ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Засимова Наталья Валерьевна
Российский технологический университет
студентка 5 курса, специальность «Экономическая безопасность"

Аннотация
В данной статье рассматривается одна из наиболее актуальных проблем - злоупотребление должностными полномочиями при осуществлении налогового контроля.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Засимова Н.В. Злоупотребление должностными полномочиями при проведении налогового контроля // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/01/16408 (дата обращения: 11.03.2024).

Научный руководитель: Беловицкий Константин Борисович
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность»
Российский технологический университет

В последнее время на передний план выходит проблема злоупотребления должностными полномочиями при проведении налогового контроля. Так как доходы государственного бюджета напрямую зависят от налоговых сборов, налоговый контроль является неотъемлемой частью «механизма». Актуальность данной темы состоит в том, что должностные лица могут ставить личные интересы превыше интересов служб – должностных полномочий, для личной выгоды.

В соответствии со ст. 82 гл. 14 НК РФ -   Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом[1].

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение лиц к ответственности, нарушивших налоговое законодательство.

В соответствии со ст. 87 гл. 14 НК РФ – налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов[2]:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Контроль, осуществляемый за налогоплательщиками дело понятное, но необходим еще контроль над органами, осуществляющими эти действия.
По словам судьи Конституционного Суда Российской Федерации Г.А. Гаджиева, «нельзя забывать, что понятие добросовестности должно распространяться и на налоговые органы.

Должностные лица налоговых органов при осуществлении налогового контроля могут допустить ошибку, а могут действовать в своих корыстных интересах.

Чаще всего злоупотребление должностными полномочиями сотрудниками налоговых органов встречается при выполнении выездной налоговой проверки, так как контакт представителей налоговых органов осуществляется напрямую с налогоплательщиком.

В соответствии со ст. 285 УК РФ – Злоупотребление служебным положением является использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.[3]

Объектом преступления являются интересы налогоплательщиков.

Субъектом является должностное лицо – сотрудник налоговых органов.

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков: 1) совершения деяния (действия либо бездействия) — использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.

Часто путают понятия злоупотребление должностными полномочиями и превышение полномочий, так вот злоупотребление должностными полномочиями имеют отличительные черты:

1. При злоупотреблении должностное лицо может как действовать, так и бездействовать, а при превышении – только действовать.

2. При злоупотреблении субъект действует в рамках должностных полномочий, при превышении – выходит за рамки должностных обязанностей.

3. При злоупотреблении субъект обязательно должен иметь цель получить личную выгоду в ущерб интересам организации, а при превышении должностных обязанностей цель преступника не имеет значения для квалификации преступления.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к налоговым органам,  так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.

Способы злоупотребления должностными полномочиями сотрудниками налоговых органов могут быть разнообразными: необоснованное продление налоговой проверки, необоснованное проведение повторной выездной проверки, необоснованные штрафы, нарушение процедуры выемки документов, допущение ошибок в ходе проведения проверки и еще многое.

Методы предотвращения злоупотреблением служебными полномочиями сотрудников налоговых органов:

Одним из главных способов борьбы с злоупотреблением полномочиями является применение риск ориентированного подхода.

В соответствии со ст. 8.1 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.04.2018) “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ) Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.[4]

В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.

А также можно выделить общие меры предотвращения злоупотребления служебными полномочиями, к которым относятся:

  • развитие и совершенствование экономических отношений, что неразрывно связано с повышением жизненного уровня и материального благосостояния должностных лиц;
  • совершенствование законодательства Российской Федерации, в том числе принятие закона о борьбе с коррупцией;
  • повышение уровня культуры должностных лиц, улучшения их образования, а, следовательно, воспитанности, установления нравственных взглядов;
  • создание органов социального контроля за должностными лицами и принимаемыми ими решениями;

Существуют и специальные меры предотвращения злоупотребления служебными полномочиями:

  • организационные меры, направленные на устранение недостатков в контроле и его совершенствование, совершенствование деятельности по подбору и расстановке кадров, включая предупреждение проникновения в управленческий аппарат лиц, не заслуживающих доверия по деловым и моральным качествам;
  • экономические меры, в том числе, меры по повышению материальной обеспеченности должностных лиц налоговых органов, меры повышения материальной ответственности лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, за использование должностных полномочий в корыстных целях;
  • идеологические меры – воспитание чувства ответственности должностных лиц за порученное дело, нетерпимости к любым нарушениям законности, право воспитательная работа по вопросам ответственности за злоупотребления должностными полномочиями;
  • правовые меры:
  • совершенствование законодательства об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями, в части конкретизации оценочной категории – существенности вреда, и дачи точных формулировок должностного лица, назначение санкции за данное преступление только в виде лишения свободы;
  • совершенствование норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе со злоупотреблениями должностными полномочиями – отстранение должностного лица от занимаемой должности в момент возбуждения уголовного дела и до принятия окончательного решения судебными органами;[5]

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что предотвращение злоупотребления служебными полномочиями должностных лиц прямо зависит от соблюдения принципа неотвратимости ответственности самих должностных лиц, виновных в злоупотреблении должностными полномочиями, невзирая на служебное положение и прошлые заслуги.

Проблема злоупотребления должностными полномочиями при проведении налогового контроля требует большого внимания, в том числе чётко отработанных мер предотвращения злоупотребления служебными полномочиями. А также нужно обратить внимание на направленность уголовной ответственности за преступления против интересов государственной службы на обеспечение защиты граждан от общественно опасных деяний, совершенных должностными лицами налоговых органов.


Библиографический список
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) Статья 82 <<Общие положения о налоговом контроле>> (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) [Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) Статья 87 <<Налоговые проверки>> (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) [Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) Статья 285 <<Злоупотребление должностными полномочиями>> [Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/ ]
  4. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.04.2018) <<О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля>> Статья 8.1. <<Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)>> (введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ) [Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/ ]
  5. Авдеев С.В. Злоупотребление должностными полномочиями: Уголовно- правовой и криминологический аспекты. – М.: Диссертация, 2006


Все статьи автора «Засимова Наталья Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: