ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КНР

Дерюгин Илья Александрович1, Звягинцев Андрей Андреевич1
1Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», студент 4 курса факультета Мировой экономики

Аннотация
Данная статья посвящена оценке роли иностранных инвестиций в экономике КНР, а также их влияния на развитие инновационных технологий в стране. На основе данных проведенного анализа можно сказать, что Китай проводит активную политику по привлечению иностранного капитала, что позволяет не только расширить потоки финансовых средств из-за рубежа в Китай, но и способствует передаче новейших технологий и высококвалифицированных трудовых ресурсов. Одной из задач работы является определение и решение проблем в области повышения инвестиционной привлекательности таких сфер, как развитие инновационных технологий в КНР.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Дерюгин И.А., Звягинцев А.А. Привлечение иностранных инвестиций как фактор инновационного развития КНР // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/06/16106 (дата обращения: 11.03.2024).

Одним из наиболее масштабных феноменов последней четверти двадцатого века стал быстрый рост экономики Китая или китайское экономическое чудо. За этот промежуток времени уровень ВВП на душу населения вырос почти в 4,5 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) в 3,6 раз, а среднегодовые темпы экономического роста с 1978 по 1997г. составили более 9% в год. Стремительное развитие экономики Китая сделало его привлекательным для иностранных инвесторов. Это повлекло за собой приток иностранных инвестиций в страну, что ускорило процесс экономического роста. Более того, волна капитала из-за границы привела к развитию инфраструктуры, росту уровня образования, необходимого для подготовки высококвалифицированных специалистов, соответствующих высоким мировым стандартам, а также появлению крупных ТНК, что позволило вывести многие китайские товары на международный рынок. Китайское правительство, в свою очередь, смогло создать все условия для привлечения капитала из-за рубежа. Например, были образованы инвестиционные фонды, обеспечивающие практически полную гарантию отсутствия рисков для инвесторов. Также, серьезный упор был сделан и на обеспечение политической стабильности в стране. Были предприняты меры, как по снижению уровня преступности, так и по сохранению социальной стабильности.

На сегодняшний день КНР является крупнейшим мировым импортером ПИИ, которые играют важную роль в экономическом развитии страны. Однако, несмотря на спектр факторов, положительно влияющих на инвестиционный климат в стране, существуют некоторые барьеры, сдерживающие инвестиционные потоки. Эти барьеры можно условно поделить на природные и искусственные. Природные появились в результате неблагоприятных экономических условий, в то время как искусственные в основном являются результатом законодательной политики государства. К первым относится коррупция и дефицит высококвалифицированной рабочей силы. Из искусственно созданных можно выделить следующие факторы: крайне жесткая политика государства в отношении иностранных компаний банковского и кредитного сектора, низкая защита прав интеллектуальной собственности, а также законы, усложняющие процесс ведения бизнеса в Китае для иностранцев.

Особенности инвестиционного климата КНР

Согласно данным ЮНКТАД на 2015г. Китай является крупнейшим реципиентом прямых иностранных инвестиций. Данные за период с 2001 по 2015гг. представлены на рисунках 1 и 2 [1]:

Рисунок 1 – объем ПИИ в Китай (величина типа поток), млрд. долл.


Рисунок 2 – объем ПИИ в Китае (величина типа запас), млрд. долл.

В целом наблюдается положительная тенденция. За 14 лет объемы притока ПИИ выросли почти в 3 раза с 46 до 136 млрд. долларов США в год. Важно отметить, что c 2013 года наблюдается рост объема ПИИ приблизительно на 5% в год. Таким образом, запас ПИИ в стране к 2015г. составляет 1732 млрд. долл. Структура иностранных инвестиций зависит как от страны-инвестора, так и от инвестируемой отрасли. Ниже представлены данные за 2015г. [2]:

Рисунок 3 – структура ПИИ в Китай по странам в 2015г. (%)


Рисунок 4 – структура ПИИ в Китай по инвестируемым отраслям в 2015г. (%)

По первой диаграмме видно, что наибольшую часть объема ПИИ составляют инвестиции из Гонконга. В целом инвестиции из стран Азии превышают 85% от общего объема иностранного капитала. Доли остальных стран не превышают 2%.

Согласно второй диаграмме самыми инвестируемым сектором экономики КНР является производственный сектор, около 58 млрд. долларов в 2015г. В то же время значительная часть инвестиций идет в недвижимость (более 20%). Доли таких секторов как обслуживание бизнеса и торговля приблизительно равны, около 6 % каждая.

Самой популярной формой инвестирования было и остается предприятие со 100% иностранным капиталом. В 2012 году объем ПИИ, поступающих в такие предприятия, составил 77,1% от общего объема ПИИ. Причем за период с 2000 по 2008г. он вырос более чем на 30% [3, c. 14]. Второй по популярности формой является совместное предприятие. Доля таких инвестиций в общем объеме ПИИ постепенно снижается. Так, с 2000 по 2008г. она упала с 35,2 до 18,7%.

Еще одним примечательным фактом является рост доли инвестируемых из-за рубежа предприятий в общем товарообороте Китая вплоть до 2005г. 58,5%. Однако, позже эта цифра стала падать и к 2012г. составила 49%.

По приведенным выше данным видно, что за последние годы Китай достиг впечатляющих результатов относительно привлечения иностранных инвестиций. На это повлиял целый комплекс факторов, вызванных политическими и экономическими условиями.

Первым экономическим фактором является наличие емкого внутреннего рынка и дешевой рабочей силы. Первое обеспечено численностью населения КНР, которое составило 1339 млн. человек на 2010г. С ростом населения растет и спрос на товары и услуги, что стимулирует предложение на национальном рынке. Это, в свою очередь ведет к расширению производства и развитию предприятий, делая их более привлекательными для инвесторов. Важно отметить, что по данным на 2013г. трудоспособное население КНР составило 919 миллионов человек (67,6% общей численности страны) [4]. Это обеспечивает высокое предложение на рынке труда и таким образом снижает на него цену. Так, в 2012 году средняя зарплата в Китае равнялась 656 долл. США, в то время как в России этот показатель был в 2 раза выше. Таким образом, низкие издержки, связанные с оплатой труда в КНР, всегда были одним из главных стимулов ведения бизнеса в этой стране.

Другим не менее важным фактором является политика КНР, направленная на стимулирование ПИИ. Правительство предоставляет налоговые льготы для стимулирования иностранных инвестиций в определенные отрасли. Для этих целей был создан каталог отраслей для иностранных инвестиций. К категории поощряемых отраслей относятся более 260 направлений: нефтяной и химической промышленности, сельского хозяйства и животноводства, текстильной промышленности, энергетики, металлургии, машиностроения, электронной промышленности, медицинского оборудования, аэрокосмической промышленности, микроэлектроники и др.
Помимо этого государство принимает меры и в отношении компаний. Предприятия с участием иностранного капитала (ПУИК) освобождены от выплаты налога на прибыль в первые годы деятельности, в последующем они платят налог по заниженной ставке. Также они освобождаются от налога на прибыль, реинвестируемую в предприятие. Государство стимулирует импорт технологий и оборудования, поэтому пошлины и НДС при их ввозе не выплачиваются. Операции по репатриации капитала и переводу прибыли не ограничиваются. Результатом данных нововведений стала активизация крупных иностранных фирм в приоритетных отраслях промышленности Китая, что позволяет улучшить организацию производства, увеличить производительность труда и перенять опыт и ценную информацию у ТНК. Так, например, благодаря мерам поддержки научно-исследовательского сектора в КНР появляются исследовательские центры и технопарки, в создании которых участвуют такие компании как Samsung, Alcatel, Philips, Epson и т.д.

Еще одним стимулом для иностранных инвесторов является открытость китайского рынка. Известно, что в условиях протекционизма государство вводит высокие пошлины на импортируемую продукцию. При этом иностранные товары становятся дороже, что негативно сказывается на их конкурентоспособности. В таком случае страна-экспортер будет принимать ответные меры, что только навредит взаимной торговле. Однако китайское правительство вот уже более 20 лет проводит либерализацию торговли. В первую очередь, оно поощряет экспортную деятельность предприятий путем возвратной экспортной пошлины, подразумевающей возвращение НДС и потребительского налога. В результате, компании, располагающие производственными мощностями в Китае, экономят на издержках, возникающих при пересечении границы страны. Эти условия создают дружественную бизнес среду и стимулируют приток инвестиций в заводы, фабрики и другие производственные объекты.

Особую роль в привлечении иностранных инвестиций играют институциональные инвесторы Китая (ИИ). В их число входят фондовые, инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды и фонды ценных бумаг. Капитал ИИ направлен на покупку гособлигаций, акций компаний, а также ценных бумаг различных фондов. Эти организации обладают необходимым опытом и информацией для более эффективного использования инвестиционных ресурсов. Более того, они позволяют снизить риски для инвестора путем диверсификации инвестиций. Их появление обеспечило упрощение доступа иностранных индивидуальных инвесторов к рынкам ценных бумаг и сделало инвестирование в китайские предприятия более надежным и безопасным. Примерами успешных ИИ в КНР является всекитайский фонд социального обеспечения (ВФСО) или всекитайский фонд общественного благосостояния. Доходность инвестиций ВСФО за 2013г. составила 11,69% или приблизительно 23 млрд. долларов США [5]. Правда, стоит отметить, что доля иностранных инвестиций в данной организации невелика и на 2013г. составила 8,5% от общего объема.

Помимо всех вышеперечисленных факторов, важно отметить общее состояние экономики КНР. С 1979 по 2010, среднегодовой рост ВВП Китая был равен 9.91%. И, несмотря на спад, начавшийся в 2012г. (7,7%) Китай остается одной из самых быстроразвивающихся стран мира. Объем экспорта в 2014г. составил 2340 млрд. долларов, что почти на 6% выше показателя 2013г. [6]. За последние 5 лет уровень инфляции в стране колеблется около отметки 2% в год [7], а уровень безработицы с 2011г. не превышает 4% [8]. Быстрорастущая экономика Китая делает его одним из самых перспективных государств, что привлекает инвесторов со всего мира.

Несмотря на множество преимуществ, которыми располагает Китай в инвестиционной сфере, существую барьеры, сдерживающие приток иностранного капитала в страну. К ним относятся как экономические, так и политические факторы.

Одним из таких барьеров является политика самого государства, выраженная в принятии запретительных мер, зачастую дискриминирующих предприятия с участием иностранного капитала. Последним примером такого рода мер служит запрет иностранным компания выкладывать в интернет различные материалы, такие как текстовые статьи, книги, игры, аудио и видео файлы. Для этого им необходимо получить специальное разрешение от государства. Данное постановление было принято в середине февраля и вступило в силу с 1 марта 2016г. В целом подобного рода меры негативно скажутся на развитии иностранных компаний в Китае, особенно тех, кто использует Интернет в качестве основного источника рекламы (Apple, Microsoft). Еще одним примером являются высокие штрафы, которые накладываются на многие ТНК, функционирующие в Китае. В 2014г. китайское правительство наложило штраф на несколько японских компаний в рекордном размере 200 млн. долларов за нарушение антимонопольных законов. Также начиная с 2013г. многие другие иностранные компании подверглись расследованию со стороны государства, что негативно сказалось на их репутации в Китае.

Вторым отрицательным фактором является недостаточная защита прав интеллектуальной собственности. Особенно это касается международных компаний, функционирующих в сфере высоких технологий, которые опасаются завозить свои технологии в Китай. Сейчас государство делает определенные шаги, чтобы исправить ситуацию. В 2011г. был принят закон о патентах, ужесточающий требования, необходимые для выдачи патентов, и вводящий новую систему разбирательств по делам о нарушении патентного права. Однако этих мер все равно недостаточно. Например, каждый год американские предприятия на территории Китая теряют миллиарды долларов из-за проблем с пиратством и подделками. Согласно данным международного альянса интеллектуальной собственности в 2007г. пиратство в сфере авторского права привело к убыткам в размере 2,2 миллиардов долларов в сфере торговли для компаний из США. Слабо развитая система права в области защиты интеллектуальной собственности ограничивает поток иностранного капитала в такие сектора, как микроэлектроника, фармацевтика и медицинское оборудование.

Еще одним недостатком в сфере привлечения инвестиций в Китай является нехватка статистических данных об объемах и географической структуре иностранных инвестиций. Проблема заключается в том, что в случае отсутствия важных статистических данных аналитические центры, занимающиеся вопросами инвестиций в китайскую экономику, не могут выявить тенденции и составить свои прогнозы на будущее в этой сфере. В таких условиях многие потенциальные инвесторы отказываются от вложений, поскольку они опасаются вкладывать средства в страну, не имея четкой видимости ситуации в инвестиционной среде страны. В случае с Китаем, детализированные данные по инвестициям особенно важны, ведь инвестиционные потоки здесь имеют специфическую географическую структуру распределения.

Политические особенности страны также играют не последнюю роль для иностранных инвесторов. Наиболее важным для них показателем является уровень коррупции в стране. Согласно данным организации Transparency International на сегодняшний день Китай находится на 83 месте по уровню коррупции. Важно то, что высокая коррумпированность власти приводит к усложнению процесса выхода иностранных компаний на рынок Китая и их дальнейшего функционирования на нем. Для совершения сделок и прохождения различных финансовых процедур компания зачастую вынуждена нести высокие издержки, договариваясь с чиновниками путем дачи взяток. Нежелание инвесторов брать на себя дополнительные расходы может привести к их уходу с этого рынка.

Роль иностранного инвестирования в развитии китайской экономики

Для понимания роли иностранных инвестиций в экономике КНР важно рассмотреть степень их влияния на ВВП страны. На рисунке 5 изображены темпы роста ВВП и объем ПИИ в китайскую экономику в период с 2007 по 2014г. [9].

Рисунок 5 – рост ВВП и объем ПИИ в КНР 2006-2014г.

С 2008 по 2010г. на графике прослеживается схожая тенденция между двумя взятыми показателями. В 2009г. наблюдается снижение роста ВВП до 9,2% в год. В том же году объем ПИИ упал на 11,3% по сравнению с прошлым годом. А в 2010 году оба показателя достигли наивысшего за 3 года результата. Спад в ВВП и ПИИ можно объяснить сложной экономической ситуацией в связи с мировым финансовым кризисом, сократившим объемы торговли Китая с другими странами. Как видно из графика с 2010г. нет общей тенденции между ростом ВВП и объемом инвестиций. В то время как в целом объем ПИИ рос и составил в 2014г. 128 млрд. долларов, по темпам роста ВВП наблюдается отрицательная тенденция и под конец периода этот показатель достигает 7,3%. Однако важно учитывать, что отсутствие явной тенденции не исключает факт влияния роста объема иностранных инвестиций в китайскую экономику на уровень ВВП этой страны. Ведь темпы роста ВВП зависят от многих факторов, и спад с 2010г. можно объяснить снижением спроса на китайские товары и нестабильностью на фондовом рынке.

В целом же привлечение иностранного капитала является для Китая способом получения дополнительных финансовых средств, технологий и новых методов управления. Приток капитала стимулирует развитие инфраструктуры и приоритетных отраслей экономики страны: машиностроение, электронная промышленность, медицинское оборудование и т.д.

Иностранные инвестиции расширяют возможности, как государства, так и отдельных компаний. Коммерческие организации, аккумулируя капитал, получают возможность реализовывать крупные проекты, такие как строительство крупных заводов и исследовательских центров. В свою очередь предприятия с участием иностранного капитала способствуют созданию рабочих мест, повышению квалификации работников, обновлению технологий и увеличению размера налоговых поступлений. Инвестиции в отрасли, производящие современную промышленную продукцию, привели к тому, что Китай стал экспортировать больше готовой продукции и меньше сырья. Важен тот факт, что на долю предприятий с иностранным капиталом в 2010г. приходилось свыше 85% такой продукции [10, c. 3]. Стоит также отметить, что ПУИК помогают решить проблему занятости в Китае, которая всегда являлась приоритетной для государства. По данным на 2008г. 42,1 млн. человек работали на этих предприятиях. Более того, существование таких предприятий способствует развитию конкуренции между компаниями Китая, а также интеграции китайской экономики в мировое хозяйство. Они способствуют росту внешнеторгового оборота страны, совершенствованию отраслевой структуры экспорта и разнообразию форм производственного и научно-технического сотрудничества.

Еще одним источником иностранных инвестиций являются ТНК. Они играют значимую роль в экономике КНР. Эти компании открывают на территории Китая свои представительства, филиалы, а также размещают здесь свои производственные мощности. В результате этого растут поступления в госбюджет, и развивается инфраструктура, необходимая для успешного функционирования ТНК. Однако это лишь малая часть того, что получает страна от деятельности этих компаний. Во-первых, ТНК – это источник современных технологий, способствующий формированию национальной инновационной системы Китая. Уже к началу 2000-х в стране были построены сотни научно-исследовательских центров, расширившие технические возможности местных предприятий. Во-вторых, это компании, способные удовлетворить спрос сотен миллионов человек на качественные и доступные товары: автомобили (Volkswagen, Mitsubishi), гаджеты и другие электронные устройства (Nokia, Motorola) и т.д. В-третьих, это организации, обладающие полезным опытом в сфере своей деятельности. Так, например, компания Boeing сотрудничает с китайскими компаниями в области авиастроения с 1978г. За это время она разработала программы по подготовке китайских пилотов, мастеров для ремонта авиатехники и административный персонал. Помимо этого, Boeing профинансировала строительство предприятий по производству комплексного оборудования для реконструкции и ремонта авиатехники. Стоит отметить, что большую активность в конкуренции за освоение китайского рынка проявляют американские ТНК, функционирующие в таких отраслях как сельское хозяйство, нефтедобыча и пищевая промышленность. К примеру, компания Coca-cola создала в Китае не меньше 400 тысяч рабочих мест. Более того, она сотрудничает с министерством здравоохранения Китая в области правильного питания и здорового образа жизни.

ПИИ и инновационное развитие

ПИИ должны привести к наращиванию инновационного потенциала, однако, необходимо понимать, что в первое время в КНР будет генерироваться лишь малая часть добавленной стоимости, однако в будущем технологическая база и человеческий капитал выйдут на новый уровень, что в свою очередь приведет к росту экспорта высокотехнологичных товаров.

В этой связи важно отметить такое понятие, как экстерналии (внешние эффекты). Под экстерналиями понимаются выгоды или издержки некоторых видов деятельности, не имеющих отражения на цену и влияющие на благосостояние третьих лиц. Ситуации, когда рынок не компенсирует воздействия (положительные или отрицательные) непосредственных участников сделки на третьих лиц, не участвующих в нем.

Эффекты могут быть связаны и с технологиями. Но положительный эффект будет заметен только в том случае, если иностранные инвесторы передают технологии более продвинутые, чем те, которые доступны для отечественных предприятий. Таким образом, ПИИ оказывают неоднозначное влияние на развитие национальной деятельности в области исследований и разработок. Видимо, это связано с тем, что иностранные фирмы в России переносят лишь самые необходимые элементы процесса создания инноваций, которые не создают высокую добавленную стоимость. Это происходит потому, что иностранные инвесторы не хотят развивать своих конкурентов, они боятся утечки технологий. Таким образом, иностранные компании хотят получить выгоду от низких зарплат местных научно-технических кадров. Это подтверждается теорией Вернона, он показал, что инвестиционное поведение фирмы на различных этапах “жизненного цикла продукта” разное. Приток ПИИ в развивающиеся страны происходит только на стадии “зрелости” товара, следовательно, развивающиеся страны могут получить только стандартизированные, не передовые технологии. Это ограничивает эффективность ПИИ в развитии новых технологий.    

Механизмы расширения участия иностранных инвесторов в экономике Китая

Иностранные инвестиции участвуют в капитале многих компаний, расположенных в Китае, а также в крупных инвестиционных проектах в сфере нефтегазовой отрасли, фармацевтики и высоких технологий. Основную роль в поддержании высокого объема инвестиционных потоков играет государство, поскольку именно оно обладает всеми необходимыми инструментами для осуществления инвестиционной политики. Это происходит за счет стимулирования иностранных предпринимателей путем предоставления налоговых льгот, снижения или полной отмены таможенных пошлин для определенных групп товаров, введения льготных условий кредитования и упрощение бюрократической процедуры входа на китайский рынок для зарубежных компаний. Однако, несмотря на то, что государство КНР более 30 лет проводит активную политику, направленную на создание открытой рыночной экономики с наиболее благоприятным инвестиционным климатом, темпы роста объема иностранных инвестиций в год падают. Для решения проблемы необходимо в первую очередь внести изменения в китайское законодательство об иностранных инвестициях. Согласно каталогу-руководству отраслей для иностранных предприятий, введенному в 2012г., некоторые сферы деятельности в Китае ограничены или же полностью запрещены для зарубежных компаний. К ограничиваемым относятся производство масел, красок и некоторых других видов товаров, выращивание картофеля и хлопка, страховой бизнес, добыча полезных ископаемых и т.д. Иностранные инвестиции в данных отраслях разрешены только в форме совместных паевых сообществ, где большая доля принадлежит китайскому участнику. К запрещенным сферам относятся строительство электросетей, добыча и обработка редкоземельных руд, фьючерсные компании, управление авиаперевозками, издание и импорт книг, журналов и т.д. Таким образом несмотря на государственную поддержку зарубежных компаний в области производства высокотехнологичной продукции, во многих других отраслях Китай придерживается политики протекционизма, что негативно сказывается на объемах инвестиционных потоков из-за рубежа. В данном случае необходимо сократить количество ограничиваемых и запрещенных отраслей для того, чтобы привлечь капитал и стимулировать их развитие. Более того, появление иностранных компаний на этих рынках создаст конкуренцию с национальными фирмами, что приведет к повышению качества продукции. Важно отметить, что речь не идет об исключении всех отраслей из списка запрещенных направлений деятельности. Запрещенными должны оставаться сферы, напрямую связанные с вопросами национальной безопасности, как, например, производство оружия и добыча радиоактивных руд.

Еще одной необходимой мерой является ужесточение закона о защите прав интеллектуальной собственности. Это связано с неэффективностью механизмов, которые применяются государством в этом направлении. Примерами являются: сложность определения убытков, понесенных компанией в результате нарушения её прав, и выявления производителей контрафактной продукции. Также проблемы возникают при сборе доказательств недобросовестной регистрации иностранных компаний. Отдельно стоит выделить необходимость доработки закона о товарных знаках, поскольку с ростом числа заявок на их регистрацию в Китае растет количество подделок. Ежегодно в стране фиксируются миллионы случаев правонарушений в этой области.

Важная роль в процессе привлечения иностранного капитала отведена свободным экономическим зонам (СЭЗ). Первые СЭЗ в Китае были созданы еще в 1980 году (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь), как первый шаг государства на пути либерализации торговых отношений и создания благоприятной бизнес среды для иностранных компаний. Особенностью СЭЗ является развитая инфраструктура, что подразумевает современную систему связи, разветвленную транспортную сеть и наличие всех систем коммунального хозяйства. Также, на их территории введены льготные условия налогообложения, внешнеторговых операций и валютного режима. Для иностранных предприятий разрешен беспошлинный ввоз оборудования, участвующего в производстве экспортируемой продукции, а также уменьшен подоходный налог. Дополнительные льготы предоставляются предприятиям, функционирующих в приоритетных для китайской экономики отраслях и внедряющих в производство современные научно-технические технологии. Еще одной особенностью СЭЗ является наличие местных органов власти, способных осуществлять собственную инвестиционную политику. В основном она заключается в предоставлении льгот иностранным инвесторам, а также в реализации совместных проектов с крупными зарубежными компаниями за счет использования средств специальных банков, сформированных и функционирующих на территории СЭЗ. На сегодняшний день выгодные экономические условия, созданные на территории СЭЗ, способствуют притоку капитала из США, Канады и азиатских стран, таких как Малайзия, Индонезия и Таиланд.

Таким образом открытие новых СЭЗ является ключевым методом привлечения инвесторов в различные области Китая [11, c. 104]. Проблема заключается в том, что несмотря на эффективность меры, создание новых СЭЗ происходит довольно медленно. Существующие на сегодняшний день зоны расположены в основном на востоке КНР. Есть потенциал развития СЭЗ в северных и западных районах. Также государству необходимо сконцентрироваться не только на количественных, но и на качественных структурных изменениях внутри зон, повышая интенсивность использования новых технологий и упрощая систему бюрократических процедур. Часть средств должна быть направлена на строительство технопарков с привлечением крупных мировых компаний, таких как Alcatel, Samsung, Oracle, Epson. На территории этих научных центров должны действовать преференции для иностранных предприятий участвующих в производстве высокотехнологичных товаров. Помимо налоговых льгот, преференции могут включать бесплатную аренду помещений и освобождение от уплаты пошлин на ввозимое в Китай оборудование. Также, для оказания содействия иностранным инвесторам необходимо создать консультационные агентства, занимающиеся оказанием услуг предпринимателям по поиску китайских партнеров и решению юридических вопросов.

Таким образом СЭЗ создают все необходимые условия для деятельности иностранных предприятий. Одним из примеров успешного развития ТНК в КНР является компания Alcatel, производящая различные электронные устройства. Еще в 80-х годах, когда фирма только появилась на китайском рынке и обосновалась в Шанхае, был взят курс на создание инновационных технологий. Компания принимает активное участие в деятельности научных центров и технопарков в Китае, является крупным поставщиком высокотехнологичной продукции. Более того, Alcatel открыла в Шанхае центр электронного управления, который занимается расширением использования высоких технологий в сфере менеджмента [12, c. 14].

Заключение

В результате быстрого развития экономики и многочисленных реформ конца 20 века Китай стал главным реципиентом прямых иностранных инвестиций. Потоки иностранного капитала ускорили формирование прочной отраслевой структуры страны, поспособствовав развитию многих промышленных предприятий на её территории. Благодаря появлению ТНК и компаний с участием иностранного капитала КНР удалось привлечь в страну новейшие научные разработки в области высоких технологий, а также высококвалифицированных специалистов. Иностранные инвестиции во многом определили направление политики государства. За последние 30 лет китайское законодательство претерпевало значительные изменения в области инвестиционной политики, и в итоге было адаптировано под деятельность иностранных инвесторов. На сегодняшний день функционирующие в Китае иностранные компании пользуются налоговыми льготами и преференциальными условиями торговли, которые стимулируют их расширять деятельность. Появились инвестиционные фонды, способные гарантировать предпринимателям высокую защиту от рисков, связанных с вложением средств в различные проекты. Также на территории страны были созданы специальные экономические зоны, отличающиеся особо выгодными условиями для ведения бизнеса. Однако, несмотря на шаги, которые предприняло государство для создания благоприятного инвестиционного климата, последние несколько лет наблюдается замедление темпов притока прямых иностранных инвестиций. К числу основных причин спада относятся следующие факторы: недостаточная защита прав интеллектуальной собственности, нехватка статистических данных по инвестициям в стране, дискриминация ТНК и высокий уровень коррупции. Кроме того, государство активно защищает некоторые национальные отрасли, ограничивая или совсем запрещая на них доступ для зарубежных предприятий. Для стимуляции потоков иностранного капитала необходимо внести существенные изменения в законодательство, регулирующее инвестиции. В первую очередь сократить до минимума число отраслей, ограниченных или запрещенных для иностранных предприятий. Это касается таких сфер как добыча полезных ископаемых, выращивание сельскохозяйственной продукции и международные автомобильные перевозки. Участие в них иностранных компаний привлечет необходимый для развития капитал и повысит качество предоставляемых товаров и услуг. Также, государству следует повысить уровень защиты прав интеллектуальной собственности, возможно консультируясь с ВОИС, и упростить процедуру защиты этих прав в суде. Это необходимо для того, чтобы гарантировать инвесторам неприкосновенность их права на владение патентами, торговыми марками и другими результатами интеллектуальной деятельности. Отдельно стоит отметить возможность государства влиять на географическую структуру инвестиций. Для привлечения капитала в наименее развитые территории Китая возможно создание СЭЗ в северной и западной областях страны.

В заключении, Китай обладает видимыми преимуществами, которые делают его наиболее перспективным реципиентом для иностранных инвесторов. При этом государство имеет все механизмы для стимулирования инвестиций. Чтобы сохранить лидирующую позицию в привлечении ПИИ и поддерживать экономический рост стране необходимо продолжить придерживаться выбранного курса инвестиционной политики, направленного на создание рыночных отношений и благоприятного климата для ведения бизнеса.


Библиографический список
  1. Bilateral FDI Statistics 2014 // UN conference on trade and development. URL: http://unctad.org/en/Pages/DIAE/FDI%20Statistics/FDI-Statistics-Bilateral.aspx
  2. China: Foreign investment // Santander trade portal. URL: https://en.santandertrade.com/establish-overseas/china/foreign-investment
  3. Davies K. China Investment Policy: An Update // OECD Publishing., 2013.
  4. Трудоспособное население КНР сокращается // Бизнес в Китае. URL: http://www.asia-business.ru/lenta/china/2014/01/27/news_1599.html
  5. Доходность инвестиций Всекитайского фонда социального обеспечения в 2014 году составила 11,69% // Российско-китайский деловой портал. URL: http://www.rcbc.ru/doc/1553
  6. China: export of goods from 2004 to 2014 // Statista. URL: http://www.statista.com/statistics/263661/export-of-goods-from-china/
  7. Китай – уровень инфляции // Trading economics. URL: http://ru.tradingeconomics.com/china/inflation-cpi
  8. Китай – уровень безработицы // Trading economics. URL: http://ru.tradingeconomics.com/china/unemployment-rate
  9. China: Foreign investment // Santander trade portal. URL: https://en.santandertrade.com/establish-overseas/china/foreign-investment
  10. Любомудров А. В. Прямые иностранные инвестиции в экономику Китая //Российский внешнеэкономический вестник. – 2010. – Т. 2010. – №. 2.
  11. Цин Л., Хэйлин Л. Национальные институциональные инвесторы в КНР: современное состояние и перспективы //Уральское востоковедение. Вып. 4., 2011.
  12. He X. How Do Transnational Corporations Glocalize through Regional Headquarters in China? A case study of transnational corporations’ regional headquarters in Shanghai., 2013.


Все статьи автора «Дерюгин Илья Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: