УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТА

Блинов Илья Дмитриевич
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
бакалавр кафедры экономики

Аннотация
Данная статья посвящена обзору учебной практике студента, а также программы и ее составляющих. Согласно проведенному анализу можно утверждать, что учебная практика немало значима для студента. Исследуемая проблематика имеет множество аспектов.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Блинов И.Д. Учебная практика и ее значение для студента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/02/16470 (дата обращения: 11.03.2024).

Основной задачей практики является закрепление, а также применение знаний студентами. Она дает студентам следующие возможности: применять приобретенные знания, умения и навыки, демонстрировать уровень усвоения образовательной программы, «попробовать» себя в ситуациях, реально соотносимых с их будущей профессиональной деятельностью.

Важную роль в практике играет все: субъекты образования, специалисты каждой отрасли. Субъектами образования принято считать студентов и профессорско-преподавательский состав. Также представители предприятий вносят свой вклад в организацию и успешность практики. Именно от этого зависит качество проведения практики, а также получение студентами дополнительных знаний. План проведения учебной практики, установление сроков разрабатывается кафедрой вуза в соответствии с требованиями ФГОС. Осуществляется практика на основе договора между вузом и сторонней организацией.

Целю практики является приобретение студентом первичного профессионального опыта. Для реализации цели необходимо: знакомство с деятельностью предприятия, его структурой, системой управления и организационно-правовой формой; изучение функций подразделений предприятия; изучение нормативно-правовых документов; практическое знакомство со специальностью и её особенностями.

Учебная практика представлена следующими видами:

1) ознакомительной, которая представлена различными экскурсиями по организации;

2) предметно-методической, в которую могут входить лекции и беседы;

3) практикой по приобретению начальных профессиональных умений.

Такой вид практики, в частности, включен в образовательную программу специальности «Финансы и финансовый менеджмент», обучение которой проводится в стенах ХГУ на кафедре экономики. В учебной программе по этой специальности содержание лекций по соответствующим дисциплинам обязательно включает вопросы влияния предприятий на экономику региона. Знания, которые получают студенты на лекциях и углубляют при выполнении расчетных работ, в последующем планомерно должны закрепляться в процессе практик, как это предписано государственным образовательным стандартом.

С этой целью в учебном плане предусмотрена учебная практика длительностью две недели. Группа студентов, обучающихся по специальности «Финансы и финансовый менеджмент» направляется на предприятия в Республике Хакасия. Цель практики – выявление основных экономических проблем, связанных с производственной деятельностью предприятия. Она проводится после освоения студентами базовых экономических дисциплин: бухгалтерский учет, институциональная экономика, статистика, экономическая теория, маркетинг.

Проблемам организации подобной практики уделяется большое внимание на кафедрах экономики. То есть, уточняется и расширяется ее содержание. Например, В. Ф. Максимова считает, что главным средством достижения этой цели учебной практики становится изучение и анализ бухгалтерской отчетности организации, на примере которых рассматриваются экономические проблемы, связанные с деятельностью этих предприятий [1]. В ходе подобной практики внимание студентов, как правило, в основном обращается на финансовые проблемы предприятия, которые тесно связаны с его особенностями.

Наличие разработанных программ практики в учебном плане не свидетельствует об ее эффективности. Получение студентами навыков, значимых для будущей специальности, должно осуществляться также и в учебном процессе. То есть, при детальном изучении этого вопроса, важно исследовать этапы организации практики: этап подготовки, этап проведения практики и заключительный этап. Из них первый и третий проводятся на базе Хакасского государственного университета, а второй – на предприятии, которое определено согласно программе, возможностям кафедры и желанию студента.

До начала практики кафедра экономики проводит собрание со студентами, где вместе с заведующим кафедрой и руководителем практики обговаривается программа практики, проводится инструктаж по технике безопасности, напоминаются правила охраны труда, санитарии и пожарной безопасности, а также выдаются индивидуальные задания студентам.

С целью ознакомления со специальностью выбирается целесообразная форма организации практики. Студенты приобретают навыки работы в команде, самостоятельной работы, составления отчетности.

Студенты во время учебной экономической практики изучают бухгалтерию предприятия: отчеты, балансы, накладные, а также другие виды документов. Тем самым студентам предоставляется возможность, с одной стороны, ознакомиться с уникальными экономическими моделями. С другой стороны, знания по изученным ранее дисциплинам, закрепляются через использование такого приема «анализ». При прохождении практики студент закрепляет знания, полученные в учебном процессе. Именно эти знания используются при организации самостоятельной работы, которая состоит в подготовке и написания отчета по итогам практики.

На эффективность прохождения студентом учебной практики влияют различные факторы. Это уровень общей подготовки по специальности «Экономика» и знание материала по соответствующей дисциплине, с которым студент выходит на практику. Также, важны личностные факторы студента: ответственность, желание и стремление работать самостоятельно, умение слушать и анализировать информацию.

Также важно наличие у студента интереса к практике, желание получить знания и освоить навыки, которые предоставляет ему прохождение практики. Здесь важна роль студента как субъекта образования, так и роль руководителя практики.

Важно конкретизировать требования, которые предъявляются к студентам на практике. Студент должен выполнять целый комплекс обязанностей. Прежде всего, к ним относится входит выполнение программы практики и индивидуального задания руководителя от кафедры и предприятия. Также студент обязан вести дневник и написать отчет по итогам пройденной практики, оформив его по необходимым требованиям. Процесс составления укрепляет имеющиеся знания, являясь при этом основой для формирования профессиональной компетенции. Защита отчета проводится на кафедре по окончанию учебной практики.

В соответствии со стандартом, руководитель практики от кафедры обеспечивает ее реализацию в ряде этапов. На начальном этапе он связывается с предприятиями, заключает договора на проведение практик, оформляет приказ, проводит организационные мероприятия перед началом практики. Также руководитель уточняет календарный план выполнения и содержание программы практики. Кроме того, он разрабатывает индивидуальное задание для каждого студента. Во время практики он следит за выполнением студентами распорядка дня, оказывает им методическую помощь, отвечает за соблюдение правил техники безопасности. По завершении практики руководитель от кафедры оценивает результаты выполнения студентами индивидуальных заданий и отчет.

В условиях учебной экономической практики, роль руководителя от предприятия на этапе собственно практики сводится к следующему:

- встретить студентов во главе с руководителем от вуза и обеспечить им доступ на предприятие;

- ознакомить студентов со структурой предприятия, особенностями его деятельности, отделами, задачами, планами и мероприятиями по их выполнению;

При написании данной статьи было дано следующее обоснование: чтобы организовать и обеспечить студентам процесс прохождения практики, руководитель кафедры должен быть высококвалифицированным специалистом. В связи с количеством студентов, возрастает значение индивидуального подхода, наличие опыта работы в индивидуальном порядке.

Как справедливо отмечает З.С. Жиркова, в условиях практики проверяются качества подготовки студента в реальной ситуации [2].

Учебная практика имеет большое значение в реализации образовательной программы по специальности «Экономика». Поэтому необходимо решить следующий вопрос: какими качествами должен обладать руководитель практики от кафедры? Можно выделить профессиональные и личностные характеристики. К профессиональные характеристики должны включать компетентность, наличие опыта работы со студентами, знание самого предмета практики. Личностные характеристики подразделяются на профессионально-значимые, т.е. сотрудничество со студентами и знание психологии, и на личностные качества– это, на мой взгляд, ответственность, толерантность, а также корректность и доброжелательность. Именно это является основой успешного сотрудничества преподавателя и студента.

Проведя данное исследование, можно сказать, что на учебной практике, студент получает первичные основы для того, чтобы в будущем стать специалистом. Именно от качества и правильности программы практики зависит подготовка студента к самостоятельной творческой работе на производстве и в научных учреждениях.


Библиографический список
  1. Максимова В.Ф. Экономическая теория / В.Ф. Максимова. – М.: Юрайт, 2014. – 580 с.
  2. Жиркова, З.С. Проектирование организации воспитательной работы в сельской школе /З.С.Жиркова // Материалы Международного научно-общественного конгресса «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в общем поликультурном информационном и кадровом пространстве»/Российская академия образования, ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет» – Петрозаводск, 2009 – С 71.
  3. Райзберг, Б.А. Введение в экономику / Б.А. Райзберг. – М.: Просвещение, 2016. – 192 c.
  4. Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: учебное пособие / Л.Н. Даниленко. – М.: ИНФРА-М. – 2013. – 576с.
  5. Анализ финансовой отчетности: учеб.пособие/ О.В. Ефимова, М.В. Мельник. – 4-е изд.,испр. и доп. – М.: ОМЕГА-Л, 2014.-451с.


Все статьи автора «Блинов Илья Дмитриевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: