СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА: КАК СОЗДАТЬ ЛУЧШИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА

Осипов Сергей Юрьевич
Научно-образовательный институт развития компетенций и квалификации ФГОБУ ВО "Финансовый университет при правительстве РФ"
к.э.н., доцент, научный сотрудник

Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена важностью успешного развития свободных экономических зон для любой страны. Статья направлена на проведение исследования в сфере деятельности свободных экономических зон. Ведущими подходами к данному исследованию является уточнение действующих определений, введение нового термина и классификации. Результатами статьи являются проведение анализа проблем и преимуществ зон свободной торговли мира и разработка на его основе оптимальной модели свободной экономической зоны с учетом особенностей страны.
Материалы статьи могут быть полезными для изучения региональной экономики студентами учебных заведений, а также при создании и развитии зон свободной торговли.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Осипов С.Ю. Свободная экономическая зона: как создать лучшие условия для бизнес-инкубатора // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/03/15894 (дата обращения: 14.03.2024).

1. INTRODUCTION.

Развитие зон свободной торговли имеет исторические корни. Издревле государства и правители старались создать комфортные условия для торговли на свой территории и привлечь торговцев и купцов, в том числе из других стран, от чего напрямую зависело наполнение казны. Бухара и Самарканд, Караван Сарай в Орде, Александрия в Египте, Венецианская республика – все это удачные примеры создания и развития подобных анклавов.

Проблемы стимулирования бизнеса на определенной территории неоднократно рассматривались на уровне государств с привлечением науки. Так, в 1961 году Управление экономического развития Сингапура привлекало специалистов Future Labour Office из ООН с целью проведения исследования перспективных отраслей развития страны [8]. Аналогично, учеными-экономистами Китайской народной республики была разработана и впоследствии утверждена Министерством иностранных дел и Министерством торговли Китая концепция создания экономических зон в стране, в результате чего с 2015 года на практике реализуются тезисы документа “Прекрасные перспективы и практические действия по экономическому проекту развития Шелкового Пути”. [15] Так же, с привлечением экономистов  таких российских ВУЗов, как МГУ и РЭА им. Плеханова в 2011 году была разработана и утверждена “Стратегия 2020″ – концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. [2]. С учетом положительного опыта стран Евросоюза  (Франции, Бельгии и Германии) в 2017 году в Литве утверждена “Новая концепция развития экономических кластеров “. [5].

В данной статье определены следующие цели: провести краткий анализ примеров удачного и провального развития свободных экономических зон (СЭЗ), выделить успешные решения и наиболее значимые ошибки. На основании проведенного анализа предложить модель оптимальной свободной экономической зоны с учетом специфики страны. В статье приведено уточненное определение СЭЗ с учетом современного развития экономики. Дано новое понятие е-СЭЗ, деятельность которой осуществляется  в сфере электронной коммерции. Предложена новая форма классификации СЭЗ с учетом степени влияния государства. Актуальность исследования положительного мирового опыта важна для России, где из 26 СЭЗ удовлетворительно функционируют только 2.[17].

К середине 90-х годов в мире было зарегистрировано свыше 1000 экономических зон. Их доля в обороте мировой экономике постоянно растет: если в 60-е годы она составляла 8%, в 80-е – 20%, то сейчас превышает 30%. [9]. Их главные аргументы для бизнеса – отмена импортно-экспортных пошлин и налоговые льготы. Это лишний раз подтверждает актуальность исследования.

2. METHODOLOGICAL FRAMEWORK.

Принятая классификация основывается на следующих критериях: 1) характеристика деятельности; 2) степень интеграции в национальную и мировую экономику; 3) отраслевые признаки; 4) характер собственности (частная, государственная, смешанная. [4].

Какие же определения свободных экономических зон существуют в экономической теории?

Свободная экономическая зона  (СЭЗ) – часть суверенной территории, имеющая свободный режим для вложения инвестиционного капитала [4].

СЭЗ – территория с преференциальным (льготным) таможенным, торговым или производственным режимом. [2].

СЭЗ – территория, где деятельность иностранных и отечественных фирм, обусловленным статусом зоны, пользуется налоговыми и другими льготами. [7].

Все указанные определения прямым образом связаны с основными факторами производства, однако, связь с таким фактором, как “информация”, появившимся в экономике относительно недавно, порядка 20 лет назад, никак не обозначены.

Так как ряд экономических зон по территориальному признаку выделяются крайне незначительной площадью (Багамские острова, Панама, Сен Винсент и др.), являясь, по сути, офшорами в виртуальной и финансовой среде, а в Мексике существуют СЭЗ на базе одного предприятия, то целесообразно было бы учесть указанный выше факт взаимосвязи с информационной средой, расширив имеющееся понятие  и введя в  обращение новое определение СЭЗ:

“Свободная экономическая зона – это часть территории в совокупности с информационной средой, имеющие особые льготные условия для свободного предпринимательства”.

С учетом опыта развития бизнеса в виртуальной среде (Банк “Тинькофф”, “Тойота Банк”, Amazon.com, Alibaba.com, “Smart Nation Singapoure” и др.) вероятным и возможным является создание СЭЗ в i-пространстве, или i-СЭЗ.

В мировой торговле произошли глобальные перемены: сетевая экономика сблизила миллионы продавцов и покупателей из самых удаленных точек мира. Темпы ее роста значительны: согласно данным экспертов исследовательской компании IDC, к 2018 году оборот мировой электронной коммерции превысит 20 триллионов долларов США. [9].

Применение высоких технологий с использованием сети Интернет в области деловых связей среди участников рыночных отношений ввело ряд новых понятий: «Сетевая экономика» (Internet Economy), «Интернет-бизнес» (E-business), «Электронная коммерция» (E-commerce).

Сетевая экономика (или интернет-экономика) – это экономика, основная деятельность которой осуществляется с помощью электронных сетей.

Интернет-бизнес, являясь частью интернет-экономики, приходит на смену традиционному бизнесу и на финансовом рынке, что связано с интенсивным развитием высоких технологий. Новые методы функционирования фондовых бирж, брокерских компаний, депозитариев, интернет-провайдеров, компаний-разработчиков программного обеспечения позволяют им получать конкурентные преимущества за счет роста инвестиций, снижения затрат, расширения областей деятельности и роста качества предоставляемого сервиса клиентам, мобильности в управленческой деятельности и процессе принятия решений.

Интернет-бизнес – экономическая деятельность в сети Интернет, приносящая доход (прибыль) или иные личные выгоды.

Электронная коммерция (“Electronic commerce”) — это коммерческая деятельность с использованием сети Интернет. Обеспечивает возможность осуществления покупок, продаж, сервисного обслуживания, проведения маркетинговых мероприятий путём использования компьютерных сетей.

Опираясь на эти понятия, важнейшим фактором современного постиндустриального производства становится информационный фактор. Обладание информацией — очень важное условие функционирования предприятий в рыночной экономике.

В условиях развивающегося научно-технического прогресса рыночные структуры не могут успешно функционировать, не будучи информированными. Производители и потребители должны обладать надлежащей, полной, доброкачественной информацией. Отсутствие ее губительно. Информационная база и развитый рынок информации являются чрезвычайно важными ресурсами, обеспечивающими возможности потребительского выбора и потребительских предпочтений. Независимые самостоятельные производители товаров и услуг не могут успешно функционировать на рынке, не имея информации о других производителях, о возможных потребителях продукции, о поставщиках сырья, комплектующих и технологиях, о положении на товарных рынках и рынках капиталов, об общей экономической и политической ситуации не только в собственной стране, но и в мире, тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники, о правовых условиях хозяйственной (коммерческой) деятельности и т. д.

Конструкция СЭЗ также является частью интернет-коммерции, поэтому, в дополнение к обновленном определению СЭЗ целесообразно ввести новое понятие свободной экономической зоны в сфере интернет-коммерции или е-СЭЗ:

“Свободная экономическая зона в интернет-коммерции” (е-СЭЗ) – часть области электронной коммерции, имеющей преференциальные условия для ведения бизнеса”.

С учетом  того, что многие действующие СЭЗ в своей деятельности делают акцент на качество развития IT-среды, актуальность введения в оборот данного термина очевидна. Так, а рамках новой концепции экономического развития Китая, среди поощряемых отраслей выделены e-торговля и развитие IT. В десяти регионах Китая введен экспериментальный налоговый режим, стимулирующий развитие IT-сферы, аутсорсинга бизнес-процессов, аутсорсинга управления знаниями и др. [2]. С 2012 года данный эксперимент был успешно проведен в экономической зоне Шанхая, а в настоящий момент он реализуется в экономических зонах городов Пекин, Тяньцзинь, Сямынь, Шеньджень, провинций Цзянсу, Чжеузян, Аньхой, Фуцзян, Хубэй и Гуандун

Аналогично, по данным мирового рейтинга FDI,  (Foreign Direct Investment Intelligence) “Рейтинг экономических зон”, главным преимуществом СЭЗ Zonamerica в Монтевидео (Уругвай), являющейся лучшей для ведения малого и среднего бизнеса в Америке, названа именно IT-структура и уровень развития IT-услуг.

Деятельность ОЭЗ регламентируется законодательством страны, на территории которой расположена СЭЗ. Так, в России действует федеральный закон N116 “Об особых экономических зонах в РФ” [rg.ru]. Указом президента с июля 2005 года было введено 33 СЭЗ  в 30 регионах.

Согласно ФЗ-116, на указанных территориях осуществляется деятельность производственно-промышленная, либо по логистике, при этом производственная допускается только в сочетании с внедренческой. Кроме того, отношения между субъектами СЭЗ регламентируются соглашением по вопросам СЭЗ на территории Таможенного союза или ЕврАзЭС. Управлением СЭЗ в РФ занимается управляющая компания (акционерное общество, на 100% принадлежащее государству), которое и реализует программу развития.

Данный закон определяет цели развития СЭЗ: развитие обрабатывающей отрасли экономики, высокотехнологичных отраслей, туризма, санаторного сектора, разработку технологий и коммерциализации новых видов деятельности.

Закон определяет и виды российских ОЭЗ: 1) Промышленно-производственные, 2) Технико-внедренческие; 3) Туристско-рекреационные; 4) Портовые. Данные виды могут быть смешаны. Финансирование объектов осуществляется из бюджета РФ через взнос в управляющую компанию. Резидентами могут являться коммерческие организации  (кроме унитарных) и индивидуальные предприниматели. Таким образом, СЭЗ классифицированы с точки зрения направлений их деятельности.

Согласно международной классификации, СЭЗ разделены на следующие виды:

1) Торгово-складские зоны. Зоны,  в которых товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-складская зона.

2) Зоны внешней торговли (США), свободные таможенные зоны (Венгрия, Югосла¬вия), свободные беспошлинные зоны (Болгария) и свободные порты.

3) Экспортно-производственные зоны. Торгово-складские зоны в чистом виде встречаются очень редко. В настоящее время наиболее распространены промышленные или экспортно-производственные зоны.

4) Зоны совместного предпринимательства (Югославия, Венгрия, Болгария), зоны свободного предпринимательства (США), предпринимательские зоны (Великобритания), специальные экономические зоны (КНР).

5) Научно-технологические зоны. В самостоятельную группу могут быть выделены зоны проведения научных исследований.

6) Комплексные. В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интегра¬ционные.

В данной статье предложен также новый вид классификации СЭЗ согласно одному из важных критериев, от которого довольно часто зависит и эффективность развития СЭЗ, – это доля государственного участия. В качестве новой дополнительной  формы классификации СЭЗ целесообразна следующая:

1) СЭЗ без государственного участия, с привлечением частного капитала, национального и зарубежного;

2) СЭЗ со смешанным участием государства и инвесторов;

3) СЭЗ, создаваемые и контролируемые государством;

4) Межгосударственные  (транснациональные).

3. MATERIALS AND METODS

3.1 Структура и формирование модели СЭЗ с учетом негативного мирового опыта.

В статье применен метод системного подхода, проведен анализ существующих СЭЗ, далее, путем сравнения и формализации определены основные критерии СЭЗ с учетом особенностей  страны. Так, определено, что на практике, доминирующее положение государства не всегда приносило положительные результаты.  Например, идея “Кавказский Сингапур” потерпела фиаско благодаря политическому фактору, несмотря на то, что изначально в грузинскую модель СЭЗ были заложены перспективные экономические конструкции: запрет на увеличение налогов, полное освобождение от налогов малого бизнеса с оборотом до 20 тыс. долл. США в год, освобождение от уплаты НДС малого бизнеса с оборотом до 150 тыс. долл. США в год и др. [17]

Не принёс желаемого эффекта и эстонский проект Мууга, так как государство и торговые операторы не желали вкладывать денежные средства в охранные системы, ограждения, инфраструктуру, хотя в порт было инвестировано свыше 220 млн. ЕВРО.

Неэффективной можно считать и деятельность СЭЗ “Янтарь” в Калининграде, регулируемую государством. Слишком большая зависимость от бюджетных дотаций центра, несовершенность федерального законодательства привело к тому , что “Янтарь ” стала, по сути, перевалочной базой товаров с признаками контрабанды и даже наркоторговли. [17].

Слишком высокие политические риски участия государства в транснациональных СЭЗ привели к нежелательному эффекту в российско-китайско-корейском проекте “Большой золотой треугольник”: из-за того, что Россия в определенный момент осознала, что развитие данной СЭЗ снизит объем товарооборота внешней торговли предприятий Дальневосточного федерального округа, она снизила свое участие в проекте до минимума. Идея создания “Второго Гонконга” не удалась из-за наступления события политического риска, создав сложности двум другим участникам проекта, защищая свои интересы. [17].

3.2. Этапы исследования модели на примере основных СЭЗ мира

Проведен краткий анализ наиболее устойчивых и эффективных СЭЗ мира, в том числе лауреатов рейтинга экономических зон “Global Free Zones of the Year” издания FDI (Foreign Direct Investment Intelligence” в номинациях “Лучшие условия для крупных компаний”, “Лучшие условия для малого и среднего бизнеса”

1) СЭЗ Сингапура. Уникальное экономическое явление: из одного из самых бедных и проблемных мест в мире (пресную воду поставляла Малайзия) стал местом с крайне высоким ВВП на душу населения, динамика, год/долл: США: 1959 – 400, 1990 – 12200, 1999 – 22000. Проведение индустриализации было единственным способом выжить после получения независимости в 1965г. В 1971 году был нанесен второй удар по бюджету: закрыты английские базы. И в том же году был создан Департамент экономической конверсии военных баз. В страну был привлечен займ из UK в размере 50 млн. фунтов стерлингов  (25% бесплатно, 75% как займ). Эффективные меры снизили к 1980г. уровень безработицы до 3% из 2 млн. чел. населения, а рост ВВП достиг 8% в год. В 1961г. Ли Куан создал Управление экономического развития, которое курировало инвестиции, земельные вопросы, снабжение водой и электроэнергией, охраной окружающей среды и безопасностью.

В результате проведенных мероприятий (представлены в статье далее) в страну были привлечены существенные инвестиционные ресурсы, бизнес, уровень жизни значительно вырос. В настоящий момент 90% живет в квартирах, построенных по программе Дирекции по недвижимости  (Housing Development Board).

2) Не менее удачным экономическим явлением стал Гонконг после возврата в 1997 году Китаю последней колонии Великобритании. Площадь Гонконга – 1070 кв. км. Его порт с гаванью площадью 52 кв. км. – третий в мире. Особенностью является большая доля реэкспорта в экспорте в форме перепродажи.

Промышленность Гонконга работает на импортном сырье, 4/5 продукции идет на экспорт. Ведущие отрасли – электротехническая продукция, производство часов, игрушек, судостроение, ремонт судов, нефтепереработка,  производство цемента, швейная, пищевкусовая промышленность.

В 80-е годы были организованы мировой финансовый центр и центр оффшорного бизнеса, это привело к тому, что сейчас Гонконг опережает все страны по росту ВВП. Каждый год Гонконг посещает около 9 млн. туристов (3 место в мире по объему пассажирских перевозок). Все указанные мероприятия привели к тому, что данная СЭЗ занимает 13 место в мире по индексу развития человеческого потенциала  (HDI), а ВВП на душу населения составляет 51490 долл. США. [15].

Гонконг заключил генеральное соглашение по тарифам и торговле  GATT, является членом ВТО, Организации азиатско-тихоокеанского  экономического сотрудничества  (APEC), член экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихоокеанского региона (ESCAP). В Гонконге работают 70 из 100 крупнейших в мире банков. Распределение по сферам деятельности:  перерабатывающие отрасли – 3,2%; оптовая торговля, импортно-экспортные операции, гостиничный бизнес – 32%; финансовые услуги – 14%; социальные и административные услуги – 21%.

3) Свободная экономическая зона “Манаус” (Бразилия) – основана решением Национального конгресса в 1957г. Была принята и успешно реализована программа экономического развития, основан порт Манаус, установлены налоговые льготы, ограничения импорта. [18].

4) В 1988 году по инициативе Китая была основана СЭЗ “Большой золотой треугольник”. Изначально в проекте с названием “Туманган” желали принять участие Россия, Республика Корея, Япония, США, Монголия и Китай. Но проект остановился, была реанимирован только в 1995г. и за 20 лет в него вложили свыше 30 млрд. долл. США. Россия вошла в эту СЭЗ проектом “Большой Владивосток” в 90-е годы. Затем – Северная Корея проектом “Раджин Сонбон”, грузооборот вырос до 100 млн. тонн. В 1993 году в проект вошёл г. Насон (150 тыс. жителей) с железнодорожным узлом Наджин. РЖД построили пирс, который был сдан России в аренду на 49 лет за 600 тыс. ЕВРО в год, запущен поезд Пхеньян – Москва. В 2015 году в проект было вложено еще 16 млн. долл. США. [10].

5) Jebel Ali Free Zone – Свободная Экономическая Зона Джебел Али (сокращенно JAFZA), основанная в 1985 году, на сегодняшний день является одной из самых крупных и быстроразвивающихся СЭЗ в мире. На площади свыше 48 кв км разместилось более 6400 компаний, 120 из которых являются крупнейшими в мире. На территории этой СЭЗ находится один из крупнейших морских портов Джебел Али; в непосредственной близости располагается открывшийся в июне 2010 года аэропорт Al Maktoum International. [13].

6) Dubai Multi Commodities Center – свободная экономическая зона «Дубайская многопрофильная товарно-сырьевая биржа» (сокращенно DMCC) была создана в 2002 году. Является стратегической инициативой правительства Дубая по созданию товарно-сырьевого рынка в эмирате. Биржа представляет собой рыночную инфраструктуру, которая объединяет ряд различных видов деятельности, имеющих отношение к товарам и сырью, и также предназначена для предоставления необходимых услуг всем участникам рынка.

Свободная экономическая зона Dubai Multi Commodities Center в первую очередь предназначена для компаний, которые хотят работать со следующими видами товаров: чай, хлопок, бриллианты, золото, жемчуг, финансы, недвижимость. [20].

7) «Липецк» – победитель рейтинга fDi Intelligence лучших ОЭЗ мира 2014 года от журнала Financial Times в номинации «Лучшая инвестиционная площадка в Европе». Это особая экономическая зона промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) в России, распространяющаяся на двух участках примерно в 2 тысячи гектаров. На территории, выделенной под размещение ОЭЗ, были построены железнодорожная ветка, подъездные пути, электростанция, газопроводы высокого давления, очистные сооружения. На территории ОЭЗ действовала процедура свободной таможенной зоны и иностранные товары ввозились без взимания таможенных пошлин и НДС. Резидентов ОЭЗ освободили от ряда налогов, например налога на имущество организации. Для обеспечения новых производств трудовыми ресурсами используется трудовой потенциал городов Липецк, Грязи и Елец. [1]. Завод по производству радиаторов отопления и газовых котлов итальянской компании ООО «Фондиталь» начнёт работать в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Липецк» осенью 2018 года с объемом итальянских инвестиций  более 2,52 млрд рублей, что обеспечит рабочими местами 93 специалиста. На предприятии планируют производить не менее 10 млн радиаторов в год.

8) СЭЗ города Лодзь является одной из 14 специальных экономических зон Польши, находится на пересечении транспортных магистралей, что открывает прекрасные возможности для развития логистики в масштабах Польши и Европы. Также регион города Лодзь является важным железнодорожным узлом. Закон СЭЗ г. Лодзь действует до конца 2020 года, но сейчас осуществляются работы по внесению изменений в законодательство и представители СЭЗ надеются, что в будущем льготы на налоги будут бессрочными. Налоговые льготы для предпринимательских обществ специальных экономических зон Латвии (и Резекненской в том числе) предусмотрены только до 2017 года, но сейчас уже разработаны изменения в законе, предусматривающие продление срока действия Резекненской СЭЗ до 2035 года.

По площади территории СЭЗ г. Лодзь похожа на Резекне – 1200 гектаров, разница заключается в том, что статус СЭЗ установлен для 44 отдельных территорий не только в городе Лодзь, но и в двух других воеводствах. С начала существования СЭЗ в Лодзи налоговые скидки были предоставлены 185 предприятиям, в результате чего появилось 25 тысяч новых рабочих мест. Статус предприятия Резекненской СЭЗ имеют 16 предприятий. [16].

9) США, Балтимор. FTZ № 74 предоставляет экономические льготы компаниям, импортирующим или экспортирующим международные товары. Режим беспошлинной торговли предоставляется товарам, которые реэкспортируются, а пошлина идет на товары, проданные на рынке США, что компенсирует таможенные преимущества, доступные зарубежным производителям, которые конкурируют с производителями, расположенными в Соединенных Штатах. Предприятия могут использовать пространство в ОЭЗ для различных целей: складирование и продажа цветных металлов на Лондонской бирже металлов, складирование спирта и алкоголя и хранение транспортных средств до их продажи на внутреннем рынке. FTZ Балтимора является одной из самых активных и крупнейших зон в Соединенных Штатах.

Сегодня FTZ №74 обслуживает 147 предприятий где занято 1 952 человека. В таможенную территорию США было переведено более 12,3 млрд. долл. США товаров, а 53 млн. долл. США было выведено на международные рынки.

10) Zonamerica – c 1992 года  в Монтевидео действует свободная экономическая зона – бизнес- и технологический парк (основная специализация – логистика, консалтинговые и аудиторские услуги, страхование, ИТ, биоинженерия, нанотехнологии).

Портовый комплекс Монтевидео – крупнейший в стране (грузооборот ок. 9,2 млн. т, 2010), через него проходит большая часть экспортно-импортных грузов. Имеются контейнерный, нефтяной, рыболовецкий терминалы, а также терминал для круизных лайнеров.

Здесь также сосредоточено около 75% всех предприятий. Ведущие отрасли – пищевая, нефтеперерабатывающая, машиностроение, химико-фармацевтическая [18].

11) Лучшая ОЭЗ для крупных компаний в Азии – Sri City (Шрисити, Индия). Индийская специальная экономическая зона Sri City стала самой привлекательной для крупных компаний в Азии. В ней проживают резиденты из 25 стран, главное отличие зоны – городская инфраструктура, четыре морских порта и два международных аэропорта в 100 км от города. Сейчас компании занимают около 1,2 млн кв. м. [4].

12) СЭЗ Дегу/Геонгбук/ Daegu/ Gyeongbuk DGFEZ (34.1 кв. км, к 2020 г.)

DGFEZ является внутренней СЭЗ и ориентируется на творчество и индустрию знаний. Она стремится стать центром знаний на основе производственных и сервисных корпораций . Она также обеспечивает привлекательную бизнес-среду, обладая богатым предложением рабочей силы и многими конкурентными преимуществами, качественным медицинским обслуживанием, базой R&D (Research & Experimentation ). Она является лучшим местом для международного бизнеса и корпоративного управления.

DGFEZ стремится максимально использовать свое геополитическое положение. DGFEZ сейчас сосредоточена на ультра-современной промышленности и высокой добавленной стоимости индустрии знаний. Она также стремится к улучшению своих институтов согласно мировым стандартам и активно внедряет высокопрофессиональную рабочую силу из-за рубежа, а также международные глобальные компании. Размер ОЭЗ – 32.39 кв. км и состоит из 10 районов. Период развития – 2008 ~ 2020 (13 лет). [13].

13) Гибралтар – в качестве члена Европейской экономической зоны (EEA, European Economic Area) он имеет возможность регистрировать у себя компании стран-членов EEA. Компании, зарегистрированные на Гибралтаре, имеют возможность создавать филиалы и вести бизнес, избегая дополнительных расходов, которые иначе были бы понесены на лицензирование и развитие стартапов.

Оффшорная зона Гибралтар предоставляет услуги банкинга, страхования, управления фондами, а также многие другие.

Несмотря на трудности, с которыми сталкивается мировая экономика, оффшорная зона Гибралтар продолжает поддерживать высокие стандарты качества финансовых услуг, активно предоставлять их и старается быть восприимчивой к новым веяниям в корпоративном мире. В течение 2008-2009 годов в секторе оффшорных финансовых услуг было создано 65 дополнительных рабочих мест, что для Гибралтара означало рост уровня занятости населения в 2,3%. В настоящий момент в Гибралтаре насчитывается: 103 лицензированных страховых компании, 28 фирм-посредников, 95 паевых инвестиционных фонда, 9 управляющих фирм, 87 лицензированных трастовых фондов и 40 защищенных сотовых компаний.

FSC была создана в рамках Закона о Комиссии по финансовым услугам 2007 года. В комиссию входят уполномоченные лица с солидным послужным списком в области надзора, регулирования и предоставления финансовых услуг. [7].

14) СЭЗ Акаба (Иордания) расположена недалеко от города вдоль шоссе №15 (Царский путь).

Эта СЭЗ  имеет особые преимущества благодаря своему географическому положению:

- наличие крупного морского порта и другой хорошо развитой  транспортной инфраструктуры (автомобильной, железнодорожной и авиа);

- стабильный сухой климат без минусовых температур, практически полное отсутствие дождей (около 20мм/год).

Основные преференции СЭЗ Акаба:

а) освобождение от таможенных пошлин на ввоз товаров и комплектующих;

б) единственный налог для предприятий СЭЗ Акаба — налог на прибыль, составляет 5%;

в) товары, произведенные в СЭЗ и импортированные через СЭЗ, завозятся для реализации на территории Иордании со ставкой таможенной пошлины 7%;

г) товары, произведенных в СЭЗ или импортированные через СЭЗ, реализуются без таможенной пошлины во все страны Ближнего Востока (страны Лиги арабских государств);

д) товары, произведенные в СЭЗ Акаба, беспошлинно продается в США, Канаду, страны ЕС и в страны Лиги арабских государств;

е) освобождение от социального налога;

ж) освобождение от ежегодных налогов земельные участки и здания;

з) освобождение от налогов на распределение дивидендов и прибыли;

и) беспошлинный ввоз товаров в любых товарных количествах;

к) нет ограничений на инвестиции иностранного капитала;

л) нет ограничений в иностранной валюте;

м) предприятие может иметь до 100% иностранного капитала. Государство не обязывает предприятия вводить совладельцами граждан Иордании;

н) предприятие может иметь до 70% иностранной рабочей силы. Не менее 30% работников предприятия должны быть граждане Иордании. [12].

4. DISCUSSIONS

4.1 Выявленные ошибки и недостатки при развитии СЭЗ. 

Как указывалось ранее, излишняя опека государства, как и слишком высокая зависимость от госбюджета часто дают негативный эффект. Мировой опыт СЭЗ анализировался многими государствами. Среди российских ученых, занимающихся исследованиями в данной отрасли и по вопросам развития предпринимательства, можно выделить Григорьева Л.В., Кудымова В.М., Московцева В.В., Успенского М.А. Данными вопросами занимались министерства экономики большинства стран мира. Изучаемые в данной статье теоретические  аспекты и предлагаемая совокупность элементов, способствующая успешному развитию СЭЗ, в предыдущих исследованиях не рассматривались.

Безусловно, предпринимательство есть экономическая субстанция с неустойчивым равновесием в стадии своего формирования и экономического роста. По мере развития бизнеса, его стрессоустойчивость растет. Согласно статистике, в России до 5-летнего возраста “доживает” только 5% предприятий. [7].

СЭЗ, как совокупность различных видов и форм субъектов предпринимательства, аналогичным образом подвержена внешним воздействиям, в том числе государственных, политических и страновых рисков.

Имеет место целый ряд случаев, когда действия или бездействие государств не способствовали развитию СЭЗ, вот они:

1) Сингапур. С момента получения независимости в 1965 году и финансовых траншей от Великобритании, Сингапур, один из самых бедных и проблемных регионов в мире, не просчитал вначале свою модель развития. Не приняв во внимание близость нахождения экономически активных стран, таких как Малайзия (основной конкурент Сингапура на внешнем рынке), Индонезия (с которой с той поры и по настоящее время продолжается конфронтация) значительная часть бюджета была потрачена на фабрику по переработке макулатуры, фабрику по производству керамики, судостроительный завод по выпуску судов водоизмещением от 14 000 тонн. Все они оказались неконкурентоспособными и убыточными.

И только после того, как страна пригласила экспертов ООН (International Labour Office) и его СЕО, Вимселиуса, ситуация изменилась. Главные усилия УЭР были направлены на привлечение инвестиций в четыре основные отрасли промышленности, которые Винсемиус рекомендовал в своем отчете: разборка и ремонт кораблей, машиностроение, химическая промышленность, производство электрооборудования и приборов. После введения радикальных мер ситуация изменилась к лучшему. [19].

2) Неудачей окончился план М. Саакашвили организовать “Кавказский Сингапур”, хотя на государственном уровне были установлены значительные налоговые льготы. Согласно Всемирному банку, Грузия имеет самое низкое общее налоговое бремя в Центральной и Восточной Европе, и 7-ое самое низкое налоговое бремя — в мире. Согласно индексу Tax Misery and Reform 2010 издания forbes.com Грузия занимает 4-ое место в мире среди стран с самым низким налоговым бременем. Но именно политический фактор не дает развиваться СЭЗ. [17].

3) Выгодное географическое расположение эстонского проекта Мууга не способствовало  активному его развитию: основной проблемой стало нежелание государства и торговых операторов вкладывать средства в охранные системы, ограждения, инфраструктуру, хотя в объекты вложили свыше 220 млн. ЕВРО. [5].

4) Не удалось реализовать “Второй Гонконг” и в проекте “Большой золотой треугольник” на Дальнем Востоке. Как только Россия почувствовала риски для снижения оборотов внешней торговли предприятий Дальневосточного федерального округа, она резко потеряла интерес к его развитию.  А землетрясение силой в 6,5 баллов в 2010 году снизило привлекательность территории и для двух остальных участников проекта: Китая и Кореи. [17].

5) Как уже отмечалось, СЭЗ “Янтарь” в Калининграде и всей его области не показала должных результатов. Не были учтены такие факторы, кроме зависимости от федерального бюджета и несовершенства законодательной базы, еще и изолированность и несколько границ, повышенные транспортные расходы, политические и “военные” риски (территория активно используется для военных нужд). Все это способствовало созданию неблагоприятного инвестиционного климата. Годовая динамика роста доходов СЭЗ равна нулю. Все цели, поставленные при создании зоны “Янтарь” остались недостигнутыми. Несмотря на ввод беспошлинного импорта с отменой НДС и спецналога (эта мера действовала 16,5 месяцев), социально-экономические проблемы решены не были. [3].

Данная проблема имеет место быть по России в целом. В 2016 году Счетная палата пришла к выводу, что по теме ввода СЭЗ экономический эффект не достигнут, СЭЗ не стали действующим инструментом поддержки национальной экономики. Госпроект проинвестирован за счет средств резидентов РФ на сумму 217,7 млрд. руб. (30% от плана), 65% выделенной земли не использовано. Если из федерального бюджета было вложено 122 млрд. руб., то 64 млрд. привлекли региональные бюджеты.  Всего на инфраструктуру было направлено 334 млрд. руб., при этом, из 758 запланированных объектов было введено 526. При этом, объем выручки всех СЭЗ составил 0,2% от Валового регионального продукта.  [17].

В результате, в 2016г. Россия прекратила вложения бюджетных средств в развитие СЭЗ из-за их неэффективности. При этом сегодня в России существует 26 СЭЗ, из них 10 – промышленно-производственные, 6 – технико-внедренческие, 9 – туристско-рекреационные, 1 – портовая.

Каковы же причины неудачи развития СЭЗ в России? Как не допустить подобных ошибок в будущем?

По мнению С. Деревянко (РЭА им. Плеханова), основная проблема скрыта не в инструменте, а в том, как он был использован. СЭЗ должны были увеличивать инвестиционную привлекательность регионов, создавать новые рабочие места. Вот основные причины:

- плохой контроль за расходованием средств, реализацией проектов ;

- конфликт нормативной базы;

- слабая работа региональных властей, привлекших только 30% средств;

- низкий уровень ответственности, плохой инвестиционного и предпринимательского климата.

А. Артемьев  (Berkshire Advisory Group) обозначает следующие причины:

- сначала были созданы государственные структуры, а потом под них были сформирован СЭЗ;

- не выделены отрасли-локомотивы, невозможно было определить, под какие задачи создана СЭЗ.

А. Михеев (МГИМО):

- отсутствие нормативно-правовой базы;

- отсутствие эффективного взаимодействия между органами власти.

А. Букринская (Индустриальный парк DEGA Development):

- отсутствие грамотной маркетинговой стратегии;

- отсутствие стратегии продаж;

- отсутствие бизнес-модели площадки.

В России особый статус получали территории, по размерам превосходящие некоторые европейские страны. Это важно, поскольку граница СЭЗ должна быть обустроена не хуже государственной.

Имеет место отсутствие до настоящего времени четкой законодательной базы создания СЭЗ и ОЭЗ на территории России. Прежде всего, необходимо наличие нормативно-правовых актов в области валютного регулирования, таможни и прочего.

Сдерживающим фактором для иностранных инвесторов является высокий уровень коррупции и сложная криминогенная обстановка в России. Это в целом ухудшает инвестиционный климат.

Отечественные СЭЗ превратились в «черные дыры», через которые в страну поступал беспошлинный товар, а из нее в виде неуплаченных налогов утекали значительные финансовые средства. Так, по заявлению советника Президента РФ С. Глазьева, из России за 30 лет выведено свыше 1 трлн. долл. США. [13]. Остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ – стимулирование предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата

4.2  Преимущества и методы стимулирования 

Бесспорным является выгодность СЭЗ для граждан, бизнеса и государства. Какими же преимуществами СЭЗ может привлечь предприятия или индивидуальных предпринимателей? Ниже приведены некоторые эффективные методы и решения, благодаря которым осуществляется развитие СЭЗ.

1) Сингапур.  Введены беспрецедентные меры поддержки отечественных производителей (автомобили, холодильники, кондиционеры, радиоаппаратура, TV). Введено поощрение бизнеса, который организовывает производство (косметика, маслобойни и др.). Привлечены прямые инвестиции из Тайваня и Гонконга (фабрики по производству текстиля, игрушек, одежды). Привлечены эксперты ООН. В 1980 – вложения в высокотехнологичные отрасли. В 1981 – открыт аэропорт Чанги. Порт Сингапура стал одним из загруженных портов в мире, важным туристическим центром.

В 1987 – построена первая ветка метро. Построен маленький Дисней Ленд. Социальная политика: школы для одаренных детей, поощрение личного обогащения. Возможность открытия счетов для граждан СНГ. [19].

Аудит в стране – не обязателен для малых компаний. Для регистрации фирмы не обязательно первые взносы делать на счета в Сингапуре. Отдельный налог на доверительное управление- 17%.

Причины успеха: привлечение иностранных инвестиций, ориентация на высокотехнологичный сервис, борьба с коррупцией и мафией, инвестиции в образование граждан.

В 2014 году запущен проект “Умная Нация ” (Smart Nation), включающий следующее: систему интеллектуального освещения, распространение смартфонов, доступ к интернету и онлайн-сервисы на основе открытых данных,  цель – повысить качество жизни для всех категорий населения. Государственный акселератор Сингапура Infocomm Investments Pte Ltd создает благоприятную экосистему для быстрого внедрения инноваций в стране.

Власти Сингапура бурно развивают интернет вещей, подключая к сети огромное количество камер и сенсоров по всему городу. Есть кабельный интернет со скоростью 1 Гбит/с и развитое беспроводное покрытие. Беспилотный транспорт появится на улицах Сингапура уже до конца текущего года. Передовая компьютерная система управления электричеством. Компания Sky Greens Farm строит модульные вертикальные фермы. телемедицины: пациенты проходят сеансы терапии в домашних условиях, а врачи отслеживают их биопоказатели с помощью сенсоров и беспроводной связи. Student Learning Space – обучающий портал для школ. Urban Mobility – технологии общественного транспорта и др. [19].

2) Гонконг. Имеет статус свободного порта. Работает международный финансовый центр с собственной финансово-валютной и таможенной системами. Государство курирует только внешнюю политику и оборону. Гонконг – самостоятельный член множества международных  организаций. После первого этапа развития, в 80-е годы, предприятия производства потребительских товаров были переведены на континент, а сфера услуг наоборот, в Гонконг. [15].

3) Манаус (Бразилия). Основан свободный порт. Основное финансирование – от привлечения иностранных инвестиций и частных инвесторов. Получен международный статус. Основная часть вложений – в инфраструктуру. [18].

4) Корея. “Большой золотой треугольник”. Построен свободный порт Сонбон, железнодорожная станция Наджин. Создано несколько технопарков, основан ряд крупных предприятий (сталелитейный завод, предприятия легкой промышленности переработка экологической сельхозпродукции и др.). [10].

5) ОАЭ. Дубаи. В 2012 году создан центр биржевых товаров.

6) Уругвай (Zonamerica Montevideo). Главное преимущество – развитая инфраструктура IT.

7) Индия. Sri City. Очень развита городская инфраструктура, 4 морских порта, 2 аэропорта, общая площадь – 1,2 млн. кв. км.

8) Литва (Клайпеда). Лучшие условия для малого и среднего бизнеса, хорошая инфраструктура  (дороги, автомобильные и железные, авиасообщение, незамерзающий порт), сотрудничество с Технологическим университетом (Каунас), кадры (говорят на 5 языках). [5].

5. CONCLUSION

5.1 Перспективы оптимальной модели СЭЗ.

Исходя из концепции данной статьи, мотивы создания СЭЗ должны зависеть, в первую очередь, от экономических предпосылок, потребностей бизнеса, а не решения государства. Среди исторических событий, влияющих на перемещение субъектов предпринимательства, можно вспомнить “картофельный голод” (Иммиграция из Ирландии в США), революция в России (массовый выезд промышленников и фабрикантов), война в Ираке (переселение в Иорданию), а сегодня – украинский конфликт. Несмотря на циничность процессов, подобные события позволяют одним государствам за счет других стран-доноров воспользоваться ситуацией и заполучить себе драгоценный ресурс – предпринимателей (мелкий, средний и крупный бизнес), заинтересованных производить материальные блага в новых более комфортных условиях.

Сингапур в данном вопросе продвинулся дальше и, помимо представителей бизнеса, стал приглашать и выдающихся деятелей культуры и искусства, чтобы поднять общий уровень своего анклава.

В рамках статьи был проведен мини-опрос предпринимателей на предмет того, какими приоритетными предложениями они бы воспользовались, рассматривая приглашение от СЭЗ по открытию там или переводу туда своего бизнеса. В итоге были обозначены следующие моменты:

1) Помощь при проведении регистрационных процедур; 2) Льготные получения вида на жительство (ВНЖ); 3) Методическая помощь по условиям ведения бизнеса в данной СЭЗ (пакет документов, консультации юриста, семинары); 4) Льготное жилье на первое время; 5) Льготный налоговый режим на старте; 6) Аутсорсинг бухгалтерских услуг;  7) Доступность кредитных ресурсов и лизинга; 8) Бесплатные языковые курсы; 9) Доступный офис и склад; 10) Коворкинг  (т. е. подход к организации. труда людей с разной занятостью в общем пространстве; в узком — подобное пространство, коллективный офис).

Модель социальных условий:

а) поощрение личного обогащения, льготные условия для физических лиц – нерезидентов с целью перевода частного капитала в СЭЗ;

б) оказание содействия по переводу капитала из стран-доноров с ограничением подобных операций, например, продажа ценных бумаг (акции, облигации, фонды и др., обращающиеся в СЭЗ);  выдача кредитов под залог активов из страны происхождения капитала; фидуциарные (взаимные) депозитные сделки между банком страны-донора и банком из СЭЗ в интересах предпринимателя; финансирование под залог депозитов в банках страны-донора и др.)

в) упрощенная процедура выдачи ВНЖ предпринимателю и членам его семьи; оказание содействия по устройству детей в школы, сады и др.; бесплатные курсы национального и международных языков;

г) предоставление бесплатного или низкобюджетного жилья на срок или бессрочно;

д) юридическая помощь в проведении регистрационных процедур и сопровождение бизнеса в СЭЗ  (пакет первоначальных документов по регистрации компании или ИП, помощь в подборе кадров, coworking, аутсорсинг бухгалтерских и аудиторских услуг);

е) льготное или упрощенное кредитование, проектное  финансирование, лизинг и факторинг;

ж) помощь в подборе офиса и склада;

з) социальные ограничения: отдавать предпочтение специалистам с высшим образованием; при рождении второго ребенка у женщины без высшего образования – штраф; заключение брака с женщиной, имеющей высшее образование – штраф; создание школ для одаренных детей;

и) ограничение вещания местных СМИ по определенной тематике (политика, насилие, секс и др.).

Налоговая модель:

Создание благоприятного инвестиционного климата в первую очередь зависит от налоговых условий. Исходя из мирового опыта, условия, близкие к комфортной  модели налогообложения, могли бы быть следующими:

Виды: подоходный налог физических лиц, корпоративный налог, налог на товары и услуги, налог на доходы от аренды, гербовый сбор, таможенные сборы и акцизы, налог на транспортное средство, на ставки и казино, на иностранную рабочую силу, сбор за обслуживание в аэропорту.

Для РФ: Налогообложению подлежат только: акцизы на алкоголь, табачные изделия, горюче-смазочные материалы, налог на прибыль резидентов и нерезидентов един – 16% (но только от деятельности на этой территории). Отсутствуют таможенные сборы при импортных операциях, НДС, но запрещена выплата процентов и дивидендов за пределы этой территории.

Если фирма – не агентство недвижимости, не участник холдинга. Если в компании не более 20 участников, все физлица действуют от своего имени, каждый миноритарий имеет не более 10% акций,  предполагается следующая модель налоговой нагрузки: 1) первые 4 года прибыль полностью исключается из базы налогов; 2) от налога на прибыль освобождаются первые 100 тыс долл США; 3) со следующих 200 тыс долл США налог на прибыль взимается на 50% ниже. Налог на прибыль полученную от операций по доверительному управлению и корпоративный налог на прибыль – 16%.

Ст. 306 НК РФ определяет, что налоговым представительством является обособленное подразделение, осуществляющее регулярную предпринимательскую деятельность. В связи с этим, целесообразно было бы создать такие условия, чтобы компаниям, ведущим бизнес в других странах, было бы выгодно открыть представительство в новой СЭЗ и перевести основной оборот на него (с учетом избежание двойного налогообложения).

Аудит: с целью снижения издержек и расходов на содержание, целесообразно ввести необязательность аудита для небольших и молодых компаний. Например, не делать аудит, если: 1) В компании меньше 30 работников и годовой оборот менее 50 млн долл США; 2) В компании меньше 30 работников, годовой оборот свыше 50 млн долл США, сумма активов на последний день отчетного периода менее 5 млн долл США.

Создание лучших условия для бизнес-инкубатора: Актуальным является создание территории для развития бизнеса, где предприниматель попадает в благоприятную среду и может достичь результатов, не доступных ему в ином месте.

Бизнес-инкубатором может быть не просто система, которая направлена на создание комфортных условий для организации бизнеса предприятиям, специализирующимся на оригинальных научно-технических идеях и разработках, но и просто благоприятная для любого приема человека, его идей, его капитала.

По аналогии с киббуцем, привлекательна идея создания бизнес-киббуца. Киббуц – в Израиле, добровольное объединение людей с целью поселения на земле и организации жизни на принципах совместного владения собственностью, личного (не наемного) труда, равенства и соучастия каждого во всех сферах производства, потребления и воспитания, а также в помощи новоприбывшим при их интеграции в жизнь кибуцного коллектива.

Какими же основными чертами может и должна обладать подобная конструкция? Вот они:

1) наличие обязательных институтов в структуре СЭЗ:

а) аэропорт (пассажирский, карго, бизнес-авиация, малая авиация);

б) порт (перевалка контейнеров TEU, круизное судоходство, po-po перевозки и др.);

в) наличие фондовой или товарно-сырьевой биржи;

г) участие в проекте технического университета с сильной IT-кафедрой;

д) наличие банка, страховой, инвестиционной компании, депозитария и иных профучастников финансового рынка.

2) интернет-среда. Описанная выше модель е-СЭЗ предполагает целый ряд новшеств, которые были бы полезны на практике. При проведении мини-опроса большинство респондентов упоминали, в основном, оффлайновые преференции, почти не касаясь интернет-среды.

Инструменты е-коммерции это не роскошь, а средство конкурентной борьбы и оптимизации расходов.

Е-СЭЗ может предложить своим участникам:

- предоставление серверных мощностей в облаке со всеми опциями информационной безопасности (резервное копирование, почтовый сервер и другое);

- пакетные продукты электронного документооборота и баз данных для ведения бизнеса;

- внедрение и сопровождение обучения готового программного обеспечения (бухгалтерский учет бизнес планирование управленческой отчётности и другое);

- финансовые онлайн-услуги (банк-клиент, интернет-трейдинг, платежи и переводы, финансовый советник и другое);

- программное обеспечение быта и отдыха (“умный дом”, системы безопасности, заказ и доставка продуктов онлайн);

- обучающие онлайн порталы (школа, университет, курсы, семинары, бизнес-тренинги, обучение языку);

- программы развития интеллектуального транспорта;

- система цифровой идентификации на территории СЭЗ;

- программа для обслуживания и удобства граждан на территории СЭЗ, в том числе с использованием сенсоров.

5.2 Особенности для российских условий.

В России, при условии соблюдения основных тезисов положительного мирового опыта и учета своих ошибок, возможно создать эффективный бизнес-инкубатор на базе е-СЭЗ. Его особенностями на примере реализации, например, на Дальнем Востоке, стали бы:

- создание региональной фондовой биржи: даст возможность крупным региональным предприятиям привлекать дополнительное финансирование и исключить неудобства из-за разницы в часовых поясах. Обязательно сделать упрощенную процедуру вхождения в отдельный листинг для небольших региональных компаний с капитализацией, например, до 500 млн. руб. Предоставить, наконец-то, возможность аккредитации на бирже иностранных инвестиционных и управляющих компаний (фондов);

- улучшение законодательства СЭЗ в целом, с целью стимулирования привлечения инвестиций: изменить Налоговый кодекс в части снижения ставки налогообложения по операциям с ценными бумагами для нерезидентов с «отсекающих» 30% хотя бы до 18-20%;

- улучшение режима налогообложения для инвесторов, вкладывающих сбережения посредством финансовых инструментов, путем сальдирования прибылей и убытков по биржевым сделкам с различным базисным активом;

- увеличение продолжительности налогового периода с одного года до трех лет, как наиболее часто применяемого срока инвестиций;

- создание регионального фонда страхования вкладов населения и средств предприятий:  добровольно-принудительно станут платить взносы банки и иные финансовые компании, желающие успешно работать в регионе. Фонд даст гарантии возврата вкладов в случае банкротства банка в размере дополнительной суммы, например, еще на 1 млн. руб. – это будет стимулировать размещать средства населения именно в банки региона. По аналогии со странами Евросоюза, даст гарантии предприятиям и организациям в случае банкротства вернуть сумму в размере, например, 2 млн. руб. – сразу создаст приток малого и среднего бизнеса;

- создание регионального банка развития с привлечением в первоначальный капитал средств заинтересованных инвесторов:

позволит без отчуждения средств из бюджета создать региональную кредитную организацию, предусмотреть право государства в любой момент выкупить долю у инвесторов в свою пользу. На базе этого банка создать площадку для краткосрочного финансирования других банков и инвесткомпаний (одних за счет других) – сдвиг по времени будет конкурентным преимуществом перед другими площадками России;

- эмиссия муниципальных ценных бумаг с включением их в ломбардный список Банка России: будет стимулировать коммерческие банки со всей страны вкладываться именно в данные бумаги для получения возможности дофинансироваться под их залог в Банке России;

- привлечение средств из взаимных фондов и хедж-фондов стран, не присоединившимся к санкциям против РФ: работа со взаимными фондами из таких стран, как Китай, Саудовская Аравия, Бразилия, позволит не только привлекать средства из данных фондов, но и из фондов стран из списка санкций.

6. RECOMMENDATIONS

Тезисы данной статьи могут быть приняты во внимание как при создании новой СЭЗ, так и при развитии существующих. Статья актуализирует понятие свободной экономической зоны (СЭЗ), предложен ввод такого нового понятия, как е-СЭЗ, а также новой формы классификации СЭЗ с учетом важнейшего фактора – степени влияния государства.  Проведен краткий анализ наиболее успешных и провальных примеров создания СЭЗ в мире, обозначены ключевые ошибки и преимущества.  Предложена оптимальная модель создания СЭЗ с учетом развития экономики и особенностей страны.

Материалы статьи могут быть полезными для изучения региональной экономики студентами учебных заведений, а также при создании и развитии зон свободной торговли. Проведенный анализ действующих СЭЗ позволит достаточно быстро получить базовые знания об особенностях, преимуществах и недостатках таких явлений экономики, как зоны свободной торговли.


Библиографический список
  1. Авдокушин Е.Ф.. Международные экономические отношения, polbu.ru,  2015. № 3. – С. 322-343.
  2. Аристов Л.С. Особые экономические зоны: сравнительный анализ опыта США и РФ // Управленец. 2017. № 5 (69). – С. 18-25.
  3. Артемьев А., Букринская А., Деревянко С., “Почему не заработали особые экономические зоны?”,  http://www.ifru.ru, // Институт фондового рынка и управления. 2017. № 1. – С. 79-85.
  4. Васильев А.В. Особые экономические зоны: терминологические аспекты”,  http://zhurnal.ape.relarn.ru, // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 9. – С. 14-23.
  5. Григорьев Л., Агибалов С. Страны Балтии в поисках выхода из кризиса // Вопросы экономики. – 2010. – № 4.
  6. Дерзян А.,”Экономическая реформа Сингапура”,  http://www.kavpolit.com // Менеджмент в России и за рубежом. 2017. № 1. – С. 79-85.
  7. Кудымов В.М., “Опыт моделирования внутреннего регионального продукта”, // Региональные проблемы преобразования экономики. Москва, РАН ИСЭИ ДНЦ. 2017. №1 (14). С.186-188.
  8. Ли Лянь Лун, “Проект “Умная нация” // Финансы. 2016. №9. С. 33-38.
  9. Максаковский В.П., “Свободная экономическая зона”,  http://www.mirznanii.com // // Финансы и кредит. 2016. № 25 (229). С.36-37.
  10. Московцев В.В., Л.В. Московцева. Особые экономические зоны: теория и практика // ИнВестРегион. № 4, 2008. с. 3-7.Информация о свободных (особых) экономических зонах.
  11. Приходько С.В., Воловик Н.П. Особые экономические зоны / Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед., Канад. агентство по международ. развитию (и др.). М.: ИЭПП, 2007. 551 с.
  12. Паристов Л.С. Особые экономические зоны: сравнительный анализ опыта США и РФ // Журнал “Муниципальная экономика и управление”, 2013, URL: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2013/02/02/?print (дата обращения: 12.12.2017)
  13. Успенский М.А. “ОЭЗ как способ инвестирования в промышленные и инновационные проекты в России” // Актуальные проблемы развития финансового сектора Материалы IV Международной научно-практической конференции (заочной). Ответственный редактор: Я.Ю. Радюкова. 2016. С. 309-320.
  14. Лачининский С.С., Геоэкономика, Санкт-Петербургский государственный университет // География и природные ресурсы, 2013 № 2 с. 15-22
  15. Экономика Гонконга // BIOFILE.RU: научно-познавательный портал. 2016.  URL: http://biofile.ru/geo/13735.html (дата обращения: 21.12.2017).
  16. Foreign-Trade Zones //  IA.ITA.DOC.GOV U.S. Foreign-Trade Zones Board. 2018. URL:http://ia.ita.doc.gov/ftzpage/index.html (дата обращения: 09.02.2018)
  17. Комраков А. Особо провальные зоны // NG.RU раздел экономики. 2016. URL: http://www.ng.ru/economics/2016-04-05/1_zones.html (дата обращения 05.02.2018)
  18. Свободная экономическая зона “Манаус”, Бразилия // ROSEZ.RU datalife enfine. 2017. URL: http://www.rosez.ru/zone_brazilia.html (дата обращения 15.01.2018)
  19. Кривоблоцкий Д. Налоговая система Сингапура // IMPEX CONSULT. 2017.URL: https://www.start-business-in-singapore.com/blog/nalogovaya-sistema-singapura.html(дата обращения: 12.12.2017).
  20. Гридина Е.И. Свободные экономические зоны // ECONOMYLIT.ONLINE экономический портал. 2016. URL: https://economylit.online/obschie-rabotyi_719/svobodnyie-ekonomicheskie-zonyi-suschnost.html (дата обращения 22.12.2017)


Все статьи автора «Осипов Сергей Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: