию, можно отметить, что в настоящее время, в условиях рыночных отношений, важно понимать важность анализа влияния ценообразующих факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Сундикова Ю.А., Мурычёва О.В., Демцура С.С. Ценообразование в экономике малого бизнеса России // Новая наука: стратегии и векторы развития. Изд.: «Агентство международных исследований». Уфа. 2016. C. – 5-7.
  2. Ковалева В.Р., Мешкова Н.Л. Стратегия ценообразования как инструмент конкурентной борьбы // Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях развития трансграничного сотрудничества. Луганск. 2018. С. – 524-525.
  3. Бубнова Т.В., Храпоненко И.Р. Анализ факторов, влияющих на ценообразование товара // Синергия наук. Изд.: Сиденко Александр Сергеевич. №14. 2017. С. – 137-143
  4. Герасименко В.В. Ценообразование. Изд.: «Инфа-М». Москва. 2014. С. – 220.
  5. Жидкова Е.В. Жидков А.Н. Методы ценообразования на современном рынке // Лесной вестник. №6. Изд.: МГУЛ. 2011. С. – 101-105.
  6. Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование. Учебное пособие. Изд.: Магистр, ИНФРА-М. Москва. 2010. С. – 270.
  7. Шуляк П.Н. Ценообразование. Учебное пособие. Изд.: Дашков и К. Москва. 2012. С. – 196.
  8. Васюхин О.В. Основы ценообразования. Изд.: СПбГУ ИТМО. Санкт-Петербург. 2010. С. – 110.
  9. Уткин Э.А. Цены, ценообразование, ценовая политика. Изд.: «ТАНДЭМ», ЭКМОС. Москва. 2000. С. – 224.
  10. Есипов В.Е. Цены и ценообразование. Изд.: «Питер». Санкт-Петербург. 2009. С. – 560.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Горбатов Сергей Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация