УДК 338.22

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Гафуров Акобир Мир-Алишерович
Сибирский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы

Аннотация
В статье раскрывается сущность социального предпринимательства, что позволяет понять направленность деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в социальной экономике. Автором обозначается роль социального предпринимательства в современном мире.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Гафуров А.М. Сущность и роль социального предпринимательства в современном мире // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2019/03/16495 (дата обращения: 17.03.2019).

В настоящее время к социальному предпринимательству проявляется большой интерес и внимание. Это обусловлено конъюнктурой экономического развития ведущих стран мира. С одной стороны, сокращение бюджетного финансирования социальной сферы государства и передача данных полномочий частному сектору, а с другой стороны сложность решения социальных проблем, дают развитие социальному предпринимательству, как механизму, способному решать сразу несколько задач: находить финансирование, решать социальные проблемы, получать прибыль собственникам социальных предприятий. Важно понимать сущность и роль социального предпринимательства в современном мире.

Прежде чем раскрыть сущность социального предпринимательства, необходимо разработать понятийный аппарат. Что такое социальное предпринимательство? Предпринимательство – это экономическая деятельность человека с целью систематического получения прибыли, где риски и полную имущественную ответственность несет лицо, осуществляющую данную деятельность. Социальное предпринимательство можно объяснить как предпринимательскую деятельность, которая имеет конкретную социальную миссию, направленную на решение социальных проблем. Социальное предпринимательство имеет характерные признаки такие, как преобразовательная деятельность с социальным устойчивым эффектом, целевая направленность на решение существующих социальных проблем, самоокупаемость и финансовая устойчивость и распространение опыта. Поскольку направление достаточно новое, то устойчивого понимания кто такой “социальный предприниматель” и какое предприятие может считаться социальным – нет. Мнения авторов по поводу определения “социального предпринимателя” расходятся. Одни авторы считают, что социальным предпринимателем является лицо, которое является основателем организаций, которые материально и финансово существуют за счет денежных поступлений их клиентов. Однако под такое определение попадает большое количество лиц, собственников и основателей организации, конкретизации нет. По мнению автора, социальным предпринимателем является субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность в соответствии с определенной конкретной социальной миссией по достижению устойчивого качественного изменения состояния социальных проблем), берущий на себя всякие обязательства по ведению бизнеса с целью получения прибыли. Социальными предпринимателями являются не только лица осуществляющие свою деятельность по государственным контрактам, грантам и пожертвованиям. Качественное определение социального предпринимателя состоит в том, что он имеет предпринимательский подход. Для социального предпринимателя присуще получение прибыли, но цель его в приоритете будет состоять в желании работать на благо общества, решать конкретные социальные проблемы.

В России принято отождествлять “социальное предприятие” с предпринимательской деятельностью, которая осуществляется с целью оказания социальных услуг, что не соответствует мировой практике[1, с. 146]. В определении понятия “социальное предприятие” можно выделить два подхода. С одной стороны, социальное предприятие или организация создают для своих работников такие условия, при которых решаются “основные задачи социальной политики обеспечение человеку нормальные условия жизни и развития; создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества; обеспечение экономической безопасности с помощью таких инструментов, как оплата, охрана труда, социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование”[2, с. 209]. Однако под такие критерии можно отнести любое предприятие или организацию, так как в разной степени и мере, но косвенно они осуществляют данные функции. С другой стороны, конкретизировать определение “социального предприятия” позволяют отличительные черты, которые не присущи остальным предприятиям и организациям и выполняют функции и решают социальные проблемы сверх положенного. Такими критериями выступают: общественный характер производимого продукта, социальная ценность деятельности, преобразующая деятельность (чаще всего с использованием инновационных разработок), социальный результат оказывает воздействие . Например, некоммерческие организации осуществляют свою деятельность в ограниченных формах собственности и способах ведения своей деятельности. Социальное же предприятие, основанное на принципах частной собственности, имеет ряд преимуществ: справедливое финансирование, прозрачность собственности на активы, прозрачность их оценки, а также свобода продажи. Еще социальное предприятие можно определить как предприятие, которое вовлекает в свою работу прежде всего группы людей, исключенных из местных рынков труда. В таком определении акцент делается не на социальном продукте, а на предоставление условий для населения, включенного в социально проблемную группу. Опять же такое определение не вполне конкретно. В таблице 1 приведена сравнительная характеристика основных черт понятий “организация”, “некоммерческая организация”, “социальное предприятие”

признак организация НКО социальное предприятие
цель получение прибыли достижение общественнозначимых целей решение конкретных социальных проблем;

получение прибыли

 

форма собственности коммерческая некоммерческая коммерческая
продукт направлен на продажу для удовлетворения разнообразных потребностей человека разнообразные формы социальных благ создает социальный эффект
целевая аудитория все население по группам потребностей направлен в целом на общество направлен на конкретную группу населения

Таким образом, социальное предприятие направленно на общественнозначимую цель, которое решает конкретные социальные проблемы и ведет свою деятельность с элементами бизнеса.

Почему возникает актуальность направления развития социального предпринимательства? Причина лежит не только в решении социальных проблем. Разное развитие стран определяет формы ведения бизнеса и предпринимательской деятельности. Здесь возникает вопрос сложившегося отношения в ведении социальной политики государства и определению такой категории, как социальная справедливость. Основу современной социальной политики США составили тенденции 70х-80х годов прошлого века, когда началась децентрализация власти и передача функций по решению социальных проблем перешла от государства в частные корпорации, и появилась концепция “общества всеобщего благосостояния”. В странах Европейского Союза модель социального государства эволюционировала к “государству всеобщего благосостоянию”, и в данный момент происходят изменения в пользу “общества всеобщего благосостояния”. В России Конституцией Российской Федерацией провозглашено социальное государство, и социальная политика до конца не оформилась, имеет смешанный характер.

Тенденции развития в России социального предпринимательства имеют как возможности, так и ограничения. Во-первых, развитие данного направления в бизнесе должно формироваться в самом бизнесе, без насаждений со стороны государства. Но интерес к данному направлению в России пока невелик в силу определенных причин. Например, накопление материального капитала до сих пор стоит на первой позиции в России, отсутствие экономической стабильности в конкретный период также оказывает влияние, бизнес имеет быстродействующий эффект, направленный на получение результата и прибыли “здесь и сейчас”, предприниматели не готовы создавать долгосрочный бизнес. Создаваемые государством условия для осуществления свободной экономической деятельности не способны эффективно стимулировать развитие таких организаций, которые к тому же встречают массу разных барьеров при осуществлении своей деятельности. Во-вторых, в России нет механизма межсубъектного взаимодействия в решении социальных проблем, провалов рынка, где не справляется государство, и данные ниши могли бы заполнить социальные предприятия. В третьих, нет определенной нормативно-правовой базы, которая создала бы возникновение социальных предприятий и соответствующих преференций для ведения такой деятельности.

В России со временем по мере накопления материального капитала произойдет и повышение интереса к социальным предприятиям, что обусловит создание и определенных условий.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Ветрова Е.А., Акимов И.В. Социальное предпринимательство в России: проблемы и пути развития / Е.А. Ветрова, И.В. Акимов // Материалы Афанасьевских чтений. – 2016. – №1(14). – с. 145-152.
  2. Смирнова А. А., Егорова М. С. Основные цели, задачи и функции социальной политики / А. А. Смирнова, М. С. Егорова // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 208-211.
  3. Мухин А.В. Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства / А.В. Мухин // Новые технологии. – 2011. – №2. – с. 103-106.
  4. Ярмоленко А.В., Серебренников С.С. Примеры социального предпринимательства в России и за рубежом / А.В. Ярмоленко, С.С. Серебренников // Вестник ГУУ. 2012. №4.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гафуров Акобир Мир-Алишерович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация