МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Ломовцева Анна Витальевна1, Куликова Татьяна Владимировна2
1Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управления и маркетинга»
2Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, студент специальности «Государственное и муниципальное управление»

Аннотация
Статья посвящена вопросу развитию межкультурных коммуникаций между представителями России и Китая в рамках сотрудничества в сфере туризма. Изучены показатели развития туризма, рассмотрены новые проекты. Авторами выявлены проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие российско-китайского сотрудничества и предложены мероприятия по их решению.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Ломовцева А.В., Куликова Т.В. Межкультурные коммуникации на примере российско-китайского сотрудничестве в сфере туризма // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/05/16027 (дата обращения: 11.03.2024).

В настоящее время активная туристская деятельность невозможна без контактов между представителями различных стран и народов, то есть без межкультурных коммуникаций. Эффективность коммуникаций напрямую связана с пониманием национальных, культурных особенностей представителей разных стран и народов. Эффективные коммуникации это те коммуникации, которые отвечают таким критериям, как: достоверность, своевременность, объективность, прозрачность (доступность), наличие обратной связи,  адресность.  [1]

В процессе поездки турист взаимодействует с незнакомой ему социокультурной средой, временно становясь ее частью и впитывая в себя ее отдельные элементы. С другой стороны, турист в свою очередь оказывает воздействие на социокультурную среду туристской дестинации, которую решил посетить, адаптируя её под свои собственные потребности. Важно понимать, что в современном мире эффективное развитие туристской дестинации определяется во многом степенью комфорта, который испытывают отдыхающие. Под комфортом понимается экономический, экологический, социокультурный, информационный и технологический его аспекты.

По данным мировой статистики Китай признан самой быстроразвивающейся страной в мире, что приводит к взаимному сотрудничеству с другими странами, особенно с Россией. [2] За последние годы Китай и Россия уверенно поддерживают друг друга на основе принципов равенства и взаимовыгодного сотрудничества. Китай и Россия являются двумя великими державами и вместе с тем двумя самобытными культурами. История взаимодействия культур Китая и России насчитывает несколько веков и прошла через ряд этапов, во время которых она носила различный характер. Относительно недавно в китайско-российских взаимоотношениях наступил качественно новый период, а именно Китай и Россия перешли к стратегическому партнерству, среди общественности двух стран непрерывно растёт интерес по отношению друг к другу, развивается торгово-экономическое сотрудничество, расширяются контакты в области науки и культуры.

Необходимо также понимать, что межкультурная коммуникация Китая и России определяется целым рядом достаточно устойчивых факторов, благодаря чему можно сделать вывод, что данной коммуникации присущи некоторые традиции и весьма своеобразный характер. Межкультурные коммуникации между Россией и Китаем имеют многовековую историю и богатые традиции, но их развитие нельзя назвать равномерным и поступательным, в разные периоды они имели разную интенсивность и содержание.

По данным Ростуризма относительно количества поездок граждан стран дальнего зарубежья с целью туризма на территорию Российской Федерации за 9 месяцев 2017 года Китай занимает лидирующую позицию. За приведённый период времени на территорию РФ китайцами было осуществлено 1 243 000 поездок с целью туризма, что по сравнению с аналогичным показателем 2016 года (1 072 585 поездок) выше на 16%. [3] Необходимо также подчеркнуть, что по данным туристической ассоциации «Мир без границ», с начала года зафиксировано почти 100 000 прибытий китайских туристов в Россию по безвизовому каналу. Это на 67% больше, чем за аналогичный период 2017 года. На сегодняшний день основным географическим направлением деятельности «Мира без границ» является именно Китай как наиболее перспективный и быстро развивающийся туристский рынок. [2]

Восемнадцать лет назад между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики было подписано соглашение о безвизовых групповых туристических поездках, согласно которому туристы из Китая и России могут посещать страны без оформления визы в составе организованной туристской группы. Сегодня действующее соглашение уже не соответствует существующим объёмам перевозок между Россией и Китаем, а также не учитывает современные стандарты документооборота и ряд многих других моментов. На выставке «Интурмаркет-2018» в рамках Российско-китайского туристического форума исполнительный директор Туристической Ассоциации «Мир без границ» Александр Агамов  отметил, что планируется сокращение организованной туристской группы с нынешних 5 до 3 человек и увеличение времени пребывания групп с нынешних 15 дней до 21 дня. В данный момент разработанный проект готовится предстать на рассмотрение Правительству России.

Увеличение туристcких поездок из Китая в Россию связано с экономической конъюнктурой (в том числе с падением курса рубля несколько лет назад) и с геополитический фактором – китайцы воспринимают Россию как дружественную, безопасную для отдыха страну.

Китайские туристы являются мировыми лидерами по сумме расходов на международные путешествия. [3] Средний чек китайского туриста в зоне DUTY FREE вдвое выше, чем у обычного туриста. Также еще одна отличительная особенность туристов из Китая заключается в том, что они, приезжая в Москву, обязательно посещают и Санкт-Петербург, а прилетая в Санкт-Петербург – обязательно посещают Москву. Надо также отметить, что китайские туристы стали всё чаще приезжать зимой, причём зачастую приезжают они на российский Новый год. В настоящее время возрастает спрос на событийный туризм и военно-патриотический туризм. Сегодня всё чаще в Подмосковье можно увидеть китайского туриста, катающегося на танке, стреляющего из него.

В 2018 году в России пройдет чемпионат мира по футболу. Количество билетов, проданных гражданам Китая на матчи, достигло 100 тысяч, причем из них 10% составляет VIP-сегмент, сообщил вице-президент Shankai Sports International Лари Чжен, выступая на открывшемся в Москве VI Саммите Российско-Китайского туристического форума. Стоит отметить, что расходы туристов-болельщиков обычно оказываются в 6-8 раз выше, чем у простых туристов.

Рост числа прибытий китайских туристов способствовал появлению основных проблем в сфере межкультурных коммуникаций. К основным проблемам можно отнести:

1. Недостаточное количество гидов-сопровождающих, экскурсоводов, владеющих китайским языком.

Российская индустрия туризма нуждается в настоящее время в высококвалифицированных кадрах, и не просто в гидах-сопровождающих и экскурсоводах, владеющих китайским языком, а в специалистах по межкультурной коммуникации. Сегодня открываются всё новые возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнёров по коммуникации. Знание всех этих особенностей поможет гиду или экскурсоводу объяснить китайскому туристу, как вести себя в той или иной ситуации.

2. Незначительное число отелей, включённых в программу «China Friendly» («Дружественный Китаю»).

Данная программа, призвана создать комфортную среду пребывания для китайских туристов, и направленная на продвижение российского турпродукта на международном рынке, привлечение клиентов и увеличение доходов турбизнеса. На сегодняшний день программа China Friendly имеет 77 участников, из которых 55 –  это средства размещения (в 20 городах России). В China Friendly отелях туристы получают информацию и прессу на китайском языке, удобную навигацию и возможность оплаты услуг картами China UnionPay, а также неограниченный доступ к горячей воде и чайные наборы. Сотрудники владеют китайским языком. Поскольку для китайских гостей важно всегда быть на связи, сертифицированные по программе гостиницы обеспечивают бесплатный Wi-Fi. Некоторые из них даже предоставляют гостям переходники для розеток, соответствующие китайскому образцу.  Важно также наличие китайской версии вебсайта отеля. [4]

3. Небольшая часть указателей, путеводителей и других информационных носителей на китайском языке.

4. Недостаточное количество предприятий питания, ориентированных на китайских туристов. Только  в China Friendly гостиницах меню завтрака адаптируют в соответствии с китайскими кулинарными традициями и предпочтениями.

На наш взгляд, для увеличения туристического потока из Китая в России необходимы мероприятия по популяризации туристской привлекательности регионов. Например, последние несколько лет наблюдается интерес китайского туриста к Мурманску. Такой интерес связан с северным сиянием. В Китае есть красивая легенда, если ты хотя бы раз в жизни увидел северное сеяние, то твои дети, внуки и твоя душа во многих поколениях обретет гармонию. Также гости из Китая с большим удовольствием путешествуют на Байкал, потому что это одно из самых известных озер в мире. [5]

В последние годы также наблюдается интерес к Северному Кавказу и Краснодарскому краю,  Тверской, Ярославской, Ульяновской области. Так, руководитель Агентства по туризму Ульяновской области Юлия Скоромолова 11 марта 2018 года на VI Cаммите Российско-Китайского туристического форума в Москве предложила целевым образом включать в программу China Friendly объекты «Красного туризма». «Красный туризм»  — это направление туризма в России и Китае, подразумевающее посещение памятных мест, связанных с историей коммунистической партии, жизнью коммунистических лидеров и революционным прошлым. Ульяновская область готова стать первым российским регионом, реализующим этот проект. В связи с этим, между Ульяновской областью и туристической ассоциацией «Мир без границ» было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере развития российско-китайского направления.

Таким образом, межкультурное взаимодействие является неотъемлемой частью международных деловых контактов, в том числе и в сфере туризма. На сегодняшний день сотрудничество России с Китаем в области туризма является стратегическим и наиболее перспективным направлением как для России, так и для Китая. Активно поддерживая и развивая отношения, обе стороны имеют возможность в полной мере реализовывать свой туристический потенциал.


Библиографический список
  1. Ломовцева А.В., Илюшина А.С., Малышева А.А. Межкультурные коммуникации и кросс-культурный менеджмент в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/10/12543
  2. Официальный сайт Туристической Ассоциации «Мир без границ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.visit-russia.ru
  3. Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru
  4. Программа China Friendly [Электронный ресурс]. URL: http://chinafriendly.ru (дата обращения: 08.05.2018)
  5. Туристов из Китая влечет российский Мурманск // Деловая газета «Взгляд». – 01.09.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/travel/37796270-turistov-iz-kitaya-vlechet-rossiyskiy-murmansk/ (дата обращения 08.05.2018)


Все статьи автора «Ломовцева Анна Витальевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: