ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Боташева Лейла Султановна1, Текеева Асият Азретовна2
1Северо-Кавказская государственная академия, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет»
2Северо-Кавказская государственная академия, аспирант кафедры «Бухгалтерский учет»

Аннотация
Данная статья посвящена актуальным вопросам стратегического планирования. Авторы раскрывают содержание понятия и этапы развития стратегического планирования.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Боташева Л.С., Текеева А.А. Этапы развития стратегического планирования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/05/16520 (дата обращения: 11.03.2024).

Устойчивое  экономическое развитие государства, как известно, основано на реализации долгосрочных стратегий раз­вития государства и его регионов. Стратегическое планирование позволяет определять наиболее важные, приоритетные работы, целенаправленно исполь­зовать для их осуществления имеющиеся ресурсы, обеспечивать более эффективную реализацию последних.

Порядок  и принципы формирования системы стратегического планирования в Российской Федерации, полномочия органов государственной власти – участников стратегического планирования, определены  Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» №172-ФЗ «стратегическое планирование – деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации» [1].

По мнению Э.А. Уткина «стратегическое планирование представляет собой особый вид практической деятельности людей — плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды» [6 , с.21].

В соответствии со ст.8 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ  «основными задачами стратегического планирования являются:

1) координация государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики;

2) определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

3) определение приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

4) выбор путей и способов достижения целей и решения задач социально-экономической политики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, обеспечивающих наибольшую эффективность использования необходимых ресурсов;

5) формирование и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решение задач социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

6) определение ресурсов для достижения целей и решения задач социально-экономической политики и социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

7) координация действий участников стратегического планирования и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования, по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;

8) организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования;

9) научно-техническое, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение стратегического планирования;

10) создание условий, обеспечивающих вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в процесс стратегического планирования» [1].

Чтобы обеспечить возможность принятия экономически обоснованных решений, на предприятиях производятся и анализируются расчеты альтернативных предложений и описываются ожидаемые результаты экономической деятельности. Обычно планирование относят к деятельности высшего порядка и считают, что формальное  планирование представляет немало выгод:

-          помогает руководству предприятия мыслить перспективно;

-          способствует   четкой   координации   предпринимаемых предприятиями усилий;

-          формирует систему целевых показателей деятельности для последующего контроля;

-          готовит хозяйствующий субъект к возможным внезапным рыночным переменам;

-          демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.

Итак, есть смысл разрабатывать план даже тогда, когда все время изменяются не только внешние, но и внутренние условия реализации плана, а само планирование превращается в непрерывную корректировку. Планирование необходимо, если мы хотим, чтобы нормальная деятельность хозяйствующих субъектов не была нарушена ходом будущих событий. Возможность корректировки планов должна сочетаться с необходимостью адаптации. Адаптация – непрерывное приспособление к изменяющимся условиям – является ключевой проблемой планирования.

Стратегическое планирование – управленческий процесс создания и поддержки стратегического соответствия между целями предприятия, его возможностями и шансами.

В развитии стратегического планирования и стратегического управления прослеживаются несколько этапов. Так, известный исследователь-стратег и родоначальник «школы планирования» И.Ансофф выделяет три основных этапа в развитии стратегического планирования:

I этап  –   с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX века;

II этап — период с 30 по 50-е годы XX века и III этап – начиная с 60-х годов XX века по настоящее время [3, 4].

I этап исследователи квалифицируют как эпоху «массового производства». В этот период основным девизом предприятий был: «Как можно больше!». Главный фактор успеха заключался в насыщении рынка товарами массового спроса по низкой цене. Первый этап в развитии процесса планирования компании основывался на экстраполяции текущих тенденций и выражался в разработке бюджетов как основы технологии планирования.

II  этап представляет собой эпоху массового сбыта. В развитии процесса планирования его называют – «рыночное планирование». Девиз данного этапа: «Как можно шире!». Рыночное планирование явилось закономерной реакцией компаний на «зрелые рынки», когда стало необходимым учитывать возрастающие запросы потребителей. Ключевой фактор успеха состоял в производстве широкого набора продуктов и поддержке высокого уровня продуктовых инноваций.

На III этапе (с 60-х годов XX века) началась постиндустриальная эпоха, которую П. Друкер [5] назвал «эпохой без закономерностей», и она продолжается до настоящего времени. К традиционным факторам (производство и рынок) добавились новые: влияние конкурентов, новые типы конкуренции в связи с усложнением и ростом динамизма внешней среды, ускорением темпов научно-технического прогресса. В такой усложненной предпринимательской среде,  когда организация должна быть способна на быстрое реагирование и адаптацию к изменениям в окружении, и было введено стратегическое планирование, а уже в 70-е годы появилась необходимость в стратегическом управлении [2]. В научной среде общепринято считать, что концепция стратегического планирования возникла в ответ на возрастание динамизма и неопределенности внешней среды бизнеса.

Россия имеет многолетний опыт методологических разработок по стратегическому планированию, разработок долгосрочных планов развития экономики страны и уникальный опыт их реализации в своей практической деятельности ВСНХ и Госплана СССР.

Первый  в мире государственный стратегиче­ский план был разработан в 1920 году в РСФСР Государственной комиссии по электрификации под руковод­ством Г.М. Кржижановского и рассчитан на 10–15 лет.  Предусматривалась коренная реконструкция на базе электрифи­кации всех отраслей народного хозяйства страны при преимуществен­ном росте тяжелой промышленности и рациональном размещении промышленности по всей территории страны.

План был разработан по 8 основным экономическим районам (Северному, Центрально- промышленному, Южному, Приволжскому, Уральскому, Западно- Сибирскому, Кавказскому, Туркестанскому) с учетом их природных, сырьевых и энергетических ресурсов и специфических национальных условий.

Основные принципы плана ГОЭЛРО стали образцом для пла­нирования.

Теория и методы планирования в России развивались одновремен­но с усложнением народного хозяйства и практикой планирования его развития. На каждом историческом этапе методология планирования, обобщая опыт решения задач предыдущего периода, учитывая услож­нение экономических взаимосвязей, совершенствовалась для реше­ния новых более сложных задач.

Можно сказать, что стратегическое планирование развития го­сударства – важнейшее научное и социальное завоевание XX века.

Основоположниками теоретико-методологических основ го­сударственного планирования являются: Н.Д. Кондратьев, сформу­лировавший основные условия эффективной организации плановой работы, В.В. Леонтьев, предложивший в 20-х годах XX века балансо­вый метод «затраты – выпуск», Г.М. Кржижановский, определивший основной принцип в методологии стратегического планирования «принцип непрерывности планирования», впоследствии названным «цепочкой Кржижановского», С.Г. Струмилин, выдвинувший в 1923 г. идею прогнозного баланса народного хозяйства.

Из зару­бежных стран наибольший опыт получен во Франции и Японии, ко­торые весь послевоенный период разрабатывали общенациональные планы экономического развития с целью быстрейшего восстановле­ния разрушенных войной экономик.


Библиографический список
  1. Федеральный закон  «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017г) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (Дата обращения 07.05.2019)
  2. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  3. Ансофф И. Стратегическое управление/Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика,1989.
  4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. – СПб.: Питер Ком, 1999.
  5. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / Пер. с англ. — М.-СПб.: Бук Чембер Интернешнл, 1992.
  6. Стратегическое планирование/Под ред. уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКСМОС, 1998.


Все статьи автора «Боташева Лейла Султановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: