УДК 339.13

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ИННОВАЦИЙ

Кривчанская Анна Васильевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
студентка

Аннотация
Развитие рынка инноваций напрямую связанно с развитием остальных отраслей экономики. В данной статье рассмотрены ключевые особенности рынка инноваций, его субъекты, функции, внешняя среда. Основываясь на последних статистических исследованиях проанализирован уровень развития рынка инноваций в России, а также обозначены некоторые проблемы.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Кривчанская А.В. Особенности рынка инноваций // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/11/15430 (дата обращения: 20.02.2018).

Научный руководитель: Удальцова Наталья Леонидовна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (г. Москва)

кандидат экономических наук, доцент департамента «Менеджмент»

В современной экономике всю большую роль играет развитие рынка инноваций, чему способствует современный уровень технологического развития. Общий объем инновационных товаров, работ и услуг составлял более 3 трлн. рублей уже в 2015г.[1] Также, как и рынки традиционных товаров, рынки инновационных продуктов имеют отраслевую и географическую структуры, правовые нормы, свои формы рекламы и методику расчета цен. Сам же рынок инноваций возник на стыке рынка товаров и рынка знаний. В качестве определяющей характеристики данного рынка выделяют появление нового наукоемкого высокотехнологичного блага, которое превосходит существующие аналоги по своим характеристикам и способно увеличить конкурентоспособность предприятия реального сектора экономики. Помимо этого, можно выделить еще несколько особенностей рынка инноваций: ограниченное количество покупателей и продавцов, новизна рынка для организации, предлагающей инновационный товар (не известны потребители), а также неэластичность рынка, так как ценовая политика ограниченно влияет на объем сбыта.

Итак, под рынком инноваций стоит понимать совокупность организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участников по срокам, ценам и масштабам данного обмена [2]. Подобные отношения возникают между участниками такого рынка с целью создания, внедрения и распространения нововведений. Участниками могут выступать:

  • Интеграторы передовых технологий и проектов, т.е. организации, которые занимаются развитием прикладной и фундаментальной наук;
  • Предприятия реального сектора экономики, выступающие в роли потенциальных или реальных заказчиков на инновационные продукты;
  • Физические лица, которые могут играть роль как потребителей инновационных продуктов, так и генератора новых идей [3].

Субъекты инновационной деятельности могут выполнять двойственную роль: с одной стороны, являясь покупателями научно-технической продукции на рынке производителей данного вида благ, а с другой стороны, выступая продавцами инновационного продукта при продаже его потребителям. Однако, стоит отметить, ограниченность объемов приобретаемой научно-технической продукции и возможностей самой деятельности инновационных фирм, которая непосредственно связана с объемом платежеспособного спроса потребителей инновационного продукта.

Промышленные предприятия выступают в качестве центра инновационного бизнеса (рис. 1), хотя их инновационная деятельность направлена прежде всего на достижение стратегических целей по развитию организации. Для промышленных предприятий все более актуален вопрос трансфера инноваций, что предполагает не просто передачу информации о новшестве, но также и его освоение. Обычно исследовательские организации осуществляют передачу технологий на стадии завершения опытно-конструкторских работ промышленному предприятию для освоения данных технологий в серийном масштабе.

Рисунок 1 – Результаты инновационной деятельности промышленных предприятий

В качестве одной из особенностей рынка инноваций и рынка знаний можно выделить тот факт, что по мнению многих ученых на данных рынках предложение, а не спрос, является двигателем прогресса, ведь есть много примеров, когда предложенные неизвестные товары становятся востребованы и находят своих потребителей (появление первых персональных компьютеров, гаджетов). Однако, ряд ученых уверены, что именно спрос определяет дальнейшую судьбу и успех новшеств. Таким образом, учитывая обе точки зрения, можно говорить о том, что при формировании предложения инновационных товаров необходимо сконцентрироваться на преимуществах, которые получит потребитель при использовании этого блага, а также следует действовать постепенно, ведь на инновационные товары сначала формируется небольшой спрос и только потом он начинает раскручиваться рынком. При этом инновационные товары часто характеризуются неявным и трудно прогнозируемым спросом. Поэтому получить признание потребителей и занять свою нишу сможет только действительно достойное предложение.

Кроме того, рынок инноваций имеет свои особенные функции, такие как:

  1. Финансирование прикладных научных исследований;
  2. Появление нового знания;
  3. Создание инновационных технологий, товаров и услуг;
  4. Удовлетворение потребностей предприятий реального сектора экономики в инновационных разработках;
  5. Распространение инноваций;
  6. Повышение конкурентоспособности организаций, региона, страны.

Внешняя среда рынка инноваций представлена совокупностью финансовых и нефинансовых институтов, которые содействуют развитию инновационной системы. В области финансово-экономического обеспечения задействованы:

  • Частные финансовые институты: российские инвестиционные и венчурные фонды и компании;
  • Государственные финансовые институты: государственные бюджетные и внебюджетные фонды, государственный заказ, государственные конкурсы;
  • Международные финансовые институты: иностранные инвестиционные фонды и компании венчурного капитала, международные венчурные компании и инвестиционные фонды.

В связи с тем, что все этапы инновационного процесса характеризуются своим соотношением риска и доходности, финансирование всех этапов также различается: в основном в начале данной деятельности финансирование происходи за счет бюджетных фондов или бизнес-ангелов, и только тогда, когда снижаются риски и видна положительная динамика инновационного проекта, можно ожидать финансирования из внебюджетных источников.

Нефинансовые институты:

  • Государственные: институты законодательной и исполнительной власти, особые экономические зоны, наукограды, технологические платформы, инновационные кластеры;
  • Частные: бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, защиты интеллектуальной собственности, субконтрактации и технологического форсайта.

Государство играет значительную роль, осуществляя институциональную поддержку инновационных предпринимателей и обеспечивая их эффективную работу на определенной территории. Это входит в интересы государства не только из-за налоговых выплат, но и по причине того, что инновационные компании предоставляют высококачественные рабочие места и обеспечивают преимущественное удовлетворение потребностей рынка в наукоемкой продукции.

Каждый инновационный проект проходит через четыре фазы своего развития: фаза формирования идей, фаза научно-исследовательских работ, фаза опытно-конструкторских работ и фаза коммерциализации (реализации благ). В ходе этих процессов субъекты инновационной деятельности непрерывно взаимодействуют друг с другом и это взаимодействие носит цикличный характер. Инициировать идеи могут разные факторы: научные, когда инновации возникают в результате получения новых знаний, или рыночные, когда рынок формирует конкретный запрос на инновации, но бывают также и случаи, когда оба эти фактора в равно мере дают толчок инновациям, что достигается в том числе за счет некоторого вмешательства государства через институты поддержки инновационной деятельности.

В нашей стране более распространен способ коммерциализации уже существующих идей и разработок. В этом случае с помощью государственного финансирования в университетах идеи разрабатываются и проходят фазу опытно-конструкторских работ, а затем осуществляется поиск предприятий, которые смогли бы внедрить эти разработки. Однако, более эффективным представляется формирование заказа от реального бизнеса, после чего бы интеграторы передовых технологий начали разработку решений. При системном формировании промышленных заказов на научно-технические разработки происходит значительное сокращение рисков в связи с тем, что предварительный запрос от реального бизнеса предполагает гарантированный спрос на эти инновации.

Можно выделить несколько классификаций рынка инноваций (рис. 2).

Рисунок 2 – Классификации рынка инноваций

В зависимости от характера инноваций выделяют рынок контрактных НИОКР, рынок лицензий и рынок технологий. На рынке контрактных НИОКР производится купля-продажа результатов НИОКР, которые выполняются по определенному заказу с целью их практического внедрения или дальнейших разработок и исследований. Предметом обмена на рынке лицензий и рынке технологий являются, соответственно, права на применение интеллектуальных продуктов и технологий, которые уже подтвердили на практике свою эффективность.
Структура рынка инноваций по формам собственности, отражающая потоки нововведений между субъектами различных форм собственности, предопределяет многие направления государственной инновационной политики такие, как нормативно-правовое регулирование, меры государственной поддержки малых инновационных предприятий и организаций венчурного капитала, условия технологического трансферта из государственного сектора в частный и др [4, с. 52].

Также выделяют внутренние и внешние рынки инноваций. Внешние рынки предполагают передачу устаревших в определенной стране технологий в страны, для которых подобные технологии все еще остаются инновационными.

Экономическая сущность и специфика рынка инноваций определяется следующими фактами:

  • Углубление общественного разделения труда, специализация и объединение усилий в области производственной, научно-технической, инновационной деятельности наряду с всеобщим распространением товарного производства в том числе и в инновационной сфере экономики привели к коммерческому обмену продуктами инновационной деятельности.
  • Инновационные продукты отвечают всем признакам товара, а осуществление их коммерческого обмена путем заключения сделок, отражает специфику этих объектов в качестве товара.
  • Для осуществления торговли инновационными продуктами сформировался рыночный механизм, основными элементами которого являются спрос, предложение и цены.

Однако, на инновационный продукт сложнее определить цену, так как в него входят не только материальные, но и невещественные субстанции, которые не находят полного материального воплощения и сложнее поддаются оценке. Также в связи с тем, что инновационные товары отличаются своей новизной и уникальностью на них невозможно установить твердые цены, привязанные к сумме затрат на их создание, так как в инновационной сфере зачастую нет прямой зависимости между прибылью и фактическими затратами. Более того, так как для определения цены на данную категорию товаров используются множество факторов, для того чтобы определить базовую цену возможно применение анализа верхней (максимальная цена, приемлемая для покупателя) и нижней (минимальная цена, приемлемая для владельца) границ колебания цены. Владелец устанавливает цену на инновационный продукт исходя из суммы материальных затрат, затрат на оплату труда работников и обычной прибыли на продукцию инновационного характера. Покупатель назначает цену путем нахождения разницы между доходом от использования инновационного продукта в производстве, получаемом в течение всего периода его применения, и затратами на использование данного продукта. Стоит также отметить, что в инновационных процессах затраты и результаты имеют меньшее, чем в сфере материального производства, влияют друг на друга.

Как и любой другой рынок, национальный рынок инноваций подвержен влиянию конъюнктурных факторов, которые можно подразделить на общие и специфические для данного рынка. В качестве общего фактора можно рассматривать циклические колебания. Специфическими конъюнктурообразующими факторами являются торгово-политические условия реализации конкретных инновационных товаров и услуг на рынке, а также состояние научно-технического потенциала и производственной сферы.

Основываясь на международном сравнении совокупного уровня инновационной активности организаций[1], можно сказать, что в России рынок инноваций развит значительно слабее, ведь данный уровень составляет 9,3% (на 2015г.), в то время, как в большинстве стран он близок или больше 50%. Также всего 1,4% от общего числа отгруженных товаров, выполненных работ и услуг относится к вновь внедренным или подвергшимся значительным технологическим изменениям инновационным товарам, работам, услугам, новым для рынка, а 4,3% – к той же категории товаров, однако, новых не для рынка, а для организации (по последнему показателю Россия занимает среднее положение среди других стран). В рейтинге 2017 года Всемирной организации интеллектуальной собственности, Корнельского университета (США) и Школы бизнеса INSEAD (Франция) «Глобальный инновационный индекс» [5] Россия находится на 45 месте среди 127 стран. По данным этого рейтинга можно выделить сильные и слабые стороны российской инновационной системы (таб.1). Исходя из таблицы 1, можно сделать вывод, что в число слабых сторон попали наиболее значимые для развития рынка инноваций показатели.

Таблица 1 – Сильные и слабые стороны российской инновационной системы на основе GII-2017 (в скобках указанно занимаемое Россией место по данному показателю среди 127 стран)

Сильные стороны Слабые стороны
Занятость женщин с высшим образованием (2)

Размер внутреннего рынка (6)

Число патентных заявок на полезные модели, поданных национальными заявителями в патентные ведомства страны (8)

Торговля, конкуренция и масштаб рынка (12)

Выпускники вузов по научным и инженерным специальностям (13)

Соотношение учеников и преподавателей в среднем образовании (14)

Число патентных заявок на изобретения, поданных национальными заявителями в патентные ведомства страны (15)

Работники, занятые в сфере наукоемких услуг (15)

Платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (16)

Валовой коэффициент охвата высшим образованием (17)

Индекс Хирша для цитируемых документов (22)

Создание знаний (22)

Глобальные рынки развлечений и медиа (48)

Сделки с венчурным капиталом (90)

Правовая среда (94)

Чистый приток прямых иностранных инвестиций (94)

Экологическая сертификация по стандартам ISO 14001 (94)

Инвестиции (95)

Эффективность логистики (96)

Политическая среда (100)

Качество регулирования (102)

Верховенство закона (104)

Инновационные связи (105)

ВВП на единицу использования энергии (108)

Прирост ВВП на душу населения (110)

Влияние знаний (111)

Политическая стабильность и отсутствие терроризма (112)

Также стоит отметить неоднородность инновационного развития по всей стране. Основываясь на данных другого исследования Высшей школы экономики[6], можно говорить о разделении всех субъектов Российской Федерации на 4 группы в зависимости от их инновационного развития(рис.3).

Рисунок 3 – Распределение регионов РФ по значению российского регионального инновационного индекса

Регионы первой группы, то есть ведущие инновационные регионы, расположены только в Приволжском (36%), Сибирском (25%), Центральном (11%) и Северо-Западном (9%) федеральных округах. А регионы четвертой и третьей групп доминируют в Южном (100%), Северо-Западном (91%), Дальневосточном (89%), Северо-Кавказском (86%) федеральном округах.

В связи с этим важно уделять большое внимание инновационной политике как на уровне государства, так и на мезоуровне. При эффективном взаимодействие внутренних субъектов рынка инноваций, а также поддержки со стороны институциональной среды в России можно развить рынок инновационных товаров, а значит и улучшить общеэкономическую ситуацию.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Индикаторы инновационной деятельности: 2017 Статистический сборник //редактор Ю.А. Полякова, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» – Подписано в печать 19.01.2017. – URL: https://www.hse.ru/primarydata/ii2017 (дата обращения 04.11.2017)
  2. Сатторкулов О. Т., Рахматов К. У. Рынок инноваций и его структура // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 435-437.
  3. Баев И. А., Горшенина Д. А. Сущность, структура и функции рынка инноваций // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2015. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-struktura-i-funktsii-rynka-innovatsiy (дата обращения: 04.11.2017).
  4. О.В. Колосова, С.Н. Яшин, Н.А. Мурашова Управление инновационной деятельностью: учеб. пособие / Нижегород. гос. техн. ун-т. им. Р.Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. – Н. Новгород, 2012. – 566 с.
  5. The Global Innovation Index – 2017 [Электронный ресурс]: https://www.globalinnovationindex.org/ (дата обращения: 11.11.2017)
  6. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 5/ Г. И. Абдрахманова, П. Д. Бахтин, Л. М. Гохберг и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 260 с.
  7. Удальцова Н.Л. Условия, необходимые для развития инновационного бизнеса в России/ Инновационная наука, 2015, №5, С. 299-301.
  8. Удальцова Н.Л. Инновационное предпринимательство как элемент национальной системы/ Инновационная наука, 2015. №7. С.158-161.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кривчанская Анна Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: