УДК 339.13

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Смирнов Юрий Юрьевич1, Ястребов Антон Вячеславович2
1Уфимский государственный авиационный технический университет, кандидат технических наук доцент кафедры «Менеджмента и маркетинга»
2Уфимский государственный авиационный технический университет, студент-магистр факультета ИНЭК, кафедры «Менеджмента и маркетинга» по направлению «PR-менеджмент»

Аннотация
В статье раскрываются проблемы выхода инновационных экологических проектов из рамок стартапа с привлечением финансирования из реального сектора экономики.

Ключевые слова: , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Смирнов Ю.Ю., Ястребов А.В. Государственно-частное партнерство как средство реализации инновационных проектов в экологической сфере // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/04/15944 (дата обращения: 19.04.2018).

Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Для России 2017 год стал годом экологии, что означает формирование множества экологических проектов и привлечение множеств организаций к реализации этих проектов. К сожалению, не все обстоит благополучно с малыми предприятиями, впервые выходящими на рынок с инновационными проектами. Проблема, на наш взгляд, состоит в том, что экологические идеи и разработки молодых организаций очень тяжело перевести на уровень коммерциализации (пустить в серию) и все застывает на уровне перспективных проектов, которые без надлежащего контроля и поддержки так и остаются замороженными.

Обратимся к статистическим данным, представленным в таблице 1, о проектах за последние 3 года стартапов в области использования инновационных технологий очистки природных и сточных вод, в которых участвуют молодые организации для получения денег и поддержки на свои проекты со стороны государства (РФФИ).

Таблица 1. Победители стартап-конкурсов с проектами по экологии за последние 3 года

Номер договора/дата Конкурс Название проекта Исполнитель Сумма гранта
1 2223ГС1/37073

02.11.2017

Старт-17-1 Безреагентная очистка природных вод ООО «КОБГАРД» 2 000 000,00
2 2199ГС1/37042
12.10.2017
Старт-17-1 Установка для очистки воды от тяжелых изотопов водорода на основе палладий-серебряной мембраны ООО «ВОДОРОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» 2 000 000,00
3 2197ГС1/37037
12.10.2017
 Старт-17-1 Разработка технологии получения нанополимерных композиционных мембран для водоподготовки и очистки воды ООО «МТЕХ» 2 000 000,00
4 2049ГС2/17761
29.08.2017
 Старт-17-2 (2 очередь) Разработка и внедрение малогабаритной установки для обеззараживания и очистки воды производительностью до 1500 м.куб./сутки ООО «Аквалид» 3 000 000,00
5 2310ГС1/39151  Разработка системы по отчистке и контролю воды ООО «СПТ» Пермь 3000000,00
6 1999ГС2/15987 Разработка технологии получения очищенной воды, после повторного цикла использования ООО «Электроплазмотех» 2000000,00
7 342ГР/27005 Проведение исследования использования, песка под большой скоростью внедрения для отчистки ООО «Химлаб» 3000000,00
8 9845С1/17675 Разработка без химической отчистки воды, посредством использования растений ООО «БиоЛаб» 1000000,00
9 167ГС1/6782
22.12.2014
 Старт-14-1  Разработка нового способа переработки после спиртовой барды с получением органоминерального удобрения и возвратом очищенной воды ООО НПП «Азотек» 1 000 000,00

В ходе анализа данных таблицы 1 установлено, что победителей с экологическими проектами достаточно много. Но возникает вопрос, почему эти инновационные проекты этих организаций не получают дальнейшего развития? Почему эти проекты не переходят на следующие этапы развития (коммерциализация, начало продаж товаров или услуг, вход на экономический рынок), вплоть до полноценного внедрения?

По данным «Росстата» более 60% малых организаций, в которые помимо юридических лиц также включены и индивидуальные предприниматели, в течение двух лет своей работы объявляются банкротами или бесперспективными, то есть ликвидируются. Вот здесь и кроется проблема, заключающаяся в механизме функционирования проектов.

1. Формирование организации.

2. Оказание государственной поддержки.

3. Контроль использования финансов государственной поддержки.

В этом механизме не хватает самого главного, то есть контроля и поддержки реализации проекта. Контролирующим малые предприятия фондам интересен вопрос целевого использования денежных средств, а не оценка состояния проекта. В целом вся поддержка заканчивается финансовым вливанием, отправляя организацию в «свободное плавание». Предприятия стараются правильно использовать деньги, подготовить проект до рабочего состояния. Затем статус замораживается, так и не достигнув коммерциализации. Для дальнейшего выживания организация начинает заниматься любой другой деятельностью, приносящей стабильный доход.

В системе экологической политики актуальную проблему представляет реализация принципа сочетания экологии и экономики. В законах об охране природной среды ряда западных стран говорится о приоритете экологических над экономическими интересами при их научно обоснованном сочетании. Сам вопрос экономики стоит достаточно остро (экологическая политика не осуществляется без финансовой поддержки). Но данный баланс постоянно колеблется и не может прийти к равновесию. Объединение принципов охраны окружающей среды в государственную экологическую политику означает не просто их арифметическое суммирование, но и синергетическое объединение в формировании ведущего направления развития экономики, общества и государства. Проведение единой политики должно начинаться с понимания, определения и формулирования содержания этой политики. Следует согласиться с необходимость пропаганды и реализации идеи сотрудничества не только в форме государственно-частного, но и муниципально-частного партнерства, представляя его: во-первых, как форму взаимодействия органа власти и малого и среднего бизнеса на взаимовыгодных условиях с целью удовлетворения общественных потребностей на основе совместного использования ресурсов в решении социально-экономических проблем на местном уровне; во-вторых, как способ получения синергетического эффекта от объединения ресурсов различных участников и активизации ранее скрытых ресурсов муниципального управления и менеджмента бизнес-организаций; в-третьих, как стратегический инструмент повышения культуры социальной ответственности бизнеса в отношении местного сообщества [1, с. 21].

Немаловажное значение имеет методика оценки синергетической эффективности реализации инновационных проектов государственно-частного партнерства, что создает надежную базу для предварительного отбора инновационных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства [2, с. 324].

По нашему мнению, в процессе развития любого проекта (особенно экологической направленности), формирования и реализации конкретных проектов необходимо учитывать не только принципы устойчивого экономического развития, но и контрольные, то есть учет таких факторов как правильное использование ресурсов, влияние на рынок и общественное мнение, и оказывать стимулирующий фактор, так как в большинстве проектов можно достигнуть решения не только задач по защите окружающей среды, но и снизить материальные затраты и повысить производство. У инвесторов появится стимул учитывать разрабатываемые конструкции и материалы, чтобы найти оптимальное сочетание затрат и повышения прибыли. В первую очередь необходимо осуществить контроль и помочь организации преодолеть рубеж от точки старта к точке начала самостоятельной деятельности. Это в перспективе создаст возможность найти перспективного партнера в реализации экологических проектов государства и ответственного налогоплательщика.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Бикметов Е.Ю., Зиннуров У.Г. Общественные связи органов местного самоуправления как инструмент социально-ориентированного маркетинга // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 2 (35). С. 18-23.
  2. Бикметов Е.Ю., Зиннуров У.Г., Бронников М.А. Синергетический подход в исследовании эффективности реализации инновационных проектов государственно-частного партнерства // Евразийский юридический журнал. 2017. № 10 (113). С. 321-324.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Антон Ястребов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: