УДК 338.45

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО – ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Кушнир Кристина Андреевна1, Кобылина Елена Валентиновна2
1Обнинский институт атомной энергетики – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», аспирант
2Обнинский институт атомной энергетики – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», кандидат экономических наук, доцент

Аннотация
Статья посвящена анализу проведения цифровой трансформации предприятий оборонно – промышленного комплекса, основанной на активном использовании SMAC технологий ( социальных, мобильных, аналитических и облачных технологий). Выявлены основные проблемы развития инструментов цифровой экономики на предприятиях оборонно – промышленного комплекса, разработан ряд мероприятий по созданию последовательной, унифицированной системы, работающей по принципу блокчейн, включающей в себя все составляющие промышленного предприятия, определен фундамент построения «цифрового предприятия».

Ключевые слова: , , , , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Кушнир К.А., Кобылина Е.В. Трансформация промышленных предприятий оборонно – промышленного комплекса Российской Федерации в условиях цифровой экономики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16338 (дата обращения: 07.02.2019).

Одно из стратегических направлений развития экономики – это цифровизация, переход от углеводородной экономики к экономике, основанной на высокотехнологических продуктах. Данное направление развития отраслей промышленности определено в послании Президента России Федеральному Собранию, а также озвучено на Петербургском Экономическом форуме.

В основе цифровизации лежит концепция «Индустрия 4.0.», сформированная международным сообществом. Главный смысл Индустрии 4.0 заключается в необходимости выстраивания современного производства по цепочке создания продукта на базе сквозных цифровых процессов, в основе которых лежит цифровая модель самого изделия и цифровая модель систем управления.

Функциональные области Индустрии 4.0 охватывают все сферы управления и ИТ-технологии, поддерживающие жизненный цикл по всей цепочке создания продукта.

Четыре основных тренда, изложенных в Концепции, в направлении которых необходимо двигаться предприятиям ОПК, обусловлены изменениями, происходящими как внутри нашего государства, так и вызовами извне (Рисунок 1)3.





Рис.1. Направления движения ОПК3

3Рисунок 1 составлен авторами.

В рамках создания цифровых платформ Госкорпорация «Росатом» определена центром компетенций по новым производственным технологиям, большим данным, квантовым технологиям, технологиям виртуальной и дополненной реальности. Госкорпорацией «Росатом» наработан задел по созданию промышленно – технологической платформы полного жизненного цикла сложных инженерно – технических изделий, объектов капитального строительства, цифровой платформы суперкомпьютерного и имитационного моделирования, распределенной среды обработки больших данных. Госкорпорацией «Росатом» с 2010 года реализуются проекты. Соответствующие требованиям цифровой экономики. Ярким примером является система полного жизненного цикла «Цифровое предприятие», создание и внедрение которой обеспечило двукратный рост выручки при сохранении численности персонала и троекратном снижении стоимости владения ИТ – решениями.

Цифровое предприятие имеет более узкое значение, чем концепция, и определяет организацию, которая достигает конкурентного преимущества высокого порядка путем использования информационных технологий во всех сферах своей деятельности: производстве, бизнес-процессах, маркетинге и взаимодействии с клиентами.

Проходя путь цифровой трансформации (Digital Transformation), традиционное предприятие превращается в предприятие с «цифровым мышлением», а производимый им продукт также становится цифровым, при этом наибольшие трудности при переходе к цифровому предприятию связаны с культурными изменениями. В этой связи целесообразно изменять ментальность всей компании в целом и каждого отдельного сотрудника, от простого исполнителя до менеджеров С-уровня.

Необходимо работать над созданием социальной и культурной атмосферы, позволяющей реализовать преимущества Industrie 4.0., в основе которой лежит свободное социальное взаимодействие на всех уровнях управления (демократический стиль руководства, открытость высказывания своего мнения, активное участие в процессах) и готовность к изменениям (постоянный профессиональный рост, открытость к инновациям, приверженность изменениям).

До недавнего времени многие компании использовали IT-технологии для автоматизации существующих производств и бизнес-процессов, что приводило к росту эффективности, продолжая оказывать традиционные услуги и выпускать традиционные продукты, оставаясь при этом в рамках традиционной бизнес-модели поставок [1].

Однако на сегодняшний день ситуация изменилась – привычные границы между рынками стирают технологии, которые и определяют новые бизнес-модели. Современная ситуация характеризуется наличием [1]:

– цифрового потребителя – активного пользователя SMAC – социальных, мобильных, аналитических и облачных технологий;

– цифрового предприятия, которое активно применяет SMAC технологии с целью оптимизации затрат на корпоративные функции, организации взаимодействия на предприятия для увеличения производительности;

– новой волной использования цифровых операций компаниями, когда идет реальная перестройка бизнеса на основе использования робототехники, искусственного интеллекта, когнитивных моделей.

Так, на сегодняшний день цифровые технологии уже внедрили и продолжают активно внедрять и получать наибольшие выгоды от цифровой трансформации компании таких отраслей как: банки, ритейл и хайтек-индустрия.

В конце рейтинга цифровой зрелости стоят: фармацевтика, промышленное производство, производство народного потребления, в том числе и предприятия оборонно-промышленного комплекса при выпуске продукции гражданского назначения – им еще необходимо выстроить модель цифровой трансформации.

Предприятия оборонно – промышленного комплекса (ОПК) сталкиваются с двойственной задачей. С одной стороны, необходимо безусловное выполнение государственного оборонного заказа (далее по тексту – ГОЗ), обеспечение прозрачности работ, сокращение сроков и стоимости процессов и изделий. С другой – объемы ГОЗ сокращаются, вынуждая предприятия ОПК выходить на новые рынки, используя имеющие заделы и компетенции. При этом гражданские рынки также трансформируются под давлением цифровых технологий и платформенных бизнес – моделей.

Оборонно – промышленный комплекс при этом является основой промышленности в целом и должен активно и эффективно развивать внутри кооперации инструменты цифровой экономики. При этом выделяется ряд основных проблем, представленных в таблице 1, связанных с экономикой и управлением такими процессами.

Таблица 1. Основные проблемы развития инструментов цифровой экономики на предприятиях оборонно – промышленного комплекса4

№, п/п

Основная проблема

Пояснение проблемы

Описание методов и инструментов решения проблемы

1

Отсутствие управленческой парадигмы

В цифровой экономике и на цифровом предприятии численно оцениваются показатели и индикаторы различной сложности с привязкой к различным временным периодам, подразделениям. Отсутствует понимание какие из них должны выносится в КПЭ руководителей и как достижение этих показателей приблизит предприятие к своему целевому облику в цифровой экономике, не нарушив при этом устоявшиеся производственные процессы.

Необходимо изучить опыт цифровизации и перехода к экономике платформ, определить облик ОПК в цифровой экономике и разработать план перехода к этому облику. Разработать системы и модели управления.

2

Ценообразование

. Необходимы разработка и внедрение методов ценообразования, направленных на то, чтобы предприятиям ОПК было выгодно сокращать собственные издержки производства. Переход к сервисным контрактам и контрактам жизненного цикла потребует новых методов прогнозирования, измерения и учета цен на продукцию предприятия ОПК.

Целесообразно проводить изучение математических методов, применимых к ценообразованию, основанных на анализе информации, поступающей из цифрового пространства организации. Трансформация управления затратами в условиях цифровой экономики.

3

Повышение скорости взаимодействия субъектов цифровых предприятий и производств

Необходимо структурировать механизмы получения обратной связи и реакции на запросы рынка в части продуктовых стратегий и технических обликов гражданских и новых продуктов предприятий ОПК.

Оценка экономической эффективности, а также контроль на каждом этапе осуществления проекта для своевременного выявления и нивелирования рисков – это приоритеты в процессе цифровизации.

4

Сочетание цифровизации и управленческих систем и парадигм, направленных на повышение качества и снижение издержек (lean, 6 sigma, критический путь и др.)

Необходимо создать теоретические основы цифровой оптимизации и механизм тиражирования успешных практик в ОПК.

Необходимо формирование методических рекомендаций по развитию компетенций персонала в процессе перестроения организации и управления предприятием в рамках концепции бережливое производство.

5

Одновременное переложение достижений в экономике и управлении на гражданскую продукцию и продукцию двойного назначения.

Важно проведение работ по развитию компетенций персонала предприятия и выявление минимально необходимого объема привлеченных человеческих ресурсов для ведения деятельности в рамках рыночной экономики.

Необходимо развитие рыночных компетенций персонала, управленческих систем, направленных на снижение затрат, и научно – производственной базы.

6

Необходимость централизованной цифровизации оборонных предприятий в сочетании с государственной поддержкой.

Необходимость в непосредственной цифровизации государственных органов для обеспечения качественного контроля над экономикой стратегических производственных комплексов.

Необходимо создание концепции цифровизации оборонной промышленности во взаимосвязи с исполнительной властью с формирование инструментов регулирования деятельности предприятий в части принятия стратегических решений, финансово – экономических вопросов, вопросов регулирования рыночных отношений внутри кооперации путем диверсификации. Создание каталога закупок и поставок изделий в несекретной части согласно ОКПД2, создав единую базу данных о проводимых конкурсах и имеющихся на предприятиях ОПК возможностях по созданию унифицированной продукции. Создание рыночных ориентиров для предприятий ОПК.

4Таблица 1 разработана авторами.

Таким образом, являются очевидными основные предпосылки для развития и углубления методов управления затратами в условиях цифровой экономики с применением современных средств информационного и технического обеспечения.

Программа Цифровая экономика не в полной мере отражает процессы, связанные с цифровизацией промышленности, не учитывает специфику оборонно -промышленного комплекса и поэтому требует расширение. В ней не ставятся задачи, связанные с формированием цифрового информационного пространства предприятия ОПК, а также отраслевые и государственные инициативы, способствующие этому.

Следовательно, необходимо выполнить ряд мероприятий по созданию последовательной, унифицированной системы, работающей по принципу блокчейн, включающей в себя все составляющие промышленного предприятия, рисунок 2 [2, cтр. 82-83].





Рис. 2. Задачи для перехода предприятия к «цифровому»5.

Такие задачи могут быть решены наилучшим образом не только благодаря практическим навыкам в области ITи промышленности, но и благодаря формированию образовательных программ и методических курсов, позволяющих в кротчайшие сроки обуть весь необходимый персонал предприятия, что максимально упростит внедрение инструментов Цифровой экономики.

Фундаментом построения «цифрового предприятия» является активное использование SMAC технологий, однако сам факт использования компанией технологий не делает её цифровой. Для того, чтобы соответствовать требованиям цифрового мира, компаниям необходимо перестроить свою информационную инфраструктуру (рисунок 3)6.

5,6Рисунки 2 и 3 разработаны авторами.

Рис. 3. Информационная структура предприятия ОПК.

Рассмотрим каждое звено структуры более подробно.

  1. Мобильность. Тенденция увеличения числа подключенных устройств прослеживается на протяжении последних пяти лет. Данная волна не обойдет и предприятия ОПК, которым с каждым годом необходимо увеличивать долю гражданской продукции в структуре своего производства, и к 2025 г. она должна достигнуть – 30 %, а к 2030 г. – 50 %. Многие отечественные предприятия оборонно-промышленного комплекса уже оценили перспективы развития «Промышленный интернет вещей (ИВ)» и стали активно использовать. Например, производители бронетанковой техники уже предлагают своим потребителям системы удаленного сервисного обслуживания и контроля, позволяющие информировать командование войск о состоянии техники и ее технической готовности, о запланированных и выполненных работах, а также о потребностях в запасных частях.
  2. Социальность, управление знаниями и людьми. Сфера маркетинга в цифровом пространстве также трансформируется в сторону большей детализации и персонализации предложений клиентам – а это требует углубленного изучения имеющейся информации с применением технологий управления знаниями. Поэтому предприятиям ОПК также необходимо проводить активную политику продвижения гражданской продукции через различные социальные сети.
  3. BPM, workflow, collaboration, бизнес-процессы. Компания никогда не сможет создать качественно новый «цифровой» продукт, адаптировав социальные и мобильные технологии, но избежав кардинальной оптимизации внутренних процессов. Предприятиям все так же придется обращать внимание в первую очередь на эффективность организации внутренней работы, а потом уже клиентоориентированность и прогрессивные инструменты анализа.

    Предприятиям ОПК необходимо продолжать активно внедрять, Таблица 2. [1]:

Таблица 2. Технологии, которые необходимо внедрять предприятия ОПК7

№, п/п

Необходимо внедрять

Пояснение

1

Имитационное моделирование и дополненную реальность в производственном процессе.

Использование средств для моделирования технологических процессов, часто называемых CAPE (Computer Aided Process Engineering), является одним из этапов автоматизации проектирования промышленных систем. Такие средства позволяют проверить процесс до монтажа оборудования в цехе с точки зрения отсутствия столкновений, обеспечения требуемого времени цикла, подбора инструмента и других факторов. Особенно важны эти средства при подготовке автоматизированного и роботизированного производства.

2

Аддитивное производство, 3D-печать и сканирование объектов.

Сегодня предприятия АО «Концерн «Автоматика» имеют опытные участки, где изготавливаются детали методом аддитивных технологий, что сокращает в два раза стоимость изготовления и в пять раз снижает затраты времени, в том числе и серийных деталей.

3

Автоматизированные транспортные средства и дроны, сенсоры и датчики, осуществляющие оперативный мониторинг движения товаров и услуг.

Цифровое управление логистикой с использованием радиочастотной (RFID) идентификации, с контролем передвижения сырья и материалов, очень важно для обеспечения конкурентоспособности производства сегодня.

4

Использование цифрового представления изделия по жизненному циклу (проектирование, производство, испытания, эксплуатация, предиктивный ремонт).

Постепенном развитии технологий компьютерного моделирования и виртуального прототипирования до более высокого уровня – создания цифрового двойника изделия (ЦДИ). Это принципиально более сложный и важный процесс, над внедрением которого сейчас работают передовые разработчики программного обеспечения и промышленные предприятия.

5

Внедрение «машинного обучения».

Внедрение «машинного обучения» для разработки собственных правил принятия решений в производстве, являющегося одним из современных методов обработки и анализа статистических данных, в том числе для слабоизученных, динамических и сложных процессов с большим количеством параметров (результатом «машинного обучения» алгоритм расчета выходной величины не формула).

6

Внедрение роботизации и автоматизации производственных процессов

Максимальное внедрение роботизации и автоматизации производственных процессов (оборудование и рабочие места), позволяющей формировать целиком автоматизированные участки производства, цехов, заводы.

7

Новые материалы поставок

Новые современные материалы обладают высокими механическими свойствами, тепловыми, электрическими, оптическими и другими характеристиками и их использование существенно расширяет возможности разработок.

  1. CM, внутренний и внешний документооборот может быть как фактором роста эффективности, так и тормозом, если требования документирования идут вразрез с требованиями бизнеса. На сегодняшний день многие предприятия морально не готовы перейти от бумажного документооборота на цифровые форматы взаимодействия, поэтому необходимо проводить изменения корпоративной культуры, при этом технические решения для всех задач уже есть.
  2. ERP, финансы и учет. Цель этой перестройки – максимально быстрая реакция на запросы потребителей и вывод продукта на рынок, то есть производство должно стать гибким, адаптивным и практически персональным – поскольку запросы у каждого клиента индивидуальны. Достичь этого можно за счет использования технологий SMAC в разработке ERP-платформ поставок.
  3. Big Data & Analytics. Бизнес-аналитика стала инструментом для принятия решений, которыми пользуются не только продвинутые специалисты, но и бизнес-руководители разных уровней. Переход к цифровому предприятию означает также рост объемов данных – теперь в контур управления попадает информация из социальных сетей, разнообразных внешних источников и главным образом различных датчиков, потому что производство тоже переходит на цифровой формат. В связи с ростом объема и сложности данных будут востребованы системы семантического анализа и искусственного интеллекта.

7Таблица 2 составлена авторами.

Таким образом, Использование цифровых технологий в деятельности промышленных предприятий, в том числе и оборонно-промышленного комплекса, может повысить производительность труда, уменьшить себестоимость продукции, повысить качество, ускорить процесс выхода новых продуктов на рынок и сократить жизненные циклы разработки продукта. Одно из перспективных направлений – это создание инновационных кластеров для использования единых ИТ-решений и технологий для широкого круга пользователей, а не отдельных узкоспециализированных предприятий.

Для решения означенных задач, повышения эффективности функционирования комплекса ОПК, ответа на современные мировые вызовы (развитие высокотехнологичных и наукоемких производств, обеспечение научно – технического прогресса в приоритетных технологических направлениях, формирование транспарентного управления и т.д.) необходимы соответствующие технологические решения высочайшего уровня.

Формирование конкурентоспособной и эффективной экономической модели в масштабах ОПК, других промышленных направлений и страны в целом невозможно без развития отечественных передовых технологий, необходимых для обеспечения процессов цифровизации. Одним из ключевых направлений такого процесса является электронная промышленность как базовое научно – производственной направление.

Реализация проекта цифровой экономики в ОПК напрямую связано с развитием российской электроники. Ключевыми сегментами отечественной электронной промышленности являются микроэлектроника и электронное машиностроение как основополагающие технологические направления.

Анализирую положение электроники в Российской Федерации, проецируя данные результаты на уровень развития мировой электроники и сопоставляя их с требованиями, выдвигаемыми проектом цифровизации, можно сделать неутешительные выводы в отношении России:

  1. Высокий уровень изношенности научно – технических и производственно – технических мощностей – существенная часть используется со времен СССР;
  2. Недостаточные объемы финансирования модернизации производственно – технических мощностей;
  3. Высокий уровень зависимости импорта электронного оборудования и компонентов – по некоторым направлениям доля импорта доходит до 80-90%;
  4. Недостаточные объемы финансирования научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ (Рисунок 4) [3].


Рис.4. Финансирование НИОКР и ОКР в 2015 году8

5. Низкая эффективность организационно – управленческой деятельности;
6. Недостаток высококвалифицированных специалистов и снижение уровня подготовки кадров.

Таким образом, перечисленные положения ограничивают потенциал развития электронной промышленности Российской Федерации, что свидетельствует о снижении вероятности цифровизации ОПК в частности, так и национальной экономики в целом в рамках отечественных научно – производственных возможностей, что приведет к снижению уровня обеспечения национальной безопасности.

Выходом из сложившейся ситуации и решением вопроса технологического обеспечения проекта цифровой экономики является реализация комплексного плана развития электроники в России.

Приоритетными направлениями формирования современной модели развития микроэлектроники в Российской Федерации в парадигме описанной структуры взаимодействия (на основании отраслевой стратегии развития электронной промышленности) прослеживаются (Рисунок 5):


Рис.5. Приоритетные направления развития9

На основании достигнутых результатов можно выстраивать дальнейшую структуру взаимодействия в рамках электронной промышленности России по вертикальной интеграции. Ключевым и определяющим положением в указанном направлении становится формирование запроса на комплектацию и материалы со стороны производителей конечной продукции, в частности предприятий ОПК (производителям коммуникационного оборудования, радиоэлектронной аппаратуры и т.д.).

На основании вышесказанного, авторами предлагается разработать концепции цифровизации ОПК России и облика ОПК в цифровой экономике России 2024:

  • Разработка альтернативных методов ценообразования с учетом возможности потребления информации из цифрового пространства предприятия.
  • Организация работ в области стандартизации и унификации ИТ- ландшафта предприятий ОПК в целях повышения интероперабельности систем, платформенного мышления и эффективности обмена опытом и внедрения лучших практик.
  • Разработка методики обучения персонала предприятия хозяйствованию в рамках концепции бережливого производства в сочетании с цифровой экономикой.
  • Разработка отраслевых программ обучения в целях формирования рыночных компетенций, навыков создания гражданской продукции на предприятиях ОПК.

8,9Рисунки 4 и 5 составлены авторами.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Трофимов О.В., Саакян А.Г. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 8. – С. 122-126; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42250 (дата обращения: 30.11.2018).
  2. Сборник докладов третьей конференции «Экономический потенциал промышленности на службе оборонно – промышленного комплекса». 24-25 октября 2017г. Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ.
  3. OECD Factbook 2015-2016: Economic, Environmental and Social Statistics. Paris: OECD Publishing,2016.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кушнир Кристина Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация