АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Немчинова Анна Ивановна
Уральский государственный экономический университет

Аннотация
Статья посвящена анализу регулирования деятельности дошкольных образовательных учреждений по Свердловской области, какие программы используются, какие механизмы регулирования существуют.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Немчинова А.И. Анализ регулирования деятельности дошкольных образовательных учреждений по Свердловской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/06/16075 (дата обращения: 11.03.2024).

Образование – это процесс обучения и воспитания, который является значимым для общества, осуществляется в интересах общества и в целом государства, еще это совокупность знаний, навыков, умений и ценностей, опыта с целью интеллектуального, творческого, физического, профессионального развития личности, удовлетворения ее образовательных потребностей.

Одной из основных задач развития дошкольного образования на 2016 год было продолжение реализации мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования, в том числе последовательное развитие сети ДОО (далее – ДОО) в Свердловской области. Свердловской области с 2010 года действовали государственные программы, основной целью реализации которых являлось обеспечение достижения 100-процентной доступности дошкольного образования в Свердловской области для детей в возрасте от 3 до 7 лет:

государственной программы «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1262-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года» (далее  Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года»);

государственной программы «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года».

Практически во всех муниципальных образованиях проводились мероприятия по созданию дополнительных мест в ДОО как в действующей системе (ДОО и школах), так и активно вводились в действие построенные и реконструируемые ДОО. Основной целью реализации данных программ является обеспечение достижения 100-процентной доступности дошкольного образования в Свердловской области для детей дошкольного возраста. Таблица 1.     Таким образом, можно констатировать, что стопроцентная доступность дошкольного образования для детей дошкольников в Свердловской области обеспечена. При комплектовании детей возрастная группа определяется в соответствии с возрастом ребенка на 1 сентября текущего года. Все дети, которым на 1 сентября 2016 исполнилось 3 года, в детские сады приняты. 283 ребенка – это часть контингента детей, которым по состоянию на 22 декабря 2016 года исполнилось 3 года, то есть дети раннего возраста. Комплектование детей раннего возраста проводится муниципальными комиссиями при наличии свободных мест в группах раннего возраста до 3-х лет. В случае, если все места в группах раннего возраста укомплектованы детьми, ребенок, достигший 3-летнего возраста в учебном году, подлежит обязательному комплектованию весной–летом 2017 года.

Отношения в сфере образования на территории Свердловской области регулируются Конституцией, федеральными законами, правовыми актами России, так же Уставом Свердловской области, настоящим Законом, другими законами Свердловской области и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.              

Таблица 1 – Целевые показатели по вводу дополнительных мест в ДОО в Свердловской области.

№ строки Год Количество дополнительных мест в ДОО Количество ДОО
всего за счет возврата в систему дошкольного образования за счет строительства и реконструкции
1. 2010 14 602 7 0 7
2. 2011 8681 70 44 26
3. 2012 9138 44 29 15
4. 2013 12 154 66 33 33
5. 2014 19 104 71 27 42
6. 2015 18 541 81 22 59
7. 2016 2238 10 4 6

Нормативно –  правовыми документами, регулирующими деятельность ДОУ в Российской Федерации, являются: международные документы, Законы РФ, акты Президента и Правительства РФ, органов исполнительной власти на федеральном уровне, Рекомендации, Концепции. Всеобщая декларация прав человека говорит о праве детей на помощь и заботу. В Конституции РФ гарантируется поддержка семьи государством. Российская Федерация поддерживает мировое сообщество в формировании доброжелательной и комфортной среды для жизни детей, она так же подписала Конвенцию по правам ребенка. Основные документы, регулирующие деятельность ДОУ, можно увидеть в таблице 2.

В своей деятельностиДОУ руководствуются федеральными законами, распоряжениями, указами Президента, распоряжениями и постановлениями Правительства и соответствующих государственных или муниципальных органов, осуществляющих управление в системе образования, Типовыми положениями, договорами между ДОУ и родителями, уставом ДОУ. ДОУ создается учредителем, регистрируется вустановленном законодательством порядке.Учредитель государственного ДОУ – федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта РФ, а муниципального – органы местного самоуправления. Отношения между учредителем и ДОУ обозначены договором, заключенным в соответствии с законодательством. ДОУ самостоятельно ведет свою финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печати и штампы, бланки. Проходит государственную аккредитацию в установленном Законом Об образовании порядке.

Таблица 2 – Документы, регламентирующие деятельность ДОУ

Декларация прав ребенка Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года
Международная конвенция о правах ребенка Конвенция о правах ребенка” (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Закон РФ Об основных гарантиях прав ребенка от 03.12.2011 N 378-ФЗ (последняя редакция)
Конституция РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,  от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ
Налоговый кодекс РФ 31 июля 1998 года N 146-ФЗ  ред. от 25.12.2017г
Гражданский кодекс РФ 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ ред. от 25.12.2017г.
Семейный кодекс РФ 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ ред. от 29.12.17 г.
Федеральный закон Об образовании 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ ред. от 29.12.17 г.
Типовые положения о ДОУ
Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования Минобрнауки РФ от 21.10.2010 N 03-248 О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015)
Постановление Правительства РФ Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности” №174 от 16.03.2011
Постановление Правительства РФ Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг №505 от 05.07.2001

Образовательная программа дошкольного образования определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, она разрабатывается и осуществляется учреждениями самостоятельно, но согласно требованиям федерального государственного стандарта, установленного федеральными органами исполнительной власти, выполняющими функции по проведению нормативно-правовому регулированию и государственной политики в области образования, но с учетом особенности в развитии детей.

Учредитель определяет порядок комплектования ДОУ согласно законодательства Российской Федерации и устава учреждения. Ведется прием детей от 2х месячного возраста до 7 лет. Прием проводиться на основании заявления, паспорта одного из родителей имедицинского заключения. Учредитель так же определяет количество групп, опираясь на их предельную наполняемость.

Участники образовательного процесса в ДОУ – это дети и их родители, либо законные представители, педагоги. Во время приема детей ДОУ знакомит родителей с уставом, лицензией, дающей право заниматься образовательной деятельностью, свидетельством о государственной аккредитации, другими документами, регламентирующими образовательный процесс. Взаимоотношения между родителями и ДОУ регулируются договором, оглашающем права, обязанности и ответственность обеих сторон, появляющиеся в процессе обучения, воспитания, ухода, оздоровления и развития детей. Также регламентируется время пребывания ребенка в ДОУ и размер оплаты, взимаемой за его содержание. Педагогическую деятельность в ДОУ может вести лицо, имеющее среднее профессиональное образование либо высшее профессиональное образование, которое подтверждается документально дипломом, либо другим документом гос. образца о квалификации и уровне образования.

Принципы единоначалия и самоуправления являются основой управления дошкольным образовательным учреждением, обеспечивают его государственный и общественный характер. Формы самоуправления ДОУ –  общее собрание, педагогический совет и попечительский совет, другие формы, порядок выборов и компетенция которых определяются уставом. Непосредственным руководителем дошкольного образовательного учреждения является заведующий, прошедший соответствующую аттестацию, он действует от имени ДОУ, представляет его интересы во всех организациях, так же распоряжается имуществом в пределах своих полномочий, выдает доверенности, открывает счета в соответствии с законодательством РФ, производит прием и расстановку кадров, поощряет и накладывает взыскания на работников, увольняет, несет ответственность перед учредителем за свою деятельность.

Схема 1. –   Регулирования деятельности ДОУ

1.Министерство образования и науки РФ

2.Федеральная служба по надзору в сфере образования РФ

 

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

 

Городское управление образования городов Свердловской области

С целью обеспечения информационно-методического сопровождения процесса проектирования и реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО на базе ГАОУ ДПО СО «ИРО» организован и в системе проводится мониторинг готовности ДОО Свердловской области к реализации ФГОС на основании информационных материалов, предоставляемых представителями администраций муниципальных образований. ГАОУ ДПО СО «ИРО» организованы и проведены для всех муниципальных образований следующие региональные мероприятия по введению и реализации ФГОС.

1) Проведены семинары, вебинары, мастер-классы, в которых приняли участие в 2016 году 6989 человек: семинар «Содержание работы методического объединения музыкальных руководителей ДОО»; семинар «Разработка примерной основной образовательной программы «СамоЦвет» в условиях реализации ФГОС»; семинар «Консультационно-методический центр для детей раннего возраста»; семинар для педагогов ДОО «Реализация ФГОС: познавательное развитие воспитанников»;семинар «Реализация ФГОС: организация здоровьесберегающего сопровождения детей дошкольного возраста»; семинар «Кадровые условия реализации ФГОС»; вебинар «Практика введения ФГОС в образовательной организации»; мастер-класс «С конструктором Lego в увлекательный мир математики»; мастер-класс «Организация творческих занятий детей дошкольного возраста в музейной среде»; мастер-класс по созданию консультационно-методических центров для детей раннего возраста.

2) Разработаны методические рекомендации и учебные пособия с целью научно-методического и учебно-методического сопровождения введения ФГОС ДО по темам: организация консультационно-методических центров (служб) поддержки родителей с детьми раннего дошкольного возраста, не посещающих ДОО; технологии реализации проектной деятельности в ДОО; проектирование адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ дошкольного возраста; инклюзивная среда в дошкольном образовании; организация творческих занятий детей дошкольного возраста в музейной среде; педагогическое сопровождение формирования мотивационной готовности детей дошкольного и младшего школьного возраста; проектирование деятельности логопеда в контексте ФГОС ДО; современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда в ДОО; индивидуализация образования в ДОО.

3) Обеспечено информирование общественности через средства массовой информации (далее – СМИ) и официальный сайт ГАОУ ДПО СО «ИРО» (www.irro.ru) о ходе введения и реализации ФГОС ДО.

В Свердловской области в полном объеме выполнены все мероприятия по обеспечению введения ФГОС ДО, включая повышение квалификации педагогических работников. За последние три года в Свердловской области охват повышением квалификации по различным направлениям введения и реализации ФГОС ДО среди педагогических и руководящих работников ДОО составил 100 процентов.

23 декабря 2016 года состоялась Коллегия Министерства образования «О качестве дошкольного образования в Свердловской области в условиях реализации ФГОС», которая отметила, что во всех 73 муниципальных образованиях созданы все необходимые условия по внедрению ФГОС в каждом ДОО, в том числе:

утверждены нормативно-правовые документы, обеспечившие введение ФГОС ДО;

организовано предоставление информационной поддержки введения ФГОС ДО (СМИ, информационные порталы, актуальная информация на сайтах управлений образования и другое);

организовано предоставление методической поддержки введения ФГОС ДО (распространены разъяснения, рекомендации для организаций и прочее).

В Свердловской области требования Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N2 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» о достижении к 2017 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет выполнены как в целом по Свердловской области, так и в каждом муниципальном образовании. Завершена работа по обеспечению детей дошкольным образованием в режиме пребывания полный день, местами в дошкольных образовательных организациях. Очередность детей в возрасте от 3 до 7 лет, поставленных на учет для предоставления места в дошкольной образовательной организации, ликвидирована как в целом по Свердловской области, так и в каждом муниципальном образовании. На начало 2016 года в сети дошкольных образовательных организаций Свердловской области насчитывалось 1812 организаций. В 2016 году за счет строительства зданий, ввода в эксплуатацию зданий, ранее перепрофилированных дошкольных образовательных организаций, сеть дошкольных образовательных организаций Свердловской области увеличилась на 1О организаций, созданы 70 групп кратковременного пребывания детей. По состоянию на конец 2016 года дошкольные образовательные организации Свердловской области посещали 255,8 тыс. человек, из них более 34 тыс. детей в возрасте до 3 лет.



Все статьи автора «Немчинова Анна Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: