УДК 336.64

СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Маргарян Рафаель Рафаелович
Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации
аспирант

Аннотация
В современных условиях научно-производственное предприятие должно уметь соединять научные достижения и их практическое применение. Реализация инновационных идей и технологий становятся крайне актуальными для предприятий, особенно в послекризисный период. В ближайшей и долгосрочной перспективе для успешного развития научно-производственных предприятий необходимо применение инновационных идей и технологий. Следовательно, нужен высокий образовательный и творческий потенциал сотрудников. В данной статье рассматривается сущность финансовой стратегии и приводятся методы.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Маргарян Р.Р. Сущность и методы разработки финансовой стратегии научно-производственных предприятий // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/02/15802 (дата обращения: 23.09.2018).

Особенностью деятельности научно-производственного предприятия является охват жизненного цикла научно-технической продукции, который создается персоналом в результате интеллектуальной деятельности. Это охватывает непосредственное создание продукции, а также производственной технологии. Создаваемая продукция отличается высоким уровнем новизны и представляет собой технологическую инновацию. В деятельность научно-производственного предприятия входит этап использования созданных технологических инноваций, целью которого является получение прибыли от использования результатов инновационных разработок. Капитализация данной прибыли увеличивает рыночную стоимость научно-производственного предприятия.

Для финансирования инновационных подобного рода проектов используются особые финансовые схемы, к которым относят венчурное финансирование. Венчурное финансирование, которое используется в мировой практике как способ финансирования инновационного проекта, характеризуется высокой доходностью и высокой степенью риска. Вкладывая в капитал венчурного предприятия, инвестор непосредственно участвует не только в финансировании данного проекта, но и в управлении венчурным предприятием.

Формирование современных форм по взаимодействию науки и производства – основа для интенсивного развития экономики страны. Есть широко распространенное мнение, что исследования и разработки научно-производственного предприятия и инновационной деятельности с трудом находят финансирование на свободно конкурирующем рынке. Подтверждение этому не сложно найти в классических статьях Нельсона (1959) [ Nelson, R.R. (1959).“The Simple Economics of Basic Scientific Research.” Journal of Political Economy 49] и Эрроу (1962), хотя сама идея об этом принадлежит Шумпетеру (1942). Знания не могут быть засекречены, возврат к инвестициям в знания не могут быть присвоены фирмой, осуществляющих инвестиций. Следовательно, такие фирмы будут неохотно инвестировать, что приведет к дефициту инвестиций в научно-производственные предприятия  в экономике.

С того времени, когда этот аргумент был изложен Эрроу, далее он был разработан, апробирован и модифицирован во многих отношениях. Например, Левин (1987) [Levin, R.C., Klevorick, A.K., Nelson, R.R., Winter, S.G. (1987). “Appropriating the Returns from Industrial Research and Development.” Brookings Papers on Economic Activity 1987] и Мэнсфилд (1981) [Mansfield, E., Schwartz, M., Wagner, S. (1981). “Imitation Costs and Patents: An Empirical Study.” EconomicJournal 91], используя данные исследования, обнаружили, что внедрение нового изобретение в производство фирмы не бесплатно, и может стоить 50-75% от стоимости оригинального изобретения. Этот факт позволит смягчить, но не устранить проблему недоинвестирования. Эмпирическая поддержка базовых замечаний, сделанное Эрроу относительно позитивных внешних факторов, получила широкое распространение, в основном в виде исследований, где социальная отдача научно-исследовательского предприятия выше, чем на частном уровне (Гриличес (1992); Холл (1996)). В последнее время, большое количество авторов под руководством Ромера (1986) создали модели эндогенного макроэкономического роста, построенные по принципу возрастающей отдачи, что подразумевает то, что один человек, используя знания другого, не уменьшает его полезности (Агийон и Ховитта, 1997). Эта линия рассуждений уже широко используется на государственном уровне, чтобы оправдать такое вмешательство как система интеллектуальной собственности, государственная поддержка, налоговые стимулы, и поощрения партнерства в научных исследованиях различного рода. Согласно Эрроу также содержится другая причина недоинвестирования в научно-производственные предприятия, которое было рассмотрено Шумпетером, к которым обратилась последующие исследователи в области экономики и менеджмента.

Факторами, которые определяют финансирование в научно-производственное предприятие, являются:

  • налогообложение
  • экономическая амортизация (износ), которая чувствительна к скорости технологических изменений в отрасли, которые в свою очередь определяются такими вещами, как конкуренция, структура рынка и скорость имитации
  • предельные издержки корректировки
  • требуемая норма доходности инвестора

Таким образом, в итоге выделим причины, которые влияют на финансирование научно-производственных предприятий. Инвестиционные решения могут варьироваться в зависимости от типа инвестиций и источников средств. Для этого необходимо различать между теми факторами, которые возникают от различных видов рынка в данной обстановке и чисто финансовыми (или налоговой направленности) факторами, влияющими на стоимость разных источников. Одним из последствий согласно известной теореме Модильяни-Миллера является то, что фирма, подбирая оптимальные уровни инвестиций, должна быть безразлична к ее структуре капитала. Последний потраченный доллар на каждый тип инвестиций, должен уступать ожидаемой ставке доходности. Научная литература, как теоретическая, так и эмпирическая, поставила под сомнение основание этой теоремы, но, несмотря на это, она остается полезным отправным пунктом.

Причин, по которому данная теория может быть ошибочной, на практике несколько:

1)      неопределенность в сочетании с неполными рынками могут сделать более необходимыми реальные опционы для инвестиционных решений;

2)      стоимость капитала может отличаться в зависимости от источника средств;

3)      стоимость капитала может отличаться по источникам финансирования;

4)      затраты капитала могут также отличаться по видам инвестиций (материальные и нематериальные).

Финансовая стратегия научно-производственного предприятия может быть определена как курс действий, включающий спецификацию необходимых ресурсов, по достижению конкретной цели [Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2006]. Предприятие должно определить свои цели и миссию. Для большинства коммерческих предприятий основной целью является максимизация благосостояния акционеров. В этом смысле научно-производственное предприятие не является исключением.

Максимизация благосостояния акционеров осуществляется путем повышения прибыли, которая может быть достигнута следующими путями:

  • Повышение рентабельности за счет сокращения издержек и повышения эффективности программ
  • Инвестиции в прибыльные проекты
  • Расширение с помощью новых продуктов и новых рынков
  • Приобретение или слияние с другими предприятиями

Цели научно-производственных предприятий должны включать все заинтересованные стороны, а предприятие должно сбалансировать потребности всех заинтересованных сторон. После определения целей предприятие должно спланировать достижение этих целей. Это будет включать в себя обзор различных вариантов, анализ этих вариантов, выбор подходящих для обеспечения достаточных средств и ресурсов, имеющихся для реализации того или иного варианта. После начала реализации важно отслеживать и контролировать выбранный сценарий, чтобы обеспечить согласование с целями.

В финансовом менеджменте имеется три ключевых направления для принятия решений:

1. Инвестиции (бюджетирование капитала)

Это решение относится к тщательному отбору активов, в которые данная компания будет инвестировать средства. Компания имеет много вариантов инвестирования, но необходимо выбрать наиболее подходящий, который принесет максимальную выгоду для нее. Компания инвестирует свои средства в приобретение основных средств, а также текущих активов.

2. Финансирование:

Вторым важным решением, которое финансовый менеджер должен принять, является решение касательно источников финансирования. Компания может привлечь финансирование из различных источников, например, путем выпуска акций, облигаций или путем принятия кредита и авансов. В основном источники финансирования можно разделить на две категории: собственные средства и заемные средства. Уставный капитал и нераспределенная прибыль составляют собственные средства, а долговые обязательства, кредиты, облигации и т.д. представляют собой заемные средства.

Основной задачей финансового менеджера является принятие решения относительно того, в какой степени воспользоваться собственными средствами, а в какой – заемными. Принимая это решение, финансовый менеджер сравнивает преимущества и недостатки различных источников финансирования. Заемные средства должны быть возвращены и подразумевают некоторую степень риска, тогда как собственные средства не предполагают фиксированного обязательства возврата и какого-либо риска. Однако финансовый менеджер должен выбрать сочетание обоих типов.

3. Дивиденды:

Это решение касается распределения излишков средств. Прибыль фирмы распределяется среди различных сторон, таких как кредиторы, работники, владельцев долговых и долевых ценных бумаг и т.д. Выплата процентов кредиторам, акционерам и т.д. является фиксированным обязательством компании, по этой причине компания или финансовый менеджер должен решить, что делать с остаточной прибылью компании.

Основной финансовой целью является максимизация богатства акционеров путем максимизации прибыли и денежных потоков, давая максимальную отдачу. Для достижения роста цены акций, компания должна быть в состоянии генерировать прибыль. Один из способов – инвестирование в проекты, которые дают максимальную отдачу. Увеличение выручки является основополагающей финансовой целью любого бизнеса. Рост выручки идет от акцента на продажи и маркетинговую деятельность и касается исключительно увеличения прибыли до вычета расходов. Компании часто устанавливают цели увеличения прибыли в процентном выражении, а не абсолютном. Предприниматель может установить цель увеличить выручку на 20 %  каждый год в течение первых пяти лет работы новой компании, например. Цели относительно прибыли немного более сложны по сравнению целей относительно роста выручки. Любые денежные средства, оставшиеся от выручки после всех расходов, считаются прибылью.

Цели прибыли касаются сначала доходов, затем расходов. Поддержание расходов на низком уровне, нахождение и построение отношений с надежными поставщиками, проектирование операций с акцентом на эффективность и пользование эффектом масштаба, к примеру, может освободить большое количество денег после уплаты всех счетов.

В определенные времена компаниям приходится заботиться об элементарном экономическом выживании. Ретренчинг (в прямом переводе означает «экономия, сокращение расходов») является методом маркетинга – на основе финансовой цели – для попытки сохранить компанию живой и сохранить текущие доходы и уровень прибыли от дальнейшего падения в период стадии спада жизненного цикла продукта либо самой компании.

Компании также могут быть обеспокоены финансовой устойчивостью в периоды экономических потрясений. Общие финансовые цели выживания включают в себя сбор всех непогашенных долгов по времени, так и в полном объеме, дегиринг путем погашения задолженности и поддержания уровня доходов.

Рентабельность инвестиций (ROI) является финансовым коэффициентом, которыйотносится к капитальным затратам. ROI может быть применен к двум основным сценариям. Во-первых, рентабельность связана с доходностью начальных инвестиций в недвижимость и производительное оборудование. Владельцы бизнеса желают быть уверенными в том, что приобретенные здания, машины и другое оборудование,генерируют достаточный доход и прибыль, чтобы оправдать затраты на приобретение.Во-вторых, рентабельность инвестиций относится к инвестициям в акции, облигации и другие инвестиционные инструменты. Тот же принцип относится и к этим инвестициям, но здесь ужене имеется физических, производственных активов, которые используются для генерации доходности. Вместо этого рентабельность инвестиций для инвестиционных продуктов рассчитывается путем сравнения дивидендов, процентов и прироста капитала, учитывая затраты по инвестициям, а также стоимость отказа от альтернативных инвестиций.

Одним из способов построения финансовой стратегии является матрица финансовых стратегий. Матрица финансовых стратегий помогает выработать финансовую стратегию в рамках существующих данных. Данные этой матрицы были рекомендованы французскими учеными Франшоном и Романе (см. табл. 1).

Таблица 1. Матрица финансовых стратегий Ж. Франшона и И. Романе

РФД<<0 РФД=0 РФД>>0
РХД>>0 РФХД=0

1

РФХД>0

4

РФХД>>0

8

РХФ=0 РФХД<0

7

РФХД=0

2

РФХД>0

5

РХД<<0 РФХД<<0

9

РФХД<0

6

РФХД=0

3

Примечание. РХД (результат хозяйственной деятельности) показывает денежные средства предприятия после финансирования развития; РФД (результат финансовой деятельности) отражает финансовую политику предприятия; РФХД (результат финансово-хозяйственной деятельности) показывает величину и динамику денежных средств предприятия после совершения всего комплекса инвестиционно-производственной и финансовой деятельности фирмы

Данная матрица представляет от 1 до 9 возможных состояний и видов финансовой стратегии, которые могут быть применены предприятием. При попадании компании в один из квадрантов, ей предлагаются возможные сценарии дальнейшего финансового развития компании, тогда возможно проанализировать финансовую стратегию в динамике.

Матрица финансовых стратегий является очень полезной для российских предприятий. В современных условиях в национальных предприятиях преобладают ситуации, описанные в квадрантах 6, 7, 9. Все они характеризуются дефицитом ликвидных средств предприятия. Для комплексной оценки и разработки финансовой стратегии предприятия данный метод не достаточен и может применяться только как часть общей методики.

Чтобы убедиться, что цели предприятия соответствуют предпочтениям всех сторон, необходимо определить заинтересованные стороны. Заинтересованные стороны – это организации или люди, которые имеют интерес в предприятии, эти интересы разнообразны и по многим причинам. Они могут быть потенциальным источником конфликта и стать препятствием для успешного выполнения стратегии и целей научно-производственного предприятия. Команде управления предприятия нужны основные навыки ведения переговоров и общения, для того, чтобы разрешать конфликты, которые могут существовать между стратегическими целями организации и целями, ценностями и интересами его различных заинтересованных сторон.

Таким образом, постановка проблемы каждой компании, поставившей перед собой цель разработать финансовую стратегию, заключается в обеспечении развития деятельности необходимыми денежными потоками и увеличением доли роста самофинансирования (увеличение доходов и уменьшении расходов компании).

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2006
  2. Nelson, R.R. (1959).“The Simple Economics of Basic Scientific Research.” Journal of Political Economy 49
  3. Levin, R.C., Klevorick, A.K., Nelson, R.R., Winter, S.G. (1987). “Appropriating the Returns from Industrial Research and Development.” Brookings Papers on Economic Activity 1987(3)
  4. Mansfield, E., Schwartz, M., Wagner, S. (1981). “Imitation Costs and Patents: An Empirical Study.” Economic Journal 91


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Маргарян Рафаель Рафаелович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация