К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Борисов Александр Владимирович1, Сухова Маргарита Алексеевна2, Гущин Евгений Александрович3
1Волгоградский государственный технический университет, к.э.н. доцент, доцент кафедры УиРГХиС, Институт архитектуры и строительства
2Волгоградский государственный технический университет, магистр 1 курса заочной формы обучения по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, Институт архитектуры и строительства
3Волгоградский государственный технический университет, магистр 1 курса заочной формы обучения по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, Институт архитектуры и строительства

Аннотация
В статье анализируются основные проблемы модернизации дорожного хозяйства. Рассматриваются возможные пути модернизации дорожного строительства и перспективы развития данной отрасли народного хозяйства. Модернизация отрасли дорожного хозяйства должна соответствовать требованиям современности, безопасности и экономичности.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Борисов А.В., Сухова М.А., Гущин Е.А. К вопросу о проблемах модернизации дорожного хозяйства России в современных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/03/15838 (дата обращения: 11.03.2024).

Введение. На современном этапе развития экономической системы возрастают потребности населения в транспортных услугах, поток автомобилей увеличивается, объемы производства различных отраслей экономики растут. В связи с этим остро встает вопрос создания качественной системы дорожного сообщения, в первую очередь автомобильного, так как на сегодняшний день именно автомобиль является основным средством передвижения.

Если обратиться к статистическим данным, то становится понятным, что значимость автомобильных дорог возрастает (Рис 1).

Рисунок 1. Протяженность автомобильных дорог по годам (на конец года, тысяч километров)

В настоящее время федеральная дорожная сеть составляет более 50,1 тыс. км, что на 494,8 км больше, чем в 2016 году. Общая протяженность автомобильных дорог в России превышает 1,5 млн км [1]. Растет грузооборот автомобильного транспорта (в 2017 г. на 0,8% больше относительно 2016г.), увеличивается число действующих лицензий на автомобильный транспорт (на 0,7% по сравнению с 2016 г.) и т.д. Но в то же время доля автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих установленным нормативам, по России в целом в период с 2012 г. стабильно растет [1]. Причины этого многообразны, от проблем экономического характера до технологических. Таким образом, тема дорожного хозяйства является актуальной и часто обсуждаемой.

Целью данной работы является выявление и анализ существующих проблем, связанных с дорожным хозяйством РФ; изучение опыта и перспективных направлений развития данной отрасли.

Объектом исследования является дорожное хозяйство РФ.

Предметом работы является направления модернизации дорожного комплекса РФ.

Анализ проблем, существующих в системе дорожного хозяйства.
Проблемы дорожного хозяйства многочисленны и многообраз
ны. Их можно классифицировать на три основных группы (Рис 2).

На наш взгляд, первой проблемой модернизации дорожного хозяйства является проблема экономического плана. Сегодня мировой кризис серьезно бьет по экономике нашей страны. Государство находится в режиме экономии бюджетных средств, поэтому средства, выделяемые на строительство и содержание автомобильных дорог, постоянно сокращаются. Кроме этого, в данной отрасли существует высокий уровень коррупции. Сегодня коррупция в дорожном строительстве является огромной проблемой, требующей эффективных мер борьбы.


Рисунок 2. Классификация проблем в системе дорожного хозяйства

Первой проблемой технологического характера можно назвать отсутствие оборудования для строительства и реконструкции автомобильных дорог в необходимом количестве и должного качества. Средний возраст имеющихся на конец 2015 года машин и оборудования в строительной отрасли составил 7,8 лет, что в целом ниже, чем средний возраст оборудования по всем отраслям экономики. При этом 3% строительных организаций России оказались не обеспечены строительной техникой в 2015 г.[2]. В 2016 г. также произошло подорожание импортной дорожно-строительной техники практически в 1,5-2 раза, что способствовало замедлению темпов обновления техники, и, как следствие, снижению качества осуществляемых с ее помощью работ. В то же время российские продукты дорожно-строительного оборудования все еще отстают в технологическом плане от западных конкурентов [3].

Еще одной немаловажной причиной отсутствия в нашей стране качественных продуктов дорожного строительства можно считать проблему материально-сырьевого характера. Она заключается, в первую очередь, в использовании материалов для строительства дорожного полотна низкого качества, которые не могут обеспечить долговечность дороги и улучить качественные характеристики асфальтобетонных покрытий [4]. Сегодня существуют более совершенные и технологичные материалы, которые используются в европейский странах. Естественно, и стоимость таких материалов будет выше. Причины низкого качества и узкого применения полимерно-битумных вяжущих в России носят частично экономический характер, поскольку битумы производятся сегодня отечественными нефтеперерабатывающими предприятиями из остатков и отходов сырья от основного производства, что сказывается на его свойствах.

Еще одной проблемой, связанной с используемым для изготовления дорожного покрытия сырьем является проблема быстрой деформации дорожного полотна, неустойчивость к погодным условиям. Этот вопрос может быть решен при помощи использования минеральных материалов в изготовлении различных слоев дорожных одежд, которые обеспечивают распределение нагрузок равномерно по площадям несущих конструкций [5]. Однако не всегда в реальных условиях возможно применение прогрессивных технологий, поскольку отсутствует техническая и профессиональная база для этого. Отечественная дорожная техника не приспособлена для работы с рецептурой современных дорожных покрытий, вследствие чего мы вновь возвращаемся к проблеме технической базы современного дорожного строительства.

Для того, чтобы применять инновационные технологии для строительства дорожного полотна, нужна не только современная техника, но и высококвалифицированные специалисты в данной области.

Кроме проблем технологического и экономического характера, существует проблема несоответствия отечественных дорог современным требованиям безопасности (рис 3).

Несмотря на уменьшение количества ДТП с каждым годом, цифры остаются на огромном уровне. По мнению экспертов 14 000 аварий происходит именно по причине плохого состояния дорожного полотна (табл.1) [6].


Рисунок 3. Количество ДТП в России по годам.

Таблица 1. Причины ДТП в России

Причины ДТП

Цифровые показатели частоты ДТП

1

2

Плохое состояние автодорожного полотна

Около 14 000 аварий

По причине детей, оказавшихся на проезжей части или вблизи от дороги.

8 507 случаев

Интенсивность движения в выходные дни

Суббота – 12 235 случаев, воскресенье – 12 464 случаев

Нарушение ПДД самими водителями

68 412 аварий

Столкновение ТС

32 574

Наезд на пешехода

23 724

Опрокидывание ТС

7 096

Таким образом, развитие науки и техники требует внедрение в практику строительства новых идей и подходов для более комфортного и безопасного сообщения.

Опыт и направления совершенствования дорожного хозяйства. Сегодня самым инновационным решением является проектирование, разработка и внедрение в практику дорог нового поколения — «Умные дороги». Она светится в темноте, предупреждает водителей о появлении опасных участков, отслеживает состояние трафика и реагирует на возникшие проблемы, «подзаряжается» и «подзаряжает» автомобили при их движении и так далее [7]. Такие дороги уже существуют в Нидерландах, Швеции и других экономически развитых странах Европы.

Дорожная разметка светится в темноте благодаря нанесению специальной фотолюминесцентной краски. Днем краска поглощает световую энергию и таким образом «заряжается». А ночью — «отдает» свет. Без «зарядки» дорога может светиться более 10 часов, чего вполне достаточно для того, чтобы дорожное полотно не оставалось без разметки в темное время суток. Это так же позволяет экономнее расходовать энергоресурсы.

    Часто аварии на дорогах случаются по причин неблагоприятных погодных условий. Поэтому на некоторых частях трассы будут созданы информационные участки, которые подскажут водителям о погодных условиях за бортом их автомобиля. Благодаря современным технологиям, на дороге, как на экране будут высвечиваться различные символы, предупреждающие об опасности: снег, гололёд, заносы и т.п. Такие символы наносятся специальной краской, которая начинает светиться при понижении температуры до нуля градусов. Дорога становится более информативной, помогая водителям ориентироваться на дорогах.

Освещаться такие трассы будут осуществляться при помощи «ветряных фонариков» и датчиков движения. Принцип работы «ветряного фонаря» фонаря заключается в преобразовании энергии и включении лишь при приближении автомобиля. Этот способ более целесообразный и экономичный по сравнению с традиционным.

«Умная» дорога выполняется из трех слоев покрытия. Каждый свой имеет свое назначение. Первый слой, верхний изготовлен из высокопрочных водонепроницаемых материалов, способных выдержать ежедневные нагрузки от проезжающих автомобилей. Материал полупрозрачный, для пропускания солнечного света, заряжающего аккумуляторные элементы.

Второй слой оснащен сложной электроникой: в него интегрирована микропроцессорная плата, отвечающая за освещение, связь, контроль, оповещение о поломках и другие задачи.

Третий слой предназначен как для распределения энергии по всей дороге, так и для защиты микропроцессоров от воздействия влаги.

Проекты «умных дорог» относятся к числу быстро окупаемых проектов, чем привлекают в Европе массу инвесторов. Будучи построенной, дорога работает практически бесплатно, выполняя функции дорожных знаков, которые больше не придется заменять по мере их изношенности, что гораздо проще, дешевле и эффективнее, чем поддерживать существующую инфраструктуру [8].

Это приведет к новой истории развития дорожной отрасли в мире, так как полностью изменит представление населения о самих дорогах и их технических возможностях [9].

Итак, мы видим, что сегодня в дорожном строительстве существует целый комплекс взаимосвязанных проблем различного характера, что наталкивает на мысль о необходимости комплексных преобразований в этой отрасли. В настоящее время принята к реализации Транспортная стратегия Российской Федерации, согласно которой к 2030 г. предполагается перевод транспортной отрасли на инновационный путь развития [10]. Принят комплекс мероприятий по финансированию в том числе строительства автомобильных дорог, однако при этом затраты на эти нужды ежегодно снижаются.

Заключение. Доступность рынка транспортных услуг является ключевым условием повышения мобильности населения, инструментом обеспечения социальной стабильности, развития межрегиональных связей. Автомобильные дороги являются одним из ключевых факторов развития экономики регионов. Вместе с тем в стране нарастает несоответствие между состоянием и развитием дорожной инфраструктуры и спросом на автомобильные перевозки.

Дорожный комплекс имеет ряд нерешенных острых проблем экономического, технологического характера. В частности, это недостаточное финансирование строительства и содержания автомобильных дорог, коррупция в отрасли дорожного строительства, устаревшая техника дорожного хозяйства, нехватка квалифицированных специалистов, низкое качество материалов, отсутствие инновационных технологий строительства дорог, низкая безопасность отечественных автомобильных дорог.

В связи с перечисленными проблемами, комплексное реформирование состояния дорожного строительства будет затруднено до тех пор, пока не будет налажено финансирование отрасли на должном уровне, которое позволит дорожно-строительным организациям осуществлять собственные научные разработки по совершенствованию существующих технологий, заменять парк технологических машин и оборудования более прогрессивными и осуществлять набор и обучение высококвалифицированных специалистов в области дорожного строительства.

Это позволит повысить безопасность автомобильных дорог, укрепить межрегиональные связи, повысить мобильность населения, увеличить инвестиционную привлекательность регионов, благотворно повлиять на экономический рост регионов, а также снизить недовольство и недоверие населения к властям.


Библиографический список
  1. Транспорт и связь в России. 2016: Стат.сб./Росстат. –М., – 2016. – 112 с.
  2. Строительство в России. 2016: Стат. сб. / Росстат. – M., – 2016. – 111 c.
  3. Шемякина Т.Ю., Баркаев Х.М. Проблемы внедрения перспективных технологий в дорожное строительство // Вестник университет. – 2016. – №2. – С.76-80
  4. Борисова Н.И., Усова В. Развитие дорожного строительства России в современных условиях // В сборнике: Социально-экономические проблемы развития строительной отрасли. Материалы XXIII внутривузовской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет . 2011. С. 57-60.
  5. Борисов А.В., Борисова Н.И., Онищенко М.Ю. Энергетические, экономические и экологические проблемы развития современных городов России и ее регионов // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 99-104.
  6. Коломцев Д.А. Технологические проблемы развития дорожного строительства в современной России // Наука и просвещение. – 2017. – 2 с.
  7. Дергунов С.А., Орехов С.А., Бородина Е.С. Инновационные материалы в дорожно-транспортном строительстве. М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т». Оренбург : ОГУ, 2014. — 258 с.
  8. Дергунов С.А, Орехов С.А. Инженерные сооружения в транспортном строительстве: учебное пособие. М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т». Оренбург: ОГУ, 2014. — 210 с.
  9. Шипкова Е.В., Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу о проблемах энергосбережения транспортной системы на уровне современного города // Russian Journal of Management. 2017. Т. 5. № 1. С. 49-56.
  10. КонсультантПлюс: Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»


Все статьи автора «Борисова Наталья Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: