АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГ

Анисимкова Татьяна Игоревна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация
Статья посвящена анализу современного состояния и проблемам организации транспортного обслуживания в Екатеринбурге. В качестве крупного города взят Екатеринбург, один из центральных транспортных узлов России, в котором долгое время остаются нерешенные проблемы по организации транспортного обслуживания связанные с неэффективным административно-правовым регулированием.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Анисимкова Т.И. Административно-правовое регулирование и проблемы организации транспортного обслуживания населения в городе Екатеринбург // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/10/16193 (дата обращения: 17.03.2024).

Экономика современных крупных городов полностью зависит от транспорта. Без надежной и эффективной транспортной системы, которая опирается на стандарты законодательной базы невозможно функционирование города, потому что такая система способствует доставке трудовых ресурсов к их рабочим местам. Также отсутствие надежного, стабильного транспорта – это снижение рынка труда, сворачивание потребительского рынка, снижение производительности труда, падение эффективности работы экстренных служб, потеря свободного времени, рост затрат на транспорт, ухудшение экологической обстановки.

Екатеринбург, крупный столичный город, в котором транспортная проблема стала одной из актуальных, решением которой занимаются уже не первый год. По мере ухудшения работы общественного транспорта, все больше горожан пересаживаются на индивидуальные автомобили. Наблюдается стремительный рост автомобилизации населения, при этом популярность общественного транспорта снижается. Такие транспортные проблемы, с которыми сталкивается Екатеринбург, в большей степени являются результатом городской политики и городского планирования, построенного без учета долговременных связей между городом и его транспортной системой.

Экономическая роль транспорта состоит в том, что он является ограниченным звеном любого производства и материальной базой для глубокого разделения труда, специализации и кооперирования предприятий, а также для доставки всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления. Транспорт представляет собой «кровеносную систему» любого города и государства в целом. Без транспорта немыслимо освоение новых районов и природных богатств. Представляя собой часть производительных сил, он служит переменным условием рационального размещения производства и высокой производительности общественного труда. Он выступает фактически в качестве главного фактора при формировании территориально-производственных комплексов, особенно на Урале, в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке.

Социальная функция транспорта заключается прежде всего в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей, обслуживания этих людей в процессе поездок, в облегчении их физического труда, в частности, при перемещении значительных объемов материалов в процессе производства и в быту. Транспорт способствует сохранению здоровья, предоставляет большим массам людей оздоровительные зоны и природные богатства не только ближних, но и отдаленных районов. Он обеспечивает территориальную доступность к курортам с их целебными источниками и климатом, а также специальным медицинским центрам в столицах республик и в крупнейших городах. С помощью транспорта осуществляется доставка врачей и специалистов в любой пункт, где требуется помощь.

Следовательно, транспортное обслуживание населения – одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любого города. Под транспортным сервисом понимается система услуг по обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, включая обеспечение перевозок, выполнение сопутствующих и дополнительных работ.

Основными задачами транспортного сервиса являются:

- комплексное улучшение потребностей общества в перевозках;

- разработка новых форм обслуживания на базе новейших научно-технических достижений, информационных и ресурсосберегающих технологий.

Еще Цибулка Я. описал особенности транспортного сервиса в системе городского общественного транспорта (ГОТ) в своей книге «Качество пассажирских перевозок в городах». В данной книге он определяет специфику ГОТ с точки зрения удобства и комфорта, выделяя следующие обстоятельства:

– в системе ГОТ комфорт определяется, как удобство всей поездки – «от двери до двери», т. е. это не только во время пребывания пассажира в соответствующем виде транспорта;

– высокое значение затрачиваемого времени вне транспортного средства к общему времени поездки;

– соответственно относительная кратковременность поездки в сравнении с другими фазами передвижения;

– высокая неравномерность перевозок – кратковременная концентрация транспортных средств и пассажиров на определенных участках системы ГОТ, следствием чего является перегрузка транспортных средств;

– ежедневное неоднократное пользование населением общественного транспорта;

– переполнение транспортных средств при поездках к месту работы оказывает негативное влияние на работоспособность пассажиров, особенно в течение первого часа работы.[1]

Исходя из вышеперечисленного, стоит отметить основные критерии качества транспортного обслуживания: комфортность при поездке; время поездки; безопасность; культуру обслуживания пассажиров. Однако, чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного передвижения. Таким образом для регулирования таких процессов используются нормативно-правовые акты, призванные регулировать качество транспортного обслуживания населения, его развитие и функционирование.

Согласно Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2] к вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации, относится «организация транспортного обслуживания населения и муниципальных предприятий».

Главным нормативно-правовым документом регулирующим транспортное обслуживание населения является Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 05.07.2011 N 2817 “Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом на маршрутах регулярного городского сообщения в муниципальном образовании “город Екатеринбург”[3]

Настоящее Положение разработано в целях обеспечения условий для предоставления безопасных и качественных услуг по перевозке пассажиров на маршрутах регулярного городского сообщения в муниципальном образовании “город Екатеринбург”, упорядочения требований к организации маршрутов регулярного городского сообщения, создания равных условий доступа перевозчиков к рынку транспортных услуг.

В соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание. В Екатеринбурге эти функции выполняет Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети[4]. Одной из главных целей комитета является организация и развитие пассажирских перевозок на территории города Екатеринбурга.

Главная задача Комитета в области общественного транспорта являются обеспечение эффективного функционирования дорожного движения на улично-дорожной сети, организация и развитие пассажирских перевозок на территории Екатеринбурга.

Основные задачи возникающие в процессе функционирования комитета:

1) организация транспортного обслуживания населения муниципального образования «город Екатеринбург»;

2) организационно-методическое обеспечение деятельности предприятий, оказывающих транспортные услуги населению («Екатеринбургский метрополитен», «Муниципальное объединение автобусных предприятий», «Трамвайно-троллейбусное управление»);

3) обеспечение безопасности дорожного движения и эффективного функционирования улично-дорожной сети в муниципальном образовании «город Екатеринбург»;

4) разработка и реализация текущих и перспективных планов и программ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов улично-дорожной сети в муниципальном образовании «город Екатеринбург»;

5) осуществление закупок в сфере транспорта, организации дорожного движения и развития улично-дорожной сети;

6) осуществление ведомственного контроля в сфере закупок;

7) мониторинг деятельности подведомственных Комитету муниципальных предприятий и учреждений, осуществляемой в рамках реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

8) подготовка и реализация муниципальных программ, ведомственных целевых программ по вопросам, относящимся к компетенции Комитета;

9) организация предоставления физическим и юридическим лицам услуг постоянного и временного хранения индивидуальных транспортных средств на территории муниципального образования «город Екатеринбург»;

10) планирование и организация парковочного пространства на территории муниципального образования «город Екатеринбург»;

11) планирование и организация работ по развитию улично-дорожной сети муниципального образования «город Екатеринбург»;

12) координация деятельности подведомственных муниципальных учреждений («Центр организации движения», «Городская служба автопарковок», «Муниципальная транспортная инспекция»).

Особенности организации транспортного обслуживания населения в Екатеринбурге связаны с тем, что сегодня в городе представлены практически все виды городского транспорта. Доминирующим транспортом по объему перевозок является трамвай. Помимо наземного общественного транспорта (трамвай, троллейбус, автобус), в Екатеринбурге эксплуатируется метрополитен, а с 2005 года в систему городского транспорта включён городской электропоезд, но перед городом стоит ряд проблем, которые были частично описаны в статье С.О. Лапина «Проблемы качества транспортного обслуживания населения в городе Екатеринбург». К таким проблемам до сих пор относятся:

- высокие темпы роста уровня автомобилизации привели к снижению средней скорости движения транспортных средств, систематическим заторам и т. д.;

- снижение уровня спроса на услуги городского общественного транспорта, что является следствием высоких темпов автомобилизации;

- низкий уровень информирования: на остановочных комплексах и в транспортных средствах (пассажиры часто не знают, как проехать к месту назначения, также не всегда объявляются остановки, вследствие чего пассажиры позднее достигают точки назначения);

-  комфортность поездок особенно в часы пик снижается из-за высокого уровня наполнения подвижного состава;

- в некоторое время суток подвижной состав используется неэффективно, что приводит к убыточности городского общественного транспорта;

- увеличение затрачиваемого времени пассажирами на передвижение, происходит это отчасти из-за роста уровня автомобилизации и несовершенства улично-дорожной сети;

- высокий уровень коммерческих транспортных средств, которые заинтересованы в получении прибыли и экономии на издержках

- недостаточный технический уровень дорожных покрытий, вследствие чего снижается средняя скорость движения, а также увеличиваются затраты на ремонт подвижного состава.

Для решения данных проблем необходимо формирование сбалансированной транспортной системы города для удобной жизни населения в условиях высокого уровня автомобилизации, улучшение качества услуг пассажирского транспорта и совершенствование магистральной улично-дорожной сети.

Администрация города Екатеринбург определяет основные административно-правовые методы решения задач:

- программно-целевой подход к решению задач по соблюдению баланса интересов всех участников дорожного движения;

-применение нормативно-правового и административно-управленческого инструментария для решения задач по улучшению организации движения общественного автотранспорта и ограничению использования личного автотранспорта на улично-дорожной сети города;

-использование административно-управленческого и финансово-кредитного инструментария для решения задач по строительству метрополитена, дорог, транспортных развязок, а также по замене подвижного состава;

-привлечение бюджетных средств различных уровней для инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры;

-использование государственно-частного партнерства для развития скоростных видов транспорта и дорожной инфраструктуры.

Сложившаяся правовая ситуация и функционирование екатеринбургской транспортной системы вызывает много проблем при организации самого процесса перевозок. Городской пассажирский транспорт представляет собой достаточно сложную систему, в которой объединены организационные, технические, социальные и экономические элементы, отношения как внутри, так и между которыми регулируются различным законодательством и должны находиться в существующем правовом поле. Исходя из того, что транспортное обслуживание городского населения относится к сфере услуг, субъекты, предоставляющие свои транспортные услуги и компании, организующие дорожное функционирование должны выходить на рынок с использованием современных рыночных регуляторов, развитием частного, муниципального и государственных секторов и конкуренции, с соблюдением правовых норм и стандартов, определяемых в Екатеринбурге. Учитывая социальную значимость городского транспорта и его повышенную опасность при эксплуатации, государство и органы местного самоуправления, на которых возлагается обязанность по организации транспортного обслуживания населения должны осуществлять эффективное регулирование деятельности субъектов на этом рынке в интересах населения города, которое является потребителем услуг для обеспечения качественных, безопасности и удобных для населения перевозок. Такая система взаимодействия и функционирования будет способствовать эффективному развитию города Екатеринбург.


Библиографический список
  1. Цибулка Я. Качество пассажирских перевозок в городах: пер. с чеш. – М.: Транспорт, 1987. – 239 с.
  2. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 06.10.2003 N 131-ФЗ (последняя редакция) 6 октября 2003 года N 131-ФЗ
  3. Администрации города Екатеринбурга [Электронный ресурс]. URL: https://екатеринбург.рф/официально/документы/постановления/п_2011/7098
  4. Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети [Электронный ресурс]. URL: https://екатеринбург.рф/официально/власть?item=1195


Все статьи автора «Анисимкова Татьяна Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: