УДК 0

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НОВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Борисовский Сергей Александрович, Крылов Алексей Юрьевич

Аннотация
В статье исследуются теоретические основы организационных отношений на новом производстве. Рассматривается структура организационных отношений и выясняется их сущность. Выявлены некоторые особенности организационной деятельности. Предложено рассматривать организацию нового производства в различных аспектах ее проявления. Отражено содержание организации нового производства на предприятии.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Борисовский С.А., Крылов А.Ю. Организация процесса нового производства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/11/16245 (дата обращения: 13.11.2018).

Вступление. Для эффективного осуществления управленческих функций необходимо доскональное знание самого объекта управления – нового производства. Конкретизация производственной деятельности происходит в процессе организации нового производства. Она направлена на решение главных вопросов экономики в конкретной сфере, базируясь на использовании объективных экономических законов. Изучение действия этих законов дает возможность установить ряд общих и специфических принципов организации нового производства, формы и методы рациональной деятельности предприятия. Однако, прежде всего, следует досконально выяснить сущность и содержание организации нового производства.

Исследованием вопросов организации нового производства на предприятии посвящены научные работы многих ученых. К ним относятся А. Богданов, Б. Каценбоген, Ю. Любович, Н. Ипатов, В. Бабич, Е. Бойко, В. Васильков, А. Виханский, Г. Герасимчук, Д. Львов, Г.М. Захарченко, А. Ковалев, Г.Я. Кожекин, А.С. Курочкин, Я. Плоткин, Г. Фатхутдинов, Й.М. Петрович, Л.М. Синица, В.Г. Туровец и др. Труды указанных и других авторов послужили основой исследования теоретических аспектов организации нового производства. Установлено, что единого мнения по многим вопросам нет, отдельные аспекты исследований являются спорными, требуют обобщения и развития, что обусловливает необходимость дальнейших исследований методологических вопросов сущности и содержания организации нового производства на предприятии.

Постановка задачи. Целью статьи является исследование современных подходов к определению сущности и содержания организации нового производства, определение структуры организационных отношений, выявление отдельных особенностей этого вида деятельности.

Методология. Методологической основой исследования является системный подход, фундаментальные положения современных экономических теорий, анализ литературных источников, использование логического и сравнительного анализа, обобщения полученных результатов.

Результаты исследования.

В общем смысле организация нового производства означает упорядоченное состояние элементов целого и процесса по их упорядочению в целесообразное единство.

Организационная деятельность нового производства имеет всеобъемлющий характер. Организованность присуща как природному, так и социальному миру. И природа, и человек создает организованные системы. Проявлениями таких систем являются технические, социально-экономические и производственные системы и т.п.

Организация нового производства имеет свою структуру. Ее можно рассматривать как в статике, так и в динамике. Организация нового производства в статическом состоянии – это некоторое целостное образование (социального, технического, физического, биологического характера), которое  имеет вполне определенное назначение. В динамическом состоянии организация нового производства представляет собой совокупность разнообразных процессов по упорядочению элементов, формированию и поддержанию целостности вновь создаваемых или функционирующих объектов. Если эти процессы состоят из целенаправленных действий людей, тогда организация выступает в роли функции.

Поэтому соглашаемся, что понятие “организация нового” может употребляться в различных значениях [6, с. 14]. Для целостного понимания сущности можно выделить три основные организации:

1) как определенный объект;

2) как явление, которое характеризует состояние объекта;

3) как деятельность.

Организация нового, как объект – это объединение группы людей, которые сознательно осуществляют координацию своей деятельности для достижения поставленной цели. В таком смысловом смысле организация нового выступает объектом материального мира и является одной из форм ведения определенной деятельности. Эти формы определяются законодательством и их размеры и некоторые другие параметры им регламентируются.

Организация нового, как явление проявляется через физическое объединение реальных составляющих для достижения соответствующей цели. При этом формируется определенное построение объекта, определенный порядок расположения его составляющих, которые направлены на создание конечного результата. И такая организация нового производства имеет определенные статические характеристики, параметры которых определяются требованиями к конечному продукту.

Организация нового, как деятельность – это целенаправленный процесс создания чего-либо полезного, осуществления общественной деятельности, которая отражает существующее разделение труда. Сущность организации нового производства как процесса проявляется через совокупность действий по образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями отдельного целого. Процесс организации нового проводится людьми, имеет сложный динамический характер и сам испытывает разделения и специализации, что приводит к формированию отдельных профессиональных групп работников. Организации нового, как процесса присущи определенные динамические характеристики, которые дают представление об изменении их параметров во времени. Организация нового производства выступает функцией управления. Сущность организационной составляющей управления заключается в планировании, координации и выполнении определенной хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства.

Для осуществления нового производства необходимо участие целого ряда элементов, которые должны иметь определенные характеристики, определенную направленность действия, находиться в определенных пропорциях, функционировать в определенных условиях и их состояние и изменения не могут быть неуправляемыми, хаотичными, поскольку это не приведет к запланированному результату. Без организационных связей отдельные элементы нового производства не создадут единого целого, и оно перестанет существовать как производственная единица. Можно утверждать, что организация нового производства формирует систему, которая затем сама создает новый результат в результате своей деятельности и становится необходимым элементом для функционирования такой системы.

С изменением систем хозяйствования в обществе меняются взгляды на организацию нового производства, что объективно обуславливается изменением целей последнего. Так, с переходом к рыночным отношениям акценты нового производства материальных благ сместились в сторону удовлетворения нужд потребителей. Такие цели поставили соответствующие требования к организации нового производства. И хотя сущность организации не изменилась, однако статико – динамические характеристики и параметры конкретных организационных явлений и процессов претерпели значительных изменений. Ориентация на рынок требует большего динамизма производственных процессов в части переориентации на новые виды продукции, а рост конкуренции ставит новые задачи, в частности относительно качества продукции, уровня затрат на производство, сроков производства, гибкости ценовой политики и тому подобное.

Основой новой производственной деятельности предприятия является его организационное начало, которое должно обеспечить приспособление предприятия к требованиям потребителей относительно качества товаров, цены, сервисного обслуживания и т. п. с минимальными затратами. А поскольку внешняя и внутренняя среда хозяйствования постоянно меняется, то и новое производство имеет динамический характер. При этом состав, сущностные характеристики элементов и самого процесса нового производства зависят, прежде всего, от требований к продукции, которые предъявляет к ним рынок. То есть рыночные факторы являются определяющими с точки зрения выбора его производственной стратегии и организации новой производственной деятельности предприятия.

Организационное воздействие осуществляется на элементы нового производства – предметы труда, орудия труда и трудовые ресурсы, которые являются предпосылкой производства. В зависимости от цели предприятия и его особенностей эти элементы по-разному влияют на эффективность его функционирования, так как и сами испытывают влияния других факторов. Так, предметы труда оговариваются продукцией, которая производится, а также технологией ее производства. На работников значительное влияние оказывают физиологические, психологические, гигиенические и другие факторы, определяющие условия труда, социальные и мотивационные условия, уровень образования и т. п. Орудия труда определяются характером производственного процесса, типом, видом и формой его новой организации.

Исходя из этого, считаем, что организация нового производства представляет собой совокупность взаимосвязанных “связанных видов деятельности и практических действий, которые направлены на создание или совершенствование существующих систем предприятия по новому производству продукции, работ, услуг. Она устанавливает общие закономерности организации производственных систем, формы и методы осуществления новых производственных процессов по изготовлению новой продукции и рациональному использованию всех видов ресурсов.

Объективной основой организации нового производства являются отношения, возникающие при производстве материальных благ, выполнении работ и оказании услуг на уровне первичных звеньев экономики – предприятий. Часть производственных отношений имеет организационный характер [4, с.9]. Выявление и изучение их структуры дает возможность глубже выяснить сущность организации нового производства и наметить направления их совершенствования. Среди этих отношений можно выделить:

1) регулирующие новые организационные отношения, которые обеспечивают признание и проявление отношений собственности при формировании и эксплуатации производственных систем;

2) межличностные новые организационные отношения, которые происходят между работниками в процессе совместного труда при производстве конечных продуктов;

3) технические новые организационные отношения, которые складываются в процессе взаимодействия работников со средствами и предметами труда;

4) обеспечительные новые организационные отношения, отражающие взаимозависимости ресурсных составляющих производственных систем;

5) новые процессные организационные отношения, которые устанавливают определенный порядок выполнения производственных операций и действий.

Формирование отношений по организации нового производства в сфере производства материальных благ составляет содержание организационной функции процесса управления. Эти отношения проявляются через содержательные области их налаживание и функционирование.

Сущностное содержание организации нового производства заключается:

- в использовании методов экономического обоснования решений в области организации нового производства,

- закономерностей и принципов организации нового производства на предприятии, форм и методов осуществления производственных процессов,

-выпуска продукции высокого качества при наирациональнейшем сочетании всех видов ресурсов в конкретных условиях предприятия,

- количественных и качественных зависимостей, взаимоотношений и взаимосвязей между элементами производственной системы в процессе проектирования, освоения и изготовления новой продукции на предприятии и др.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Березин А. В. Экономика предприятия : учеб. пособ. / А. В. Березин. – М. : Знания, 2013. – 390 с.
  2. Гринчуцкий В. И. Экономика предприятия : учеб. пособ. / В. И. Гринчуцкий; М. нац. экон. ун-т. -2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер,: ЦУЛ, 2012. – 303 с.
  3. Орлов П. А. Экономика предприятия / П. А. Орлов. – Х. : Изд-во ХГЭУ, 2000. – 480 с.
  4. Гринева В. М. Организация производства : учебник для студ. выс. учеб. заведений / В. М. Гринева. – СПб.: Питер, ИНЖЭК, 2012. – 575 с.
  5. Грещак М. Г. Экономика предприятия : учебник / за заг. ред. С. Ф. Покропивного ; Киев. нац. экон. ун-т ім. Вадима Гетьмана. – 3-е изд., без изменений. – К. : КНЕУ, 2013. – 526 с.
  6. Ястремская Е. М. Создание новой продукции: организационно-экономический и маркетинговый аспекты : научное издание / А. М. Ястремская. – Харьков: ХНЭУ, 2012. – 230 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Борисовский Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация