Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы. Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT-анализ (СВОТ-анализ) [1].
SWOT-анализ – это инструмент стратегического анализа и планирования, применяемый для оценки явлений и факторов, оказывающих влияние на компанию или проект. Он помогает оценить сильные и слабые стороны решаемого вопроса, найти новые возможности и определить возможные угрозы.
Достигается это за счет сравнения внутренней силы и слабости факторов, влияющих на анализ с имеющимися возможностями. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении необходимо двигаться и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
SWOT-анализ разделяет факторы влияния на четыре категории, что позволяет получить всесторонний анализ, это: S-strengths (сильные стороны) – внутренние преимущества анализируемой проблемы; W-weaknesses (слабые стороны) –внутренние недостатки анализируемой проблемы; O-opportunities (возможности) – внешние потенциальные возможности анализируемой проблемы; T-threats (угрозы) – внешние потенциальные угрозы, возникающие от анализируемой проблемы [2].
Для применения технологии SWOT-анализа необходимо:
- Составить список сильных и слабых сторон;
- Составить список опасностей и возможностей;
- Установить связь между различными элементами списков;
- Определить наилучшие стратегии развития.
Матрица SWOT-анализа удобна тем, что в одном месте собраны все необходимые показатели и критерии, что позволяет оценивать ситуации наиболее полно с учетом всех факторов влияния.
Составим список факторов, влияющих на совершенствование управления общепитом на основе внедрения автоматизации в системе банка и расположим их в таблице, согласно основным элементам SWOT-анализа.
Таблица 1 – Список факторов, влияющих на совершенствование управления общепитом за счет внедрения автоматизации
|
Внутренние |
Внешние |
+ |
СИЛЫ (Strengths)
|
ВОЗМОЖНОСТИ (Opportunities)
|
- |
СЛАБОСТИ (Weaknesses)
|
УГРОЗЫ (Threats)
|
Стоит заметить, что проводя подобный анализ, мы пытаемся оптимизировать один из ценных ресурсов организации – время работы сотрудников. Хотелось бы пояснить выбор анализируемых факторов SWOT анализа.
Внутренние факторы – это явления, на которые есть возможность повлиять, т.е. средства автоматизации и их методы управления. Сильной стороной будет оперативная работа сотрудников занятых автоматизацией и позволяющая в кратчайшие сроки возобновить работу системы в случае сбоя или некомпетентности пользователя. Слабой стороной будут – большая зависимость от квалифицированных сотрудников, осуществляющих автоматизацию, а так же необходимость их содержания.
Внешние факторы – это явления, на которые нет возможности повлиять. Относительно рассматриваемой темы – это своевременное получение пользователями корректной информации по затратам общепита. Положительными моментами будут эффективность управления затратами общепита, возможность получения оперативной информации, анализа ситуации, возможность развития системы. Отрицательными моментами являются – отказ или некорректная работа учетной системы, а так же некомпетентность работы пользователей, которая так же может привести к ошибкам.
Проанализируем описанные факторы и определим их силу влияния. Для этого составим матрицу внутренних факторов сильных/слабых сторон:
Таблица 2 – Матрица внутренних факторов
Сильное влияние
(6 баллов) |
Умеренное влияние
(4 балла) |
Незначительное влияние (2 балла) | |
Сильные стороны | Оперативное решение возникающих вопросов | Оперативная разработка и внедрение нового функционала | Накопленные компетенции в области автоматизации производственной деятельности |
Слабые стороны | Зависимость от квалифицированного персонала, занимающегося автоматизацией | Расходы на поддержание и развитие автоматизированной системы | Сложность предметной области общепита |
Таблица 3 – Матрица внешних факторов угроз
Вероятность | Разрушение | Критическое состояние | Ошибка |
Высокая вероятность | (6 баллов)
|
(5 баллов)
|
(4 балла)
|
Средняя вероятность | (5 баллов)
|
(4 балла) Неработоспособность или некорректная работа автоматизированной системы | (2 балла)
Некомпетентность сотрудников в работе с автоматизированной системой общепита |
Низкая вероятность | (4 балла)
Отказ от использования автоматизированной системы общепита |
(2 балла)
|
(1 балл)
|
Таблица 4 – Матрица внешних факторов возможностей
Вероятность | Сильное влияние | Умеренное влияние | Слабое влияние |
Высокая вероятность | (6 баллов)
Эффективное управление движением товаров и блюд, контроля запасов |
(5 баллов)
Широкие возможности анализа затрат общепита для принятия решений |
(4 балла)
|
Средняя вероятность | (5 баллов)
|
(4 балла)
Гибкость развития системы – возможность реализации дополнительного функционала |
(2 балла)
|
Низкая вероятность | (4 балла)
|
(2 балла)
|
(1 балл)
|
Теперь нам известна количественная оценка сильных и слабых сторон. Составим расширенный SWOT-анализ и определим основные стратегии:
Комбинация «SO – Стратегия наступления» – образуют стратегию развития. Как воспользоваться возможностями? Как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя доступные сильные стороны?
Комбинация «WO – Стратегия обороны» – образует стратегию для внутренних преобразований. Каковы слабые стороны рассматриваемой проблемы? Возможно ли их преобразование?
Комбинация «ST – Стратегия приспособления» – используется как стратегия потенциальных преимуществ. Как восстановить преимущества? За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
Комбинация «WT – Стратегия выживания» – рассматривается как ограничение стратегического развития. Как избежать самых больших опасностей? Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, мне нужно больше всего опасаться?
Таблица 5 – основные стратегии расширенного SWOT-анализа внедрения автоматизации в подразделениях общественного питания банка
Внешняя среда (пользователи) |
|||
Возможности
|
Угрозы
|
||
Внутренняя среда (автоматизация учета затрат)
|
Сильные стороны
|
SO – Стратегия наступления Совершенствование учета затрат общепита за счет развития автоматизированной системы; Использование инновационных технологий в общепите; |
ST – Стратегия приспособления Организация возможности оперативного решения возникших проблемных ситуаций; Организация тестирования нового функционала перед запуском в работу; |
Слабые стороны
|
WO – Стратегия обороны Мотивация сотрудников, занятых автоматизацией, обучаться и совершенствоваться; Организация взаимозаменяемости сотрудников, занятых автоматизацией; Увеличить эффективность работы за счет организации линий поддержки пользователей; |
WT – Стратегия выживания Организация периодического обучения пользователей; Оптимизация расходов за счет высвобождения рабочего времени, затрачиваемого ранее на формирование документов и отчетности вручную; |
Библиографический список
- SWOT-анализ: правила и примеры составления // журнал «Генеральный директор» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gd.ru/articles/8078-swot-analiz (дата обращения 04.09.2018 г.).
- Завгородняя А. В. Маркетинговое планирование: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры – 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2018. – 340 с.