УДК 331.1

ВИДЫ И ФОРМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА

Дуванова Елена Александровна1, Дикарева Ирина Александровна2
1Ульяновский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления
2Ульяновский государственный университет, студент

Аннотация
Стимулирование всегда являлось одним из самых важных составляющих менеджмента, вопрос об изменении отношения работников к труду актуален и сейчас. В статье принимается попытка анализа наиболее эффективных видов и форм стимулирования труда для современного предприятия.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Дуванова Е.А., Дикарева И.А. Виды и формы стимулирования труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/02/15778 (дата обращения: 21.02.2018).

В настоящее время менеджерам важно активно применять мировые достижения в области стимулирования труда на предприятии, учитывая происходящие изменения в обществе, государстве и экономике, для этого необходимо детально изучить теоретический аспект стимулирования труда.

Существует множество определений понятия «стимулирование». Так, А.А. Когдин считает, что стимулирование труда – это комплекс мер, являющихся средством удовлетворения конкретных потребностей работника, по большей части материальных [1, с. 80], О.В. Лобцова говорит о стимулировании труда, как о совокупности экономических, организационных и социально – психологических рычагов воздействия на работника, учитывающих его внутренние побудительные мотивы и направленных на обеспечение заинтересованности персонала в результатах труда [2, с. 98]., а некоторые исследователи определяют стимулирование как  совокупность требований и соответствующую им систему поощрений и наказаний. Исходя из вышеперечисленных мнений, можно сделать вывод о том, что стимулирование труда – это совокупность требований, наказаний и поощрений, учитывающих побудительные мотивы человека, при помощи которых руководство организации осуществляет воздействие на работника с целью улучшения его трудовой деятельности.

В науке менеджмента выделяется материальное и нематериальное стимулирование, материальное в свою очередь подразделяется на денежное и неденежное. Большинство ученых, в том числе А.М. Бобков считают, что материально – денежное стимулирование – это вид материального стимулирования, который регулирует поведение объекта управления на основе использования различных денежных выплат и санкций и имеет следующие формы:

1. Заработная плата. В науке менеджмента нет единого мнения на счет включения заработной платы в число форм стимулирования. Так, Г.М. Рахимова считает, что отрыв оплаты труда от личных трудовых стараний сотрудников гасит инициативу и усилия работника [3, с.75].

2. Система бонусов. Под системой бонусов принято понимать разовые выплаты из прибыли организации, направленные на вознаграждение. В большинстве организаций бонусы составляют до 20% годового дохода сотрудника.  Различают следующие виды бонусов: годовой, за выслугу лет, за отсутствие прогулов.

3.Участие в акционерном капитале. Данная форма материального стимулирования заключается в приобретении акций по льготным ценам или в безвозмездном получении акций.

4.Участие в прибыли. Участие в прибыли как форма материально – денежного стимулирования подразумевает формирование поощрительного фонда с помощью установки доли прибыли.

В перечень форм материально – денежного стимулирования часто включают компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей. На наш взгляд, компенсация не может в полной мере выполнять стимулирующую функцию, поскольку работник, ознакомленный с трудовым законодательством, знает об обязанности работодателя выплачивать некоторые компенсации по закону.

Под материально – неденежным стимулированием принято понимать вознаграждение за заслуги, имеющее денежное выражение, но выдаваемое работнику в неденежной форме. Выделяют следующие его формы: бесплатное использование персоналом социальных учреждений организации; приобретение продукции, производимой организацией, по льготным ценам; повышение технической оснащенности и комфортности рабочего места; оплата транспортных расходов и др.

Нематериальное стимулирование большинство ученых, в том числе И.В. Осиновская, определяют как внешнее воздействие, которое повышает лояльность сотрудников к компании и одновременно снижает издержки по компенсации сотрудникам их трудозатрат и имеет следующие виды:

1.Социальное стимулирование, которое характеризуются появлением возможности у работника участвовать в управлении производством, трудом и коллективом, самостоятельно принимать решения.

2.Моральное стимулирование, подразумевающее передачу информации о заслугах человека, результатах его деятельности в социальной среде с учетом объективной оценки трудового вклада работника. Данный подвид стимулирования осуществляется путем вручения грамот, размещения фотографий сотрудников на Доске Почета  и др.

3.Социально-психологическое стимулирование, которое выражается в комфортном климате  коллектива, нормальном общении с начальством [4, с.55].

Также стоит отметить виды нематериального стимулирования, которые выделяются некоторыми учеными, в том числе Е.С. Симоненко:

1.Стимулирование свободным временем. Данный вид заключается в предоставлении работнику за активную и творческую работу возможности выбора времени отпуска, гибкого графика работы; возможности сокращения длительности рабочего дня за счет повышения производительности труда

2.Трудовое или организационное стимулирование, которое предполагает предоставление работнику возможности использования творческих элементов в труде, участия в управлении, а также творческие командировки [5].

Существуют также различные формы стимулирования:

1.Опережающее и подкрепляющее. При опережающем стимулировании сотрудник информируется о  необходимом уровне достижения результатов, системе измерения и оценки его труда до начала деятельности, при подкрепляющем – стимулирование подкрепляет уже осуществленные действия.

2.Индивидуальное и коллективное стимулирование.

3.Позитивное и негативное. Позитивное стимулирование – возможность получения бонуса или премии, негативное – возможность их утраты.

4.Непосредственное и перспективное. При непосредственной форме стимулирование осуществляется по окончании действия, а текущая форма проявляется по итогам квартала или полугодия.

Таким образом, в настоящее время существует многообразие форм и методов стимулирования труда, активное использование которых позволит повысить эффективность трудовой деятельности на предприятии.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Когдин А.А Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом//Основы экономики, управления и права. 2012. №4. С. 80-83.
  2. Лобцова О.В. Стимулирование труда работников// Вестник ЧитГУ. 2012. №3. С. 97-103.
  3. Рахимова Г.М. Исследование факторов мотивации персонала// Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 10. С. 70-78.
  4. Осиновская И.В. Развитие нематериального стимулирования персонала в  нефтесервисных компаниях//Теория и практика общественного развития. 2015.№ 1. С.55-57.
  5. Симоненко Е.С. Совершенствование системы стимулирования труда как условие повышения уровня кадрового менеджмента организации// Интернет – журнал Науковедение. 2016. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/01EVN216.pdf  (дата обращения: 8.02.18).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «irishadi»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: