УДК 336.27

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Острожинская Надежда Васильевна
Новосибирский государственный университет экономики и управления
студент

Аннотация
В статье рассматриваются проблема внешних долговых обязательств Российской Федерации по внешнему долгу. Было проведено исследование динамики государственного внешнего долга с приведением соответствующих статистических данных. Сделан сравнительный анализ внешних задолженностей России и других стран.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Острожинская Н.В. Государственный внешний долг Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/06/16098 (дата обращения: 18.06.2018).

Проблема нехватки собственных средств для покрытия дефицита государственного бюджета, реализации социально-экономической политики и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям актуальна для большинства современных стран. Современная обстановка вынуждает государства прибегать к внешним займам, так как они становятся крайне необходимы для выполнения государственных функций, поэтому рациональное управление государственным долгом является важной задачей, которую должны решать государственные органы власти.

Государственный долг, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации – это долговые обязательства России перед такими субъектами международного права, как юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации и другие субъекты международного права. [Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017), ст.97]

По данным Центробанка, 1 января 2017 года внешний долг нашей страны в абсолютных цифрах составил 511,7 млрд. долларов, но тем не менее остается одним из самых низких показателей в Европе. В относительных величинах внешний госдолг России, учитывая долги государственных предприятий, составлял на тот момент более 40 % от объема ВВП (рис.1).

Рисунок 1 – Внешний долг России к ВВП [Электронный ресурс: https://investbrothers.ru]

Но ситуация с государственным долгом не всегда была такой положительной: так, в 1991 году после распада СССР внешний долг нашей страны с каждым годом увеличивался и после экономического кризиса 1998 года достиг своего максимума, его объем в этот период составлял 146,4% от ВВП государства. Затем произошло стремительное снижение государственного долга, и уже в 2008 году он составлял всего 5% от ВВП. Динамика государственного внешнего долга РФ представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика внешнего долга РФ (1994-2017гг.), в млрд. долл. [составлено по данным Центрального Банка РФ – http://www.cbr.ru]

Итак, из графика видно, что, если сравнить с 1994 годом, в 1997 году внешний долг России вырос на 35,2 млрд. долларов или на 29,9 %. В следующем году он продолжал расти, и 1 января 1998 года он был равен 182,8 млрд. долларов. Видим, что к началу 2000 года внешний долг России несколько снизился (на 4,6 млрд. долл., если сравнивать с 1998 годом, или на 2,5%), а с 2004 года он вновь начал увеличиваться. Рост государственного долга не прекращался до 2014 года, на тот момент его объем составлял уже 727,1 млрд. долларов, но в течение года задолженность постепенно уменьшалась, и к 1 января 2015 года ее размер стал равен 599,5 млрд. долларов, а это на 27,6 млрд. долларов (или 17,6 %) меньше, чем в прошлом году.

Таким образом, максимальная сумма внешнего долга России была зафиксирована 1 января 2014 года (727,1 млрд. долл.). Минимум госдолга нашей страны был отмечен 1 января 1994 года (117,8 млрд. долл.). Высокий показатель задолженности в 2014 году объясняется санкциями, введенными США, Евросоюзом против России в 2014 году, которые нанесли значительный ущерб российской экономике. В 2015 году ситуация несколько улучшилась, внешний долг России стал равен 599,5 млрд. долл. (это на 127,6 млрд. долл. меньше, чем в предыдущем году).

По данным 2016 года Центрального Банка России, около 6% долга приходится на органы государственного управления, задолженность ЦБ – 2%, банковская задолженность составляет 26% (рис.3). При этом, по оценкам экспертов, доля других секторов экономики достигла 66%.

Рисунок 3 – Распределение внешнего долга по секторам экономики (в млрд. долл.) [составлено по данным ЦБ РФ –http://www.cbr.ru]

Несмотря на непрекращающийся рост внешнего долга Российской Федерации, экономисты считают, что Россия становится страной-кредитором. К примеру, в 2011 году наша страна предоставила Кипру кредит в размере 2,5 млрд. евро. И как видно из графика (рис.2), в последние годы (2015-2017 гг.) внешний долг России медленно снижается.

Вопреки тревожным тенденциям (рост государственного долга существенно опережает аналогичные показатели ВВП), Минфин отмечает стабильность государственных финансов. По прогнозам экономистов, в конце 2018 года внешний долг России достигнет примерно 15,7% ВВП, что значительно ниже критического уровня (20%). В следующем году уровень обеспеченности государственного внешнего долга во многом будет зависеть от стоимости “черного золота” – нефти.

Оценивая динамику объема госдолга России, необходимо провести сравнительный анализ с другими странами. Следует заметить, что многие крупные страны имеют займы во много раз большие, чем Россия. К тройке “лидеров” по объему внешнего долга относятся такие страны как США, Великобритания и Франция. (рис.4). Так, по данным на 2016 год, внешний долг США составил около 20 триллионов долларов, Великобритании – около 8 миллиардов долларов, объем внешнего долга Франции составил более 5 миллиардов долларов. Россия, исходя из данных на графике, занимает только 21 место по объему внешнего долга. Таким образом, можно сказать, что Россия достаточно неплохо справляется с обслуживанием государственного долга. Государственный внешний долг РФ остается весьма низким, в пределах 10% от ВВП страны.

Рисунок 4 – Объем внешнего долга стран [Электронный ресурс: https://investbrothers.ru]

Следовательно, регулирование государственного внешнего долга – необходимая и важная задача государства. Чтобы эффективно управлять внешними займами, сохраняя устойчивость экономики, требуется осуществить следующий ряд мер:

  1. Анализ кредитоспособности стран-заемщиков и мониторинг сроков погашения заемных средств.
  2. Минимизация затрат на обслуживание государственного внешнего долга.
  3. Разработка и реализация рациональной политики государства в области внешней задолженности.

Итак, на основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что государственный внешний долг России не является катастрофически высоким. Исходя из достаточно высоких показателей госдолга развитых стран мира, объем внешнего долга России находится на приемлемом уровне.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
  2. Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru
  3. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] URL: https://www.minfin.ru
  4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru
  5. Официальный Интернет-портал [Электронный ресурс] URL: http://global-finances.ru
  6. Официальный Интернет-портал [Электронный ресурс] URL: https://investbrothers.ru


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Острожинская Надежда Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация